3.2 Урок
«Нефтяная промышленность – «Беда или Благо» Сахалинской области?»
Тема урока:
Нефтяная промышленность «беда» или «благо» Сахалинской
области?
Цель урока:
В процессе групповой
работы над проектами, определить особенности развития нефтяной промышленности
Сахалинской области на современном этапе.
Задачи урока:
Образовательные:
- Сформировать
представление о факторах, обуславливающих развитие нефтяной
промышленности Сахалинской области.
- Определить
роль нефтяной промышленности в структуре хозяйства сахалинской области.
- Выявить
значимость нефтяной промышленности для россиян в целом и для жителей нашего
региона в частности.
- Создать
электронный материал по данной теме.
Развивающие:
- Способствовать
обучению школьников умению обосновывать свои ответы, аргументировать свою
точку зрения, иллюстрируя их примерами.
- Создать
условия для развития исследовательских навыков учащихся.
- Развить
умение работать с различными источниками географической информации и переводить
информацию из одной знаковой системы в другую.
- Готовить
материал для проведения презентации в наглядной форме.
Воспитательные:
- Воспитывать в процессе
работы на уроке чувство коллективизма и ответственности, толерантности –
терпимости к чужому мнению, внимательному отношению к ответам и рассказам
других детей.
- Способствовать
формированию коммуникативной, нравственно-эстетической культуры.
Тип урока: изучение нового
материала.
Методы: объяснительно-иллюстративный,
частично поисковый, исследовательский.
Виды работы учащихся: групповая
Оборудование:
- карты атласа Сахалинской области
- компьютерная программа
PowerPoint
- Картосхемы по теме «
Природно-ресурсный потенциал Сахалинской области»
- Экран, мультимедийный
проектор
Базовые знания: умение работать с разными источниками информации и географическими
картами, с компьютерной программой PowerPoint.
Эпиграф:
Китайская пословица «Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу
запомнить. Позволь мне сделать самому это – и это станет моим навсегда»
Результаты работы:
1.
Таблица №1 «Природно-ресурсного
потенциал Сахалинской области», в соответствии с Приложение В.
2.
Диаграмма «Добыча нефти на
северном Сахалине в первой половине 20 в.», в соответствии с рисунком 5.
3.
Таблица№2 «Характеристика
нефтяных проектов Сахалинской области», в соответствии с Приложением Г.
4.
Сочинение-рассуждение «Нефтяная
промышленность «Беда или Благо» Сахалинской области.
Ход урока
1. Организационный момент
Мы рождаемся
и живем в мире продуктов и вещей, полученных из нефти. В истории человечества
были каменный и железный периоды. Как знать, может быть, историки назовут
нефтяным или пластмассовым наш период. Нефть – является наиболее титулованным
видом полезных ископаемых. Ее величают и «королевой энергетики» и «царицей
плодородия». А ее королевский сан в органической химии – «черное золото».
Главным вопросом сегодняшнего урока будет следующий: - «Нефтяная промышленность
– «беда» или «благо» Сахалинской области?»
Для работы на
уроке вы можете использовать различные источники географической информации, для
оформления работы можно применять программу презентации Power Point, так же вы
можете согласиться или предложить свои критерии оценки развития нефтяной
промышленности в Сахалинской области. В результате решения проблемы, поднятой
на уроке у вас должна сложиться целостная картина особенностей развития
нефтяной промышленности на территории Сахалинской области. Результатом работы
служит готовая таблица «Природно-ресурсного потенциал Сахалинской области» ;
практическая работа «Сравнительная характеристика действующих нефтяных проектов
Сахалинской области».
2. Изучение нового материала
2.1 Природно-ресурсный потенциал Сахалинской области.
Нефть была известна человеку с глубокой древности. О её применении
для освещения, обогрева, изготовления лекарств упоминали Геродот и Плутарх. В
19 в. стимулом к её развитию стало изобретение керосиновой лампы, а затем и
двигателя внутреннего сгорания. В 20в. ни один другой вид первичных
энергоресурсов не оказал большего влияния на экономическое и социальное
развитие человечества, как нефть. Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой
индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение
скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти.
Нефтяная промышленность имеет большое значение для развития нашей страны в
целом и жителей нашей области в частности. Давайте вспомним: какие природно –
ресурсные факторы, обуславливают развитие нефтяной промышленности на Сахалине.
Учащимся
предлагается заполнить таблицу «Природно-ресурсный потенциал Сахалинской
области», используя Географический атлас Сахалинской области.
Учитель:
Проанализировав таблицу, какой можно сделать вывод?
Ученик:
Минерально-сырьевой потенциал Сахалинской области достаточно богат,
разнообразен и является надежной основой ее устойчивого экономического и
социального развития.
Учитель:
Более 81% месторождений Сахалинской нефтегазоносной области содержат
извлекаемые запасы углеводородов менее 10 млн.т. условного топлива. Суммарные
геологические ресурсы углеводородов Сахалинской нефтегазоносной области оцениваются
в 7.8 млрд.т, в том числе нефти – 3800 млн.т, свободного газа – 3300 млрд.м3,
конденсата – 250.5 млн.т. На сахалинский шельф приходится 76% ресурсов нефти
или 2900 млн.т.
2.2.Особенности исторического
развития нефтяной промышленности Сахалинской области
Россия по праву считается одной из
немногих стран, в которых добыча нефти имеет долгую историю. Российские геологи
и нефтяники ведут поиски, разведку и разработку нефтяных месторождений свыше
135 лет. На Дальнем Востоке наиболее перспективным районом по добыче нефтяных
ресурсов являются шельфы Сахалина.
Сообщение «Первая
Сахалинская нефть»
Учитель: Промышленная добыча нефти на
Сахалине ведется с 1928 года двумя путями: Японские концессионеры и трест
союзного значения «Сахалиннефть». Динамика добычи нефти с 1927 по 1948 годы на
северном Сахалине представлена в таблице. Вам необходимо, согласно данным
добычи нефти в первой половине 20 века, составить диаграмму и проанализировать
соотношения добычи нефти японскими концессионерами и трестом союзного значения.
Сделать вывод.
Создание диаграммы (коллективная
работа).
Вывод: Как видно из динамики добычи
нефти на северном Сахалине, СССР догнал Концессионеров в 1932 году и стал
наращивать объемы производства. Учитель: Однако развитие нефтяной
промышленности в течении 20 столетия проходило неравномерно. Спад сахалинской
нефтедобычи произошел после Великой Отечественной войны. Но в результате
введения в эксплуатацию новых месторождений и применения новых методов добычи
удалось добиться значительного роста нефтедобычи в 3 раза (с 1950 до 1964 г.). К
концу 70-х гг. основная масса нефтяных месторождений Сахалина уже вступила в
завершающую стадию разработки. В результате с 1974 по 1978 г. объемы добычи
нефти на Сахалине уменьшились на 12%. Только ввод в действие нефтяного
месторождения Монги позволил остановить падение и стабилизировать добычу на
уровне 2,50–2,65 млн. тонн в год. С 1985 года нефтяная промышленность Сахалина
вступила в полосу спада, а с 1991 г. началось обвальное снижение добычи.
Объемы добычи нефти сократились на
28,7%. И только к концу 1990-х гг. добыча нефти в Сахалинской области
стабилизировалась на уровне 3362 тыс. т. Данные вы можете увидеть на экране.
Основные причины падения добычи:
- разрыв хозяйственных связей,
- изменение организационной структуры
в отрасли,
- снижение внутреннего спроса,
- снижение инвестиций,
- естественное исчерпание ряда
крупных месторождений (нефтяные месторождения на суше находились в
заключительной стадии эксплуатации, поэтому прогнозируемый рост добычи
связывали с запасами нефти на сахалинском шельфе).
Учитель: Какой год согласно
статистическим данным, дал старт новому этапу развития нефтяной
промышленности на Сахалине и почему?
Вывод: Если проанализировать данные
уровня добычи нефти в начале XXI
века, то можно увидеть, что переломным моментом, давшим старт новому этапу
развития области в 2000-е гг., началась реализация новых шельфовых проектов
добычи нефти и газа («Сахалин-1» и «Сахалин-2»).
Весь шельф острова разделен на
перспективные блоки, которые получили названия «Сахалин-1», «Сахалин-2»,
«Сахалин-3» - вплоть до «Сахалина- 9». В настоящее время в Сахалинской области
в разной степени реализации находятся проекты по освоению запасов нефти и газа
континентального шельфа от «Сахалин-1 до «Сахалин-9».
2.3. Нефтяные проекты
Сахалинской области.
Учитель: Сегодня вы на уроке самостоятельно, работая в группах (учитель – консультант и
координатор) должны будете собрать информацию, проанализировать собранный
материал, оформить проект в виде компьютерной презентации по теме «Нефтяные
проекты Сахалинской области». Работа проходит следующим образом: из
предложенных тем (список тем представлен на экране с помощью мультимедийного
проектора) учащиеся выбирают наиболее интересный для себя проект и объединяются
в группы.
Темы проектов:
1.
Действующий нефтяной проект «
Сахалин 1»
2.
Действующий нефтяной проект «
Сахалин 2»
3.
Перспективные проекты.
Работа над
проектом состоит из четырёх этапов:
1. Подготовительный
этап
·
выбор учащимися темы проекта и
формирование мотивации (постановка проблемы) по выполнению проекта;
·
определение необходимого
объёма знаний, умений и навыков у учащихся для выполнения проекта;
·
составление учащимися
совместно с учителем задач и этапов работы по выполнению проекта;
2. Конструктивный
этап
·
рассмотрение нескольких
возможных вариантов выполнения проекта и отбор наиболее оптимального варианта;
·
сбор и обработка требуемой
информации, изучение необходимой литературы, источников информации;
·
распределение обязанностей
(для коллективного и группового проектов).
3.
Технологический этап
·
выполнение проекта с
использованием компьютерной программы PowerPoint, текущий контроль и
корректировка деятельности.
4. Заключительный
этап.
·
защита проекта (презентация)
·
самооценка качества
выполненной работы;
3. Этап усвоения и проверки новых знаний.
Проектные группы
работают над выполнением заданий по своей теме, готовят сообщения и затем
представители каждой группы выступают с этими сообщениями.
Участники
остальных проектных групп записывают основную информацию в таблицу, прослушивая
доклады одноклассников.
Презентация работ проектных групп
Презентуя продукт
своей деятельности, дети должны рассказать о своих идеях, их обсуждении, каким
был ход работы, какие трудности преодолевались и как (рефлексия деятельности учащихся).
Подведение итогов
проводится после обсуждения за круглым столом участниками всех групп
презентаций проектов (рефлексия). На экране высвечиваются критерии, по
которым будут оценены проекты:
·
самостоятельность работы над
проектом;
·
полнота раскрытия темы;
·
оригинальность решения
проблем;
·
раскрытие содержания проекта
на презентации (убедительность презентации);
·
ответы на вопросы.
4.Экологические проблемы
нефтяной промышленности Сахалинской области
При всё более
возрастающих масштабах добычи и переработки нефти всё более остро стоит
экологическая проблема. Давайте посмотрим, как происходит влияние свойств нефти
на особенности её использования.
Демонстрация нефти, и работа по определению физических свойств
нефти.
Ход работы:
Рассматриваем
пробирку с нефтью (масленичная жидкость, темно-бурого цвета, почти черного с
характерным запахом.) Нефть не напоминает по запаху бензин, с чем ассоциируется
представление о ней. Аромат нефти придают сопутствующий сероуглерод, остатки
растительных и животных организмов. Растворяем нефть в воде (не растворяется,
на поверхности образуется пленка). Плотность пленки меньше воды, поэтому она
находится на поверхности.
Вывод о
причинах экологических проблем.
5. Закрепление
В конце урока
учащиеся отвечают на главный вопрос урока: Нефтяная промышленность – «беда» или
«благо» Сахалинской области?
Ответ
учащихся:
Развитие
нефтяной промышленности в современном объёме на данном этапе исторического
развития, скорее всего, является «бедой» Сахалинской области:
- большинство
месторождений Сахалинской области истощены, для решения проблемы требуется
освоение перспективных месторождений нефти;
- не все
скважины в достаточной мере эксплуатируются, часть глубоко залегающих пластов
невозможно эксплуатировать из-за отсутствия современного оборудования;
- на мировом
рынке происходит снижение цен на нефть, необходимо увеличивать экспорт не сырой
нефти, а продуктов её переработки;
- создать или
войти в действующую группировку стран экспортёров нефти для совместного
регулирования цен на нефть на мировом рынке.
Добыча и
экспорт нефти всегда было прибыльной сферой производства, хотя дальнейшее е
развитие нефтяной промышленности требует больших капиталовложений для разведки
и освоения новых месторождений нефти, модернизации оборудования на НПЗ.
Комментирование
эпиграфа урока:
Китайская
пословица «Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне
сделать самому это – и это станет моим навсегда»:
6. Этап информации о домашнем задании.
1.
Используя записи в тетрадях, компьютерные презентации, на
контурной карте обозначить основные районы добычи нефти, подписать крупнейшие
месторождения, выделите цветом районы, разрабатываемые сейчас и перспективные,
нанести основные нефтепроводы.
2.
Написать сочинение-рассуждение « Нефтяная промышленность- беда или
благо Сахалинской области»
3.
Из бросового материала соорудить объекты нефтяного проекта «Сахалин-2»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.