Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута
учащимися:
Подготовиться к продуктивной работе на уроке
Цель, которую учитель хочет достичь на
данном этапе:
Способствовать подготовке учащихся к
продуктивной работе
Задачи:
-создать положительный эмоциональный
настрой;
-помочь правильно организовать рабочее место
Методы: словесные
Изучение учебного материала
Актуализация опорных знаний
Цель, которая должна быть достигнута всеми
учащимися:
Выявить основные особенности организации
птиц.
Цель учителя: организовать работу по
выявлению основных особенностей организации птиц, создать проблемную ситуацию
для подведения к цели урока
Методы: объяснительно-побуждающие –
побуждающий от проблемной ситуации диалог
Постановка учебной задачи
Цель:
Обсудить затруднение и сформулировать цель
урока
Открытие новых знаний
Цель: обсудить проект решения учебной
задачи, выявить черты сходства и различия в строении птиц и пресмыкающихся,
объяснить зависимость строения скелета птиц и кожи как приспособление к
полету, выявить связь строения систем органов с выполняемыми функциями
Методы: объяснительно - иллюстративный
Метод с/р по осмыслению и усвоению
н/м(работа в печатной тетради, с учебником)
Применение новых знаний в творческих
условиях
Цель: сравнить внешнее строение первых птиц
и пресмыкающихся, сделать вывод
Цель, которую ставит перед собой учитель:
создать условия для формирования умения находить причины различия птиц и
пресмыкающихся
Цель: определить строение месторасположения
перьев
Цель, которую ставит перед собой учитель:
создать условия для формирования умения выявлять связь строения с выполняемой
функцией
Методы: практические
репродуктивные
Итог урока
Рефлексия
Цель: осознание учащимися своей учебной
деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса
Домашнее задание
Цель: закрепить умение выявлять особенности,
связанные с полетом и передвижением по земле птиц.
|
-Здравствуйте!
-Полюбуйся, весна наступает.
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Скоро гости к тебе соберутся,
Скоро гнезд по навьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.
(И. Никитин.)
О ком это стихотворение?
- Проверим все ли у нас готово к уроку
(учебники, печатные тетради и рабочие
тетради)
-На столах у вас лежат смайлики, я хочу,
чтобы вы показали, с каким настроением вы начинаете урок.
-Откроем тетради и запишем дату, тему урока.
Готовы дальше продолжать работу?
Включаем презентацию ( слайд 1.Полет птиц)
Как легко они парят в этом воздушном
пространстве.
Вы хотели бы совершить с ними полет?
И узнать какие особенности строения и
процессов жизнедеятельности позволили птицам освоить наземно-воздушную среду
обитания?
(перьевой покров, особенности строения
скелета птицы, дыхательная система и т.д.)
Почему птиц считают более
высокоорганизованными животными по сравнению с пресмыкающимися?
(4-х камерное сердце, постоянная температура
тела, освоили воздушную среду обитания и т.д.)
Следовательно целью нашего сегодняшнего
урока будет непросто выявить особенности организации птиц но доказать в связи
с чем они появились?
страаводн чем наводненье.яли
на климат?ка. я?
стралии и создать свой
ны своеобразия природы австралии
-Что мы должны сделать, чтобы выявить
особенности организации птиц как высокоорганизованных позвоночных и их
приспособление к полету.
(Познакомиться с происхождением птиц,
систематикой класса птицы, особенности внешнего строения и с основными
отделами скелета птиц, связанными с полетом и передвижением по земле)
Слайд 2.Происхождение птиц. Археоптерикс.
Какая цель стоит перед нами?
- прочитать приложение №1(лежит на столе)
- группа 1. Выявляет черты сходства птиц с
пресмыкающимися
(-отсутствие кожных желез, иск.
копчиковая железа над корнем хвоста и та отсутствует у некоторых птиц
- наличие одного затылочного мыщелка
- правая дуга аорты несет артериальную
кровь
- сходство мочеполовой системы и почти
тождественное развитие зародыша)
- группа 2. Выявляет отличия птиц от
пресмыкающихся
(- прогрессивное развитие органа зрения,
слуха и координации движения и соответствующие им центрами головного мозга:
два полушария переднего мозга, среднего и мозжечка
- постоянная высокая температура тела,
достигается наличием уровнем обмена веществ, за счет совершенной кровеносной
системы слайд 12-13(полное разделение тока крови), дыхательной –
двойное дыхание, пищеварительной- активность ферментов.
- сложный комплекс приспособления к
полету, открывший широкие возможности расселения и добывания пищи )
Слайд 3. Систематика птиц.
Запись в рабочую тетрадь.
Класс птицы включает в себя более 8000 видов
и до 40 отрядов. Современные формы птиц делятся на три группы:
- Бескилевые (страусы и киви)- бегающие 7
видов
- Плавающие (пингвины)
- Килевые (все остальные)- летающие 8500
видов
Способы передвижения птиц Слайд 33.
Разберем с помощью текста учебника, таблиц,
лабораторной работы характерные черты внешнего строения птиц, связанные с
полетом и передвижением по земле
Слайд 4. Скелет птицы.
Слайд 9. Мускулатура птиц.
Открыли печатные тетради стр.
Л/Р «Строение скелета Птицы»
Индивидуальное выполнение заданий по
Л/работе.
(работа с макетом скелета голубя, чучело
птицы)
Слайд 16. Строение скелет птиц.
Вы изучили строение скелета птиц, проверьте
свои знания?(работа у доски)
Одного легкого и полого скелета недостаточно,
чтобы птицы летали, что еще есть у птиц во внешнем облике?
Перья служат изолирующим покровом, но
распределены на поверхности не равномерно. Они располагаются полосами, между
ними находятся участки лишенные перьевого покрова. Слайд 8 Типы перьев
Выделяют 4типа перьев:
стержневые (маховые и рулевые)
контурные
пуховые
нитевидные
Выполняют Л/Р «Строение пера» Слайд
7.
Открыли печатные тетради на стр.
Индивидуальное выполнение заданий по
Л/работе.
(работа с перьями)
-Прежде чем продолжим нашу работу по
изучению птиц
Физминутка
-А теперь, поработаем в парах
Вы получите листы с заданиями и сравните
первых птиц с пресмыкающимися, заполните таблицу.
Проверим таблицу и сделаем вывод
-Что мы должны сделать дальше?
( изучить функции перьев)
Чтобы определить строение и какие функции
выполняют различные типы перьев, и где расположены на теле птицы
Каждая группа получает свое задание и
отчитывается о его выполнении.
-Первая группа отчитается. Стержневые перья.
- Стержневые(рулевые и маховые) состоит из
очина, стержня и опахало, последнее образует бороздки первого и второго
порядка, которые соединяются крючками, образуя пластинку опахала.
Показать на чучеле птицы.
Вторая группа. Контурные перья
- Контурные перья по строению сходны с
рулевыми и маховыми, но они меньше рулевых и более гибки, их бороздки не так
прочно сцеплены. Они образуют основной покров тела и создают
ветронепроницаемый слой, а также определяют контур тела.
Показать на чучеле птицы
Третья группа. Пуховые перья
- Пуховые перья у птенцов служат
единственным покровом. У в зрослых птиц они прижаты к коже и располагаются
между контурными перьями. Бороздки первого порядка у них длинные и мягкие,
бороздки второго порядка не имеют крючков.
Показать на чучеле птицы
Четвертая группа. Нитевидные перья
Нитевидные перья мелкие волосовидные
образования, у них нет опахала, имеются небольшие пучки гибких бороздок
первого и второго порядка, расположенные на кончике стержня. Эти перья
разбросаны по всему телу птиц, они помогают удерживать воздушный слой около
тела.
Тестирование по теме слайд 36
оказать на схемеллюстративныйи
схеме
те и схеме
ании восточной части
материка платформа)
восточной части сходен
с рельефом Авс
ообщение
учащегося.дание и отчт.ие.
- дель накомились?
-Какую цель мы ставили перед собой?
(проверить правильность выявленных
доказательств высокой организации птиц)
-Достигли ли цели?
-Как мы теперь можем охарактеризовать класс
Птицы?
(Птицы – двуногие амниоты, передние
конечности которых видоизменены в крылья, тело покрыто перьчми, температура
тела постоянная и очень высокая 42, сердце 4х камерное, дуга аорты одна –
правая, головной мог прогрессивно развит за счет дна полушарий переднего
мозга, среднего и мозжечка.)
Теперь каждый из вас при прогулке в лесу,
парке сможет задуматься, что нас окружают непросто птицы, а
совершеноорганизованые позвоночные, охарактеризовать систематическую группу
птиц.
-Сейчас, я попрошу каждого из вас с помощью
смайликов ответить на вопросы:
-Была ли у тебя возможность высказать свое
мнение?
-Было ли тебе комфортно на уроке?
изучить стр. 204-211
творческие задания по выбору
-составить рекомендации по уходу за
домашними птицами (попугаем, канарейка, страус, щегол и т.д.)
-составить страничку рекордов про птиц
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.