Главная / Физика / Урок по физике 8класс "Закон Ома для участка цепи"

Урок по физике 8класс "Закон Ома для участка цепи"

Скачать материал


Мhello_html_1694d028.gifихейковская муниципальная средняя (полная)

общеобразовательная школа,

Ярцевского района Смоленской области










Открытый урок

на тему:

«Закон Ома для участка цепи»

8 класс






Урок составил и провел:

учитель высшей категории

Лавнюженков Сергей Павлович










2013 - 2014 учебный год

Урок «Закон Ома для участка цепи»

Цели урока:

  • раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи.

  • развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;

  • продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

  • развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул.

Задачи урока.

  • Усвоить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется;

  • Усвоить, что сила в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным;

  • Знать закон Ома для участка цепи;

  • Уметь определять силу тока; напряжения по графику зависимости между этими величинами и по нему же – сопротивление проводника;

  • Уметь наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты демонстрационного эксперимента;

  • Уметь применять закон Ома для участка цепи при решении задач;

  • Отрабатывать навыки проверки размерности;

  • Отрабатывать навыки соотношения полученных результатов с реальными значениями величин.

Оборудование:

Демонстрационные амперметр и вольтметр, источник тока В-24, ключ, соединительные провода, демонстрационный магазин сопротивления, компьютер, эпипроектор, экран, портрет Г.Ома, таблицы с формулами.

План урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Подготовка к восприятию нового материала.

ІІІ. Изучение нового материал.

ІV. Закрепление знаний, умений, навыков.

V. Домашнее задание.

VІ. Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.

І. Организационный момент.

Учитель: Изучая тему “электрические явления”, вы знаете на данном этапе основные величины, характеризующие электрические цепи. И уже ремонтировали или будете ремонтировать бытовые электроприборы, проводку в квартире, но я надеюсь, что из вас никто не претендует на роль “всезнающего” и “все умеющего” электромонтера и вы не оставите наш поселок после вашего ремонта без света. А чтобы этого не произошло, недостаточно знать только в отдельности физические величины, характеризующие электрические цепи, их надо рассматривать во взаимозависимости. Вот взаимозависимость мы и будем раскрывать сегодня на уроке.

ІІ. Подготовка к восприятию нового материала.

А в начале, пожалуйста, перечислите основные величины, характеризующие электрические цепи.

Ученик: Сила тока, напряжение, сопротивление.

Учитель: А теперь, дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по плану:

  1. Назвать величину;

  2. Что характеризует данная величина?;

  3. Как обозначается?;

  4. В каких единицах измеряется?.

Учитель демонстрирует с помощью компьютера на экране слова: напряжение, сила тока, сопротивление.

Ученик А: Напряжение характеризует электрическое поле, обозначается U, измеряется [U] = 1 В.

Учитель демонстрирует с помощью компьютера таблицу U, [U] = 1 В.

Ученик В: Сила тока, характеризует электрический ток в проводнике, обозначается I, измеряется [I] = 1 А.

Учитель демонстрирует с помощью компьютера таблицу I, [I] = 1 А.

Ученик С: Сопротивление характеризует сам проводник, обозначается R, измеряется [R] = 1 Ом.

Учитель демонстрирует с помощью компьютера таблицу R, [R] = 1 Ом.

Учитель: Ребята, до этого урока вы изучали эти физические величины по отдельности и раскрыли только зависимость силы тока от напряжения.

Сегодня мы перед собой поставим основную цель: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи. Они связаны между собой законом, носящим имя Ома.

ІІІ. Изучение нового материал.

Итак, тема урока: “Закон Ома для участка электрической цепи”.

(Запись учителем темы на доске и учениками в тетрадях).

Учитель: Как зависит сила тока от напряжения в участке цепи при постоянном сопротивлении этого участка?

Ученик: Сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется.

Учитель: Какие приборы были вами использованы для установления этой закономерности?

Ученик: Амперметр, вольтметр, источник тока, проводник, соединительные провода, ключ.

(Учитель обращает внимание учеников на таблицу с электрической цепью).

hello_html_m15cbed43.png   hello_html_3df9d2a1.png

Учитель: Какие приборы изображены под цифрой 1 и 2 и почему вы так думаете?

Ученик А: Под цифрой 1 изображен вольтметр, т.к. он подключается параллельно тому участку, где измеряют напряжение.

Ученик В: Под цифрой 2 изображен амперметр, т.к. он подключается в цепи последовательно тому участку, где измеряют силу тока.

Учитель: Какой график вы получили, исходя из эксперимента, и как он называется?

Ученик: Мы получили график прямой пропорциональности между силой тока и напряжением. Графическая зависимость силы тока от напряжения называется ВАХ (вольт – амперная характеристика) проводника.

(Учитель демонстрирует с помощью компьютера график ВАХ).

hello_html_m6c7c536f.png

Учитель: Еще раз проверим это на опыте. Обратите внимание на демонстрационную установку. (Учитель быстро раскрывает назначение каждого элемента собранной демонстрационной установки, определяя цену деления электроизмерительных приборов).

Учитель: Источник тока – для создания и поддержания электрического поля в проводнике. Амперметр для измерения силы тока в проводнике. Вольтметр для измерения напряжения на концах проводника. Демонстрационный магазин сопротивления – для изменения сопротивления на участке цепи. Ключ – (замыкающее и размыкающее устройство), нужен для включения и выключения в нужное время источника тока. Соединительные провода – доставляют электрическую энергию в электрическую цепь.

(Учитель демонстрирует зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении проводника).

Учитель: Ребята, во время ответа ваша задача внимательно проследить за показаниями амперметра и вольтметра, а затем сделать соответствующий вывод.

Учитель: Итак, ребята, что вы наблюдали?

Ученик: С увеличением напряжения сила тока в проводнике возрастает при постоянном сопротивлении.

(Запись на доске и в тетрадях. Если R = const, I~ U).

Учитель: А теперь мы с вами выясним, как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах.

Учитель: Ребята, ваша задача опять внимательно проследить за показаниями приборов и сделать вывод, одновременно заполнить таблицу, при U = 3В:

R, Ом

10

5

3

1

I, А

0,3

0,5

0,7

2

(Учитель демонстрирует опыт, при этом необходимо показания вольтметра поддерживать постоянными, заполняет таблицу, лучше начинать при R = 10 Ом, U = 3В).

Учитель: Что вы наблюдали?

Ученик: С увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается.

(Учитель демонстрирует с помощью компьютера таблицу с графиком зависимости силы тока от сопротивления).

Учитель: Такой график называется графиком обратной пропорциональности между силой тока и сопротивлением.

hello_html_1f1003c1.png

Учитель: Итак, ребята, запишем результат опыта: сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника, при постоянном напряжении на концах проводника.

(Учитель записывает на доске. При U = const, I ~1/R).

Учитель: Ребята, зависимость силы тока от сопротивления была изучена немецким физиком Омом.

Учитель: Обобщим два эти вывода и запишем итоговую формулу:

hello_html_m5e1d4753.jpg

(Записываем данную формулу на доске и в тетрадях).

Учитель: Такая запись носит название: “Закон Ома для участка цепи”.

Закон Ома читается так: “сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению”.

(Повторить несколько раз).

(Запись учениками формулировки закона в тетрадях),

Учитель: Данный закон немецкий физик Георг Ом открыл в 1827 году.

(Учитель демонстрирует с помощью компьютера портрет Георга Ома).

Учитель: Его работу хорошо приняли в Германии. В 1833 году ученый был уже профессором политехнической школой в Нюрнберге. Однако за рубежом, особенно во Франции, Англии, работы Ома долгое время оставались неизвестными. Через 10 лет после появления его работы французский физик Пуйе на основе экспериментов пришел к таким же выводам. Но Пуйе было указано, что установленный им закон еще в 1827 году был открыт Омом. Любопытно, что французские школьники и поныне изучают закон Ома под именем закона Пуйе.

Пуйе Клод Серве Маттиас (1790-1868) – французский физик.

Учитель: Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться треугольником.

(Учитель прикрепляет таблицу с треугольником на магнитную доску и раскрывает, как им пользоваться).

hello_html_3d06ebd1.png

Учитель: Для теоретического изложения данного вопроса лучше запомнить следующую таблицу:

hello_html_7a720525.png

ІV. Закрепление знаний, умений, навыков.

Учитель: Сейчас с вами, ребята, решим задачу.

(Учитель включает компьютер. Проектирует задачу на экран).

hello_html_4f3866ee.png

На рисунке изображены графики зависимости силы тока от напряжения для двух проводников А и В. Какой из этих проводников обладает большим сопротивлением?

Ученик: Проводник В обладает большим сопротивлением.

Учитель: Почему ты так считаешь?

Ученик: По закону Ома для участка цепи, сила тока обратно пропорциональна сопротивлению проводника при постоянном напряжении.

Т.к. при напряжении 6В сила тока проводника В, 1А, а сила тока проводника А, 3А. Таким образом, сила тока проводника В меньше, значит сопротивление больше.

Учитель: Докажите это расчетами. I Вариант решает для проводника А.

II Вариант решает для проводника В.

(На экране учитель показывает решение задачи в общем виде.)

hello_html_m69ebe57f.jpg

Общий ответ: 6 Ом > 2 Ом Rв > Ra.

(Учитель демонстрирует с помощью компьютера решение задач на экране).

Учитель: А сейчас подведем итог нашего урока. Какую взаимозависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением на участке цепи мы раскрыли?

Ученик: Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.

Учитель: В какой формуле выражена эта взаимозависимость?

Ученик: Взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления выражена законом Ома для участка цепи. I =  hello_html_4b0a2494.png.

Учитель: Итак, ребята, мы выяснили с вами, как связаны между собой эти три величины (I, U, R). А вот зависит ли сопротивление данного проводника от силы тока и напряжения в электрической цепи, вы выясните сами. Все свои варианты ответов сможете проверить и обосновать, прочитав § 44, повторив § 42,43.

V. Домашнее задание.

VІ. Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.

(Учитель подводит итог урока, оценивая работу учеников).


Урок по физике 8класс "Закон Ома для участка цепи"

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Физика
Описание:

План урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Подготовка к восприятию нового материала.

ІІІ. Изучение нового материал.

ІV. Закрепление знаний, умений, навыков.

V. Домашнее задание.

VІ. Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.

І. Организационный момент.

Учитель: Изучая тему “электрические явления”, вы знаете на данном этапе основные величины, характеризующие электрические цепи. И уже ремонтировали или будете ремонтировать бытовые электроприборы, проводку в квартире, но я надеюсь, что из вас никто не претендует на роль “всезнающего” и “все умеющего” электромонтера и вы не оставите наш поселок после вашего ремонта без света. А чтобы этого не произошло, недостаточно знать только в отдельности физические величины, характеризующие электрические цепи, их надо рассматривать во взаимозависимости. Вот взаимозависимость мы и будем раскрывать сегодня на уроке.

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал
Автор Лавнюженков Сергей Павлович
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Физика
Подраздел Конспекты
Просмотров 2440
Номер материала 2684
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓