Урок по алгебре в 7 классе.
Тема урока: Умножение разности двух выражений на их сумму.
Цели урока: Создание условий для введения формулы сокращённого умножения
(а – в)(а + в) = а2 – в2.
Формирование умений распознавать формулу в различных ситуациях.
Формирование умений обобщать и исследовать полученные результаты,
контролировать свою деятельность. Способствование развитию логического мышления
и грамотной математической речи.
Создание условий для активизации познавательной деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока: 1. Ввод урока. Сообщение о теме урока,
форме проведения и задачах урока.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Введение нового материала
(работа в парах).
4. Первичное осмысление и
применение изученного.
5. Постановка домашнего
задания.
6. Подведение итогов урока.
7. Рефлексия.
Ход урока.
I.
Организационный
момент.
Здравствуйте.
Садитесь.
Ребята, сегодня на уроке мы
познакомимся с новой формулой сокращённого умножения и попробуем применить её
при умножении многочленов, а так же повторим уже известные нам формулы.
И как всегда, традиционный
вопрос: «Зачем нужно изучать данную формулу сокращённого умножения?».
II. Актуализация опорных знаний.
1)
Проведём разминку.
№1 Прочитайте выражения:
а)m – n; m + n; -m + n; 2m – 3n.
б)m2 – n2;
m2
+ n2;
(3a)2 – (2b)2; a2 – 25.
в)(b – c)2; (a + 2c)2;
(-x – y)2.
№2 Возведите в квадрат данные выражения:
8c;
0,9a; 1/4x; 2/7a3; 0,05y2.
2)
Какие формулы сокращённого
умножения вы знаете? Напишите на доске эти формулы. (x + y)2
= x2
+ 2xy + y2; (x – y)2 = x2 – 2xy + y2. Прочитайте данные тождества.
3)
С помощью тестов проверьте
свои знания и умения применять эти формулы. У каждого из вас на столе лежат
листочки с тестом, они составлены по образцу материала для сдачи экзаменов в 9
классе в новой форме, то есть задания с выбором ответа, на соответствие, а в
последнем задании надо написать только ответ. На выполнение тестов отводится 5
минут. Подпишите тесты.
Тесты.
Вариант 1
1.
Преобразуйте в многочлен
выражение (2а+3с)2:
а) 2а2+12ас+3с2; б) 4а2+9с2;
в) 4а2+12ас+9с2; г) 4а2+6ас+9с2.
2. Найдите удвоенное произведение выражений 2х2 и 3у:
а) 6х2у; б) 12х2у; в) 6ху2;
г) 12ху2.
3. Соотнесите каждый одночлен с квадратом выражения:
а) 25х2у2; б) 9в4; в)
16с8.
1) (3в2)2 2) (4с4)2 3)
(5ху)2 4) (9в2)2
а)"____; б) "____; в) "____.
4. Замените * одночленом так, чтобы данное равенство стало тождеством.
( * +3в4)2=25а4+30а2в4+9в8
а) 25а2; б) 5а2; в)
5а; г) 5а4.
5. Дополнительно: Упростите выражение: (4х+3)2-24х.
Ответ:________________
Вариант 2
1.
Преобразуйте в многочлен
выражение (а-9у)2:
а) а2-18ау+81у2; б) а2-81ус2;
в) а2-18ау+9у2; г) а2-9ау+81у2.
2. Найдите удвоенное произведение выражений 2у2 и 5х:
а) 10х4у2; б) 10х2у2;
в) 20ху2; г) 10ху2.
3. Соотнесите каждый одночлен с квадратом выражения:
а) 4а2; б) 0,64х4у2; в)
36с16.
1) (0,8х2у)2 2) (2а)2;
3) (6с8)2 4) (4а)2.
а) "____; б) "____; в) "____.
4. Замените * одночленом так, чтобы данное равенство стало тождеством.
(5х4 - *)2=25х8-40х4у3+16у6
а) 4у6; б) 16у3; в)
4а; г) 4у3.
5. Дополнительно: Упростите выражение: (2х-5)2+20х.
Ответ:________________
Время закончилось, положили ручки и взяли карандаши.
Проверьте себя и оцените.
Вариант 1. №1 в); №2 в); №3 а) – 2; б) – 3; в) – 1. №4
б); №5 3а2 + 3.
Вариант 2. №1 б); №2 б); №3 а) – 3; б) – 1; в) – 2. №4
а); №5 4 + 4х2.
Оцени себя: на «5» - 4,
на «4» - 3,
на «3» - 2 Задание №5 - +1балл.
Поднимите руку, у кого оценка «5», «4», «3». Молодцы!
Отложите на край стола тесты.
III.
Введение нового
материала.
Откройте тетради, запишите число
и тему урока «Умножение разности двух выражений на их сумму». Сейчас нам
предстоит творческая работа. На каждом столе лежит лист с таблицей. Работая в
паре, заполните таблицу, для этого вам надо выполнить умножение двух
многочленов. Чтобы заполнить таблицу надо умножить многочлен, стоящий в начале
первой строчки на многочлен стоящий в начале первого столбика, затем многочлен,
стоящий в начале второй строчки на многочлен стоящий в начале первого столбика
и т.д. Работаем по принципу игры «Морской бой». Время на заполнение таблицы –
10 минут. Все вычисления записываете в тетради.
Выполните умножение.
|
|
1.
|
2.
|
3.
|
|
|
а-5
|
2+а
|
1-а
|
1.
|
а+5
|
а2 - 25
|
7а + 10 + а2
|
-4а – а2 + 5
|
2.
|
2-а
|
7а – 10 – а2
|
4 – а2
|
а2 – 3а + 2
|
3.
|
а +1
|
а2 – 4а - 5
|
3а + а2 + 2
|
1 – а2
|
Закончили заполнять таблицу.
Ответьте на вопросы.
Какие выражения получились в
клетках?
Какие многочлены получились в
выделенных клетках?
Какие сомножители участвовали в
получении данных двучленов?
Запишите на доске эти равенства.
(а + 5)(а – 5) = а2 –
25
(2 – а)(2 + а) = 4 – а2
(а + 1)(1 – а) = 1 – а2
Скажите, чем отличаются эти
сомножители? Прочитайте двучлен, который получился в результате произведения
этих выражений.
От чего зависит расположение
квадрата одночлена в двучлене?
Какую формулу можно записать,
обобщив данные равенства?
(х – у)(х + у) = х2 –
у2
Запишите эту формулу в тетрадь.
Прочитайте эту формулу.
IV.
Закрепление нового
материала.
1. Ребята, рассмотрите
выражения изображённые на экране
1)
(2а + в)(в – 2а) и 4а2
– в2
2)
(а2 – в)(а2
+ в) и а4 + в2
3)
(4 – а2)(а2
+ 4) и 16 – а4
Скажите, между какими из них
можно поставить знак равно, чтобы получилось тождество. Почему это равенство
является тождеством?
2.
А теперь давайте попробуем
применить эту формулу для нахождения произведения двух выражений. Возьмите
следующие листы с таблицей и выполните задания.
Преобразуйте произведения в многочлены стандартного
вида и запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам.
Работаем по вариантам, первый вариант – первые 4
примера, а второй - последние. Все вычисления записываем в тетрадь.
Е
|
(2х+1)(1-2х)
|
1.
|
49х2-4
|
|
А
|
(2х-у)(2х+у)
|
2.
|
1-4х2
|
|
М
|
(2х+3у)(3у-2х)
|
3.
|
9у2-4х2
|
|
Т
|
(х2-2)(2+х2)
|
4.
|
0,25у2-х4
|
|
С
|
(7х-2)(7х+2)
|
5.
|
25х2-64у2
|
|
К
|
(4+5у)(5у-4)
|
6.
|
х4-4
|
|
О
|
(8у+5х)(5х-8у)
|
7.
|
у2-х2
|
|
И
|
(х2+у)(
0,5у-х2)
|
8.
|
25у2-16
|
|
|
|
9.
|
4х2-у2
|
|
На доске
решаем по одному примеру с каждого варианта. Каждая буква соответствует
результату выполненного действия.
Какое слово
получилось?(семиотика)
Полученное
слово – семиотика – название науки о знаках.
Вам уже известны некоторые знаки и символы,
используемые в математике. Например, знак «+» - обозначает сложение, % -
заменяет слово процент, а знак - принадлежность.
Использование знаков и символов даёт возможность сделать записи более короткими
и лаконичными.
V.
Применение.
Давайте вернёмся к нашей формуле
и применим её для удобного и быстрого счёта.
(100 – 1)(100 + 1) = 1002 – 12 =
10000 – 1 = 9999
37*43 = (40 + 3)(40 – 3) = 402 – 32
= 1600 – 9 = 1591
Где ещё можно применить эту
формулу? Об этом вы узнаете, если решите №914.
VI.
Итог урока. Задание
на дом.
Запишите задание на дом. Пункт
33, №914,917 – на «4»,
(х + у)(х – у)(х2 + у2)(х4 + у4)(х8 + у8)
– на «5».
Ребята, давайте попробуем
ответить на вопрос, поставленный в начале урока: «Для чего нужно изучать данную
формулу?»(эти формулы позволяют быстро считать и упрощать выражения)
VII.
Рефлексия.
Возьмите таблицы, на которых
записаны все этапы урока и поставьте «+», если были трудности и «-», если не
были.
Фамилия
Разминка
|
Выполнение
теста
|
Заполнение
таблицы
|
Применение
формулы при закреплении
|
|
|
|
|
И как обычно, поставьте галочку
напротив рисунка выражающее ваше впечатление об уроке.
Спасибо за урок!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.