Тема урока: К.Паустовский
« Прощание с летом»
Цель:
формирование УУД, использование ТРКМ «Шесть шляп», воспитание дружелюбного
отношения друг к другу во время работы в группах, чувства переживания и
сопереживания за себя и за товарищей.
Задачи:
1.коммуникативныеУУД: умение составлять стихи, тексты о лете, очерки на тему «
Моё отношение к прочитанному», умение договариваться в группе.
2. предметныеУУД: знание закличек, загадок;
познакомиться с биографией Паустовского, умение читать быстро, находить ответы
на вопросы, умение обобщать, сравнивать, расширять знания о природе.
3. познавательныеУУД: знакомство с
произведениями Паустовского, дать понятие периодов осени - и их признаков,
ввести понятие литературного приёма -контраст.
4. регулятивныеУУД - умение ставить цель и
задачи урока, оценивать свою работу и работу других.
Оборудование:
книги К.Паустовского, презентация о К Паустовском, проекты детей.
Ход
урока
1. Психологический
настрой- руки вверх ладошкой наружу, или руки
сжаты в кулаках, или руки сложены на парте.
2. Речевая
разминка: а) вдох-выдох д) идёт старичок по
лестнице- ох
Б) нюхаем цветы е) бежит мальчик по лестнице-ах.
В)
надуваем шар
Г)
задуваем свечку
3. Актуализация знаний. Эпиграфом
нашего урока будут слова. Чьи они?
На доске запись , читаю я: «Многое
в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная.
Лето гораздо короче зимы. А осень проходит мгновенно и оставляет впечатление
промелькнувшей за окном золотой птицы». (К. Паустовский) Выставка книг о
природе писателя.
-А какую осень мы наблюдаем сейчас?
Встаньте, посмотрите в окно. (позднюю)Докажите.
-А что интересного о лете и осени осталось
в вашей памяти?
- Сформулируйте тему нашего урока, цель,
задачи , используя слова:
-познакомимся……
-будем учиться…….
-будем воспитывать……
5.Работа с текстом до чтения.
1.Рассказ Золотых А. биографии
К.Паустовского.
2 Показ презентации. Мещёрская сторона.
3. Чтение заголовка рассказа.
-Что интересного в названии произведения?
- Можно ли предположить о чём пойдёт речь
в рассказе?
6. Первичное восприятие рассказа.
1.Чтение рассказа подготовленными
учениками.
-Какую осень изобразил Паустовский?
-Где происходит действие рассказа - в
городе или в сельской местности?
- С каким настроением автор прощается с
летом?
-А в конце такое же настроение? Как
называется такой приём в литературе? (Контраст)
- Кто ведёт повествование рассказа?
- Какие слова непонятны?
-Первопуток? С кем сравнивает автор зиму?
7.Физминутка.
8.Работа с текстом на уровне содержания.
Оценочные листы.
Технология « Шесть шляп». Работа в
группах. Звучит музыка Э.Грига «Осенью».Дети в это
время работают.
1 Белая шляпа: - Прочитайте
и докажите, когда и во сколько происходили события в рассказе?
-Что значит заворожила стужа?
-Какие слова из текста могли бы стать
строчками стихотворения?
2. Зелёная шляпа: -Какая осень
описана в рассказе? Прочитайте начало рассказа об осеннем вечере в деревне.
3.Жёлтая шляпа: - Прочитайте , что
понравилось в рассказе?
- Какое настроение принёс первый снег? Какая
была земля? Прочитайте.
- Как бы вы по-другому озаглавили этот
рассказ?
4.Красная шляпа:- Разделите текст
на части. – Прочитайте начало 1, 2, 3 части. Докажите.
5.Чёрная шляпа:-Какое настроение
навеял этот вечер? Прочитать.
- Какие бы вы краски взяли для рисования
этой картины?
-А что изменило нашу картину?
- Что –то не понравилось в рассказе?
6. Синяя шляпа:
-Как, по-вашему мнению, относится автор к
тому, о чём он рассказывает ? -Сделайте вывод, зачем автор написал этот
рассказ?
-Как автор относится к зиме?
Оценивание работы в группах по оценочным
листам.
9.Работа с текстом после чтения.
Работа в группах сменного творческого состава.
Дети делятся по разноцветным прямоугольникам на партах:
«Художники»- рисуют картину
первого снега
«Поэты»-
пишут стихи «Прощание с летом»
«Писатели»- рассказ «Прощание с
летом»
«Журналисты»-очерк- отзыв о
прочитанном печатают на компьютере.
( Столбцова Ю, Хлыстун А., КарачароваА.)
Защита проектов детей
10. Итог урока.
Когда –то Паустовский сказал прекрасные
слова о другом человеке- композиторе Э.Григе: « Спасибо за вашу щедрость, за
то, что передо мною то прекрасное, чем должен жить человек».
- Можем
ли мы адресовать эти слова самому К.Паустовскому.
- Прочитаем эти слова вместе вслух.
-Мне на уроке…..
- Урок заставляет задуматься…..
11. Д.з. по выбору:1. Подготовить
пересказ текста.
2. Разделить рассказ на части по описанию
осенних периодов.
-
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.