Инфоурок Математика Другие методич. материалыУрок по алгебре в 7 классе. Тема урока: Умножение разности двух выражений на их сумму.

Урок по алгебре в 7 классе. Тема урока: Умножение разности двух выражений на их сумму.

Скачать материал

Урок по алгебре в 7 классе.

 

Тема урока: Умножение разности двух выражений на их сумму.

Цели урока: Создание условий для введения формулы сокращённого         умножения (а – в)(а + в) = а2 – в2.

Формирование умений распознавать формулу в различных ситуациях.

Формирование умений обобщать и исследовать полученные результаты, контролировать свою деятельность. Способствование развитию логического мышления и грамотной  математической речи.

Создание условий для активизации познавательной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока: 1. Ввод урока. Сообщение о теме урока, форме                проведения и задачах урока.

                                      2.   Актуализация опорных знаний.

                                      3.   Введение нового материала (работа в парах).

                                      4.   Первичное осмысление и применение изученного.

                                      5.   Постановка домашнего задания.

                                      6.   Подведение итогов урока.

                                      7.   Рефлексия.

Ход урока.

I.                  Организационный момент.

  Здравствуйте. Садитесь.

Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новой формулой сокращённого умножения и попробуем применить её при умножении многочленов, а так же повторим уже известные нам формулы.

И как всегда, традиционный вопрос: «Зачем нужно изучать данную формулу сокращённого умножения?».

 

II. Актуализация опорных знаний.

1)    Проведём разминку.

№1 Прочитайте выражения:

          а)mn; m + n; -m + n; 2m – 3n.

          б)m2n2; m2 + n2; (3a)2 – (2b)2; a2 – 25.

          в)(bc)2; (a + 2c)2; (-xy)2.

     №2 Возведите в квадрат данные выражения:

          8c; 0,9a; 1/4x; 2/7a3; 0,05y2.

2)    Какие формулы сокращённого умножения вы знаете? Напишите на доске эти формулы. (x + y)2 = x2 + 2xy + y2; (xy)2 = x2 – 2xy + y2. Прочитайте данные тождества.

3)    С помощью тестов проверьте свои знания и умения применять эти формулы. У каждого из вас на столе лежат листочки с тестом, они составлены по образцу материала для сдачи экзаменов в 9 классе в новой форме, то есть задания с выбором ответа, на соответствие, а в последнем задании надо написать только ответ. На выполнение тестов отводится 5 минут. Подпишите тесты.

 

Тесты.

Вариант 1

1.     Преобразуйте в многочлен выражение (2а+3с)2:

а) 2а2+12ас+3с2;      б) 4а2+9с2;      в) 4а2+12ас+9с2;      г) 4а2+6ас+9с2.

2.  Найдите удвоенное произведение выражений 2х2 и 3у:

     а) 6х2у;       б) 12х2у;        в) 6ху2;         г) 12ху2.

3. Соотнесите каждый одночлен с квадратом выражения:

     а) 25х2у2;       б) 9в4;      в) 16с8.

     1) (3в2)2      2) (4с4)2      3) (5ху)2     4) (9в2)2

     а)"____;       б) "____;         в) "____.

4. Замените * одночленом так, чтобы данное равенство стало тождеством.

     ( * +3в4)2=25а4+30а2в4+9в8

     а) 25а2;         б) 5а2;       в) 5а;          г) 5а4.

5. Дополнительно:  Упростите выражение: (4х+3)2-24х.                     Ответ:________________

Вариант 2

1.     Преобразуйте в многочлен выражение (а-9у)2:

а) а2-18ау+81у2;      б) а2-81ус2;      в) а2-18ау+9у2;      г) а2-9ау+81у2.

2.  Найдите удвоенное произведение выражений 2у2 и 5х:

     а) 10х4у2;       б) 10х2у2;        в) 20ху2;         г) 10ху2.

3. Соотнесите каждый одночлен с квадратом выражения:

     а) 4а2;            б) 0,64х4у2;       в) 36с16.

     1) (0,8х2у)2 2) (2а)2;          3) (6с8)2     4) (4а)2.

     а) "____;      б) "____;         в) "____.

4. Замените * одночленом так, чтобы данное равенство стало тождеством.

     (5х4 - *)2=25х8-40х4у3+16у6

     а) 4у6;         б) 16у3;       в) 4а;          г) 4у3.

5. Дополнительно:   Упростите выражение: (2х-5)2+20х.                     Ответ:________________

 

Время закончилось, положили ручки и взяли карандаши. Проверьте себя и оцените.

Вариант 1. №1 в); №2 в); №3 а) – 2; б) – 3; в) – 1. №4 б); №5 3а2 + 3.

Вариант 2. №1 б); №2 б); №3 а) – 3; б) – 1; в) – 2. №4 а); №5 4 + 4х2.

Оцени себя: на «5» - 4,

                     на «4» - 3,

                 на «3» - 2      Задание №5 - +1балл.

Поднимите руку, у кого оценка «5», «4», «3». Молодцы! Отложите на край стола тесты.

 

III.           Введение нового материала.

Откройте тетради, запишите число и тему урока «Умножение разности двух выражений на их сумму». Сейчас нам предстоит творческая работа. На каждом столе лежит лист с таблицей. Работая в паре, заполните таблицу, для этого вам надо выполнить умножение двух многочленов. Чтобы заполнить таблицу надо умножить многочлен, стоящий в начале первой строчки на многочлен стоящий в начале первого столбика, затем многочлен, стоящий в начале второй строчки на многочлен стоящий в начале первого столбика и т.д. Работаем по принципу игры «Морской бой». Время на заполнение таблицы – 10 минут. Все вычисления записываете в тетради.

 

Выполните умножение.

 

 

1.

2.

3.

 

 

а-5

2+а

1-а

1.

а+5

а2 - 25

7а + 10 + а2

-4а – а2 + 5

2.

2-а

7а – 10 – а2

4 – а2

а2 – 3а + 2

3.

а +1

а2 – 4а - 5

3а + а2 + 2

1 – а2

 

 

Закончили заполнять таблицу. Ответьте на вопросы.

Какие выражения получились в клетках?

Какие многочлены получились в выделенных клетках?

Какие сомножители участвовали в получении данных двучленов?

Запишите на доске эти равенства.

(а + 5)(а – 5) = а2 – 25

(2 – а)(2 + а) = 4 – а2

(а + 1)(1 – а) = 1 – а2

Скажите, чем отличаются эти сомножители? Прочитайте двучлен, который получился в результате произведения этих выражений.

От чего зависит расположение квадрата одночлена в двучлене?

Какую формулу можно записать, обобщив данные равенства?

(х – у)(х + у) = х2 – у2

Запишите эту формулу в тетрадь. Прочитайте эту формулу.

 

IV.            Закрепление нового материала.

1. Ребята, рассмотрите выражения изображённые на экране

1)    (2а + в)(в – 2а) и 4а2 – в2

2)    2 – в)(а2 + в) и а4 + в2

3)    (4 – а2)(а2 + 4) и 16 – а4

Скажите, между какими из них можно поставить знак равно, чтобы получилось тождество. Почему это равенство является тождеством?

2.     А теперь давайте попробуем применить эту формулу для нахождения произведения двух выражений. Возьмите следующие листы с таблицей и выполните задания.

 Преобразуйте произведения в многочлены стандартного вида и запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам.

Работаем по вариантам, первый вариант – первые 4 примера, а второй - последние. Все вычисления записываем в тетрадь.

 

Е

(2х+1)(1-2х)

1.

49х2-4

 

А

(2х-у)(2х+у)

2.

1-4х2

 

М

(2х+3у)(3у-2х)

3.

2-4х2

 

Т

2-2)(2+х2)

4.

0,25у2-х4

 

С

(7х-2)(7х+2)

5.

25х2-64у2

 

К

(4+5у)(5у-4)

6.

х4-4

 

О

(8у+5х)(5х-8у)

7.

у2-х2

 

И

(х2+у)( 0,5у-х2)

8.

25у2-16

 

 

 

9.

22

 

 

         На доске решаем по одному примеру с каждого варианта. Каждая буква соответствует результату выполненного действия.

         Какое слово получилось?(семиотика)

         Полученное слово – семиотика – название науки о знаках.

Вам уже известны некоторые знаки и символы, используемые в математике. Например, знак «+» - обозначает сложение, % - заменяет слово процент, а знак  - принадлежность. Использование знаков и символов даёт возможность сделать записи более короткими и лаконичными.

 

 

V.               Применение.

Давайте вернёмся к нашей формуле и применим её для удобного и быстрого счёта.

(100 – 1)(100 + 1) = 1002 – 12 = 10000 – 1 = 9999

37*43 = (40 + 3)(40 – 3) = 402 – 32 = 1600 – 9 = 1591

Где ещё можно применить эту формулу? Об этом вы узнаете, если решите №914.

VI.            Итог урока. Задание на дом.

Запишите задание на дом. Пункт 33, №914,917 – на «4»,

             (х + у)(х – у)(х2 + у2)(х4 + у4)(х8 + у8) – на «5».

Ребята, давайте попробуем ответить на вопрос, поставленный в начале урока: «Для чего нужно изучать данную формулу?»(эти формулы позволяют быстро считать и упрощать выражения)

 

VII.        Рефлексия.

Возьмите таблицы, на которых записаны все этапы урока и поставьте «+», если были трудности и «-», если не были.

 

 Фамилия

Разминка

Выполнение теста

Заполнение таблицы

Применение формулы при закреплении

 

 

 

 

 

И как обычно,  поставьте галочку напротив рисунка выражающее ваше впечатление об уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спасибо за урок!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по алгебре в 7 классе. Тема урока: Умножение разности двух выражений на их сумму."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по студенческому спорту

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: Умножение разности двух выражений на их сумму.

Цели урока: Создание условий для введения формулы сокращённого         умножения (а – в)(а + в) = а2 – в2. 

Формирование умений распознавать формулу в различных ситуациях. 

Формирование умений обобщать и исследовать полученные результаты, контролировать свою деятельность. Способствование развитию логического мышления и грамотной  математической речи. 

Создание условий для активизации познавательной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 087 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 676
    • DOCX 196.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бершанская Ольга Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бершанская Ольга Дмитриевна
    Бершанская Ольга Дмитриевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 11153
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Математика")

Учитель математики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек

Курс повышения квалификации

Преподавание математики в школе в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 81 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 731 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания с применением дистанционных технологий

Учитель математики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 40 человек

Мини-курс

Разделение имущества при банкротстве: правовые аспекты и мировое соглашение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные практики по работе с тревожностью

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 112 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 51 человек

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов