Урок в 6 классе д.Сосновка « Внешнее строение листа» проведен 26.12 2014
Тема урока: Внешнее
листа
Тип урока: Урок
открытия новых знаний.
Технология
построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цель:изучить
внешнее строение листа
Задачи:
- образовательные: знать о
внешнем строении листа
- развивающие:
анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные
связи; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь
выражать свои мысли.
- воспитательные: осознанно
достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному
труду.
Планируемые
результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать внешнее листа;
Метапредметные:
- регулятивные: -
самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения
проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном
обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: -
обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать
свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать
с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными
текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические
организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний,
проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью
деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в
работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1.
Продолжить
формирование умения работать с учебником.
2.
Продолжить
формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с
информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять
признаки.
3.
Продолжить
формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для
структурирования информации.
Коммуникативные
УУД
1.
Продолжить
формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при
работе в группе (паре).
2.
Продолжить
формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
3.
Продолжить
формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
1.
Продолжить
формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную
проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока),
выдвигать версии.
2.
Продолжить
формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы,
интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3.
Продолжить
формирование умения определять критерии изучения внешнего и клеточного строения
листа
4.
Продолжить
формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно
выработанные критерии оценки.
5.
Продолжить
формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
6.
Продолжить
обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
1.
Создание
условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
самопознанию.
2.
Осознавать
неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3.
Устанавливать
связь между целью деятельности и ее результатом
4.
Оценивать
собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная,
фронтальная, групповая.
Методы:
частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы:
учебник, презентация
Ход урока
Оборудование: комнатные растения, гербарии растений.
Ход урока
1. Орг. Момент
Мотивация
Ребята,
добрый день!
Добрый
день, ребята!
Давайте
посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй
души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это
значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже
не сомневаюсь.
Сегодня
нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже
назовете сами.
2. Проверка домашнего задания.
Сейчас мы с вами повторим тему прошлого урока. Я вам буду загадывать загадки,вы
поднимаете руку и получаете очки. Кто наберет больше очков,тот и победит.
1. Парк как
будто весь покрыт
облаком
зеленым
Тополь
в зелени стоит
И
дубы и клены.
Что
на веточках раскрылось,
И
в апреле распустилось? ( листва, почки)
2. Мы с
побегами ребятки
Из
одной семейки
Мы
для них всегда зачатки
А
у липы- клейки? ( почки )
3. Пробиваемся
из почвы
И
растем и днем и ночью
С
каждым днем все крепче,выше
Скоро
дорастем до крыши ( побеги,ростки )
4. Зимой она
малютка
Покрыта
чешуей
И
замерзает жутко
Морозною
порой
Но
летом ждет ее успех
Она
зачаточный побег ( почка)
3. Изучение нового материала.
Беседа- А сейчас отгадайте еще 1 загадку
- Сидит зеленеет
- Лежит пожелтеет
- Упадет
почернеет? ( лист)
Итак! Тема нашего
урока- Внешнее строение листа( записываем тему на доске)
- Что вы хотели бы
узнать по данной теме?
-Что мы уже знаем о листьях?
- А что нам еще нужно узнать о листе?
Древнегреческий
ученый Теофраст,друг Аристотеля,задался вопросом: « Зачем растениям
листья?,Неужели чтоб украшать пальмы?». Именно с Теофраста началось изучение
листа.
Мы знаем, что
корень - это якорь, насос и кладовая. А какую работу выполняет лист? (Ответы
учащихся) Чтобы проверить правильность наших предположений обратимся к учебнику
- стр.105. Записываем в тетрадь 1 вывод: лист - это часть побега,
которая - образует органические вещества; - участвует в газообмене; - испаряет
влагу.
2.
Разнообразие листьев.
У
всех ли растений листья одинаковы? Оглянитесь вокруг, даже среди комнатных
цветов этого кабинета мы не найдём 2-х точных копий. Они отличаются формой,
размерами, цветом своих листьев. А если отправиться в путешествие, то...
*самые
крупные рассечённые листья мы обнаружим на островах в Индийском океане у пальмы
рафии. Они достигают 20 м и превосходят по размерам все породы деревьев.
*Викторию
регию - индейцы называют "птичья сковородка", потому, что у этого
растения крупные листья с загнутыми к верху краями. По огромным листьям
Виктории регии бегают птицы. В воде, которая собирается на её листьях, птицы
купаются, как в ванне. Один лист может выдержать груз в 35 кг.
*Плавучая
ряска волффиа аррхиза - самое маленькое цветущее растение в мире. Размер его
листочков составляет всего 0,5-1,2 мм в поперечнике.
*У
кактусов же листья превратились в колючки.
По
форме листья могут быть округлые, овальные сердцевидные, даже игольчатые. Форма
края листовой пластинки так же разнообразна. Посмотрите рис. 79 &23, каким
может быть край листа?
Делаем
2 вывод: листья растений разнообразны по размерам и форме.
3.Внешнее
строение листьев.
Действительно,
листья разных растений отличаются друг от друга. Но между ними много общего. В
этом мы сейчас убедимся.
-Большая
часть листьев имеет зелёную окраску. Рассмотрим лист берёзы. Он состоит их
листовой пластинки и черешка. На листовой пластинке есть жилки листа. Черешок
соединяет основание листа со стеблем. Такие листья называют черешковые. При
основании листа часто развиваются прилистники. Делаем рисунок в тетрадь.
-У
алоэ, пшеницы, кукурузы черешка нет. Листья как бы "сидят" на стебле
и называются сидячими.
-Рассмотрите
гербарные образцы, назовите растения с сидячими листьями.
Вывод
3:
Все листья имеют листовую пластинку с жилками и основание. Листья могут быть
черешковые или сидячие.
4.
Простые и сложные листья.
Обратимся
к гербарию. Сравните листья дуба, виктории, рябины или шиповника. В чём их
отличие? У берёзы, дуба, смородины лист имеет одну листовую пластинку и
называется простым. Какие растения на рисунке 80 вашего учебника имеют простые
листья?
Сложные
листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком.
На рисунке 81 показаны сложные листья шиповника, каштана, акации, фасоли. Во
время листопада пластинки сложного листа опадают не одновременно.
Вывод
4:
В зависимости от числа листовых пластинок листья бывают простые и сложные.
5.
Жилкование листьев.
Весной,
убирая старую листву, можно найти необычные листья, состоящие из одних жилок.
Что произошло с листовой пластинкой? Почему сохранились жилки листа? Что такое
жилки?
Жилки
- это проводящие сосуды листа. Они проводят питательные вещества и придают
листу прочность. Выделяют 3 типа жилкования листьев:
-у
одних листьев жилки образуют сплошную сеточку. Это сетчатое жилкование. Такое
жилкование у листьев берёзы, яблони, тополя, дуба, смородины.
-у
других жилки располагаются параллельно одна другой. Это параллельное
жилкование. Такой тип жилкования имеют злаковые растения: овёс, пшеница,
кукуруза, рожь.
Если
жилки расположены в виде дуг, как у подорожника, аспидистры, жилкование
называется дуговым. Рисунок 82.
Сделаем
5 вывод: существуют разные типы жилкования листьев.
IV.
Закрепление.
1.Практическая
работа.
Сейчас вам предстоит выполнить
лабораторную работу. На ваших столах гербарные наборы, инструктивные карточки и
контрольные листы для отчёта. Результаты работы занесите в таблицу. На
выполнение работы 5 минут.
Название
растения
|
лист
|
жилкование
|
листорасположение
|
|
|
|
|
Желающие дети отвечают.Молодцы,вы отлично
справились с заданием. Сегодня на уроке вы познакомились с новыми понятиями и
терминами. А сейчас я предлагаю вам ответить на контрольные вопросы. Поднимаем
руку и зарабатываем баллы
1. Лист,состоящий из нескольких листовых
пластинок называется.....
2. Проводящие пучки называются.......
3. Способ прикрепления к стеблю основанием
листовой пластинки..........
4. Лист,состоящий из 1 листовой
пластинки.......
Растения создают
вещества для собственных нужд,обеспечивают растительной пищей живые
организмы,дают кислород. Недаром растительный покров Земли называют зелеными
легкими планеты. Не случайно 2013 г. был объявлен « годом окружающей среды».
Наш урок подошел к
концу. Сегодня за урок оценки получают …...Домашнее задание 23 параграф читать
и ответить на вопросы. Урок окончен!
ñ
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.