1. Оргмомент
|
- Проверка отсутствующих,
рабочих мест, готовность к уроку.
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, поприветствуйте их. Садитесь.
- «Человек — венец
природы!» Как вы понимаете это высказывание?
- Но, ведь, существуют
организмы, у которых лучше развито зрение, слух, сила, выносливость и т.д....
- Какие преимущества
получает человек благодаря этим процессам?
- В чем это выражается?
- Как вы считаете, в чем
причина отличительного поведения человека от поведения животных?
- Значит деятельность мозга
и поведение человека связаны? Но как?
- Предлагаю сегодня на
уроке ответить на этот вопрос. Запишите тему урока. «Поведение человека».
- Итак, какой основной
вопрос нашего урока?
- Как вы считаете, что
нужно знать, чтобы ответить на данный вопрос?
(Отмечаю на доске ответы
учащихся)
- Можно считать это планом
работы?
- Что может помочь в освоении
новых знаний?
|
- Человек высшее существо,
лучше развит.
- Только для человека
характерны такие процессы, как: воображение, мышление, речь, лучше развиты
память, внимание.
- Лучше приспосабливается к
условиям среды.
- В поведении человека в
определенных ситуациях. Человек способен подстроить ситуацию под себя.
- Более совершенный
головной мозг.
Затрудняются ответить...
Записывают тему урока в
тетрадь.
- Установить, как
взаимосвязаны деятельность головного мозга и поведение человека.
- 1. Что такое поведение.
2. Строение нервной
системы, головного мозга.
3. Принцип работы нервной
системы.
4. Формы поведения.
- Учебник, доп.литература,
интернет, свои знания, учитель.
|
|
2. Актуализация и изучение
нового материала.
|
1. Ответим на вопрос, что такое «поведение».
Объединились в группы по 4 человека. Карточка №1. Выполните задание.
Сформулируйте определение понятия «поведение».
- Проверим, что получилось.
- Итак, поведение — это
способность изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних
факторов, характерная черта животного типа организмов. Поведение имеет
огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных
факторов окружающей среды.
- Ответили на первый пункт?
- А какая система органов
помогает нам избегать негативного воздействия окружающей среды? Сигнализирует
об опасности?
2. - Вспомним строение нервной системы
человека.
- Каково строение головного
мозга?
3.- Каким образом НС сигнализирует о
воздействии окружающей среды?
- И как называется такая
реакция?
- Дайте определение понятию
— рефлекс.
- Карточка №2. Определите,
что является из предложенного рефлексом.
- Проверим. (На доску
выводятся правильные ответы).
- Каков принцип работы НС?
- Вернемся к вопросу.
Предположите, как связаны деятельность мозга и поведение человека?
- Мысль о том, что
поведение человека осуществляется при участии НС, возникла в глубокой
древности, но каким это образом происходит, очень долго оставалось неясным.
Даже сейчас нельзя сказать, что механизмы работы мозга полностью раскрыты.
Слайд №1. Клавдий Гален.
Первый ученый, доказавший
участие НС в формировании поведения человека, был римский врач Клавдий Гален.
Он обнаружил, что головной и спинной мозг связаны со всеми остальными
органами с помощью нервов и что разрыв нерва, соединяющего мозг и мышцу,
приводит к параличу. Гален также доказал, что при перерезании нервов, идущих
от органов чувств, организм перестает воспринимать раздражители.
Слайд №2. Рене Декарт.
Зарождение физиологии мозга
как науки связано с работами французского математика и философа Рене Декарта.
Именно он заложил представления о рефлекторном принципе работы организма.
Декарт считал, что в основе деятельности мозга, как и всего организма человека,
лежат те же принципы, что и в основе работы простейших организмов: часов,
мельниц, кузнечных мехов и т.п. Объясняя простые движения с вполне
материалистических позиций, Рене Декарт признавал наличие у него души,
которая управляет сложным и многообразным поведением человека.
Слайд №3. И.Прохазка.
Термин рефлекс был
предложен в 18 веке чешским ученым И.Прохазкой. Объяснил рефлекс с
биологической точки зрения.
Слайд №4. Иван
Михайлович Сеченов.
На более высоком уровне
учение о рефлекторном принципе деятельности организма было разработано
великим русским физиологом Иваном Михайловичем Сеченовым.
Слайд №5. Иван Петрович
Павлов.
Предположения и выводы
И.М.Сеченова были для своего времени революционными, и далеко не все ученые в
то время сразу их поняли и приняли. Экспериментальные доказательства
истинности идей И.М.Сеченова были получены русским физиологом Иваном
Петровичем Павловым.
- Итак, что лежит в основе
поведения?
- Какие группы рефлексов
вам известны?
- Сравним условные и
безусловные рефлексы. Карточка №3. Работаем в парах. Соотнесите рефлексы и их
характеристики.
- Проверим.(на доске
ответы).
- Приведите примеры
безусловных рефлексов.
- Приведите примеры
условных рефлексов.
- Для успешной выработки
условного рефлекса обязательно соблюдение условий. Каких? Пользуясь
учебником, определите эти условия.
- Выделяют 2 формы
поведения человека:
- Какие рефлексы будут
являться основой врожденной формы поведения?
- Какие рефлексы будут
являться основой приобретенной формы поведения?
- Кроме рефлексов, у
человека выделяют такие виды поведения как: инстинкт, запечатление,
динамический стереотип, навык, привычка, рассудочная деятельность.
- Используя дополнительную
информацию, определите, к каким формам поведения они относятся.
|
- Работают группами,
изучают различные источники. Составляют определение понятия «поведение».
1. группа — в словаре.
2. группа использует доп.
Материал, предоставленный учителем.
3. группа — поиск в
интернете.
4. группа — составляет
самостоятельно, полагаясь на собственный опыт.
- Предлагают свои ответы.
Фиксируют в тетради.
- Нервная система.
- Работают с доской.
- Работа с моделью
головного мозга.
- Рецепторы воспринимают
раздражение и передают по чувствительному нейрону в ЦНС нервный импульс, в
головном мозге в определенном участке коры больших полушарий информация
обрабатывается, по двигательному нейрону к рабочему органу передается нервный
импульс, совершается действие.
- Рефлекс.
- Рефлекс — непроизвольный
акт, быстрая ответная реакция организма на действие раздражителя,
осуществляемая с участием ЦНС и под ее контролем.
- Выполняют задание.
- Рефлекторный.
- Действия человека,
поведение — это ответ на раздражение. Значит, в основе поведения лежат
рефлексы, т.е. Рефлекторный принцип деятельности.
Сообщение о И.М.Сеченове.
Сообщение о И.П.Павлове.
- В основе поведения лежит
рефлекс — ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и
контролируемая НС.
- Безусловные и условные.
Работают по заданию.
Работают с учебником.
1. условный раздражитель
должен предшествовать безусловному подкреплению.
2. биологическая значимость
условного раздражителя должна быть меньшей, чем безусловного подкрепления.
3. сила как условного, так
и безусловного раздражителей должны иметь определенную величину, т.к. Очень
слабые и очень сильные раздражители не приводят к выработке стабильного
условного рефлекса.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.