Инфоурок Физика Другие методич. материалыУрок по физике 7 класса на тему "Сила трения. Трение в природе и технике"

Урок по физике 7 класса на тему "Сила трения. Трение в природе и технике"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Сила трения.ppt

Скачать материал "Урок по физике 7 класса на тему "Сила трения. Трение в природе и технике""

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер спортивного клуба

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Сила трения.Трение в природе и технике.

    1 слайд

    Сила трения.
    Трение в природе и технике.

  • Цели урока.учебные: обобщить полученные знания о силе трения, обсудить роль с...

    2 слайд

    Цели урока.
    учебные: обобщить полученные знания о силе трения, обсудить роль силы трения в природе и технике.
    развивающие: продолжить формирование умений делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту и технике изучаемое понятие, а также развитие интеллектуальных способностей учащихся.
    воспитательные: показать значение опытных фактов, продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке.

  • План урока.Организационный момент.
Повторение и обобщение полученных ранее зн...

    3 слайд

    План урока.
    Организационный момент.
    Повторение и обобщение полученных ранее знаний (используя мультимедийный курс «Физика 7-11 классы»).
    Самостоятельная работа.
    Домашнее задание.

  • Повторение пройденного материала: Что такое сила трения? Какой буквой она обо...

    4 слайд

    Повторение пройденного материала:
    Что такое сила трения? Какой буквой она обозначается? В каких единицах измеряется?
    Так какую силу называют силой трения? Какие виды трения существуют? Какую силу называют трением скольжения, качения и покоя.
    Как называют прибор для измерения силы? Какие типы динамометров вам известны? (демонстрация динамометров).
    С помощью динамометра мы можем измерить силу тяжести (демонстрация). Как с помощью динамометра измерить силу трения?
    Назовите причины возникновения трения? (неровность поверхности и силы межмолекулярного взаимодействия).
    Какие известные вам наблюдения и опыты показывают, что существует сила трения?

  • 5 слайд

  • Итак, сила трения обозначается буквой F, измеряется в Ньютонах с помощью дина...

    6 слайд

    Итак, сила трения обозначается буквой F, измеряется в Ньютонах с помощью динамометра. Но незабываем, что сила - векторная величина, что это значит? Как направлена сила трения? Всегда ли это так? Посмотрим видеофрагмент.

  • Приведите примеры, когда трение может быть полезным, а когда вредным. Посмот...

    7 слайд


    Приведите примеры, когда трение может быть полезным, а когда вредным. Посмотрев видеофрагмент, предложите способы увеличения силы трения.

  • Зачем зимой задние колёса некоторых грузовых автомобилей перевязывают цепям...

    8 слайд



    Зачем зимой задние колёса некоторых грузовых автомобилей перевязывают цепями?
    Для чего делают насечки возле шляпки гвоздя?
    Мы рассмотрели способы увеличения трения, а какие способы уменьшения трения вам известны? (смазка, обтекаемая форма, подшипники).
    Зачем, ныряя с вышки, пловец стремится войти в воду в вертикальном, а не в горизонтальном положении?
    Что предпринимают велосипедисты, чтобы увеличить скорость своего движения? Современные автомобили специально помещают в аэродинамическую трубу, чтобы придать им обтекаемую форму и в связи с этим увеличить скорость их движения.

  • Зачем стапеля, по которым судно спускают в воду, обильно смазывают?
Что нео...

    9 слайд



    Зачем стапеля, по которым судно спускают в воду, обильно смазывают?
    Что необходимо сделать, чтобы санки катились быстрее?
    Почему после дождя грунтовая дорога скользкая?
    Зачем осенью у трамвайных линий, проходящих около парков, бульваров и садов, вывешивают предупреждающий знак «Осторожно листопад!»?
    Какие материалы могут быть использовано в качестве смазки?
    Рассмотрим ещё один способ уменьшения трения- использование шариковых подшипников.

  • 10 слайд

  • Итак, назовите ещё раз способы уменьшения трения.
А теперь подумаем: почему...

    11 слайд


    Итак, назовите ещё раз способы уменьшения трения.
    А теперь подумаем: почему по стеклу нельзя кататься на коньках, как по льду? Ведь стекло имеет более гладкую поверхность, чем лёд. Чтобы узнать правильный ответ, посмотрим видеофрагмент.

  • Самостоятельная работа.1 вариант.                     2 вариант.Зачем на кол...

    12 слайд

    Самостоятельная работа.
    1 вариант. 2 вариант.
    Зачем на колесах тракторов и автомашин делают глубокий рисунок-протектор?
    Какая пуля летит дальше круглая или коническая? Почему?
    Зачем некоторые мастера смазывают мылом шуруп перед ввинчиванием его в скрепляемые детали?



    Почему пловец, прыгая со стартовой тумбы, вытягивает руки в перед?
    Почему мелкие рыбы, переходя на большие расстояния, сбиваются в стаи в форме капли?
    Нужно ли орбитальным станциям придавать обтекаемую форму? Почему?




  • Творческое домашнее задание.Написать фантастический рассказ “Если бы трения н...

    13 слайд

    Творческое домашнее задание.
    Написать фантастический рассказ “Если бы трения не стало”.
    или
    Написать стихотворение о трении.
    или
    Составить кроссворд на тему «трение».


Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ План урока по физике..doc

План урока по физике 7 класс

с использованием информационных технологий.

 

 

Тема урока:  « Сила трения. Трение в природе и технике».

Цели урока:

·         учебные: изучить понятия  сила трения, обсудить роль силы трения в природе и технике.

·          развивающие: продолжить формирование умений делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту и технике изучаемое понятие, а также развитие интеллектуальных способностей учащихся.

·         воспитательные: показать значение опытных фактов, продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке.

 

План урока.

 

1.       Организационный момент.

2.       Актуализация знаний. Самостоятельная работа.

3.       Изучение нового материала.

1)       Сила трения

2)       Трение покоя

3)       Трение в природе и технике

4.       Повторение.

5.       Домашнее задание.

                       

 

Ход урока.

1.       Приветствие ребят. Постановка перед учащимися целей и задач урока.

2.       Работа по домашним вопросам, выполнение самостоятельной работы по вариантам.

3.        

1)        Сила трения видеосюжет м9,16

2)       Трение покоя м12,13

3)       Трение в природе и технике м14

 

4.  Повторение пройденного материала:

·         Что такое сила трения? Какой буквой она обозначается? В каких единицах измеряется?

·         Какие известные вам наблюдения и опыты показывают, что существует сила трения?  (видеофрагмент 1)

·         Так какую силу называют силой трения? Какие виды трения существуют? Какую силу называют трением скольжения, качения и покоя.

·         Как называют прибор для измерения силы? Какие типы динамометров вам известны? (демонстрация динамометров).

·         С помощью динамометра мы можем измерить силу тяжести (демонстрация). Как с помощью динамометра измерить силу трения? (видео) На брусок действует сила, почему брусок находится в покое? Как только брусок начинает двигаться, возникает сила трения скольжения. Тело сдвинулось с места, действует ли сила трения покоя? Вывод: сила трения скольжения приблизительно равна максимальной силе трения покоя.

·         Назовите причины возникновения трения? (неровность поверхности и силы межмолекулярного взаимодействия).

·         Итак, сила трения обозначается буквой F, измеряется в Ньютонах с помощью динамометра. Но незабываем, что сила- векторная величина, что это значит? Как направлена сила трения?

·         Всегда ли это так? Посмотрим видеофрагмент 2. Вывод: сила трения может быть направлена как против движения, так и вдоль.

·         Итак, как изменить силу трения? (демонстрация) Вывод: сила трения качения меньше силы трения скольжения.

·         Приведите примеры, когда трение может быть полезным, а когда вредным.

·         Посмотрим видеофрагмент 3. Посмотрев видеофрагмент, предложите способы увеличения силы трения.

·         Зачем зимой задние колёса некоторых грузовых автомобилей перевязывают цепями?

·         Для чего делают насечки возле шляпки гвоздя?

·         Мы рассмотрели способы увеличения трения, а какие способы уменьшения трения вам известны? (смазка, обтекаемая форма, подшипники).

·         Зачем, ныряя с вышки, пловец стремится войти в воду в вертикальном, а не в горизонтальном положении?

·         Что предпринимают велосипедисты, чтобы увеличить скорость своего движения? Современные автомобили специально помещают в аэродинамическую трубу, чтобы придать им обтекаемую форму и в связи с этим увеличить скорость их движения.

·         Зачем стапеля, по которым судно спускают в воду, обильно смазывают?

·         Что необходимо сделать, чтобы санки катились быстрее?

·         Почему после дождя грунтовая дорога скользкая?

·         Зачем осенью у трамвайных линий, проходящих около парков, бульваров и садов, вывешивают предупреждающий знак «Осторожно листопад!»?

·         Какие материалы могут быть использовано в качестве смазки?

·         Рассмотрим ещё один способ уменьшения трения- использование шариковых подшипников (видеофрагмент 4) Пояснение:  В технических устройствах часто требуется, чтобы сила трения не препятствовала движению поверхностей двух тел относительно друг друга. Эта проблема может быть решена использованием силы трения качения вместо силы трения скольжения. При качении движению препятствует только сила трения качения. Сила трения покоя в точке соприкосновения шариков с поверхностью позволяет избежать скольжения.

·         Итак, назовите ещё раз способы уменьшения трения.

А теперь подумаем: почему по стеклу нельзя кататься на коньках, как по льду? Ведь стекло имеет более гладкую поверхность, чем лёд (видеофрагмент 5).

3.  Самостоятельная работа.

 

1 вариант.

2 вариант.

  1. Зачем на колесах тракторов и автомашин делают глубокий рисунок-протектор?
  2. Какая пуля летит дальше круглая или коническая? Почему?
  3. Зачем некоторые мастера смазывают мылом шуруп перед ввинчиванием его в скрепляемые детали?
  1. Почему пловец, прыгая со стартовой тумбы, вытягивает руки в перед?
  2. Почему мелкие рыбы, переходя на большие расстояния, сбиваются в стаи в форме капли?
  3. Нужно ли орбитальным станциям придавать обтекаемую форму? Почему?

 

                  Через 5 – 7 минут ответы на вопросы собираются.

 

4.  Творческое домашнее задание:

 

*        Написать фантастический рассказ “Если бы трения не стало”.

                                        или

*       Написать стихотворение о трении.

                              или

*       Составить кроссворд на тему «трение».

 

 

Пример творческого задания:     

 

Исчезла сила трения.
И что ж произошло?
Покушать захотели мы –
Не вышло ничего.

Из наших рук мгновенно
Упали все предметы,
А почему? Да потому,
Что силы тренья нет!

 

Сегодня в школу не пошел,
Без тренья я бы не дошел.
Меня учитель не вини,
А лучше трение верни.

Бывает трение полезным,
Но может вредным быть оно.
Детальки об детальки трутся,
И очень быстро все сотрутся.

Предметы все летят,
Стоять они не могут.
Нужна нам сила трения.
Она лишь нам поможет.

 

Для этого ты смазку примени
Или подшипники поставь.
Уменьши тренье этим ты
И сохрани детали и болты!

Машины быстро все бегут,
Никак их не остановить.
И чтобы мы не делали
Беды они наделали.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по физике 7 класса на тему "Сила трения. Трение в природе и технике""

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока:  « Сила трения. Трение в природе и технике».

Цели урока:

·        учебные: изучить понятия  сила трения, обсудить роль силы трения в природе и технике.

·         развивающие: продолжить формирование умений делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту и технике изучаемое понятие, а также развитие интеллектуальных способностей учащихся.

·        воспитательные: показать значение опытных фактов, продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке.

 

План урока.

 

1.      Организационный момент.

2.      Актуализация знаний. Самостоятельная работа.

3.      Изучение нового материала.

1)     Сила трения

2)     Трение покоя

3)     Трение в природе и технике

4.      Повторение.

5.      Домашнее задание.

                      

 

Ход урока.

1.      Приветствие ребят. Постановка перед учащимися целей и задач урока.

2.      Работа по домашним вопросам, выполнение самостоятельной работы по вариантам.

3.       

1)      Сила трения видеосюжет м9,16

2)     Трение покоя м12,13

3)     Трение в природе и технике м14

 

4.  Повторение пройденного материала:

·        Что такое сила трения? Какой буквой она обозначается? В каких единицах измеряется?

·        Какие известные вам наблюдения и опыты показывают, что существует сила трения?  (видеофрагмент 1)

·        Так какую силу называют силой трения? Какие виды трения существуют? Какую силу называют трением скольжения, качения и покоя.

·        Как называют прибор для измерения силы? Какие типы динамометров вам известны? (демонстрация динамометров).

·        С помощью динамометра мы можем измерить силу тяжести (демонстрация). Как с помощью динамометра измерить силу трения? (видео) На брусок действует сила, почему брусок находится в покое? Как только брусок начинает двигаться, возникает сила трения скольжения. Тело сдвинулось с места, действует ли сила трения покоя? Вывод: сила трения скольжения приблизительно равна максимальной силе трения покоя.

·        Назовите причины возникновения трения? (неровность поверхности и силы межмолекулярного взаимодействия).

·        Итак, сила трения обозначается буквой F, измеряется в Ньютонах с помощью динамометра. Но незабываем, что сила- векторная величина, что это значит? Как направлена сила трения?

·        Всегда ли это так? Посмотрим видеофрагмент 2. Вывод: сила трения может быть направлена как против движения, так и вдоль.

·        Итак, как изменить силу трения? (демонстрация) Вывод: сила трения качения меньше силы трения скольжения.

·        Приведите примеры, когда трение может быть полезным, а когда вредным.

·        Посмотрим видеофрагмент 3. Посмотрев видеофрагмент, предложите способы увеличения силы трения.

·        Зачем зимой задние колёса некоторых грузовых автомобилей перевязывают цепями?

·        Для чего делают насечки возле шляпки гвоздя?

·        Мы рассмотрели способы увеличения трения, а какие способы уменьшения трения вам известны? (смазка, обтекаемая форма, подшипники).

·        Зачем, ныряя с вышки, пловец стремится войти в воду в вертикальном, а не в горизонтальном положении?

·        Что предпринимают велосипедисты, чтобы увеличить скорость своего движения? Современные автомобили специально помещают в аэродинамическую трубу, чтобы придать им обтекаемую форму и в связи с этим увеличить скорость их движения.

·        Зачем стапеля, по которым судно спускают в воду, обильно смазывают?

·        Что необходимо сделать, чтобы санки катились быстрее?

·        Почему после дождя грунтовая дорога скользкая?

·        Зачем осенью у трамвайных линий, проходящих около парков, бульваров и садов, вывешивают предупреждающий знак «Осторожно листопад!»?

·        Какие материалы могут быть использовано в качестве смазки?

·        Рассмотрим ещё один способ уменьшения трения- использование шариковых подшипников (видеофрагмент 4) Пояснение:  В технических устройствах часто требуется, чтобы сила трения не препятствовала движению поверхностей двух тел относительно друг друга. Эта проблема может быть решена использованием силы трения качения вместо силы трения скольжения. При качении движению препятствует только сила трения качения. Сила трения покоя в точке соприкосновения шариков с поверхностью позволяет избежать скольжения.

·        Итак, назовите ещё раз способы уменьшения трения.

А теперь подумаем: почему по стеклу нельзя кататься на коньках, как по льду? Ведь стекло имеет более гладкую поверхность, чем лёд (видеофрагмент 5).

3.  Самостоятельная работа.

 

1 вариант.

2 вариант.

  1. Зачем на колесах тракторов и автомашин делают глубокий рисунок-протектор?
  2. Какая пуля летит дальше круглая или коническая? Почему?
  3. Зачем некоторые мастера смазывают мылом шуруп перед ввинчиванием его в скрепляемые детали?
  1. Почему пловец, прыгая со стартовой тумбы, вытягивает руки в перед?
  2. Почему мелкие рыбы, переходя на большие расстояния, сбиваются в стаи в форме капли?
  3. Нужно ли орбитальным станциям придавать обтекаемую форму? Почему?

 

                  Через 5 – 7 минут ответы на вопросы собираются.

 

4.  Творческое домашнее задание:

 

       Написать фантастический рассказ “Если бы трения не стало”.

                                        или

      Написать стихотворение о трении.

                              или

      Составить кроссворд на тему «трение».

 

 

Пример творческого задания:     

 

 

Исчезла сила трения.
И что ж произошло?
Покушать захотели мы –
Не вышло ничего.

Из наших рук мгновенно
Упали все предметы,
А почему? Да потому,
Что силы тренья нет!

 

 

Сегодня в школу не пошел,
Без тренья я бы не дошел.
Меня учитель не вини,
А лучше трение верни.

Бывает трение полезным,
Но может вредным быть оно.
Детальки об детальки трутся,
И очень быстро все сотрутся.

Предметы все летят,
Стоять они не могут.
Нужна нам сила трения.
Она лишь нам поможет.

 

Для этого ты смазку примени
Или подшипники поставь.
Уменьши тренье этим ты
И сохрани детали и болты!

Машины быстро все бегут,
Никак их не остановить.
И чтобы мы не делали
Беды они наделали.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 003 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 958
    • RAR 10.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Асатрян Светлана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Асатрян Светлана Викторовна
    Асатрян Светлана Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 36585
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теоретическая механика: векторная графика

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов физики в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 93 человека из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 665 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по физике в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 458 человек

Мини-курс

Визуальные искусства: анимация и фотография

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство переговоров: стратегии и тактики в различных сферах жизни

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Методы решения нестандартных математических задач

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек