Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / Биология / Урок по биологии на тему: "Строение и значение кожи" (8 класс)

Урок по биологии на тему: "Строение и значение кожи" (8 класс)

Скачать материал

Урок по биологии

«Строение и значение кожи»


Цель урока: изучить особенности строения кожи в связи с выполненными функциями.

Задачи урока:

- обучающая: сформировать понятие о строении и функциях покровного органа-кожи, установить взаимосвязь строения и функции кожи, познакомить с защитной, рецепторной, выделительной и терморегуляторной функциями кожи;

-развивающая: продолжить развитие умений выделять главное и существенное, самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

- воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к предмету, способствовать воспитанию культуры общения, чувства ответственности

Оборудование: рельефная таблица «Кожа человека», таблица «Кожа», лупа,

листы бумаги, маркеры

Тип урока: усвоение с использованием технологии критического мышления

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

  1. Индивидуальная работа.

Карточка №1. Дополни текст:

В нефроне происходят два процесса … и … Процесс … осуществляется в … . В результате этого процесса образуется …, представляющая собой по составу … .Обратное всасывание происходит из … в … . В результате образуется …, содержащая …

Карточка № 2. Соотносите органы выделения с их функциями

Органы выделения

Функции органов или отдельных структур

  1. Почки

  2. Мочеточники

  3. Почечная лоханка

  4. Мальпигиев клубочек

  5. Мочеиспускательный канал

а) выведение мочи из почек

б) образование первичной мочи

в) образование вторичной мочи

г) накопление вторичной мочи перед ее поступлением в пузырь

д) накопление мочи

е) выведение мочи из организма

ж) поддержание постоянства внутренней среды организма и выведение продуктов распада



  • Викторина

  1. Конечные продукты распада веществ, избыток воды и солей выделяются из организма несколькими путями – через почки, потовые железы кожи, легкие. Какое это имеет значение?

  2. С какой целью при проверке здоровья человека и при многих заболеваниях людям делают анализ мочи?

  3. При анализе моче больного в ней было обнаружено довольно много сахара. Что можно предложить?

  4. Почки составляют 1/160 часть массы тела, а потребность 1/11часть поступившего в организм кислорода. О чем это говорит?

  5. У человека обнаружены больные почки, а врач рекомендует лечить ему гнилые зубы и ангину. Объясните, чем вызвана рекомендация врача.

  1. Активизация познавательной деятельности

У одного мудреца спросили : «Что является для человека наиболее ценными и важными в жизни: богатство или слава?» Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

Подумайте и объясните, паочему так ответил мудрец?

Быть здоровым очень важно. Только у здорового человека нормально и согласовано функционируют все органы и системы органов организма.

Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с органами человеческого тела, а с каким вам предстоит угадать самим с помощью подсказок. (Орган написан на доске и с закрытым листом).

Подсказки:

  • Это сложный орган со многими функциями.

  • Масса этого органа у взрослого человека в среднем достигает 2,7 кг.

  • Это самый тяжелый орган человеческого тела.

  • Его называют «зеркалом здоровья и болезни»

  • Этот орган является своеобразным экраном, на который проецируется процессы, происходящие в организме.

  • Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.

  • Этот орган тесно связан с нервной системой.

  • Этот орган совместно с нервной системой развивается из одного наружного зародышевого листка.

  • В нем заложены многочисленные нервные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения.

  • Этот орган формирует расовые образования – ногти и волосы.


Кожа. У человека и животных кожа представляет собой специальное образование, служащее границей между живым организмом и внешней средой, ограждающее его от различных внешних влияний, позволяющее сохранять постоянство внутренней среды организма. Площадь поверхности кожи в среднем 1,5-2 м2. Кожа выполняет ряд разнообразных функций: защитную, терморегуляторную, выделительную, чувствительную, является депо крови.

- Какие же особенности строение кожи позволяют выполнять столь разнообразные функции? Строение и функции кожи

Слой кожи

Особенности строения

Функции




После работы организуется обсуждение информации, занесенной в таблицу, при необходимости учитель дополняет ответы учащихся.

Один из учащихся показывает основные части кожи на рельефной таблице «Кожа человека».

Следующий этап нашего урока – работа с учебником. Внимательно прочитайте текст и карандашом на полях соответствующие знаки, помечая отдельные абзацы и предложения.

«!» - знакомая информация

«+» - новая информация

«-» - думал иначе

«?» - непонятно

К этому этапу урока вы уже не только познакомились с информацией, но и критически ее оценили и знаете, как сформировать особенности строения и функции кожи. Вам предлагается систематизировать информацию и расположить в соответствующую таблицу.

Работаем в группах.


«!» - знакомая информация


«+» -

новая информация


«-» - думал иначе


«?» - непонятно








А сейчас проведем самонаблюдение:

  1. Рассмотрите без лупы, а потом с ее помощью кожу тыльной стороны кисти руки. Сожмите руку в кулак. Что происходит со складками кожи в области сустава? Каково значение этих складок кожи?

  2. Оттяните кожу на тыльной стороне кисти. Какие свойства кожи вы обнаруживаете?

  3. Рассмотрите строение ногтя. Объясните, как можно доказать отсутствие на ногтях кровеносных сосудов и нервных окончаний.

  4. Рассмотрите узоры на подушечках пальцев, объясните: почему по отпечаткам пальцев можно установить личность человека? Почему подушечки пальцев обладают большой чувствительностью?

  1. Общие выводы урока.

Ключевое слово нашего урока – кожа, а вокруг него много разных новых терминов и словосочетаний. Если мы их попробуем сгруппировать, то у нас получится кластер.

  1. Кожа – наружный покров тела, выполняющие различные функции: защитную, терморегуляторную, выделительную, рецепторную, выделительную.

  2. Кожа состоит из двух слоев: эпидермы и дермы.

  3. Подкожна жировая клетчатка (гиподерма) обуславливает подвижное прикрепление кожи к подлежащим тканям, чем предохраняет кожу от механических разрывов и повреждений.

  4. Кроме желез, кожа имеет роговые образования – волосы и ногти.

  1. Домашнее задание.

Составить кроссворд.


Урок по биологии на тему: "Строение и значение кожи" (8 класс)
Скачать материал
  • Биология
Описание:

Цель урока: изучить особенности  строения  кожи в связи с выполненными функциями.

Задачи урока:

- обучающая: сформировать понятие о строении и функциях  покровного  органа-кожи, установить  взаимосвязь  строения и функции кожи,  познакомить     с защитной, рецепторной, выделительной и  терморегуляторной функциями кожи;

-развивающая:  продолжить  развитие умений  выделять главное  и существенное, самостоятельно  работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них  нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

- воспитательная: продолжить  формирование познавательного интереса к предмету, способствовать воспитанию культуры общения, чувства ответственности

Оборудование: рельефная таблица «Кожа человека», таблица «Кожа», лупа,

листы бумаги, маркеры

 

Тип урока: усвоение  с использованием  технологии критического мышления



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Ахметова Сауле Рашитовна
Дата добавления 08.03.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1302
Номер материала 57672
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓