Урок по чтению и
развитию речи. 1Гкласс.
Тема: Повторение изученных букв. Составление и чтение слогов, слов с изученными
буквами.
Цель: Закрепление знания изученных букв.
Задачи:
1.
закреплять навык чтения слогов, слов с изученными
буквами А, О, У, М, С, Х; продолжить работу по формированию плавного слогового
чтения.
2.
работать над развитием речи, фонематического слуха;
корригировать внимание, память через загадки, игры. Развитие
мелкой моторики кистей рук.
3.
расширять представления о животных; воспитывать любовь
к природе, мотивацию к учебной деятельности, умение слушать друг друга.
Оборудование: учебник «Букварь» В.В.Воронковой, карточки слогов, раздаточный
материал, наборное полотно, иллюстративный материал, игрушка, буквы на
магнитах.
Ход урока:
I. Подготовительный
этап.
1. Организационный
момент.
- Доброе утро,
ребята. Поприветствуйте наших гостей.
Сядьте и улыбнитесь
своему соседу.
2.
Артикуляционная гимнастика.
- Урок начнем с
разминки. Разминка губ и языка.
1)
«Улыбка»
Чтоб понравиться лягушкам,
Губки тянем прямо к ушкам.
2)
«Хоботок»
Чтоб понравиться слону,
Губки хоботом тяну.
3)
«Часики»
Вращение язычком
влево – вправо.
4)
"Надувание шарика.
3.Речевая
зарядка.
- Послушайте
предложение и четко его повторите.
У Сени и Сани в
гостях сом с усами.
- Молодцы, все
старались.
II.Основной
этап.
1. Актуализация
опорных знаний.
- Ребята послушайте
песню. После прослушивания вы скажите о ком она.
(Песня «Почему медведь спит»)
- О ком эта песня?
Дети: - О медведе.
- Медведь – это
дикое или домашнее животное?
Дети: Медведь – дикое
животное.
- А почему это
дикое животное?
Дети: Медведь живет
в лесу.
- А что больше
всего любит медведь?
Дети: Ягоду и мед.
(картинка ягоды
малины)
- Хорошо, много
знаете о медведе.
- Медведь сегодня
пришел к нам на урок. Он хочет узнать буквы и научиться читать.
- Назовите все
изученные буквы (чтение с доски)
- А как
произносится гласный звук?
Дети: Гласный звук
произносится легко, воздух не встречает преграды.
- Хорошо.
-Что происходит при
произнесении согласного звука?
Дети: При произнесении
согласного звука воздух встречает преграду.
- Скажите, что
мешает при произнесение согласного звука [С]?
Дети: Зубы.
- А когда
произносим звук [М]?
Дети: Губы.
- Молодцы, ребята.
У себя расположите
тоже в 2 ряда
1.
Гласные
2.
Согласные
Игра
«я называю букву, а вы назовите звук»
Дети: А
-Какой звук дает
буква А?
Дети: Звук А.
- Какой это звук?
- Дети: Гласный.
Дети : Буква У
- Какой звук дает
буква У?
Дети: Звук У.
- Какой это звук?
Дети: Гласный.
Дети : Буква М
- Какой звук дает
буква М?
Дети: Звук М.
-Какой это звук?
Дети: Согласный.
Дети: Буква С.
- Какой звук дает
буква С?
Дети: Звук С
- Какой это звук?
Дети: Согласный.
Дети: Буква О.
-Какой звук дает
буква О?
Дети: Звук О.
-Какой это звук?
Дети: Гласный.
Дети: Буква Х
- Какой звук дает
звук Х?
Дети: Звук Х.
-Какой это звук?
Дети: Согласный.
- Молодцы, верно
справились с заданием.
- Чем отличается
звук от буквы?
Дети: Звуки мы
слышим и произносим, а буквы пишем и видим.
- Отлично.
Составление слогов
из букв
МА мак со
сок ту
2. Выделение
первого звука в словах (загадки).
- Сели и продолжаем
работать дальше. Мишка приготовил для вас загадки.
1 загадка.
Бурый мишка
зазевался
И без лакомства
остался.
А у нас полна
корзина
Будет на зиму
(Малина)
Дети: Малина.
- Как вы
догадались, что это малина?
Дети: Медведь любит
малину.
(Картинка
«Малина»)
- Назовите первый
звук в слове малина?
Дети: Первый звук [М].
- Какой это звук?
Дети: Звук [М] –
согласный.
2 загадка.
Белый, сладкий камень
В чашке нашей тает.
- Что это?
Дети: Это сахар.
- Как вы догадались,
что это сахар?
Дети: Сахар
сладкий; тает в воде.
(Картинка «Сахар»)
- Назовите первый
звук в слове сахар?
Дети: Первый звук [С].
- Какой это звук?
Дети: Звук [С] –
согласный.
3 загадка.
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
- Когда листья сыплются, летят? Как называется
это время года?
- Дети: Осенью.
- Какой первый звук
в слове осень?
Дети: Первый звук –
[О].
-Какой это звук?
Дети: Звук [О] – гласный.
4 загадка.
Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря, кричит,
Всё это шутка,
Ну конечно это - (утка).
- Назовите первый
звук в слове УТКА?
(Картинка « Утка»)
Дети: Звук – [У].
- Какой это звук?
Дети: Гласный.
- Молодцы, ребята,
все Мишкины загадки отгадали.
-Повторим, что вы
видите на картинках. Запомните их. Сейчас вы закроете глаза, а когда откроете,
скажите, что изменилось.
3. Игра на
внимание
.
На доске
картинки: «Малина», «Сахар», «Осень», «Утка».
Картинку «Сахар»
убрать.
- Посмотрите,
внимательно на картинки и скажите, что изменилось?
(Ответы 2 – 3
учеников)
Дети: Картинки «Сахар».
- Мишка любит
сладкое, он и забрал сахар.
- Какие вы
внимательные, молодцы.
4. Физминутка.
Хомка, хомка, хомячок.
Полосатенький бочок,
Хомка раненько встает,
Моет ушки, чистит рот.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5 –хомка сильным хочет стать.
5. Составление
слов из букв разрезной азбуки.
- Посмотрите, кто
изображен на картинке?
Дети: Это сом.
- Кто такой сом?
Дети: Рыба.
- А кто знает, где
живет сом?
Дети: В реке.
- Составьте это
слово.
-Произнесем вместе
слово сом.
(Проговорить и
прохлопать)
- Сколько слогов в
слове СОМ?
Дети: Один.
- Еще раз
произнесем слово сом.
(Учитель
работает у доски.)
- Какой первый звук
в слове сом?
Дети: Звук – [С]
- Какой это звук?
Дети: Согласный
- Звук – [С] какой
буквой обозначается?
Дети: Буквой С.
- Положите букву С.
Кружком какого
цвета обозначается согласный звук?
Дети: Синим.
- Положите кружок
под буквой.
- Какой второй звук
в слове сом?
Дети: Звук – [О]
-Какой это звук?
Дети: Звук – [О]
гласный.
-Какой буквой
обозначается звук [О]?
Дети: Буквой О.
- Положите букву –
О.
-Кружок, какого
цвета возьмете?
Дети: Красного
-Назовите третий
звук в слове сом?
-Дети: Звук – [М]
-Какой это звук?
Дети: Звук [М ]–
согласный.
-Какой буквой обозначается
звук [М]?
Дети: Буквой М.
-Положите букву М.
- Кружок, какого
цвета возьмете?
Дети: Синий.
-Давайте вместе
прочитаем слово сом.
-Как по схеме можно
определить, сколько слогов в слове?
Дети: Один гласный
звук, один слог.
- Правильно.
( кружки собрать
в коробку)
- Вы хорошо
поработали, теперь отдохнем.
6. Физминутка.
Я Сом большой, усатый,
На грудке полосатой
Ловко плаваю в воде, не догнать меня нигде.
(Слова сопровождаются движениями)
7.Практическая
работа по составлению слов с помощью палочек.
- Ребята, скажите, а
что можно приготовить из рыбы?
Дети: Рыбу можно
жарить, варить.
- А кто знает, как
называется суп из рыбы?
Дети: Уха.
- Молодцы, все знаете.
- Произнесите слово
У – ХА хором
( произношение с
прохлопыванием)
- Сколько слогов
слове У – ХА?
Дети: Два слога.
- Назовите первый
звук в слове У - ХА?
Дети: Звук – [У].
- Какой буквой
обозначается звук [У]?
Дети: Буквой У.
- Выложите из
палочек букву У.
(Одновременно
ведется работа у доски)
- Назовите второй
звук в слове У - ХА.
Дети: Звук – [Х].
- Какой это звук?
- Какой буквой
обозначается звук [Х]?
Дети: Буквой Х.
- Выложите букву Х
из палочек.
(Одновременно
ведется работа у доски)
- Назовите третий
звук в слове У - ХА?
Дети: Звук – [А].
- Какой это звук?
Дети: Гласный.
- Какой буквой
обозначается звук [А]?
Дети: Буквой А.
- Выложите букву А
из палочек.
(Одновременно
ведется работа у доски)
- Давайте еще раз
прочитаем слово, которое у нас получилось.
(Хоровое чтение)
- Самостоятельно
составьте схему этого слова.
( на доске схема
слова)
- Проверьте, так ли
вы составили схему?
8. Музыкальная
физминутка.
(звучит песня
«»)
9. Работа с
учебником.
- Откройте
учебники, где закладка.
- Посмотрите, кто
нарисован на закладке?
Дети: Медведь.
- Это вам Мишка
приготовил такие подарки.
- Прочитаем слоги
поставьте пальчик на первый столбик.
ам
|
ум
|
ом
|
ма
|
мо
|
му
|
ас
|
ус
|
ос
|
са
|
со
|
су
|
ах
|
ух
|
ох
|
ха
|
хо
|
|
а) Чтение хором
б) Чтение по
цепочке
- Молодцы.
-Посмотрите на
схему слова слева
- Сколько в этом
слове слогов?
Дети: Два.
- Как вы
определили?
Дети: Два гласных
звука.
- В первом слоге
сколько звуков?
Дети Два, согласный
и гласный.
- Во втором слоге
сколько звуков?
Дети Два, согласный
и гласный.
- Прочитаем слово к
этой схеме.
Дети: МА – МА.
-Посмотрите, кто
нарисован слева?
- Дети: МА – МА
- Прочитаем слова
первого столбика.
МА – МА
МУ – МУ
МУ – ХА
- Хорошо.
III. Итог.
- Медведь вам
приготовил еще один сюрприз. Посмотрите, какой мешочек он принес, это не
простой мешочек, а волшебный. Мишка положил туда буквы, а как они называются,
не знает. Вам надо достать букву из мешка и закрытыми глазами определить, что
это за буква.
(В мешке буквы
О, М, Х, А, У, С)
Буквы
вывешиваются на доску и дети еще раз хором называют их.
- Вот и закончился урок, всем большое спасибо. Все хорошо поработали,
молодцы!
- Посмотрите, Мишка
приготовил вам сладкий подарок – бочонок меда. Мед – очень полезный, в нем
много витаминов, а впереди зима, надо пить чай с медом, чтобы не заболеть.
После урока будем пить чай с медом.
- Давайте хором
скажем Мишке спасибо и до свидания.
- И с нашими
гостями тоже попрощаемся.
- Урок закончен.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.