Урок
по физике для 7 класса по теме «Инерция. Взаимодействие тел»
Учитель физики и математики
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
имени В.С.Архипова с. Семеновка г. Йошкар-Олы»
Сандакова Надежда Алексеевна
Урок изучения новой темы.
Цели: 1) Повторить решение задач на расчет
скорости, пути и времени движения, изучить, что происходит с телами при
взаимодействии и рассмотреть движение тела по инерции;
2)
Развивать умение видеть изучаемые явления в природе.
3)
Создать условия для воспитания чувства коллективизма, упорства и
настойчивости при поиске ответа, развития коммуникативных, познавательных универсальных
учебных действий.
Оборудование: мультимедийный проектор,
электронная презентация, молоток, термометр для измерения температуры,
небольшой плед.
Технология проведения урока: проблемное
обучение с применением ИКТ.
Ход занятия:
- Организационный момент: представление
формы проведения урока, целей и задач урока.
- Повторение и актуализация знаний:
А) Индивидуальная
работа у доски по решению задач (2 ученика)
по сборнику задач авторов Лукашик, Иванова:
№ .Плот плывет по реке со
скоростью 0,6 м/с. Какое расстояние пройдет за 30 минут?
№ . Велосипедист первые 10
минут двигался со скоростью 6 м/с, следующие 20 минут со скоростью 18 км/ч.
Определите среднюю скорость движения велосипедиста.
Б) Физическая
эстафета: (желающий ученик отвечает на первый
вопрос и следующий вопрос задает следующему ученику в классе, как эстафетную
палочку)
1. Что называют механическим
движением?
2. Что называют траекторией
движения тела?
3. Что такое путь?
4. Как называют движение,
когда тело за равные промежутки времени проходит равные пути?
5. Как найти скорость при
равномерном движении?
6. В каких единицах в
системе СИ измеряют скорость?
7. Как км/ч перевести в
м/с?
8. Как найти среднюю
скорость движения тела?
9. Автомобиль 1 мин 40 с
двигался со скоростью 15 м/с. Какой путь прошел автомобиль?
(задача сначала
разбирается устно, затем по слайду представляется правильное оформление задачи)
Дано СИ
Решение
t = 1 мин 40 с 100
с s = v * t
v = 15
м/с s = 15 м/с *
100 с = = 1500 м
s =
? Ответ: путь 1500 м
Объяснение учениками у доски решения своих задач, анализ решения, оформления задач,
допущенных ошибок.
- Подведение к теме урока:
Мы повторили основные
понятия, касающиеся механического движения: скорость, путь, траектория.
Возникают вопросы: Можно ли изменить скорость движения тела?
Как
изменить направление движения тела?
При
каких условиях скорость движения тела не изменяется?
Проблемная ситуация 1: есть молоток, но ручка молотка шатается, молоток с ручки может
слететь. Как насадить молоток?
Ответы
учеников и демонстрация.
Проблемная ситуация 2: имеется термометр, требуется измерить температуру человека, но этот
термометр, наверное, неисправный, уже показывает почти 38 градусов. Как
исправить?
Ответы учеников
и демонстрация.
Проблемная ситуация 3: имеется плед, но очень пыльный. Как вытряхнуть плед, коврик, одеяло и
т.д.?
Ответы учеников и
демонстрация.
Но почему во всех этих случаях мы получаем нужный
результат? Как объяснить? Какое физическое явление используется?
Итак, тема сегодняшнего урока: Инерция. Взаимодействие
тел.
Открываем рабочие тетради, запишем дату и тему урока.
Вернемся к нашим вопросам: 1) Как можно изменить скорость
тела?
Анализ примеров по рисункам, приведенным на слайде: а) человек
на санках соскальзывает с горки, скорость санок постепенно уменьшается. Почему?
б) Как изменить скорость стрелы (натянутый лук)? в) человек поднимает штангу.
Что является причиной изменения скорости штанги?
Вывод: Скорость тела изменяется, если на него
действуют другие тела
2) Как можно изменить направление скорости тела?
Анализ примеров по рисункам, приведенным на слайде: а)
направление движения мяча во время игры в футбол; б) направление бильярдного
шарика; в) направление движения парусника.
Вывод: Направление скорости тела изменяется, если на
него действуют другие тела.
3) Как зависит изменение
скорости тела от величины действия другого тела?
Анализ рисунка по учебнику:
тележка скатывается с горки, на пути песок.
Вывод: Чем меньше действие другого тела, тем дольше сохраняется скорость
движения и тем ближе движение к равномерному.
4) Как будет двигаться
тело, если на него не будут действовать другие тела?
Ответы учащихся: тело будет долго двигаться равномерно и прямолинейно.
Вывод: Экспериментально
установлено: Если на тело не действуют другие тела, то
оно находится или в покое, или движется прямолинейно и равномерно относительно
Земли (по учебнику - кем установлено? Обратить внимание на фотографию Галилео
Галилея).
Работа с учебником: найти определение, что такое инерция и выписать:
Инерция - явление
сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.
- Движение по инерции –
движение при отсутствии действия на тело других тел
- «Инерция» - от лат. «инерциа» - неподвижность, бездеятельность
- Если на тело не
действуют другие тела, то оно движется с постоянной скоростью
4. Закрепление изученной
темы.
1) Как насадить молоток?
Почему молоток при этом опускается вниз?
2) Как заставить ртутный
столбик в градуснике опуститься вниз?
3) На чем основано
вытряхивание пыли из пледа?
4) Водитель микроавтобуса,
увидев стоящий на дороге автомобиль, нажал на тормоза, но не избежал
столкновения. Объясните, почему?
5) Объясните назначение
ремней безопасности в автомобиле.
6) Что произойдёт с
наездником, если лошадь, прыгая через препятствие, споткнётся?
7) Что произойдёт, если
человек сойдёт с асфальта на скользкий лёд?
8) Из книгаи
А.Гайдара «Чук и Гек»; «… Весело взвизгнув, Чук и Гек вскочили, но сани
дернули, и они дружно плюхнулись в сено». Почему мальчики «плюхнулись в
сено»?
9) Что произойдет с бруском, если не резко дернуть за нить?
- упадет вперед -
упадет назад - останется на месте
Выслушать ответы и
попросить провести этот опыт дома.
5. Подведение итогов.
Мы сегодня изучили новое явление и применили его для
объяснения разных фактов: что такое инерция? Что значит – двигаться по
инерции?
А нужно ли в жизни учитывать явление инерции?
Инерция – это полезное или вредное явление? (выслушать
ответы и дать задание на дом)
6. Домашнее задание:
прочитать п. 17, 18, выполнить упр.4, провести опыт с
бруском и заполнить таблицу: вредная инерция, полезная инерция.
7. Выставление оценок за урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.