Инфоурок Физика КонспектыУрок по физике для 7 класса по теме "Инерция. Взаимодействие тел"

Урок по физике для 7 класса по теме "Инерция. Взаимодействие тел"

Скачать материал

Урок по физике для 7 класса по теме «Инерция. Взаимодействие тел»

Учитель физики и математики

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

имени В.С.Архипова с. Семеновка г. Йошкар-Олы»  

Сандакова Надежда Алексеевна

 

Урок изучения новой темы.

Цели: 1) Повторить решение задач на  расчет скорости, пути и времени движения, изучить, что происходит с телами при взаимодействии и рассмотреть движение тела по инерции;

 2) Развивать  умение видеть изучаемые явления в природе.

3) Создать условия для воспитания  чувства коллективизма,   упорства и настойчивости при поиске ответа, развития коммуникативных, познавательных  универсальных учебных действий.

Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, молоток, термометр для измерения температуры, небольшой плед.

Технология проведения урока: проблемное обучение с применением ИКТ.

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент: представление формы проведения урока, целей и задач урока.
  2. Повторение и актуализация знаний:

А) Индивидуальная работа у доски  по решению задач (2 ученика) по сборнику задач авторов Лукашик, Иванова:

№ .Плот плывет по реке со скоростью 0,6 м/с. Какое расстояние пройдет за 30 минут?

№ . Велосипедист первые 10 минут двигался со скоростью 6 м/с, следующие 20 минут со скоростью  18 км/ч. Определите среднюю скорость движения велосипедиста.

Б)  Физическая эстафета:  (желающий ученик отвечает на первый вопрос и следующий вопрос задает следующему ученику в классе, как эстафетную палочку)

1. Что называют механическим движением?

 2. Что называют траекторией движения тела?

 3. Что такое путь?

 4. Как называют движение, когда тело за равные промежутки времени проходит равные пути?

 5. Как найти скорость при равномерном движении?

6.  В каких единицах в системе СИ измеряют скорость?

7. Как км/ч  перевести в м/с?

8. Как найти среднюю скорость движения тела?

9. Автомобиль 1 мин 40 с двигался со скоростью 15 м/с. Какой путь прошел автомобиль?

(задача сначала разбирается устно, затем по слайду представляется правильное оформление задачи)

Дано                       СИ                    Решение

t = 1 мин 40 с        100 с                  s = v * t

v = 15 м/с                                        s = 15 м/с * 100 с =  = 1500 м

   s = ?                                              Ответ: путь 1500 м

Объяснение учениками у доски решения своих задач, анализ решения, оформления задач, допущенных ошибок.

  1. Подведение к теме урока:

Мы повторили основные понятия, касающиеся механического движения: скорость, путь, траектория. Возникают вопросы: Можно ли изменить скорость движения тела?

                         Как изменить направление движения тела?

                         При каких условиях  скорость  движения тела не изменяется?

Проблемная ситуация 1: есть молоток, но ручка молотка шатается, молоток с ручки может слететь. Как насадить молоток?

            Ответы учеников и демонстрация.

Проблемная ситуация 2:  имеется термометр, требуется измерить температуру человека, но этот термометр, наверное, неисправный, уже показывает почти 38 градусов. Как исправить?

            Ответы учеников и демонстрация.

Проблемная ситуация 3:  имеется плед, но очень пыльный. Как вытряхнуть плед, коврик, одеяло и т.д.?

     Ответы учеников и демонстрация.

Но почему во всех этих случаях мы получаем нужный результат? Как объяснить? Какое физическое явление используется?

Итак, тема сегодняшнего урока: Инерция. Взаимодействие тел.

 Открываем рабочие тетради, запишем дату и тему урока.

Вернемся к нашим вопросам:   1) Как можно изменить  скорость тела?

Анализ примеров по рисункам, приведенным на слайде: а) человек на санках соскальзывает с горки, скорость санок постепенно уменьшается. Почему?  б) Как изменить скорость стрелы (натянутый лук)?  в) человек поднимает штангу. Что является причиной изменения скорости штанги?

Вывод: Скорость тела изменяется, если на него действуют другие тела

2) Как можно изменить  направление скорости тела?

Анализ примеров по рисункам, приведенным на слайде: а) направление движения  мяча во время игры в футбол;   б) направление бильярдного шарика;  в) направление движения парусника.

Вывод: Направление скорости тела изменяется, если на него действуют другие тела.

3) Как зависит изменение скорости тела от величины действия другого тела?

Анализ рисунка по учебнику: тележка скатывается с горки, на пути песок.

Вывод: Чем меньше действие другого тела, тем дольше сохраняется скорость движения и тем ближе движение к равномерному.

4)  Как будет двигаться тело, если на него не будут действовать другие тела?

Ответы учащихся: тело будет долго двигаться равномерно и прямолинейно.

Вывод: Экспериментально установлено: Если на тело не действуют другие тела,  то оно находится или в покое,  или движется прямолинейно и равномерно относительно Земли (по учебнику  - кем установлено?  Обратить внимание на фотографию Галилео Галилея).

Работа с учебником: найти определение, что такое инерция и выписать:

   Инерция - явление сохранения скорости тела  при отсутствии действия на него других тел.

 -  Движение по инерции – движение при отсутствии  действия на тело других тел
 -  «Инерция» - от лат. «инерциа» - неподвижность, бездеятельность

-   Если на тело не действуют другие тела,  то оно движется с постоянной скоростью

4. Закрепление изученной темы.

1)  Как насадить молоток?  Почему молоток при этом опускается вниз?

2)  Как заставить ртутный столбик в градуснике опуститься вниз?

3)  На чем основано вытряхивание пыли из пледа?

4)  Водитель микроавтобуса, увидев стоящий на дороге автомобиль, нажал на тормоза, но не избежал столкновения.  Объясните, почему?

5) Объясните назначение ремней безопасности в автомобиле.

6) Что произойдёт с наездником, если лошадь, прыгая через препятствие, споткнётся?

7) Что произойдёт, если человек сойдёт с асфальта на скользкий лёд?

8)      Из книгаи А.Гайдара «Чук и Гек»; «… Весело взвизгнув, Чук и Гек вскочили, но сани дернули, и они дружно плюхнулись в сено».   Почему мальчики «плюхнулись в сено»?

9) Что произойдет с бруском, если не резко дернуть за нить?  

     - упадет вперед     - упадет назад      - останется на месте

      Выслушать ответы и попросить провести этот опыт дома.

5.   Подведение итогов.

Мы сегодня изучили новое явление и применили его для объяснения разных фактов:  что такое инерция?   Что значит – двигаться по инерции?

А нужно ли в жизни учитывать явление инерции?

Инерция – это полезное или вредное явление?   (выслушать ответы и дать задание на дом)

6.  Домашнее задание:

прочитать п. 17, 18, выполнить упр.4, провести опыт с бруском и заполнить таблицу: вредная инерция,  полезная инерция.

7.  Выставление оценок за урок.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по физике для 7 класса по теме "Инерция. Взаимодействие тел""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Шеф-повар

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема "Инерция. Взаимодействие тел" при изучении физики имеет большое значение: данное явяление с практической точки зрения знакомо всем, а теоретическое объяснение дается только на уроке физики, поэтому урок способствует развитию познавательного интереса, развитию коммуникативных способностей, умения анализировать, обобщать, делать выводы, то есть, формирванию метапредметных результатов. Форма проведения урока - создание проблемных ситуаций, синтез игровой технологии с научным подходом к решению поставленных вопросов и задач. Большое внимание уделяется постановке опытов при решении экспериментальных задач. Цели урока: Повторить решение задач на расчет скорости, пути и времени движения, изучить, что происходит с телами при взаимодействии и рассмотреть движение тела по инерции; развивать умение видеть изучаемые явления в природе, создать условия для воспитания чувства коллективизма, упорства и настойчивости при поиске ответа, развития коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий. В ходе урока изучается новая тема, раскрываются понятия "Инерция", "Взаимодействие тел", приводятся примеры практического примменения инерции.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 545 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку физики в 11 классе "Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора"
  • Учебник: «Физика (базовый уровень)», Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. / Под ред. Парфентьевой Н.А.
  • Тема: Глава 12. Атомная физика
  • 30.12.2020
  • 1258
  • 93
«Физика (базовый уровень)», Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. / Под ред. Парфентьевой Н.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.05.2020 134
    • DOCX 51 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Коновалова Татьяна Федоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Коновалова Татьяна Федоровна
    Коновалова Татьяна Федоровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84973
    • Всего материалов: 234

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Информационные технологии в деятельности учителя физики

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 116 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 866 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по физике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 569 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов физики в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 660 человек

Мини-курс

Готовимся к ЕГЭ по литературе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы психологии личности: от нарциссизма к творчеству

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Эффективное управление электронным архивом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе