МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 66 Г. ТОМСКА
Урок по теме «Фотосинтез. Из
истории воздушного питания растений».
(УМК: Л.Н.Сухорукова,
В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова)
Составила:
Ольшанская Т.А.
Учитель химии-биологии
Томск 2014
Урок по теме «Фотосинтез. Из
истории воздушного питания растений».
Цель: сформировать
представление о фотосинтезе, как о процессе образования oрганических веществ из углекислого газа и воды с помощью
солнечной энергии.
Задачи урока:
Ø Ознакомление учащихся с основными
историческими моментами в изучении воздушного питания растений;
Ø Раскрытие сущности процесса фотосинтеза;
Ø Доказательство роли света в образовании
органических веществ в процессе фотосинтеза.
Планируемые результаты:
Ø Называть условия и результаты процесса
фотосинтеза, давать его определение.
Ø Уметь обосновывать с помощью эксперимента
роль света в фотосинтезе.
Основные термины и понятия: фотосинтез, органические вещества,
автотрофы.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя),
частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными
материалами), проблемный метод (при решении проблемных заданий).
Проблемный вопрос: Где, из каких веществ, при каких
условиях образуются органические вещества?
Предварительная подготовка к
уроку: за неделю до урока группа учащихся получает
задание- подготовить презентацию по теме «История изучения воздушного питания
растений»
Оборудование: медиапроектор, компьютер, ноутбуки, экран, таблица
«Внутреннее строение листа», презентация по теме «Фотосинтез».
Структура урока:
1.
Актуализация
знаний.
2.
История
изучения воздушного питания растений: Я.Гельмонт, Дж. Присли, Ю. Сакс.
3.
Суть процесса
фотосинтеза.
4.
Доказательства
образовании органического вещества – опыт Ю. Сакса.
5.
Закрепление
знаний.
6.
Домашнее
задание.
7.
Рефлексия.
Ход урока.
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
1.
– Что такое питание?
- Какие вы знаете
типы питания?
- как могут питаться
растения?
- Что такое
почвенное питание?
- Какова роль корня
в почвенном питания?
- Выполните тест
подстановки:
«При почвенном
питании растения с помощью … поглощают … и …, которые по … тканям поступают в
листья.»
- помимо почвенного
или минерального питания растению свойственно еще и воздушное питание.
- Аналогично уже
имеющийся у вас в тетрадях схему для воздушного питания.
- Как видим,
основной орган, принимающий участие в воздушном питании, лист.
- Природа любит загадывать загадки. Вот обычный лист
растения. Что в нём интересного?
- 400 лет учёные
изучают процессы в нём происходящие, и до сих пор не всё ясно.
- Что такое
корень, каково его значение понятно. А какова роль листа?
- Листья
называли по-разному: «дети солнца», покорившие солнце», «утеха взора».
Человек пытался понять, почему они тянутся к солнцу, их обрывали, и растение
погибало. Но значение листа так и не удавалось выявить.
Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на
вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют
за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это
делает?
Ещё в 6 веке
встал вопрос о том, как питается растение. Казалось бы просто: растение
корнями из земли берёт всё, что ему необходимо.
|
Отвечают на
вопросы учителя.
Выполняют тест.
Вставляют слова:
корневых волосков, воду, минеральные вещества, проводящим.
Питание растений
Почвенное
Воздушное
Орган Корень
Клетки Корневые волоски
Вещества Вода + минеральные соли
|
2.
– Знания о питании
растений накапливались постепенно.
- Учитель предлагает ученикам ответить на вопрос, на
который в свое время не смог ответить известный ученый.
- В ходе обсуждения определяем, что листья растений – это
своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические
вещества.
|
Учащиеся
представляют подготовленную презентацию.
1.
Естествоиспытатель
Ян Ван – Гельмонт.
Выслушиваются варианты ответов учеников
2.
Английский химик Джозеф Пристли.
3.
Голландский врач Ян Ингенхауз.
4.
Швейцарский ученый Жан Сенебье.
5.
Французский физиолог растений Жак Буссенго.
6.
Немецкий ботаник Юлиус Сакс.
Учащиеся работают с таблицей (приложение
1.)
|
3- Где, из каких
веществ, при каких условиях образуются органические вещества?
- А что вы знаете о процессе фотосинтезе?
- Главное отличие
зеленых растений от других живых организмов – наличие в их клетках
хлоропластов, содержащих хлорофилл. Хлорофилл обладает свойством улавливать
солнечные лучи, энергия которых для создания органических веществ. Процесс
образования органического вещзества из углекислого газа и воды с помощью
солнечной энергии называется фотосинтезом (от греч. photos – свет.
- Раз мы
разговариваем о воздушном питании. Как вы думаете, можно ли питаться
воздухом? Чем питаются живые организмы? (органическими веществами)
- По типу
питания различают организмы: автотрофы и гетеротрофы. Растения – живые
организмы, значит тоже, питаются органическими веществами, но они их
образуют сами, в процессе воздушного питания. Все животные, грибы,
большинство бактерий и человек являются гетеротрофами, т.е. питаются готовыми
органическими веществами.
- Вода
поглощается корнями и по проводящей системе корней и стебля передвигается к
листьям. Углекислый газ – составная часть воздуха. Он поступает в листья
через открытые устьица. Поглощению углекислого газа способствует строение
листа: плоская поверхность листовых пластинок, увеличивается площадь
соприкосновения с воздухом, и наличие большого числа устьиц в кожице.
Образующиеся в результате фотосинтеза сахара превращаются в крахмал. Крахмал
– это органическое вещество, которое не растворяется в воде. Его легко
обнаружить с помощью раствора йода.
|
Выслушиваются варианты ответов учеников
Составляют схему
в тетради вместе с учителем.
энергия света
вода +углекислый органич. +
кислород
газ вещества
|
4.- Доказательства образовании органического вещества – опыт Ю. Сакса.
- Какое вещество образовалось в листьях? Какое вещество при обработке
раствором йода даёт синий окрас?(крахмал)
- При каком условии образуется крахмал в листьях? (солнечный свет)
- Какие вещества необходимы для образования крахмала? (углекислый газ
и вода)
- Как углекислый газ проникает в лист? (через устьица).
- Образуется ли крахмал в листьях растений, находящегося 3 дня в
тёмном помещении? (в темноте крахмал не образуется).
|
Учащиеся
выполняют лабораторную работу в электронном приложении на ноутбуках.
Отвечают на
вопросы учителя.
Составляют схему
в тетради вместе с учителем (приложение 2)
|
Закрепление изученного материала.
Вопросы:
- Какие организмы называются автотрофы?
- Какие организмы называются
гетеротрофы?
- Что такое
фотосинтез?
- Что образуется
в листьях при фотосинтезе?
Познавательные задачи:
1. Известно, что 50 м2 зеленого леса поглощает за
1 ч углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 ч один
человек, т.е. 40 г. Сколько
углекислого газа поглощает 1
газеленого леса за 1 ч? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ
за тот же
час? (ответ: 8 кг углекислого газа. 200 человек)
2. Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы
потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода
потребляют корни дерева за месяц и
год? (ответ:
за 30 дней – 150 г; за 365 дне
– 1825 г)
3. Какое растение осаждает больше пыли на
поверхности листьев: вяз или тополь? Почему? (ответ: у
вяза лист шероховатый, он будет в 6 раз больше осаждать пыль, чем гладкой поверхностью листа тополь)
|
Отвечают на
вопросы учителя.
|
Домашнее задание. Стр.70-72
|
|
Рефлексия
Фотосинтез идет на свету круглый год.
И он людям дает пищу и кислород.
Очень важный процесс- фотосинтез, друзья,
Без него на Земле обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова –
Фотосинтез всему этому голова.
Воздух чист будет, свеж, как легко им
дышать!
И озоновый слой будет нас защищать.
В заключение урока я приведу слова русского поэта Ф.
Тютчева: “Учись у них, у дуба, у березы…” Чему бы вы хотели поучиться у
дерева?
Я желаю вам научиться дарить радость друг другу, тепло своих
сердец. Спасибо всем за урок.
|
|
Приложение 1.
История открытия фотосинтеза.
Дата
|
Ученый
|
Вклад в науку
|
1600г.
|
Бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт
|
Поставил первый физиологический эксперимент, связанный с
изучением питания растений.
|
1771г.
|
Английский химик Джозеф Пристли
|
Проделал опыт: посадил мышь под стеклянный колпак, и
через пять часов животное погибло. При введении же под колпак веточки мяты,
мышь осталась живой. Ученый пришел к выводу, что зеленые растения способны
осуществлять реакции противоположные дыхательным процессам.
|
1779г.
|
Голландский врач Ян Ингенхауз
|
В ходе эксперимента обнаружил, что растения способны
выделять кислород лишь в присутствии солнечного света, и что только их
зеленые части способны обеспечивать выделение кислорода.
|
1782г.
|
Швейцарский ученый Жан Сенебье
|
Экспериментально доказал, что органические вещества в
растениях образуются из углекислого газа, который под влиянием солнечного
света разлагается в зеленых органоидах растений.
|
1804г.
|
Французский физиолог растений Жак Буссенго
|
В ходе лабораторных работ пришел к выводу, что вода так
же потребляется растениями при синтезе органических веществ.
|
1864г.
|
Немецкий ботаник Юлиус Сакс
|
Доказал, что соотношение объемов поглощаемого углекислого
газа и выделяемого кислорода равно 1:1. Продемонстрировал образование зерен
крахмала при фотосинтезе.
|
Приложение
2.
Питание растений
Почвенное
Воздушное
Орган Корень лист
Клетки Корневые волоски
устьица
Вещества Вода + минеральные соли
углекислый газ + солнечная энергия
Хлоропласты
Органические вещества
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.