Инфоурок Биология Другие методич. материалыУрок по биологии в 7 классе

Урок по биологии в 7 классе

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО БИОЛОГИИ

тема: «ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

 

 

 

Автор: учитель химии

и биологии филиала Среднетерешанской СОШ - МОУ Верхнетерешанской ООШ

Абдульмянова Иркя Загидулловна

 

 

 

 

   ТЕМА: «ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ или ПРОСТЕЙШИЕ»

 ЦЕЛЬ УРОКА:                                                                                                     Обобщение и систематизация полученных знаний о простейших.

  ЗАДАЧИ:

-Знать особенности строения и жизнедеятельности, значение в природе и жизни человека;

-Уметь классифицировать простейших животных; 

-Развивать навыки работы с компьютером, умение составлять схемы.

  ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Может ли существовать самостоятельно одноклеточный организм?

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, видеосюжет, электронный микроскоп.

                                                     ХОД УРОКА:                                                                     

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ПРОСТЕЙШИХ

Более 300 лет назад, в1675 году, голландский натуралист Антони ван Левенгук  при помощи микроскопа  рассматривал окружающий его мир. Взяв застоявшуюся воду из бочки, он увидел в ней движущие организмы. Левенгук очень удивился и назвал их ничтожнейшими зверушками. Позднее ученые дали им название простейших. В настоящее время известно около 70 тыс. видов простейших, большинство которых являются одноклеточными организмами.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. Учитель!: Ребята! Как вы думаете

1. Почему простейших называют одноклеточными?

2. Почему  называют простейшими?

                                         ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. ЗАДАНИЕ «КЛАССИФИКАЦИЯ  ПРОСТЕЙШИХ»

 Учитель! Работа выполняется в группах. Каждой группе даны карточки с заданиями. Желающие (1 ученик) с каждой группы идут к доске, а остальные записывают в рабочей тетради (Приложение №1)

2. ЗАДАНИЕ  «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРОСТЕЙШИХ ЖИВОТНЫХ»

Учитель! Мир простейших удивителен и разнообразен. Послушаем интересные сообщения о них.

Ученики по слайдам рассказывают о многообразии простейших: корненожках, жгутиконосцах, споровиках (слайд   7,8,9)

ДОПОЛНЕНИЕ: Учитель! Египетские пирамиды, дворцы в белокаменной Москве и Севастополе, старые здания в Париже, Риме, Вене и других городах построены из известняков, образовавшихся из раковинок простейших. Они образовали мел, который залегает мощными пластами в некоторых районах нашей страны. Например, город Белгород получил своё название потому, что возле него по обрывистым берегам повсюду выступают белые залежи мела.

                  3.ЗАДАНИЕ    «ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ»

Учитель! Работа выполняется индивидуально. По желанию один ученик делает это задание на компьютере.

Какие части тела обозначены цифрами: 1. у амебы обыкновенной; 2. у эвглены зеленой; 3. у инфузории-туфельки (слайд 11,12,13)

ДОПОЛНЕНИЕ: Учитель! Цитоплазма состоит из эктоплазмы – наружного и эндоплазмы - внутреннего слоя.

При помощи стигмы эвглена  различает изменения освещенности.

У инфузории – туфельки малое ядро отвечает за размножение и его называют генеративным, а большое – за процессы жизнедеятельности - это

вегетативное ядро. У инфузорий  ненужные вещества удаляются через особое образование – порошицу.

ВЫВОД: Из этих представителей более сложное строение имеет инфузория-туфелька (слайд 14)

3. ЗАДАНИЕ   «Узнай простейшее»

Учитель!  Перед вами на экране неизвестное простейшее, обнаруженное при помощи электронного микроскопа. Охарактеризуйте его.

ВЫВОД: Это простейшее – эвглена зелёная.

                      5. ЗАДАНИЕ   «Здоровье сберегающий компонент»

1)наклоны туловища

2)упражнение для глаз

3)упражнение для рук

 

 

                    6. ЗАДАНИЕ    «Процессы жизнедеятельности»

Учитель! Ребята! Ответьте на вопросы:

1.Как осуществляется дыхание у простейших?

2.Каких простейших называют автотрофами, гетеротрофами?

3.Как идёт выделение?

4.Назовите способы размножения?

5.Как переносят неблагоприятные условия?

ДОПОЛНЕНИЕ. Учитель! Фагоцитоз – захват пищи при помощи ложноножек и образование пищеварительных вакуолей (видеосюжет).

                       7. ЗАДАНИЕ   «Жизнедеятельность простейших»

МАГИЧЕСКИЙ  КВАДРАТ

Ответить на поставленные вопросы и занести их в квадратики так, чтобы сумма квадратиков по вертикали и горизонтали была равна 15.

(Приложение №2)

 

         8. ЗАДАНИЕ  «Значение простейших в природе и в  жизни человека»

 Учитель! Простейших  не видно невооруженным глазом, однако они оказывают огромное влияние на окружающую среду и жизнь человека. А теперь пользуясь учебниками, заполните схему о значении простейших.

(слайд  17,18)

ДОПОЛНЕНИЕ: Без простейших не могут  существовать растительноядные животные. Они сами не могут переваривать клетчатку – основу растительных тканей. В кишечнике травоядных есть складки для размещения сожителей. Хозяин усваивает результат их пищеварения, а заодно самих простейших.                     

ВЫВОДЫ: Среди простейших есть как свободноживущие, так и паразитические. Одни из них приносят пользу, а другие – вред.  

                                       Правила профилактики:

1.Мойте руки перед едой!

2.Не употребляйте сырую воду из загрязненных водоемов!

3.Не ешьте немытые овощи и фрукты!

ТЕСТ: « ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

Учитель! Ребята, отвечая на вопросы дифференцированного теста, вы выбираете оценку. (Приложение №3)

                                                            ВЫВОДЫ

1.Одноклеточные состоят из одной клетки, являющейся целым организмом.

 2.Клетка простейших выполняет все процессы жизнедеятельности:  питание, дыхание, выделение, размножение.

3.Клетка одноклеточных имеет органоиды специального назначения: ложноножки, жгутики, реснички, сократительную вакуоль, светочувствительный глазок, клеточную воронку, клеточный рот, глотку, порошицу.

4.Обладает важной особенностью – инцестированием.

5.Размножаются бесполым и половым путём.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ: Одноклеточный организм имеет все возможности для самостоятельной жизнедеятельности.

                                               РЕФЛЕКСИЯ

Предлагаю оценить урок с помощью карточек: красной, синей.

Понравился - красная, не понравился – синяя.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Оценить работу учеников.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Составить кроссворд: «Простейшие»

                                     УРОК ОКОНЧЕН. СПАСИБО.  

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1      Классификация простейших

Подцарство простейшие

        ТИП                                               ТИП                                         ТИП          

Саркодовые и                                 Инфузории                         Споровики

 Жгутиконосцы

Из перечисленных ниже представителей выберите и распределите по типам: инфузория-туфелька, амеба дизентерийная, малярийный плазмодий, эвглена зеленая,  амеба обыкновенная.

 

           ПРИЛОЖЕНИЕ № 2              ВОПРОСЫ:

7.ЗАДАНИЕ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОСТЕЙШИХ

МАГИЧЕСКИЙ  КВАДРАТ

Ответить на поставленные вопросы и занести их в квадратики так, чтобы сумма квадратиков по вертикали и горизонтали была равна 15.                       

 А

Б 

В 

Г 

Д 

Е 

Ж 

З 

И 

ВОПРОСЫ:

А – Как называются организмы, тело которых состоит из одной клетки;

Б – Покоящееся состояние простейшего в неблагоприятных условиях среды;

В – Половой процесс у инфузорий, при котором идет слияние ядер;

Г – Назовите простейшего имеющего 2 сократительные вакуоли;

Д – Захват пищи при помощи ложноножек и образование пищеварительных вакуолей;   

Е – Какой газ поглощают простейшие при дыхании?

Ж – Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды;

З – Простейшие, которые могут питаться как животные и как растения;

И – Среда обитания простейших;

                                                       ОТВЕТЫ:

1.Эвглена зеленая                                         6.Водоем

2. Коньюгация                                                7.Кислород

3.Инфузория-туфелька                                 8.Раздражимость

4.Одноклеточные                                           9.Циста

5.Фагоцитоз   

 

                     ПРИЛОЖЕНИЕ №3            ТЕСТ

 
                ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОС ТЕСТА.

 

1.  Выберите из предложенного перечня одноклеточный организм, не

имеющий постоянной формы тела:
   а) инфузория - туфелька         б) амеба обыкновенная         в) эвглена зеленая      

 

 2.     Способ передвижения инфузории — туфельки:

         а) ложноножки     б) реснички          в) жгутики          

 

3.  Где у одноклеточных происходит переваривание пищи?

          а) в цитоплазме      б) пищеварительной вакуоли         в) в ядре            

 

4.   Образование клетки, которое участвует в регуляции водно-солевого обмена:

       а) сократительная вакуоль         б) пищеварительная вакуоль            в) ядро        г) цитоплазма

 

5.  Через что одноклеточные получают кислород?

         а) легкие             б) клеточный рот       в) жабры    г) через мембрану

 

 6.  Для перенесения неблагоприятных условий среды простейшие образуют:

         а) цисту       б) гамету        в) зиготу            г) порошицу

 

 7. Что нового появляется у инфузории в отличие от амебы и эвглены?

         а) ядро              б) сократительная вакуоль          в) порошица             г) пищеварительная вакуоль

 

  8. Органоид клетки с помощью которого эвглена улавливает свет:

         а) стигма        б) сократительная вакуоль    в) ядро   г) клеточный рот

 

  9.  Выберите одноклеточный организм, который не является паразитом:

      а) малярийный плазмодий        б) лейшмания       в) дизентерийная амеба     г) эвглена зеленая

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1.В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко « БИОЛОГИЯ» Животные:

Учебник для учащихся 7 класса образовательных учреждений.Вентана-Граф. 2007

2.О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. Поурочные разработки по биологии.В помощь школьному учителю. 7-8 класс. «Вако», М.2004

3  «Биология» репетитор для абитуриентов, старшеклассников и учителей

4.БИОЛОГИЯ. Интерактивные творческие задания. 7-9кл.

5.Т.В.Зарудняя «Биология. Животные. 7 класс. Поурочные планы»2008

6  «Уроки биологии КиМ. Животные 7 класс

7.Интернет-ресурсы

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по биологии в 7 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по трудоустройству

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Представленный урок по биологии  подготовлен для учащихся 7 классов общеобразовательной школы. Урок проводится в кабинете биологии с использованием ИКТ. Материал по теме «Простейшие» будет использоваться на уроке биологии с целью изучения общих характерных признаков систематических групп подцарства Одноклеточные. Так же  материал можно использовать при подготовке  к экзаменам и олимпиадам.  


     Форма организации  учебной деятельности: урок повторения, систематизации и обобщения изученного материала, выявления прочности полученных знаний по изученной теме.


     Методы изучения: проблемный, беседа, репродуктивный, интерактивные методы.


   Приёмы деятельности учителя: постановка проблемы, организация повторения, выступлений учащихся с сообщениями,  тестирования.


   Организация деятельности учащихся: слушают сообщения, демонстрируют полученные знания и умения, выполняют творческие задания и тесты, делают выводы.


    Форма работы: групповая, индивидуальная, в парах.


 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 962 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 472
    • DOCX 56.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Абдульмянова Иркя Загидулловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3846
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 360 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 92 человека из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 556 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 324 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 137 человек

Мини-курс

Психология общения: от многоплановости до эффективности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Основы налогообложения и формирования налогооблагаемых показателей

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практика гештальт-терапии: техники и инструменты

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 307 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 63 человека
Прямой эфир Загрузка...

Прямо сейчас в эфире

Инфофорум: «Всё, что волнует педагогов»