Тема урока: « Внутренняя среда организма. Состав крови.
Лабораторная работа №10 « Микроскопическое строение
крови человека»
Задачи урока:
- сформировать знания о составе,
строении крови, ее функциях, раскрыть особенности строения клеток крови в связи
с их функциями;
- продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений сравнивать, обобщать,
продолжить развитие творческого мышления;
- продолжить формирование познавательного интереса к
предмету, бережного отношения к своему здоровью, воспитание культуру речи.
Тип урока : изучение новой темы
Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши.
Ход урока:
1. Организационный
момент
– психологический настрой
- сообщение темы урока
2. Изучение нового материала
- Внутренняя среда организма.
Кровь Лимфа Тканевая жидкость
- Зарисуйте в тетрадь следующую смену:
Сегодня мы более подробно изучим один из компонентов
внутренней среды организма. Какой это компонент, вы определите
сами.
Актуализация знаний ( отрывок из книги Г. Юдина « Главное
чудо света»)
«В нашем организме есть самая длинная река в мире. По ней
течёт «живая вода» - её примерно 5 - 7л, сделана она из воды, металлов,
кислот, витаминов, газов. Она солёная на вкус. По этой воде плывут
большие корабли, поменьше кораблики и маленькие юркие лодочки. Больше всего
больших кораблей (несколько миллионов), называются они - «торговые», они
красные по цвету, везут груз. Поменьше корабли - белые корабли –
«военные», одни из них «съедают» врагов, другие – вырабатывают особое вещество,
которое убивает захватчиков. И, наконец, самые маленькие –
фиолетовые - «ремонтные», которые латают дыры…»
Вопросы: О чём идёт речь в этом отрывке? (о сосудах с
кровью). Что эта за вода в реке? (плазма). Что это за
корабли? (клетки крови).
За кровью во все времена признавалась могучая и исключительная
сила: кровью скреплялись священные клятвы, жрецы заставляли своих деревянных
идолов «плакать кровью», древние греки приносили кровь в жертву своим богам.
Некоторые философы Древней Греции считали кровь и душу одним и тем же. А
Древнегреческий врач Гиппократ назначал душевнобольным кровь здоровых людей. Он
думал, что в крови здоровых людей – здоровая душа. А как вы думаете,
почему? Ответ на этот вопрос мы постараемся найти в течение урока.
И так, тема урока: «Состав крови».
Вопросы: 1. К какому типу тканей относится
кровь? (к соединительной)
2.
Какие особенности имеет эта ткань? (клетки далеко
расположены
друг от друга, много межклеточного вещества).
И сегодня на уроке, мы будем говорить о составе крови, выясним
строение и функции клеток крови. Но урок будет не обычным, это
будет мастерская «Состав крови» (запись темы урока)
-Задание: изобразить на листах бумаги
(самостоятельно) состав крови (схема, рисунок, таблица). При изображении
учитывайте размер клеток, их количество и функцию. Учащиеся выполняют задание
(самостоятельно – на листах).
- Учащиеся демонстрируют свои работы (схемы, рисунки, таблицы),
вывешивая их на доске.
- Работа в тетрадях. Заполняются кластер и таблицу и
использованием информационных карточек ( работа в группах)и сам. работ.
Кровь
Жидкая часть
Клетки (3 вида)
Название клетки крови
|
Количество в 1 мм3
|
Продолжительность
жизни
|
Особенность строения
|
Функция
|
|
|
|
|
|
Вопросы: Как называются клетки крови? Какое
их количество в 1 мм3? Каковы особенности их строения?
Какова продолжительность жизни?
Информационная карточка.
Плазма. Имеет относительно постоянный
солевой состав. В плазму крови входит множество простых и сложных
веществ. 90% плазмы составляет вода, и только 10% её процентов приходится
на сухой остаток – соли калия, кальция, фосфорной кислоты, белки, глюкоза,
углекислый газ и др.
Эритроциты. Красные безъядерные клетки крови,
транспортирующие кислород и углекислый газ к тканям и лёгким. Эритроциты
имеют форму двояковогнутого диска, что увеличивает их поверхность. Красный цвет
эритроцита зависит от белка - гемоглобина, который легко вступает в
соединение с газами (кислородом и углекислым газом). В 1 мм3 содержится 4-5
млн. Живут в крови – 80-120 суток.
Лейкоциты. Ядерные бесцветные клетки. В 1 мм3 содержится
-4-9 тыс. Живут в крови – 3-5суток. Функция: распознавание и уничтожение
чужеродных клеток. Одни лейкоциты –фагоциты –
способны поглощать и уничтожать чужеродные тела (антигены). Другие –лимфоциты – вырабатывают особые химические вещества
– антитела, которые нейтрализуют или уничтожают антигены.
Тромбоциты. Это безъядерные кровяные пластинки круглой
или овальной формы, живут 5-7 суток, в 1 мм3 содержится
250- 400 тыс. Принимают участие в свёртывании крови. Если происходит травма
сосуда, тромбоциты слипаются и разрушаются. При этом они выделяют ферменты,
которые вызывают химические реакции, ведущие к свёртыванию крови: под действием
ферментов жидкий белок фибриноген превращается в нерастворимый белок фибрин.
Нити фибрина образуют сетку, в которой запутываются клетки крови, образуется
тромб.
- Лабораторная
работа №10 « Микроскопическое строение крови человека»
Рефлексия. Задание: Озвучить 5 ключевых слов урока (кровь, плазма, эритроциты, тромбоциты,
лейкоциты).
Итоги урока: таким образом, сегодня на уроке вы сами много узнали
о составе крови, о сложных функциях, которые выполняет кровь, за что с
древнейших времен кровь воспринималась как нечто неопознанное и таинственное.
Лишь с развитием науки мы человечество приоткрыло завесу этой тайны.
4. Домашнее задание: §26,
5. Закрепление: Найдите соответствующий ответ.
Вопрос
|
ответ
|
1.
Белок, участвующий в
свёртывании крови.
2.
Клетки крови,
транспортирующие кислород и углекислый газ.
3.
Клетки крови , убивающие
микробов.
4.
Клетки, участвующие в
свёртывании крови.
5.
Болезнь несвертываемости
крови.
6.
Способность лейкоцитов
убивать микробы.
|
А. Лейкоциты
Б. Тромбоциты
В. Фибриноген
Г. Эритроциты
Д. Фагоцитоз
Е. Сыворотка крови
Ж. Гемофилия
|
Ответ: 1___ ; 2____;
3_____; 4______; 5_____; 6_____ .
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.