Инфоурок География Другие методич. материалыУрок по географии на тему "Географические особенности городов Северо - Запада" (9 класс)

Урок по географии на тему "Географические особенности городов Северо - Запада" (9 класс)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Города Северо -Запада России 9 класс.doc

Тема урока: Географические особенности городов Севера – Запада.

 

Цели урока:

 

1.      Обобщить и закрепить знания по теме «Северо – Западный экономический район». Проверить уровень усвоения знаний.

2.      Познакомить с особенностями городов Северо – Запада: Санкт- Петербурга, Новгорода, Калининграда.

3.      Дать понятия о СЭЗ и анклаве.

4.      Показать проблемы Санкт-Петербурга и Калининградской области и возможные перспективы развития хозяйства анклава после распада СССР.

5.      Развивать умение работать с экономическими картами.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Оборудование: Физическая и политико-административная карты России, экономическая карта Северо-Западного района, атласы, учебники, тесты. Янтарь-образец, украшение.

 

 Презентация Microsoft Power Point. Города Северо – Запада России.

 

 

Ход урока:

  1. Оргмомент

 

  1. Проверка домашнего задания

 

Фронтальный опрос:

 - Дайте оценку ЭГП Северо-западного района и его изменение после распада              СССР.

 - Оцените ресурсную базу района.

 - Какова главная особенность расселения в Северо-Западном районе?

 - Какие отрасли экономики определяют «лицо» Северо-Западного района.

 

Учащиеся выполняют тестовые задания(10 минут)

 

Тест:

1 вариант

 

1. В состав района входит:

      А) Мурманская обл.,           Б) Новгородская обл.,        В) Архангельская обл.,

2. Население района составляет:

      А) 8,5 млн. чел                     Б) 7,8млн. чел                      В) 5,6 млн. чел

3. Выберете правильное соответствие:

      А) янтарь - Калининградская область;

      Б) бокситы – Ленинградская область;

      В) горючие сланцы – Псковская область.

4. Плотность населения в районе составляет… чел. на кв. км.

      А)  13                   Б) 4               В) 9

5. Отраслью специализации района является:

      А)  автомобилестроение;

      Б) тракторостроение;

      В) судостроение.

6. Городское население района составляет:

      А)  72%               Б) 86%              В) 90%

 

 

7. Центром легкой промышленности является:

      А) Санкт-Петербург;                 Б) Великие Луки;              В)Кириши.

 

8. Какое утверждение верно?

      А) В районе отрицательный естественный прирост населения.

      Б) В районе собственная металлургическая база.

      В) После распада СССР ЭГП района ухудшилось.

9. Что составляет основу рекреационных ресурсов района?

      А) Благоприятный климат.

      Б) Развитая инфраструктура.

      В) Древние города.

2 вариант

 

1. В состав района не входит:

     А) Калининградская обл.,        Б) Кировская обл.,      В) Псковская обл.

2. Площадь района составляет:

     А) 356 тыс. кв. км.             Б) 212 тыс. кв. км.          В) 122 тыс. кв. км.

3. Выберете правильное соответствие:

     А) Кингисепп – удобрения;

     Б) Выборг – алюминий;

     В) Бокситогорск – нефтехимия.

4. Естественный прирост населения в районе составляет:

      А) – 6                    Б) – 10                    В) 10

5.  Отраслью специализации района является:

      А) электроэнергетика;

      Б) сельское хозяйство;

      В) точное машиностроение.

6. В населении района русские составляют:

      А) 90%              Б) 80%            В) 70%

7.  Центром алюминиевой промышленности является:

      А) Кингисепп;           Б) Выборг;              В) Бокситогорск.

8.  Какое утверждение верно?

     А) В Санкт- Петербурге проживает менее половины населения района.

     Б) Район обеспечен квалифицированными кадрами.

     В) По развитию инфраструктуры район занимает первое место в России.

9. Особенности рельефа района объясняются:

     А) деятельностью древнего ледника;

     Б) деятельностью текучих вод;

     В) деятельностью ветра.

  

Ответы:   

                              1 вариант                                             2 вариант

                               

                                  1-Б                                                        1-Б

                                  2-Б                                                        2-Б

                                  3-А                                                        3-А

                                  4-Б                                                        4-Б

                                  5-В                                                        5-В

                                  6-Б                                                        6-А

                                  7-А                                                        7-В

                                  8-В                                                        8-Б

                                  9-В                                                        9-А

 

 

 Взаимопроверка и взаимооценка (Учащиеся, сидящие за одной партой, меняются тестами, сосед проверяет и ставит свою отметку на полях). 

                                 

.       На доске критерии оценок:    0-1 ошибка - «5»

                                                             2-3 ошибки - «4»

                                                             4-6 ошибок - «3»

                                                             7-9 ошибок - «2»

Тесты учащиеся сдают учителю для выставления оценок.

 

1 СЛАЙД

 

  1. Изучение нового материала (число и тема урока записаны на доске).

 

 Учитель: Среди городив Северо – Запада России выделяют город Санкт - Петербург.

Это город с 5 млн числом жителей (второй город по численности населения в России после Москвы). Это северная столица нашей страны.

 

2, 3, 4, 5, 6, 7 СЛАЙДЫ (Достопримечательности города)

 

Сообщение учащегося о  Санкт – Петербурге.

 

Работа с рис.36 с.127 учебника

 

Учитель: По функциям и особенностям расселения город разделяется на три зоны.

Первая зона – центральная (историческое ядро города).

Вторая зона – полупиреферийная (промышленная зона и новые жилые районы).

Третья зона – новая периферия (окраины города, новый курортный район).

 

Проблемы Санкт – Петербурга: (работа в тетради).

  1. Защита города от наводнений;

О наводнении в Санкт – Петербурге в 1824 г. А. С. Пушкин написал строки в поэме «Медный всадник»:           

                                    Но силой ветров от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова,

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча, и клубясь,

И вдруг, как зверь остервеняясь,

На город кинулась. Пред нею

Все побежало. Все вокруг

Вдруг опустело – воды вдруг

Втекли в подземные подвалы,

К решеткам хлынули каналы,

И всплыл Петрополь, как тритон,

По пояс в воду погружен.

 

  

  1. Сохранение памятников культуры;
  2. Конверсия военного производства;
  3. Экология.

 

Учитель:  При всей колоссальной концентрации в Санкт – Петербурге промышленности, науки, финансов и культурных учреждений, нельзя сказать, что Северо – Запад – это район одного города. Всего  в районе 78 городов. Основная часть из них – древние. Например,  из 10 городов  Новгородской области лишь 3 новых, а в Псковской области, из 13 – всего 4.

Самый древний город Северо – Запада – Новгород Великий.

 

8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 СЛАЙДЫ (Достопримечательности города).

 

Сообщение учащегося о Новгороде.

 

Учитель: Особое место в Северо – Западном экономическом районе занимает Калининградская область.

 

15, 16 СЛАЙДЫ

 

Определение «анклав» учащиеся записывают в рабочую тетрадь.

 

 

Учитель: Центром Калининградской области является город Калининград.

 

17, 18 СЛАЙДЫ

 

Сообщение учащегося о Калининграде.

 

Учитель: Калининградская область – это свободная экономическая зона (СЭЗ).

 

19 СЛАЙД

 

Определение «СЭЗ» учащиеся записывают в рабочую тетрадь.

 

 

Работа с рис.37 с.130 учебника

 

20, 21 СЛАЙДЫ

 

Учитель: СЭЗ Калининградской области называется «Янтарь» (в области находится единственный в мире карьер по добыче янтаря). Ежегодно здесь добывается более 1000т янтаря. Из прозрачных экземпляров этой окаменевшей древней смолы деревьев изготавливают ювелирные украшения. Особо ценны экземпляры с древними насекомыми, застывшими внутри янтаря. Крошки янтаря используют как удобрение.

 

22 СЛАЙД

 

Вопрос  классу: Каковы перспективы развития Калининградской области?

 

(Калининградская область – это мост между Востоком и Западом, поэтому необходимо развивать транспортную сеть (автодороги, паромы; развивать рекреационное хозяйство: приморские курорты, «ностальгический туризм» - пожилые немцы, жившие здесь до 1945 года, хотели бы посетить места своей молодости, своего детства, увидеть дом, котором жили и т. д.)

 

 

4.   Закрепление:

 

23 СЛАЙД

 

 

Вопросы классу по пройденному материалу урока

 

 

24 СЛАЙД

 

 

      5.   Домашнее задание: § 28, вопрос 3 (письменно).

 

               6.   Рефлексия:

 

           Что интересного вы узнали на сегодняшнем уроке?

 

     7.   Дополнительный материал к уроку:

Балтийский янтарь украсил корону египетского фараона Тутанхамона, это один из самых первых драгоценных камней. Сведения о нем встречаются уже у Гомера в Одиссее; (кстати, там он - единственный из всех конкретно названных самоцветов). Римский историк Тацит сообщает, что янтарь привозили из страны германцев, им торговали финикийские купцы, называя его сахалом (каплями смолы). У ряда племен янтарь выполнял роль денег.

Во время Нерона в Древнем Риме уже господствовала янтарная мода. Из янтаря вытачивались различные предметы роскоши. Римский тиран посылал своих купцов на Север за балтийским янтарем; ценился он высоко не только за свою красоту, но и из-за его целебных и охранных свойств. Сам император предпочитал всем янтарям черный янтарь. По словам Плиния, маленькая фигурка из янтаря стоила дороже хорошего и здорового раба. Богатые римляне всегда носили с собой янтарные шарики, их терли руками, предполагая, что янтарь укрепляет силу. В Китае и Японии особо почитали янтарь вишневого цвета, напоминающего кровь дракона, его носили члены императорской семьи. Цвет и прозрачность были эталоном его стоимости. В Древнем Риме белый и восковой янтарь использовался только для курения фимиама, высоко же ценился прозрачный красноватый янтарь. В начале нашей эры дорожили в основном двумя его разновидностями: проваренным в меду и прозрачно-золотистым.

В странах Востока высоко котировались прозрачно-желтые с зеленоватым оттенком и молочно-белые облачные янтари. Янтари с застывшими в них насекомыми имели особую товарную ценность. В начале нашей эры за янтарь, содержавший муху, финикийские купцы платили 120 мечей и 60 кинжалов. В начале XIX века такие янтари были особенно модны во Франции и России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Северо – Западный район

1 вариант

1. В состав района входит:

      А) Мурманская обл.,           Б) Новгородская обл.,        В) Архангельская обл.,

2. Население района составляет:

      А) 8,5 млн. чел                     Б) 7,8 млн. чел                      В) 5,6 млн. чел

3. Выберете правильное соответствие:

      А) янтарь - Калининградская область;

      Б) бокситы – Ленинградская область;

      В) горючие сланцы – Псковская область.

4. Плотность населения в районе составляет… чел. на кв. км.

      А)  13                   Б) 41                В) 9

5. Отраслью специализации района является:

      А)  автомобилестроение;

      Б) тракторостроение;

      В) судостроение.

6. Городское население района составляет:

      А)  72%               Б) 86%              В) 90%

7. Центром легкой промышленности является:

      А) Санкт-Петербург;                 Б) Великие Луки;              В)Кириши.

8. Какое утверждение верно?

      А) В районе отрицательный естественный прирост населения.

      Б) В районе собственная металлургическая база.

      В) После распада СССР ЭГП района ухудшилось.

9. Что составляет основу рекреационных ресурсов района?

      А) Благоприятный климат.

      Б) Развитая инфраструктура.

      В) Древние города.

Северо – Западный район

2 вариант

1. В состав района не входит:

     А) Калининградская обл.,        Б) Кировская обл.,      В) Псковская обл.

2. Площадь района составляет:

     А) 356 тыс. кв. км.             Б) 212 тыс. кв. км.          В) 122 тыс. кв. км.

3. Выберете правильное соответствие:

     А) Кингисепп – удобрения;

     Б) Выборг – алюминий;

     В) Бокситогорск – нефтехимия.

4. Естественный прирост населения в районе составляет:

      А) – 6 ‰                   Б) – 10 ‰                   В) 10 ‰

5.  Отраслью специализации района является:

      А) электроэнергетика;

      Б) сельское хозяйство;

      В) точное машиностроение.

6. В населении района русские составляют:

      А) 90%              Б) 80%            В) 70%

7.  Центром алюминиевой промышленности является:

      А) Кингисепп;           Б) Выборг;              В) Бокситогорск.

8.  Какое утверждение верно?

     А) В Санкт- Петербурге проживает менее половины населения района.

     Б) Район обеспечен квалифицированными кадрами.

     В) По развитию инфраструктуры район занимает первое место в России.

9. Особенности рельефа района объясняются:

     А) деятельностью древнего ледника;

     Б) деятельностью текучих вод;

     В) деятельностью ветра.  

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по географии на тему "Географические особенности городов Северо - Запада" (9 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по связям с общественностью

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Города Северо-Запада.ppt

Скачать материал "Урок по географии на тему "Географические особенности городов Северо - Запада" (9 класс)"

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ГОРОДА СЕВЕРО-ЗАПАДАРОССИИРазработала: учитель географии
МАОУ «МСОШ №16»...

    1 слайд

    ГОРОДА

    СЕВЕРО-ЗАПАДА

    РОССИИ
    Разработала: учитель географии
    МАОУ «МСОШ №16»
    Жмаева Татьяна Викторовна

  •   Санкт - Петербург основан в 1703 г.

    2 слайд

    Санкт - Петербург основан в 1703 г.

  •    Дворцовая площадь

    3 слайд

    Дворцовая площадь

  •   Исаакиевский собор

    4 слайд

    Исаакиевский собор

  • Памятник Петру I«Медный всадник»

    5 слайд

    Памятник Петру I
    «Медный всадник»

  •                 Эрмитаж

    6 слайд

    Эрмитаж

  • 7 слайд

  •               Новгород Великий   находится на берегу Ильмень-озера

    8 слайд

    Новгород Великий
    находится на берегу Ильмень-озера

  •                  Река Волхов

    9 слайд

    Река Волхов

  •             Собор святой Софии             возведен в 1045-1050 годах

    10 слайд

    Собор святой Софии
    возведен в 1045-1050 годах

  •  Владычная (Грановитая) палата               памятник 1433года

    11 слайд

    Владычная (Грановитая) палата
    памятник 1433года

  •          «Тысячелетие России»            сооружен в 1862 году

    12 слайд

    «Тысячелетие России»
    сооружен в 1862 году

  • Георгиевский собор (1119 года)Гениальное 
сооружение новгородского мастера...

    13 слайд

    Георгиевский собор (1119 года)
    Гениальное
    сооружение новгородского мастера Петра, имеющее совершенную архитектурную форму.
    Находится у истока Волхова.

  • Памятник Александру Невскому

    14 слайд

    Памятник
    Александру Невскому

  • Калининградская область-
часть бывшей Восточной Пруссии.
 Она отошла к СССР в...

    15 слайд

    Калининградская область-
    часть бывшей Восточной Пруссии.
    Она отошла к СССР в 1945 году.
    Калининградская область стала анклавом России
    после распада СССР.

  • Анклав – это часть территории страны, окруженная со всех сторон территорией д...

    16 слайд

    Анклав – это часть территории страны, окруженная со всех сторон территорией других государств.
    Но Калининградская область с одной стороны имеет морской берег.
    А если анклав имеет морской берег, его называют полуанклав.

  • Калининград (Кенигсберг)Это центр бывшей Восточной Пруссии, ныне Калининградс...

    17 слайд

    Калининград (Кенигсберг)
    Это центр бывшей Восточной Пруссии, ныне Калининградской области России, расположен на реке Преголя при впадении ее в залив.

  • Судостроительный завод «Янтарь»Это крупный порт с рыбной и грузовой гаванью,...

    18 слайд

    Судостроительный завод «Янтарь»
    Это крупный порт с рыбной и грузовой гаванью, важный промышленный центр с развитым машиностроением: судостроение и судоремонт, вагоностроение, производство электросварочного оборудования.

  • Калининградская область является свободной экономической зоной -СЭЗСЭЗ –это...

    19 слайд

    Калининградская область
    является свободной экономической зоной -СЭЗ
    СЭЗ –это самостоятельные территориально-географические анклавы, полуанклавы, обособленные от остальной территории страны.
    СЭЗ предоставляются льготы (таможенные, налоговые) для привлечения иностранного капитала с целью организации производств с новейшими технологиями.
    СЭЗ Калининградской области называется «Янтарь».
    В области находится единственный в мире карьер по добыче янтаря.

  • Здесь на Куршской песчаной косе  имеются запасы янтаря мирового значения.
В п...

    20 слайд

    Здесь на Куршской песчаной косе имеются запасы янтаря мирового значения.
    В поселке Янтарный находится янтарный комбинат.

  • Янтарь
Желтая смола использовалась греками как лак; она была романтически наз...

    21 слайд

    Янтарь

    Желтая смола использовалась греками как лак; она была романтически названа ими по имени златовласой королевы Береники. Янтарь в основном применяется для изготовления мундштуков курительных трубок, ожерелий и в меньшей степени ручек зонтов и некоторых художественных изделий. Благодаря таким его свойствам, как мягкость и вязкость, янтарь легко обрабатывается не раскалываясь, легко поддается полировке и довольно хорошо сохраняет ее. Производство янтаря концентрируется главным образом в Калининграде, Россия.

  • Калининградская область – 
это мост между
 Востоком и Западом.

    22 слайд

    Калининградская область –
    это мост между
    Востоком и Западом.

  • Вопросы: 1. В каком году и кем основан Санкт – Петербург?
    В чем особеннос...

    23 слайд

    Вопросы:
    1. В каком году и кем основан Санкт – Петербург?
    В чем особенности планировочной структуры города?
    2. Назовите достопримечательности
    Санкт – Петербурга.
    3. Какой город Северо – Запада самый древний?
    4. В каком году и из чего образовалась
    Калининградская область?
    5. Что такое анклав, полуанклав?
    6. Что такое СЭЗ?
    7. Что такое Кенигсберг?
    8. Что такое «Янтарь»?

  • МОЛОДЦЫ!Д/З: § 28, ВОПРОС 3 (письменно)

    24 слайд

    МОЛОДЦЫ!
    Д/З: § 28, ВОПРОС 3 (письменно)

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока на тему «Географические особенности городов Севера – Запада». Цели урока: 1. Обобщить и закрепить знания по теме «Северо – Западный экономический район». Проверить уровень усвоения знаний. 2. Познакомить с особенностями городов Северо – Запада: Санкт- Петербурга, Новгорода, Калининграда. 3. Дать понятия о СЭЗ и анклаве. 4. Показать проблемы Санкт-Петербурга и Калининградской области и возможные перспективы развития хозяйства анклава после распада СССР. 5. Развивать умение работать с экономическими картами. Тип урока: комбинированный. Оборудование: Физическая и политико-административная карты России, экономическая карта Северо-Западного района, атласы, учебники, тесты. Янтарь-образец, украшение. Презентация Microsoft Power Point. Города Северо – Запада России.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.06.2020 587
    • RAR 1.3 мбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Будрецких Яна Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Будрецких Яна Вячеславовна
    Будрецких Яна Вячеславовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 74542
    • Всего материалов: 238

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 430 человек

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Мини-курс

Искусство понимания: техники успешной жизни, отношений и бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Успешный педагог: навыки самозанятости, предпринимательства и финансовой грамотности

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 43 человека

Мини-курс

Рациональность и творчество в педагогике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе