Инфоурок Всеобщая история КонспектыУрок по географии на тему "Монгольское нашествие" (7 кл)

Урок по географии на тему "Монгольское нашествие" (7 кл)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ завоевание монголами земель Казахстана.pptx

Скачать материал "Урок по географии на тему "Монгольское нашествие" (7 кл)"

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по переработке нефти и газа

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Тема: Завоевание монголами земель Казахстана.

    1 слайд

    Тема: Завоевание монголами земель Казахстана.

  • 2 слайд

  • 3 слайд

  • План урока: План урока:1. Рождение и путь к вла...

    4 слайд








    План урока:
















    План урока:






    1. Рождение и путь к власти Чингисхана
    2. Административное устройство империи
    3 Завоевательные походы монголов
    4. Отрарская катастрофа
    5 Последствия завоевательных походов монголов

  • Темуджин родился в урочище Делюн-Болдок на берегу реки Онон в семье одного из...

    5 слайд

    Темуджин родился в урочище Делюн-Болдок на берегу реки Онон в семье одного из вождей монгольского племени тайчиутов Есугэй-багатура из рода Борджигин и его жены Оэлун из племени унгиратов и был назван в честь плененного им татарского вождя Темуджина-Уге, которого Есугэй победил накануне рождения сына. Год рождения Темуджина остаётся до конца не выясненным, так как основные источники указывают на разные даты. По данным Рашид ад-Дина, Темуджин родился в 1155 году. «История династии Юань» называет в качестве даты рождения 1162 год.

  • Река Онон – место где родился и вырос Чингисхан

    6 слайд

    Река Онон – место где родился и вырос Чингисхан

  • 7 слайд

  • 8 слайд

  • Монгольская империя95 административных туменов3 военно-административных улу...

    9 слайд

    Монгольская империя
    95 административных туменов
    3 военно-административных улусов

     Правое крыло (Барунгар) Центральное крыло (Кул) Левое крыло(Жонгар)



  • 10 слайд

  • Основной закон- Яса Чингисхана
I часть- слова назидания, условия по управлени...

    11 слайд

    Основной закон- Яса Чингисхана
    I часть- слова назидания, условия по управлению
    II часть- общие законы по военным и гражданским делам, правила, наказания.




    Высший орган- Курултай- учредительное собрание

    Один раз в год в летнее время
    Планы предстоящей войны, сбор войск, сроки войны, внутренние вопросы жизни империи

  • Основные причины монгольских походов: • Необходимость в расширении границ г...

    12 слайд

    Основные причины монгольских походов:

    • Необходимость в расширении границ государства;
    • Необходимость в расширении пастбищных угодий;
    • Для монгольской знати новые завоеванные народы - это новые плательщики дани и военный резерв для ведения войн;
    • Для удовлетворения требований кочевой знати, пресечь внутренние раздоры и междоусобицы.


  • 13 слайд

  • 14 слайд

  • 15 слайд

  • 16 слайд

  • 17 слайд

  • 18 слайд

  • 19 слайд

  • 20 слайд

  • Д/З  параграф 21 , выполнить контурную карту

    21 слайд

    Д/З параграф 21 , выполнить контурную карту

  • Нанесите стрелками походы Чингисхана.
Отметьте города, оказавшие упорное сопр...

    22 слайд

    Нанесите стрелками походы Чингисхана.
    Отметьте города, оказавшие упорное сопротивление.
    Отметьте места сражений.
    Определите границы улусов.

    Работа с контурной картой

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ урок монголы.doc

Предмет: история Казахстана

 

Тема: Завоевание монголами земель Казахстана

 

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели урока

  Образовательная: Ознакомить учащихся с историей создания империи Чингисхана, об общественном строе, завоевании казахских земель, гибели Отрара и создании улусов. Закрепить знания о культуре Казахстана 2-ой половины IX- начала XIII вв.

  Воспитательная: Воспитывать патриотизм, а также отрицательное отношение к войнам и военным конфликтам.

  Развивающая:  развитие памяти, внимательности, исторического мировоззрения.

  

Метод: Объяснительно-иллюстративный

   Оборудование: презентация, отрывок из фильма «Чингисхан»

 

Ход урока:

Орг.момент

Приветствие, проверка готовности к уроку

   Постановка темы и целей урока

  Актуализация опорных знаний

     «Дерево познания» (дерево, а на дереве плоды с вопросами). Задаются вопросы по прошлому материалу.

Вопросы:

  1. Почему ВШП назван Великим шелковым путем?
  2. Что обозначает слово «каган»?
  3. Перечислите раннефеодальные государства, существовавшие на территории Казахстана.
  4. Какое государство  в Казахстане в начале X в. объявило «ислам» государственной религией?
  5. Что такое архитектура?
  6. Какие города были на территории Казахстана, ставшие центрами торговли вдоль Великого шелкового пути?
  7. Что такое крытые монументальные надгробные сооружения?
  8. Что означает «Жетысу», в какой части Казахстана он находится?

 

 Блок № 3.  Изучение новой темы:   

Запись в тетради темы урока  Завоевание монголами земель Казахстана.  Слайд 1,2,3

 

План урока: .  Слайд 4

 

1.Рождение и путь к власти Чингисхана
2. Административное устройство империи

3 Завоевательные походы монголов

4. Отрарская катастрофа

5 Последствия завоевательных походов монголов

 

Вступительное слово.

     В древние времена был создан такой литературный памятник, как «Сокровенное сказание монголов». В отличие от других летописей того времени в нем говорится не о предках и расшифровке родословной, а в основном, о жизни и делах Чингисхана.

Монгольские племена первоначально населяли междуречье Орхона и Керулена, к середине XII в. они продвинулись на запад, оттеснив с территории Монгольского Алтая и верховьев Иртыша найманов и кыпчаков. Правителем монгольского племени был Есугай багатур.
   Есугай багатур украл  чужую невесту красавицу Оэлун, убив ее жениха. . Слайд 5,6,7

  В 1155 (1162 ) родился Темучжин . После гибели Есугей-батыра, маленький Темучин остался один, вместе с матерью изгнали из племени. Став юношей, он сумел объединить вокруг себя верных товарищей. И начал борьбу с племенами за территории.

 

В течение 20 лет сын предводителя монгольского племени рода киятов- борджигинов Есугей-бахадура - Темучин (1155-1227) в жесткой борьбе подчинил себе разрозненные племена Алтая, и в 1206 г. на курултае (хурале) монгольской знати, проходившем на берегу р. Орхон и Керулен, было объявлено об образовании Монгольского государства, и Темучин был провозглашен верховным правителем - Чингисханом. Столица - Каракорум.
Таким образом, в начале XIII века в Центральной Азии образовалось новое монгольское военно-феодальное государство. .  Слайд 8


В 1211-1215 Северный Китай –позаимствовал  китайскую военную технику, затем Чингисханом были покорены народы Сибири (якуты, буряты). Енисейские кыргызы. Уйгурское и Турфанские княжества в Восточном Туркестане сдались без боя.
Следующая задача - покорение Казахстана, Средней Азии, Ирана, Ближнего Востока, Закавказье и Восточной Европы.

                   

                      Административное устройстве империи. .  Слайд 9,10

 

 

Монгольская империя

95 административных туменов

3 военно-административных улусов

 


Правое крыло (Барунгар)       Центральное крыло (Кул)          Левое крыло(Жонгар)

 

                                                                                                           

Каждый округ состоял из нескольких «туменов» (каждый по 10 тыс.) – тумены делились на «тысячники», каждая тысяча на «сотники», далее сотники на - «десятники». Начальники округов и туменов были родственники Чингисхана. Армия отличалось железной дисциплиной и высокой боеспособностью. Чингисхан выдвигал на видные командные должности
смелых и решительных людей, независимо от их этнического и социального
происхождения. У Чингисхана была личная гвардия из 10 тыс. отборных воинов - «кушук».
Для укрепления власти и государства в 1206г. Чингисханом издан свод законов ~ «Ясы».

Схема 2

Основной закон- Яса Чингисхана .  Слайд 11

 

 

I часть- слова назидания, условия по управлению  

II часть- общие законы по военным и гражданским делам, правила, наказания.

 

Высший орган- Курултай- учредительное собрание

Один раз в год в летнее время

Планы предстоящей войны, сбор войск, сроки войны,

внутренние вопросы жизни империи.

 

Основное занятие населения – экстенсивное скотоводство. Монгольское общество разделялось на два сословия: господствующая часть - нойоны и зависимые скотоводы – араты. В китайских источниках население Монголии называлось «татарами», сам же Чингисхан свои племена называл монголами, а государство ~ монгольским. Этноним «татары» относился только к части восточно-монгольских племен.
Со времени основания монгольское государство было основано на завоевательных походах.
просмотр отрывка видеофильма

 

Основные причины монгольских походов: .  Слайд 12,13,14


• Необходимость в расширении границ государства;
• Необходимость в расширении пастбищных угодий;
• Для монгольской знати новые завоеванные народы - это новые плательщики дани и военный резерв для ведения войн;
• Для удовлетворения требований кочевой знати, пресечь внутренние раздоры и междоусобицы.
г Баласагун сдался без боя, запретил всем городам иметь стены и ворота.
 

Гибель Отрара.

Поводом вторжения в Казахстан послужила «Отрарская катастрофа» в 1218 году. .  Слайд 15

А  вы как относитесь к такому явлению, как предательство?

Летом 1218 г. Чингиз хан направляет в Отрар торговой караван из 450 чел. И 500 верблюдов, везший огромные ценности и подарки. правитель Отрара Каир – хан , заподозрив купцов в шпионаже, приказал их убить и разграбил караван. Это событие в истории получило название «Отрарская катастрофа» и послужило поводом для вторжения Чингисхана на территорию Казахстана и Средней Азии. В сентябре 1219 г.  Чингисхан с 150 тыс. войском, подошел к Отрару. Правитель Отрара Каирхан с 80 тыс. войском 6 месяцев держал оборону города. Лишь предательство  их военного начальника Хорезма Караджа – Хаджиба привело к падению города, который с 10 тыс. войском сдался монголам, ночью открыл ворота и впустил в город монголов, за что впоследствии ими же был казнен за предательство. Еще 1 месяц Каир – хан с отрядом оборонялся в цитадели, защищал ее до последнего воина. Когда все защитники крепости полегли, Каир – хан был взят в плен и казнен. Отрар пал в феврале 1220 г. Население изгнано из города, монголы разграбили все имущество, цитадель и стены города превратили в руины.

Послушайте, как современный поэт Мухтар Шаханов написал об этом в своем произведении «Отрарская поэма».

 

О, гордый Отрар!

В горле горечи ком,

Не взят ты измором, мечом и стрелой,

Шесть месяцев стойко сражался с врагом,

В шесть дней был разрушен и сравнен с землей.

Пристанище мудрых, науки приют,

Мы песни твои с колыбели твердим,

Ты слышишь, Отрар, то не ветры поют,

То Азия плачет над пеплом твоим.

Я вижу сквозь годы пожара зарю,

И крики младенцев терзают мой слух.

Я тоже в огне беззащитно горю,

В который бросали ослепших старух,

В который бросали беременных жен, -

И было их чрево добычей меча.

И долго по небу, закрыв небосклон,

Лишь вороны плыли, победно крича.

Бессмертная память живым тяжела.

Где город стоял — только ветры да прах.

И слава твоя, что великой была,

Лишь горькой легендой осталась в веках.

 

 

Когда додымили в руинах огни,

И крики умолкли, и плач отзвучал,

Двоих привели к Чингисхану — они

Измучены были, и каждый молчал.

Один, осененный легенды крылом,

Чей верен был глаз и смертелен удар,

Шесть месяцев долгих умом и мечом

Сражался с врагом, защищая Отрар.

Он сотни сражений победой венчал,

Душой незлобив и коварство презрев.

В нем мудрость и сила — начало начал —

Вздохнул Каир-хан и уста отворил,

Как будто не им, а векам говорил,

Печальная речь над землей поплыла:

“История наша сложила крыла,

Чингис нашу славу развеял в степях,

Вокруг лишь развалины, пепел да прах.

В последнем бою пал последний поэт,

И подвиг Отрара не будет воспет”.

Чингис усмехнулся:

“Пощады не жди,

Нет тени надежды у вас впереди,

И подвиг Отрара с тобою умрет,

Я вырезал всех, кто продолжил бы род”.

Печально старик головой покачал:

— Я злобы такой на земле не встречал,

Но я, Каир-хан, сообщить тебе рад,

Что мальчика вывел неделю назад

Из стен осажденных ночною порой.

Он жив и свободен, как ветер степной”.

Слеза Каир-хана коснулась щеки,

В бессилье и боли он сжал кулаки:

“Похвален поступок — продолжится род.

Но сколько же весен над миром пройдет,

Пока станет мужем спасенный юнец

И сына родит на земле наконец.

И сколько промчится томительных лет,

Пока средь потомков родится поэт,

Пока он отыщет в минувшее путь,

Дыханием степи наполнится грудь,

Пока подойдет золотая пора,

Где ясны границы и зла и добра,

Иссякнут моря, пересохнет река,

Пройдут на земле не года, а века”.

Сквозь слезы, сквозь боль, ослабевший от ран,

На город горящий смотрел Каир-хан.

 

 Последствия завоеваний. .  Слайд 16,17

 

    Через пять лет весь Казахстан и Средняя Азия после упорного сопротивления вошли в состав монгольской империи. Монгольское нашествие оставило неизгладимые последствия.

    Арабский историк Ибн-аль-Асир писал об этом: «Монголы ни кого не жалели, убивали женщин, мужчин, детей. Немало представителей племен, населявших Казахстан, оказались из-за монгольского завоевания в Венгрии, на Балканах, Индии, Египте, Китае».

 

   Завоеванные территории  Чингисхан разделил между своими 4 сыновьями. Земли Казахстана полностью перешли в руки 3-х старших сыновей. Розданные земли стали называться улусами.  Слайд 18

 

 Смерть Чингисхана

     В 1224 году Чингисхан возвращается в Монголию. Умер Чингисхан в возрасте 72 лет (в 1227 г.), случайно упав с лошади. Покорил «Сотрясатель Вселенной» 4/5 территории Старого света  с населением свыше одного миллиарда человек. .  Слайд 19,20

 

Рефлексия

1. Год создания Монгольской империи Чингисхана:

а)   1155 год                          в) 1206 год                       с) 1207 год                                 д) 1208 год

2. На какое количество административных владений-туменов была разделена Монгольская империя :

 а) на 59                               в) на 80                             с) на 95                                      д) на 55

3. Монголы вторглись в Жетысу:

а) в 1207 году                       в) в 1217 году                 с) в 1218 году                          д) в 1219 году

 

4Яса –

5Столица монгольской империи при Чингисхане –

6 как звали отца чингисхана -

7 какое имя было дано чингисхану при рождении -

8 за сколько лет монголы покорили казахстан и среднюю Азию –

9 правитель г Отрара

 

 Д/З:§ 21, подготовить. Выполнить к.к  Слайд 21,22

 

 Итоги урока, оценки.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по географии на тему "Монгольское нашествие" (7 кл)"

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок истории в 7 классе на тему "Монгольское нашествие" Тип урока: Урок изучения нового материала Цели урока Образовательная: Ознакомить учащихся с историей создания империи Чингисхана, об общественном строе, завоевании казахских земель, гибели Отрара и создании улусов. Закрепить знания о культуре Казахстана 2-ой половины IX- начала XIII вв. Воспитательная: Воспитывать патриотизм, а также отрицательное отношение к войнам и военным конфликтам. Развивающая: развитие памяти, внимательности, исторического мировоззрения. Метод: Объяснительно-иллюстративный Оборудование: презентация

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 267 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 05 История 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
  • Учебник: «История. Профессиональное образования. Часть 1», Артемов В.В. , Лубченков Ю.Н.
  • 30.12.2020
  • 670
  • 8
«История. Профессиональное образования. Часть 1», Артемов В.В. , Лубченков Ю.Н.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2020 145
    • RAR 1.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гусаниева Зулайхат Пайзулаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 85605
    • Всего материалов: 207

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "История и обществознание")

Учитель истории и обществознания

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "История" в условиях реализации ФГОС СОО

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 170 человек

Курс повышения квалификации

Моделирование современных уроков истории

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 463 человека

Мини-курс

Психологическая работа с эмоциональными и поведенческими проблемами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 224 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 50 человек

Мини-курс

Фитнес: теория и практика

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Организация и контроль занятий со студентами специальных медицинских групп

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе