Тема урока: «Асимметрия полушарий большого мозга».
Цель:
сформировать представление об асимметрии полушарий головного мозга и связанных
с этим функций речи, зрения, слуха.
Задачи:
·
образовательная: дать
представление об асимметрии мозга и связанных с этим функций речи, зрения,
слуха;
·
развивающая: продолжить
формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы;
·
воспитательная: показать
взаимосвязь асимметрии полушарий с конкретным восприятием окружающего мира.
Тип урока: комбинированный, проблемный.
Методы:
исследовательский, частично-поисковый.
Оборудование: интерактивная доска.
Ход урока.
I.
Организационный момент
(приветствие, фиксация отсутствующих в журнале).
II.
Актуализация знаний.
Учитель: На
прошлом уроке мы с вами изучили строение полушарий большого мозга. Давайте восстановим
в памяти пройденный материал для более продуктивной работы на уроке.
1)
Каково строение полушарий
большого мозга? (Кора, белое вещество, подкорковые ядра, борозды, извилины).
2)
Какие доли выделяют в
каждом полушарии? Что лежит в основе их выделения? (Лобная, височная, теменная,
затылочная. Их границы определяются по бороздам коры).
3)
Какие зоны выделяют в
каждом полушарии? Можно ли их увидеть на поверхности коры? (Двигательные,
слуховые, осязательные, зрительные, вкусовые и обонятельные. Это функциональные
участки коры, их нельзя увидеть).
4)
Как же ученые узнали о
существовании зон мозга? (Изучали больных с поврежденными участками мозга,
определяли утраченные функции).
III.
Подготовка к активному,
осознанному восприятию темы. Вызов.
Ежедневно общаясь с разными
людьми, мы замечаем, что одни склонны к точным математическим расчетам,
обладают железной логикой, другие – артистичны и музыкальны, хорошо рисуют и
пишут стихи. Как это можно объяснить? (Разной активностью правого и левого
полушарий большого мозга).
Тема нашего урока: «Асимметрия
полушарий большого мозга».
Сегодня мы попробуем
прикоснуться к одной из величайших загадок нашего мозга – его асимметрии.
Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку:
«Вселенная есть
асимметричный ансамбль.
Я полагаю, что жизнь в том виде, в каком
мы
ее знаем, должна быть функцией
асимметрии мира или следствий из нее
вытекающих».
Луи Пастер.
Иначе говоря, наша жизнь зависит от асимметрии мира, в
котором мы живем.
IV.
Изучение нового материала.
1.
Проект «Развитие
представлений об асимметрии мозга. Работы Дакса, Брока и Вернике».
Учитель: Как развивались представления об асимметрии больших полушарий?
В 1836 г. Марк Дакс, никому не известный французский
врач, прочел на заседании медицинского общества в Монпелье короткий доклад, в
котором описывал 40 человек из числа своих больных, страдавших нарушениями речи.
У всех обнаруживались признаки повреждения левого полушария мозга.
В 1865 г. Поль Брока, знаменитый французский антрополог
и патологоанатом, представил Анатомическому обществу в Париже описание
клинической истории больного, который утратил способность говорить, но, тем не менее,
мог нормально читать и писать, а также понимал все то, что ему говорили. Брока
считал, что причиной нарушения, было поражение в лобной доле левого полушария.
Этот участок коры, прилегающий к двигательной зоне и управляющий мышцами лица,
челюстей, языка и глотки, получил название зоны Брока.
Специфические затруднения, которые испытывают больные
при произнесении звуков речи, хотя сама способность к использованию языка
остается у них нормальной, называют афазией (или нарушением речи) Брока. После
нескольких лет раздумий и наблюдений Брока заявил научному миру: «Мы говорим
левым полушарием».
В 1874 г. Карл Вернике, французский врач, установил,
что при кровоизлияниях в височную область левого полушария больной перестает
понимать речь, хотя может говорить: речь превращается для него в бессмысленный
шум. Афазия Вернике возникает при повреждении зоны Вернике.
Вывод: Мы говорим левым полушарием!
Учитель: Но всегда ли так?
2.
Асимметрия
мозга в детстве. Правши и левши.
Учитель: Ребята, сколько у нас в классе левшей? Вы задумывались когда-нибудь:
почему одни люди левши, а другие – правши?
Проект «Причины разделения человечества на правшей и
левшей».
Почему человечество разделилось на правшей и левшей,
вопрос до сих пор спорный. Некоторые учёные считают, что всё решилось ещё в те
дремучие времена, когда обезьяны с земли перебрались на деревья. Тогда наши
предки – гоминиды – правой рукой цеплялись за ветки, а левой подносили пищу ко
рту. Прошло около 10 миллионов лет, изменился климат, и предки спустились на
землю. Правую руку стали использовать для более точных движений – выдолбить
каменный топор, хорошо прицелиться дубинкой, охотясь на мамонта. Так как этим
занимались преимущественно мужчины, то левшей среди них стало меньше, чем среди
женщин.
Существовала и «материнская» версия разделения на
правшей и левшей: у женщин более развита правая рука, так как они левой
прижимали младенца к сердцу, чтобы тот слышал его стук и был спокойным.
А вот по теории «щита и меча» в древние времена
соотношение левшей и правшей было примерно одинаковым. Но в бесконечных войнах
гибли, как правило, леворукие. Они держали меч в левой руке, а щит – в правой.
Их сердце не было защищено, они чаще получали смертельные раны, чем праворукие,
державшие меч в правой руке, а щитом в левой руке закрывавшие сердце. Поэтому
со временем, праворуких, передававших свои гены из поколения в поколение, на
земле стало больше.
Но все эти предположения остались в прошлом. Настоящая
причина разделения на правшей и левшей учёным не известна до сих пор. По одной
из версий, эта причина кроется в устройстве нашего головного мозга.
Движения правой рукой регулируются левым полушарием
мозга, а движения левой – правым. У левшей, в отличие от большинства людей,
доминирует правое полушарие мозга.
Статистика показывает:
Речевая асимметрия
Правши
|
Левши
|
95% говорят левым
полушарием, 5% - правым
|
65% говорят правым
полушарием, 35% - левым
|
Вывод: правши говорят левым полушарием, а левши – правым!
Правши и левши отличаются друг от друга психологически:
Психологическая асимметрия
Правши
|
Левши
|
Тяготеют к
конкретным видам деятельности, умеют считать, логически мыслить, убеждать,
способны тонко чувствовать и переживать
|
Отличаются яркой
индивидуальностью, артистическими способностями, тягой к искусству, способны
к ясновидению, больше развита интуиция (предметно-образное восприятие
действительности)
|
От доминирования полушария зависит
личность человека. Левши мыслят
образами, вникают в проблему мгновенно, а не изучают её последовательно, по
частям, как правши, поиск решения ведут интуитивно, вкладывают в работу массу
эмоций. В итоге левша затрачивает на одно и то же дело больше энергии, чем
правша. Левша вынужден перестраивать свой внутренний мир для решения слегка
чуждых его психике задач. Среди них нередко встречаются люди, которых упорно
тянет писать справа налево, читать слова с конца к началу.
Но, оказывается, быть левшой не только признак особых
способностей. Медики считают, что это ещё и признак нарушения иммунитета. Левши
чаще других страдают ревматоидным артритом (тяжелым заболеванием с поражением
органов и суставов), а также астмой, аутизмом, диабетом, мигренью.
Леворукость возникает по разным причинам: передаётся
по наследству, появляется вследствие различных нарушений беременности или
родовых травм. При определенных отклонениях в развитии левого полушария правое
частично берёт на себя некоторые функции, мозг «перестраивается», и левая рука
становится ведущей. Следует отметить, что левшей на земле не так уж и мало:
каждый десятый из живущих на планете людей – левша!
Учитель: Асимметрия мозга появляется у человека к 4-5 годам, в 12-14 лет она
властно заявляет о себе и окончательно формируется к 17 годам. Давайте
посмотрим, как влияет асимметрия мозга на зрительные функции.
3.
Зрение и
асимметрия.
Опыт с яблоком (на слайде).
Учитель: Ребята, опишите яблоко различными прилагательными.
Обратите внимание, какие прилагательные чаще употребляют
«левополушарные», а какие – «правополушарные» люди.
Левополушарные
|
Правополушарные
|
Круглое
Объёмное
Большое
|
Яркое
Красное
Аппетитное
вкусное
|
Вывод: наши полушария по-разному
воспринимают изображения. Для левого главное – восприятие целиком (форма, объем). Для правого –
восприятие деталей (цвет, мельчайшие подробности, ассоциации).
4.
Слух и
асимметрия.
Учитель: Прослушаем фрагмент песни Николая Баскова (Слайд 11). Кто больше
обращал внимание на слова, чем на музыку? Кто больше слушал музыку, чем слова?
А кто одинаково наслаждался и музыкой, и словами песни? Запомните: люди с
поврежденным правым полушарием мозга не способны узнавать мелодию, а левым –
слова.
Вывод: асимметрия мозга проявляется в
восприятии песен. Музыку узнает правое полушарие, а слова – левое.
5.
Асимметрия
полушарий.
Асимметрия – каждое полушарие ответственно за определенные
функции.
Самостоятельная
работа учащихся с учебником в парах: читаем текст на с. 67 и заполняем таблицу
(пустая таблица).
Проверка правильности
заполнения таблицы (заполненная таблица).
Полушарие мозга
|
Функции полушария
|
левое
|
1) устная и
письменная речь;
2) анализ
информации;
3) обобщение,
принятие решений
|
правое
|
1) образное
мышление;
2) музыкальное и
художественное творчество;
3) восприятие
музыки
|
6.
Проведение
теста на выяснение правополушарности и левополушарности учащихся.
1)
Ведущая рука: если сверху
большой палец левой руки – вы человек эмоциональный, правой – у вас
аналитический ум.
2)
Ведущий глаз: правый – у
вас настойчивый, агрессивный характер; левый – характер мягкий, уступчивый.
3)
Поза Наполеона: если
наверху левая рука – вы склонны к кокетству; правая – к простоте и простодушию.
4)
Аплодирование: правой
рукой – решительный характер; левой – вы колеблетесь, принимая решения,
обдумываете, как лучше поступить, чтобы не обидеть окружающих.
Результат: К какому типу восприятия вы себя относите – вы право- или
левополушарные? Или вы «эксперты»?
V.
Заключение.
Учитель: К 17 годам у человека формируется асимметрия больших полушарий мозга:
каждое из них отвечает за определённые функции. Однако полную картину мира нам
могут дать только оба полушария в неразрывной связи друг с другом. Сперанский
писал: «Сцепление понятий в уме бывает иногда столь тонко, столь нежно, что
малейшее покушение обнаружить сию связь словами разрывает её и уничтожает».
VI.
Рефлексия.
1) Как можно объяснить склонность одних людей к точным математическим
расчетам, а других – к образному мышлению? (Разной активностью правого и левого
полушарий большого мозга).
2) Как ученые узнали о существовании зон мозга? (Изучали больных с
поврежденными участками мозга, определяли утраченные функции).
3) К какому типу восприятия вы себя относите – вы право- или левополушарные?
Или вы «эксперты»?
3) Составьте синквейн по теме урока.
Урок окончен. Спасибо за урок!
Домашнее задание: с. 67-69 (читать и пересказывать). Ответить на
вопросы с. 70-71. Сообщения «Мозг и способности», «Жизнь и деятельность
Сеченова».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.