Инфоурок Биология Другие методич. материалыУрок по биологии "Прощание с ботаникой" (6 класс)

Урок по биологии "Прощание с ботаникой" (6 класс)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Прощание с ботаникой_6кл.docx

 

Обобщающий урок-игра «Прощание с ботаникой»

 город Екатеринбург,

 

учитель биологии МАОУ гимназии №40,

Жест Наталья Олеговна

 

Урок проводится в 6-классе по окончанию изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. За неделю до урока выбираются 3 учащихся – аналитика, работа которых заключается в фиксировании правильных ответов, вынесение результатов на монитор, анализе работы групп, сам класс делится на 4 группы, учащимся предлагаются темы для повторения.

 

Цель урока: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении курса ботаники; развитие мышления, речи, творческих способностей; формирование научного мировоззрения.

Оборудование: мультимедийный экран, ноутбук (или компьютер), презентация урока, таблицы растений разных семейств, портреты ученых, секундомер, карточки для каждой группы по типу светофора: красная, желтая, зеленая, распечатки заданий.

 

Ход урока

1.   Вступление.

Учитель поздравляет учащихся с окончанием изучения курса ботаники и предлагает проверить, на сколько ребята эрудированны, наблюдательны и любознательны.

На экране презентация урока (Приложение №1).

Если путь твой к познанию
                                                                      мира ведет,-
Как бы ни был он долог и труден – вперед!                                                                                     Фирдоуси

Эпиграфом к сегодняшней игре взяты слова величайшего поэта Ирана, который предлагает нам двигаться вперед, к новым вершинам знаний.

 

2.   Конкурс-разминка

Задание: Найдите в тексте биологические неточности (каждая неточность 1 балл)

В одном из старинных романов можно прочитать:

«…Летние месяцы поручик А.М. Чебурков любил проводить в своем имении. Как прекрасно побродить в июльский зной по дышащему прохладой ельнику-черничнику, где в массе распустились цветки кислицы, печеночницы, любки! Изящные цветки этих растений напоминают белые огоньки в темном сумраке елового леса. Удивительный мир растений с детства привлекал поручика, и любовь к ботанике не покидала его всю жизнь.… А вот и буроватые побеги подъельника распустили свои цветки. «Это растение лишено хлорофилла, видимо, паразитирует на корнях ели»,- подумал поручик. Навеявшее воспоминание о шашлыках прошлогоднее кострище уже заросло различными лишайниками, среди которых особенно много было зеленых лопастей маршанций. Выйдя, к лесной поляне, Чебурков полакомился созревшими ягодами земляники и собрал букет из нескольких цветков ромашек. У самой усадьбы внимание Алексея Михайловича привлекла расцветшая белыми цветками крапива. «Пора собирать на щи», - подумал он…»

 

Правильные ответы:

1.   Печеночница и кислица цветут весной (апрель-май, кислица – до начала июня), поэтому в июле трудно любоваться их цветками;

2.   Околоцветник печеночницы синевато-лиловый, а не белый;

3.   Подъельник имеет симбиотические связи с микоризными грибами, от которых он получает органические вещества, а мицелий этих грибов, в свою очередь, получает питание от корней деревьев. Таким образом, подъельник паразитирует на дереве опосредованно, используя для этих целей свои симбиотические связи с грибом.

4.   Маршанция – не лишайник, а печеночный мох; лишайники растут довольно медленно, поэтому за один год они не могут покрыть кострище;

5.   Собрал «несколько цветков ромашек», это соцветие, состоящее из многих цветков;

6.   Белыми цветками цветет не настоящая крапива, а совсем другое растение – «глухая крапива» (яснотка белая из семейства губоцветных), которая не жжется и не употребляется для приготовления щей.

 

Задание: Расположите таксоны в порядке убывания

(каждый правильный ответ  1 балл)

I группа

Царство

 

Вид

 

Класс

 

Отдел

 

Род

 

Семейство

 

II группа

Отдел

 

Семейство

 

Класс

 

Царство

 

Вид

 

Род

 

III группа

Царство

 

Отдел

 

Семейство

 

Класс

 

Род

 

Вид

 

IV группа

Вид

 

Семейство

 

Род

 

Царство

 

Класс

 

Отдел

 

 

Правильные ответы

I группа

Царство

1

Вид

6

Класс

3

Отдел

2

Род

5

Семейство

4

II группа

Отдел

2

Семейство

4

Класс

3

Царство

1

Вид

6

Род

5

III группа

Царство

1

Отдел

2

Семейство

4

Класс

3

Род

5

Вид

6

IV группа

Вид

6

Семейство

4

Род

5

Царство

1

Класс

3

Отдел

2

Аналитики подводят итоги конкурса разминки, данные выносятся на экран.

 

3.   Конкурс Дальше, дальше, дальше

(в течение 1минуты дать как можно больше правильных ответов, каждый правильный ответ 1- балл)

 

1.    Сложноцветные или …

(АСТРОВЫЕ)

2.    Все ли тополя пушат?

(НЕТ)

3.    Это растение кормит, лечит, одевает, наказывает.

(КРАПИВА)

4.    Абрикос, сушеный целиком без косточек.

(КАЙСА)

5.    Бобовые или….

(МОТЫЛЬКОВЫЕ)

6.    Кукуруза или ….

(МОИС)

7.    Касторовое масло получают из…

(КЛЕЩЕВИНЫ)

8.    Царский желудь.

(ГРЕЦКИЙ ОРЕХ)

9.    Плод огурца.

(ТЫКВИНА)

10.          Человек-корень

(ЖЕНЬШЕНЬ)

11.          Символ Канады.

(КЛЕН)

12.          Европейская маслина или …

(ОЛИВА)

13.          Северный шелк.

(ЛЕН)

14.          Как правильно резать перец – вдоль или поперек?

(ВДОЛЬ)

15.          Кактус, употребляемый в пищу?

(ОПУНЦИЯ)

16.          Какой гриб ели викинги для храбрости?

(МУХОМОР)

17.          Красные водоросли или …

(БАГРЯНКИ)

18.          Дерево, излечивающее от малярии.

(ХИННОЕ)

19.          Из какого растения получают имбирь?

(ИЗ КОРНЕВИЩА ИМБИРЯ)

20.          Самый быстро растущий злак

(БАМБУК)

21.          Семейство крестоцветных или …

(КАПУСТНЫХ)

22.          Гриб – паразит – источник наркотического вещества.

(СПОРЫНЬЯ)

23.          Водяная чума или…

(ЭЛОДЕЯ)

24.          Гриб, который раньше использовали для получения чернил.

(НАВОЗНИК)

25.          Самые долгоживущие растения.

(ЛИШАЙНИКИ)

26.          Анютины глазки или …

(ВИОЛА)

27.          Какой металл помогают разыскивать бурые водоросли.

(ЗОЛОТО)

28.          Водное растение с огромными листьями.

(ВИКТОРИЯ)

29.          Пеларгония зональная или …

(ГЕРАНЬ)

30.          Символ Ливана.

(ЛИВАНСКИЙ КЕДР)

31.          Образование на поверхности железа и гриб-паразит.

(РЖАВЧИНА)

32.          Второй хлеб человечества.

(РИС)

33.          У какого растения самые тяжелые семена.

(СЕЙШЕЛЬСКАЯ ВЕЕРНАЯ ПАЛЬМА-ДО 25 КГ)

34.          Самое длинное растение.

(РОТАНГОВАЯ ПАЛЬМА-300-400 М)

35.          Птица и бобовое растение.

(ЧЕЧЕВИЦА)

36.          Культурная лещина.

(ФУНДУК)

37.          Наука о грибах

(МИКОЛОГИЯ)

38.          Абрикос сушеный с косточками

(УРЮК)

39.          Самое многочисленное семейство двудольных

(СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ)

40.          Злаки или …

(МЯТЛИКОВЫЕ)

41.          Символ Коста - Рики.

(ОРХИДЕЯ)

42.          Сушеный виноград без косточек.

(КИШМИШ)

43.          Обезьянье хлебное дерево.

(БАОБАБ)

44.          Символ плодородия у египтян.

(ГРАНАТ)

45.          Земляной орех.

(АРАХИС)

46.          Самый калорийный фрукт.

(АВОКАДО)

47.          Символ России.

(БЕРЕЗА)

48.          Медовое дерево.

(ЛИПА)

49.          Чертово яблоко.

(КАРТОФЕЛЬ)

50.          Дынное дерево.

(ПАПАЙЯ)

51.          Дерево изображенное на флаге ООН.

(ОЛИВА)

52.          Культурные злаки из бывших сорняков.

(ОВЕС, РОЖЬ)

53.          Детская конфета и растение.

(ИРИС, БАРБАРИС)

54.          Какие грибы помогают искать свиньи?

(ТРЮФЕЛИ)

55.          Самое высокое дерево.

(ЭВКАЛИПТ ЦАРСТВЕННЫЙ)

56.          Мамонтовое дерево или …

(СЕКВОЙЯ)

57.          Растение, у которого самые длинные листья.

(ПАЛЬМА РАФИЯ, 19,8М)

58.          Банан – это дерево?

(НЕТ, ТРАВА)

59.          Самый сладкий злак

(САХАРНЫЙ ТРОСТНИК)

60.          Символ Японии.

(ХРИЗАНТЕМА)

61.          Самые южные цветы

(ПОДСНЕЖНИКИ ОСТРОВА ЛЕННОС, РАСПОЛОЖЕННОГО НЕПОДАЛЕКУ ОТ ОСТРОВА ГОРН, ЮЖНЕЕ ЭТОГО ОСТРОВА ЛЕЖАТ ТОЛЬКО ЛЬДЫ АНТАРКТИДЫ)

62.          Процесс, протекающий в зеленых листьях растения на свету

(ФОТОСИНТЕЗ)

63.          Симбиоз гриба и водоросли

(ЛИШАЙНИК)

64.          Перечислите известные Вам способы опыления растений встречающиеся в природе.

(НАСЕКОМЫМИ, ВЕТРОМ, САМООПЫЛЕНИЕ)

65.          Самые мелкие цветы…

(У РЯСКИ)

66.          Самые крупные цветы…

(У РАФФЛЕЗИИ)

67.          Растения-индикаторы чистоты воздуха

(ЛИШАЙНИКИ)

68.          Назовите мох, который использовали во время войны как лекарственное средство

(СФАГНУМ)

69.          Назовите родину чая

(КИТАЙ)

70.          В Румынии этому растению поставлен памятник, а в Брюсселе есть его музей.

(КАРТОФЕЛЬ)

71.          Самый сладкий злак

(САХАРНЫЙ ТРОСТНИК)

72.          Кто впервые предложил использовать бинарную номенклатуру в систематике?

(КАРЛ ЛИННЕЙ)

73.          Индикаторы чистоты воздуха

(ЛИШАЙНИКИ)

74.          Когда цветет сирень?

(ВЕСНОЙ)

75.          Каким концом падает шишка пихты?

(ПРИ СОЗРЕВАНИИ ОНА РАССЫПАЕТСЯ НА ДЕРЕВЕ)

76.          Название, какой систематической единицы состоит из двух слов?

(ВИД)

77.          Какие растения хвойные или лиственные более газоустойчивы?

(ЛИСТВЕННЫЕ, так как ежегодно меняют листву)

78.          Для чего цветкам яркая окраска?

(ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НАСЕКОМЫХ)

 

Аналитики подводят итоги конкурса, данные выносятся на экран.

 

4.   Конкурс эрудитов

(каждой группа получает свой вопрос и через 1-2 минуты должна дать обоснованный ответ, оценивает ответ все учащиеся, так как на столах у ребят лежат красная, желтая и зеленая карточки; работа осуществляется ребятами  по типу светофора, если полностью согласны с ответом группы, то поднимают зеленую карточку, если есть не точности в ответе, или у группы есть свое мнение на поставленный вопрос – желтая карточка, если категорически не согласны с ответом – красная карточка, мнение учителя здесь так же учитывается; каждый правильный ответ- 5 балл)

На доске

 

I группа

II группа

III группа

IV группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог

 

 

 

 

 

Задания группам:

1.    300 лет назад в Австрии опытный крестьянин – земледелец, сначала сеял на поле клевер, а затем, уже после клевера, пшеницу и другие злаки – и получал богатый урожай хлеба. Чем можно объяснить большие урожаи?

 

Ответ: Клевер-это бобовое растение, на корнях которого в симбиозе живут азотфиксирующие бактерии, которые обогащают почву азотсодержащими веществами.

 

2.    Описан новый способ получения высокого урожая кормовых трав.
              Из мелководного озерца спускают воду. Обнаженное илистое дно покрывается травой уже на следующий сезон. При этом урожай травы существенно превосходит получаемый на обычном поле соответствующей площади. Дайте объяснения эффекту. Почему дно озера заселяется вначале именно травами? Дайте оценку этому эффекту. В чем плюсы и минусы этого способа выращивания кормовой травы?

 

Ответ: Все происходит в соответствии с законом смены растительных сообществ – сукцессией. Озеро заболачивается: болото зарастает травой – возникает луг; луг зарастает лесом, и т.д. Человек в данном случае просто ускоряет естественный цикл.

 

Болото----Луг----Лиственный лес (светолюбивые породы)-----Хвойный лес (теневыносливые породы)

 

3.    К.А. Тимирязев писал: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтоб он из всего этого приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно,- он решит, что  вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений. Объясните суть высказывания ученого.

 

Ответ: Речь идет о процессе фотосинтеза.

 

4.    В старые времена при изготовлении икон, в частности их деревянной основы, возникала такая проблема. Дерево сильнее других материалов подвержено гниению, его также поедают насекомые. Как предохранить деревянные части икон от скорого разрушения?

 

Ответ: Вместо антисептиков раньше использовали целебные травы. В краску для икон добавляли траву чабрец, обладающую антисептическим действием; это препятствовало гниению деревянной основы икон.

 

Аналитики подводят итоги конкурса эрудитов, данные выносятся на экран.

 

5.   Творческий конкурс

(оценивается в 5 баллов, неординарность исполнения, узнаваемость, творческий подход)

Представители групп вытягивают творческое задание, которое они должны обдумать и изобразить в виде пантомимы.

 

Задание: изобразить

·       Процесс испарения у растений

·       Явление листопада

·       Процесс опыления

·       Процесс деления клетки

 

Аналитики подводят итоги конкурса и сообщают общий итог игры, данные выносятся на экран.

 

6.   Подведение итогов урока

1.    Награждение команд по номинациям: за I место по итогам игры «Прощание с ботаникой», за  проявленные творческие способности  в игре «Прощание с ботаникой», за проявленную эрудицию в игре «Прощание с ботаникой», за стремление к победе в игре «Прощание с ботаникой», вручение грамот (Приложение №2-5).

2.    Напутственное слово учителя.

 

 

Литература:

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – М.: Вентана - Графф, 2001
  2. Модестов С.Ю.Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителя. Санкт – Петербург: издательство Акцидент, 1998
  3. Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты.- Санкт – Петербург, издательство МиМ, 1998

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по биологии "Прощание с ботаникой" (6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок проводится в 6-классе по окончанию изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. За неделю до урока выбираются 3 учащихся – аналитика, работа которых заключается в фиксировании правильных ответов, вынесение результатов на монитор, анализе работы групп, сам класс делится на 4 группы, учащимся предлагаются темы для повторения.

 Цель урока: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении курса ботаники; развитие мышления, речи, творческих способностей; формирование научного мировоззрения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 812 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку биологии в 11 классе (по учебнику «Биология. 11 класс : углубленный уровень / под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. – М. : Просвещение, 2019)
  • Учебник: «Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: § 10. Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции
  • 04.10.2020
  • 1161
  • 37
«Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 513
    • RAR 33.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жест Наталья Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Жест Наталья Олеговна
    Жест Наталья Олеговна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10280
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 159 человек

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек

Курс повышения квалификации

Организация элективного курса в рамках реализации проекта "Точка роста": методология биологического эксперимента

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Коррекционно-развивающая работа и оценивание в образовании для детей с ОВЗ

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 37 человек

Мини-курс

Основы профессиональной деятельности эксперта в области индивидуального консультирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практические аспекты работы логопеда: методы и приемы в логоритмике

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек