Тема
|
Онтогенез
как пример процесса развития.
|
|
Цель
Задачи
|
Создание
условий для продуктивной аналитической, исследовательской и практической деятельности,
в которой ученик сможет:
1 раскрыть смысл понятия «развитие» на примере различных объектов живой и
неживой природы;
2.изучить особенности индивидуального развития живых
организмов;
3.совершенствовать приемы
мыслительной деятельности: анализ и синтез, сравнение, обобщение,
систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
4. формировать умение
определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике;
5. формировать представления о связи теории с
практической жизнью;
6.совершенствовать умение работать
в группе;
7.воспитывать ответственность,
самодисциплину.
|
|
Формируемые
УУД
|
Познавательные:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия,
структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, рефлексия
способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности.
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества, формулирование и аргументация своего мнения и
позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве, умение
строить устное выступление.
Регулятивные
:
постановка
целей, планирование работы в группе, коррекция действий и оценка успешности
усвоения
|
|
Основные
понятия
|
Развитие,
онтогенез, эмбриональное развитие, бластула, гаструла, нейрула,
биогенетический закон, закон зародышевого сходства.
|
|
Ресурсы:
-
основные
-
дополнительные
|
Информационные листы;
презентация по теме «Развитие», микроскопы,
микропрепараты
компьютер,
проектор, выход в интернет.
|
|
Организация
пространства
|
Фронтальная
работа, групповая работа, индивидуальная работа
|
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
Задания
для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных
результатов
|
|
|
I.Мотивационно-ориентировачный
Актуализация
Цель
: Обращение к индивидуальному опыту
учащихся, связанного с метапредметной темой урока, эмоциональный
настрой учащихся на предстоящую деятельность:
|
Приветствует
учащихся.
Демонстрирует
видео ряд
для создания
эмоционального
настроя и
мотивационной основы предстоящей учебной деятельности.
|
Приветствуют
учителя. Просматривают видео ряд. Отвечают на вопросы.
Высказывают
свои предположения, проявляя внутреннюю позицию, формируют
навык построения речевых высказываний.
|
Здравствуйте
Ребята! Слайд №1.Как вы думаете, что объединяет все эти картины?
Какой процесс изображен на них. (Развитие.)
|
|
Проблематизация
Цель.
Определение
учащимися собственного «незнания» относительно фундаментальнго
образовательного объекта урока
|
Использует
прием мозгового штурма для активизации мыслительной деятельности
(анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия) и формирования умения
формулировать
и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации.
Организует
работу в парах с целью совершенствования таких приемов мыслительной
деятельности как сравнение,
обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск
аналогов.
|
Отвечают
на вопросы.
Высказывают
свои предположения. Тем самым совершенствуя основные
мыслительные операции
(анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), и производя построение
логической цепи рассуждений.
Работают
в парах с информационными картами.
Выделяют
основной принцип процесса развития, используя
сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей,
поиск аналогов .
(Развитие
идет от простого к сложному)
|
Чем
характеризуется процесс развития?
(Изменение,
смена функций, новое состояние).
Что
может развиваться?
(Вселенная,
живая природа, человеческое общество, сознание, живой организм).
Способность
к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания. Идея Развития начала складываться в античности, но в 18
в. И. Кант называл ее «рискованным приключением разума». Сам Кант применил
идею развития для объяснения происхождения Солнечной системы, Ж.Л. Бюффон — в
связи с историей Земли, Ж.Б. Ламарк — для объяснения эволюции живых существ,
И. Г. Гердер — для описания истории культуры, Ч. Дарвином Р. было
распространено на все живые существа, включая человека. Слайды№ 2-3.
Есть ли какой либо единый принцип в процессе развития различных
объектов?
Ответить
на этот вопрос вам поможет работа с информационными картами, которые есть у
вас на каждом столе. Приложение №1.
|
|
Целеполагание
Цель.
Формулирование
учащимися темы урока, определение целей и задач предстоящей деятельности по
преодолению собственного «незнания»
|
В форме
диалога подводит учащихся к формулированию темы урока, определению целей и
задач, совершенствуя
следующие учебные действия: структурирование знаний;
подведение
под понятие;
постановка
и формулирование проблемы.
|
Формулируют
тему урока:
Онтогенез
как пример процесса развития.
Работают
в парах с информационными картами, анализируя
или систематизируя полученные данные, используя метод сравнения и обобщения.
Определяют
цели и задачи, путем постановки вопросов:
Как
происходит развитие отдельного организма?
Какие стадии
в ходе этого процесса проходит организм?
Что
общего в
процессе развития отдельного организма и живой природы?
|
Итак мы установили, изучив наши
примеры , что развитие происходит от простого к сложному. А какой процесс
развития может наблюдать и изучать человек в реальном времени? (процесс
индивидуального развития организма). Данный процесс называется онтогенезом.
Значит как мы можем
сформулировать тему урока?
Я предлагаю вам дописать
предложенную мной формулу онтогенеза, поработав с информационными картами. Приложение
№2.
На доске
записывается начало формулы:
Слайд
№4. Онтогенез =
эмбриональное развитие + постэмбриональное развитие.
Что же мы должны узнать о
развитии организма?
Сформулируйте цели при помощи
наводящих вопросов:
Как? Какие? Что
общего? Слайд №5.
|
|
II
Организационно-деятельностный:
Моделирование
Конструированиеи Презентация
Цель:
Построение
модели фундаментального
образовательного объекта. Создание коллективного
образовательного продукта Представление коллективного образовательного
продукта.
|
Организует
работу учащихся в группах.
Проводит
инструктаж,
организует выполнение учащимися
самостоятельной работы, с целью проявления познавательной
инициативы учащихся;
структурирования
знаний;
самостоятельного
создания алгоритмов и продукта деятельности;
рефлексии
способов и условий действия;
построения
речевых высказываний.
Знакомит
с формулировкой биогенетического закона, с целью представления
учащимся культурно-исторического аналога образовательного
продукта.
Организует
просмотр видео «Вся эволюция живой природы за 5минут» с целью сравнения
стадий, которые проходит зародыш с процессом эволюционного развития и формирования
представления о связи теории с практической жизнью.
представления
учащимся культурно-исторического аналога образовательного
продукта.
|
Создают четыре рабочие группы. Изучают
статью информационной карты. Выполняют лабораторную работу по изучению
микропрепаратов различных хордовых животных, совершают
самостоятельный учет установленных
ориентиров действия в новом учебном материале; учет разных мнений,
координирование в сотрудничестве разных позиций;
Создают схему эмбриогенеза при помощи знаково-символических
средств.
По очереди отчитываются о
проделанной работе. Один человек от группы выходит и рассказывает о
результатах заполнения таблицы, другой рисует схему на доске, которая закрыта
от класса. Затем четыре схемы поворачивают к классу одновременно. Чтобы наглядно показать сходство позвоночных на
ранних стадиях развития.
Приходят
путем сравнительного анализа к выводу, что в пределах типа эмбрионы похожи.
Формулируют
вывод о связи этапов развития с эволюционным развитием вида.
Составляют
синквейн
понятия «Развитие».
|
Чтобы
ответить на поставленные вопросы, предлагаю вам поработать в группах.
Мы работаем с текстом изучаем статью информационной
карты «Эмбриональный период онтогенеза» Выполняем лабораторную работу по
изучению микропрепаратов,в ходе изучения заполняем таблицу.
Слайд
№6 Создаем схему эмбриогенеза хордовых на примере животных различных видов. Сделайте
вывод о закономерности процесса развития у отдельных организмов.
(1гр-рыбы,
2гр-черепахи, 3гр-крысы)
Приложение
№3
Пришло
время отчета работы в группах. Предлагаю выйти к доске двум представителям
от каждой группы. Один отчитается о результатах заполнении таблицы, а другой
составит схему эмбриогенеза.
Сравните
строение зародышей разных видов. Сделайте вывод.(Эмбрионы всех групп
позвоночных очень похожи на ранних стадиях развития).Этот факт
позволил Карлу Бэру сформулировать закон зародышевого сходства.
Формулировка
закона на слайде. (Слайд №7)
Что мы
можем сказать о поздних стадиях развития?
(Они
различны)
Выход в интернет
просмотр видео «Вся эволюция живой природы за 5минут».
Сравните
стадии, которые проходит зародыш с процессом эволюционного развития, сделайте
вывод.
Эта
мысль была сформулирована Ф.Мюллером и Э. Геккелем в биогенетическом законе.
Формулировка закона на слайде.
Слайд №8
А теперь я прошу вас составить:
Синквейн понятия «Развитие». Напоминаю
правила.
Правила
синквейна Слайд №9
- Одно
слово ( существительное)- понятие, термин, ключевое слово.
- Два
слова ( прилагательных) –определение предмета, темы.
- Три
глагола, определяющего деятельность предмета, функции «героя »синквейна.
- Предложение
из нескольких слов, раскрывающее смысл главного слова синквейна.
Последнее
слово- резюме, крылатое выражение, определяющее эмоцию автора синквейна его
отношение к главной теме.
|
|
III
Рефлексивно-оценочный
Цель:
Выявление
ценностного отношения учащихся к полученному знанию и к процессу познания,
оценка степени приращения инструментальных ресурсов личности, а также
качества созданных на уроке образовательных продуктов.
|
Задает
вопрос о степени реализации целей урока
Побуждает
к высказыванию своего мнения.
Отмечает
степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.
Анализирует причины успеха или неуспеха
работы на уроке, с целью формирования адекватного
понимания причин успеха / неуспеха в учебной деятельности,
рефлексии способов и условий действия.
|
Определяют, насколько полно реализовали
намеченные цели урока. Отвечают на вопросы
с целью рефлексии способов и условий действия.
|
Наш урок
подходит к концу, а без начала нет конца…
Вернемся
к вопросам поставленным в начале урока:
Как
происходит развитие отдельного организма?
Какие стадии
в ходе этого процесса проходит организм?
Что
общего в
процессе развития отдельного организма и живой природы?
|
|
Д/з.
Цель:
Закрепление изученного материала.
Мотивация на предстоящую деятельность
|
Создает мотивацию для изучения
дальнейшего материала, дает опережающее и творческое задание.
|
Отвечают
на вопросы, записывают домашнее задание.
|
Вспомним
схему, которую мы составили в начале урока:
Онтогенез = эмбриональное развитие +
постэмбриональное развитие. Слайд №9. С какой стадией
онтогенеза мы сегодня познакомились?
(эмбриональное развитие)
Какую стадию онтогенеза мы должны
изучить на следующем уроке? (постэмбриональное развитие).
Подготовить
сообщения о постэмбриональном развитии
Рыбы,
лягушки, бабочки, человека.
Творческое
задание: Найдите
в обыденной жизни предмет, образ, основой для которого послужит понятие
«Развитие».
Спасибо за приятное общение. До
свидания!
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.