Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок оьучения грамоте по теме "Слог"

Урок оьучения грамоте по теме "Слог"

Скачать материал

Надпись: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов»

 
Урок
 обучения грамоте
1 класс
Система развивающего
обучения 

Л.В.Занкова


Разработчик:
Туманова Надежда Валентиновна
учитель начальных классов 
МБОУ СОШ с УИОП

г. Салехард

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Автор: Туманова Надежда Валентиновна, учитель высшей квалификационной категории

Место работы, должность:  учитель начальных классов  МБОУ СОШ с УИОП

Регион:  ЯНАО, Салехард

 
Данные об авторе 222 - 805 - 626

Автор(ы):  Рогозина Ю.А, Даньо О.М., Петрусевич С.Г, Гриценко Г.В., Гусева И.А., Хардыкайнен Н.Б.

 Место работы, должность:  учителя начальных классов ОУ РК

Уровень образования:  начальное общее образование

Целевая аудитория:  учащиеся

Класс: 1 а  

УМК: система развивающего обучения Л.В.Занкова

Предмет:  обучение грамоте

Цель урока

·         содействовать развитию фонематического слуха, речи, внимания, мышления;

·         способствовать созданию у детей положительных эмоций от работы на уроке;

·         повышать уровень самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения.

·         развивать логическое мышление, внимание, память;

·         развивать речь учащихся;

·         развивать умение наблюдать,  сравнивать,  анализировать;

·         формировать  умение  слушать  и  слышать  друг  друга,  сотрудничать  в  парах; формировать  умение  оценивать, контролировать свою  работу  и  работу  товарищей.

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе:  28

Используемые учебники и учебные пособия:  «Азбука»

Авторы:Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец

Методы работы: практический, проблемный, словесный, наглядный, игровые, частично – поисковый, наблюдение

Педагогические технологии: личностно – ориентированное обучение, педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия), ИКТ (презентация), здоровьесберегающая технология, игровая технология, проблемное обучение, технология деятельностного подхода

Используемое оборудование:  «Азбука», лоток  с  гласными и согласными буквами, карточка – исследование,  карточки – сигналы (зелёный, красный),

Тема урока: Слог

Краткое описание:  Урок обучения грамоте в  1  классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова

 
Характеристики урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта изучения темы

Цель темы

Познакомить учащихся с понятием «слог», способом образования слога, способом деления слов на слоги

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

·         сформировать понятие о слоге как о части слова;

·         уметь делить слово на слоги;

·         знать значение слога.

 

Личностные: чувство  необходимости  учения; самооценка, оценка.

Регулятивные:  умение  контролировать  свою  готовность  к  уроку; самостоятельная  постановка учебных  целей; планирование; освоение способов деления слов на слоги; контроль; умение планировать и выполнять действия.

Познавательные:  осмысление слоговой структуры слова; умение  отвечать  на  поставленный  вопрос.

Коммуникативные: использование интонации для постановки слогораздела; умение  слушать  и  слышать  друг  друга; умение работать в парах, в группах.

Основные понятия

Предложение, слово, слог, звук

Межпредметные связи

Музыка, окружающий мир, математика (способы деления целого на части)

Ресурсы:

Азбука, с.38 , лоток  с  гласными и согласными буквами, карточка – исследование, презентация, карточки – сигналы (зелёный, красный)

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

 

Этапы урока

№ слайда

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формирование УУД

 

1 этап.  Организационный момент.

Слайд № 1

Проверка рабочих мест.

Подготовка рабочего места.

 

Читают стихотворение на экране.

  В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Учитель:  Пусть урок принесёт радость общения на уроке обучения грамоте.

  Мы продолжаем путешествие по миру знаний. Проверим, что  уже знаем, ведь в храме знаний не первый день (обращаемся в храм знаний на постоянной доске - каждый урок ученики добавляется кирпичик новых знаний)

Регулятивные: умение  контролировать  свою  готовность  к  уроку;

Личностные: чувство  необходимости  учения;

 

2 этап. Актуализация знаний.

 

Задаёт вопросы

Устно отвечают на вопросы

Учитель: - Из чего состоит наша речь?

- Как делятся предложения?

- На что делятся слова?

Коммуникативные:

понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;

 

 

 

Просит выполнить задание

Вспоминают и рассказывают всё о звуках

Учитель: - Расскажите всё о звуках.

 

 

 

Работа в парах

 

Просит вспомнить правила работы в парах

 

Вспоминают и формулируют правила работы в парах

Учитель:- Какие правила работы в парах надо помнить?

 

 

 

 

Просит найти гласные буквы в лотке на столе

 

 

 

 

 

 

 

 

Хвалит за работу в парах и правильно выполненное задание

Ищут гласные буквы, кладут на стол, считают гласные.

 

 

Показывают гласную букву «И» и говорят о её предназначении в словах после гласных.

 

 

Учитель: - Найдите знаки гласных звуков – буквы в лоточках.

- Сколько гласных букв?

- О какой гласной нужно рассказать что – то важное? Покажите!

 

 

 

 

 

Молодцы! Вы дружно поработали в парах!

 

3 этап.

Введение в тему.

 

Проводит игру «Назови звук»

Читают на слайде загадки и выкладывают букву, которая обозначает первый звук в отгадке.

Учитель:  - Прочитайте загадку, назовите отгадку и положите букву, которая обозначает первый звук (буквы возьмите в лотке)

 

 

Индивидуальная работа

Слайд № 2

Показывает слайд с загадкой

Читают,  отгадывают загадку

- С хозяином дружит,

 Дом сторожит,

 Живет под крылечком,

 А хвост колечком.

Регулятивные:

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

 

 

 

 

Слайд №  3

Показывает отгадку (собака)

Кладут  букву  «С»

 

 

 

Слайд №  4

Показывает слайд с загадкой

Читают,  отгадывают загадку

- Вперевалку зверь идет

 По малину и по мед.

 Любит сладкое он очень.

 А когда приходит осень,

 Лезет в яму до весны,

 Где он спит и видит сны.

 

 

Слайд №  5

Показывает отгадку (медведь)

Кладут  букву  «М»

 

 

 

Слайд №  6

Показывает слайд с загадкой

Читают,  отгадывают загадку

 

 

 

- Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами — кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь!

 

 

Слайд №  7

 

Показывает отгадку (рысь)

Кладут  букву  «Р»

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

осуществлять первоначальный контроль своих действий;

 

Слайд №  8

Показывает слайд с загадкой

Читают,  отгадывают загадку

- Что за зверь,

 Скажите, братцы,

 Может сам в себя забраться?

 

 

Слайд №  9

Показывает отгадку (норка)

Кладут  букву  «Н»

 

 

4 этап.

Постановка проблемы.

 

Проверяет выполнение задания

Взаимоконтроль.

 

Учитель: - Назовите буквы, которые выложили?  Сверьте с соседом.

 

 

 

Слайд № 10

Просит сверить со слайдом

Самоконтроль.

С   М   Р   Н

 

 

 

Просит подумать над заданием для одноклассников

 

 

 

Предлагают задания:

 - дать характеристику буквам;

- разделить на группы;

 - составить слова;

Выполняют задание предложенное одноклассниками, но последнее задание выполнить не могут!

Учитель: - Какое задание вы можете предложить одноклассникам?

 

 

 

 

 

Даёт возможность выполнить все задания, оставляя последнее.

 

Учитель:  - Какая проблема у вас возникла?

 -  Какой можно сделать вывод?

 

 

 

 

 

Делают вывод, что нельзя составить слова из согласных букв

 

 

 

 

Слайд № 11

Показывает слайд

Читают вывод

Вывод: Из согласных букв слово составить нельзя

 

 

5 этап.

Выход из проблемы.

 

Задаёт вопрос

Обдумывают  и отвечают

Учитель: - Что нужно, чтобы составить слова? 

 - Какой делаем вывод? Проверьте!

 

 

 

Слайд №  12

Показывает слайд

Проговаривают вывод и проверяют, читая слайд

Вывод: Для составления слова нужны гласные буквы

 

 

6 этап.

Физминутка про зайцев

 

Предлагает физминутку

 

 

 

 

 

Предлагает сесть за парту

Выполняют действия:

- имитируют игру на скрипочке;

- пляшут;

- стучат по столу и разбегаются, прячась под парты.

Усаживаются за парты

Учитель:

Я на скрипочке играю: тили – ли, тили – ли.

Пляшут зайки на лужайке: тили – ли,  да тили – ли.

А потом на барабане: бум, бум, бум, тра – та, та.

Сразу зайки разбежались по кустам, по кустам.

 

 

7 этап.

Введение в тему.

 

Просит назначить ответственного в группе

Учащиеся, используя считалку, называют ответственного

Учитель:  - Вам предстоит работа в группах, нужно назвать ответственного за группу.

Коммуникативные:

входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию

преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

 

Составление слов из букв

 

Просит составить слова из букв

Составляют слова из букв, сообщают ответственному у доски и он печатает слова

Учитель: - Выложите все буквы и составьте слова, какие получатся,   на парту, а ответственные будут их печатать на доску. (И А О Ы У Э С М Р Н)

 

 

Слайд №  13

Просит прочитать слова, которые составили

Читают слова

Учитель:  - Прочитайте слова.

Осы, мир, он, мы, носы, мама, сыр, сом, сам, норы, рана, рама

 - Как же их много получилось!

 

Коммуникативные:

следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;

 

 

 

Хвалит за хорошо выполненную работу

 

Учитель:  - Молодцы!

Личностные

стремления к успешности в учебной деятельности;

 

Деление слов на группы разными способами

 

Просит разделить на 2 группы

Предлагают поделит на: длинные и короткие; в которых нельзя ставить ударение и в которых можно; с одной гласной и с двумя гласными;

Учитель: - На какие 2 группы их можно разделить? Прочитайте!

Познавательные

выполнять несложные логические действия (сравнение)

 

 

 

Слайд

№ 14

Просит проверить правильность деления

Читают и проверяют

   мир          осы

   он             носы

   мы            мама

   сыр          норы

Личностные:

положительное отношение к уроку обучения грамоте;

 

 

 

Просит понаблюдать за словами при произношении

Произносят слова,  отвечают на вопрос

Учитель: - Посмотрите на слова и скажите, есть ли среди них такие, которые можно поделить на части по произношению?

 

 

 

 

Просит произнести и прохлопать

Произносят и хлопают

Учитель: - Давайте прочитаем ещё раз и прохлопаем.

 

 

 

 

 

 

Учитель: - Какие слова по произношению можем поделить на части?

 

 

8 этап.

Выдвижение гипотезы и практическая проверка.

 

Предлагает решить мини проблему

Думают и выдвигают гипотезу:

 - может в гласных?

- в первом столбике слова не делятся на части, а во втором делятся;

Учитель: -  Почему не все поделили? В чём проблема?

Коммуникативные:

понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;

 

 

 

Предлагает  назвать слово с тремя гласными и просит поделить на части

Называют, проверяют и убеждаются, что слово делится на 3 части

Учитель: - Назовите слово с тремя гласными, сколько будет частей? (прохлопать)

 

 

 

 

Предлагает разыграть

несколько ситуаций:

 - на стадионе;

 - на улице.

Разыгрывают ситуации:

 - Шай – бу! Шай – бу!

- По  - ли – на!

Учитель: - Представьте, что мы пришли болеть за Стёпу и Женю в ледовый дворец. Что мы будем кричать? (прокричать)

 

 

 

 

Просит ответить на вопрос

 

Учитель: - Сколько слышите частей в слове?

 

 

 

 

Просит назвать части по – другому.

Называю части слогом

Учитель: - А знаете ли как называют эти части?

 

 

9 этап.

Работа по теме урока.

 

Просит назвать тему урока

Называют тему урока: «Слог»

Учитель: - Как же звучит тема урока?

 

 

 

Слайд № 15

Демонстрирует слайд, просит обосновать название

Читают слайд, обосновывают:

- слог – часть слова;

- из слогов составляют слова;

Учитель: - А почему учёные их так назвали?

 

 

 

Слайд № 16

Демонстрирует слайд

Читают вывод

Вывод: Слог – это часть слова.

 

 

 

 

Задаёт вопрос

Предлагают посчитать количество гласных.

Делают предположение:

- сколько в слове гласных, столько и слогов.

Учитель: - Как определить количество слогов в слове?

 

 

 

 

Предлагает провести исследование

Работают в парах: один считает количество гласных, другой прохлопывает по слогам. Результаты записывают в таблицу

Учитель: - Проведём исследование в парах. Нужно взять в лотке  карточку и провести исследование предположения. Один ученик  считает количество гласных, другой прохлопывает по слогам. Результаты записывайте  в таблицу.

 

 

 

 

Слайд № 17

Предлагает поделиться результатами и проверить

Делают вывод, что предположение подтвердилось

слово

гласные

слоги

корова

3

3

гусь

1

1

коза

2

2

собака

3

3

 

 

 

Слайд № 18

Демонстрирует вывод

Читают вывод

Вывод: Сколько в слове гласных, столько и слогов

 

 

10 этап.

Первичное закрепление.

 

Предлагает разделить в карточках слова на слоги вертикальной чертой и проверить наличие гласной буквы

Делят слова на слоги, сами сверяют с образцом

Учитель: - Разделите вертикальными чёрточками слова на слоги в  своих карточках и проверьте по слайду:

ко|ро|ва

гусь

ко|за

со|ба|ка

Регулятивные:  умение  сверять свою  деятельность на уроке с образцом

 

 

 

Предлагает подумать над вопросом

Предлагают ответы:

- чтобы правильно читать; чтобы правильно писать, не пропуская букв;

чтобы правильно переносить, когда научимся писать

Учитель:  - Как вы думаете, зачем слова делить на слоги?

Коммуникативные

использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

 

 

 

 

Предлагает проверить вывод в азбуке

Читают и убеждаются в правильности вывода.

Учитель: - Прочитайте вывод на странице 38

Познавательные

осуществлять поиск информации в учебных текстах

 

Работа с учебником

 

Предлагает выполнить задание в азбуке на с. 38

Читают  и выполняют задание

Учитель:  - Прочитайте. Подчеркните только   слова.

Ум  ро  Ми  он  мир   мно  Ни

 

 

Познавательные:

работать с учебником, ориентироваться в нем

с помощью значков;

 

 

 

 

Читают слова и поясняют причину выбора:

 -  в них есть смысл;

 - они имеют значение;

Учитель: - Докажите, что это слова?

Коммуникативные:

проявлять интерес к общению на уроке;

 

 

Дополнение слогов до слов

 

Просит дополнить слоги до слов.

Дополняют слоги до слов

Учитель: - Дополните эти слоги до слов.

 

 

 

 

Просит объяснить

Объясняют:

- написаны с большой буквы

Учитель: - Почему со слогами Ми, Ни составили имена?

 

 

 

 

Просит выполнить последнее задание

Выполняют и делают вывод:  со слогами можно играть;

Учитель: -  Выполните последнее задание.

- Какой можно сделать вывод?

 

 

11 этап.

Рефлексия. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

Слайд №  19

Просит продолжить предложения:

-Я понял, что…

 -Было интересно…

 -Было трудно…

 -Мне захотелось…

 -У меня получилось…

Продолжают предложения

Учитель: - Продолжите предложения.

Личностные:

Самооценка.

 

 

 

Просит решить вопрос с кирпичиком знаний

Показывают решение

Учитель:  - Можем ли мы прикрепить

новый кирпичик в «Храм знаний»?

 - если согласны, то показываем зелёный сигнал;

- если не согласны – красный.

 

 

Слайд № 20

Демонстрирует слайд

Читают слайд

МОЛОДЦЫ!

Чтобы слоги посчитать.

Надо гласные узнать,

С каждой гласной связан слог

Вот и весь о них урок!

Личностные:

позитивная самооценка

 

 

 

 

 

Прикрепляют кирпичик знаний в «Храм знаний» по обучению грамоте

 

 

 

 

Используемые материалы:

1.        borovikova.ucoz.ru›load/uroki…urok…quot_slog…1…13

2.       festival.1september.ru›articles/570614/

3.       festival.1september.ru›articles/312248/

4.      google.ru/imghp

5.       testsoch.com›konspekt…uroka-po…v-1-klasse/

6.      revolution.allbest.ru›Педагогика›00277479_0.html

7.       nach.uroki.org.ua›Урок 7

8.      Журнал «Практика образования» №3/2008 год

9.      Г.Н.Белова, Обучение грамоте, 1 класс, поурочные планы, 2007 год

10.   А.Г.Ванцян , Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова, 2011 год

 

 

 

 

                                 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок оьучения грамоте по теме "Слог""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по волейболу

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

    Технологическая карта урока обучения грамоте в первом классе по теме "Слог" поможет педагогам чётко спланировать  деятельность учителя,  деятельность детей. 

    На уроке представлены предметные умения и формирование универсальных учебных действий расписаны к каждому этапу. 

На уроке спланирована индивидуальная работа, работа в парах и группах.

Урок состоит их 10 этапов. 11 этап - рефлексия, показывающая осознание учащимися своей деятельности и деятельности всего класса. 

Технология деятельностного подхода позволяет детям делать выводы на протяжении всего урока. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 976 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 349
    • DOCX 49.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Туманова Надежда Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Туманова Надежда Валентиновна
    Туманова Надежда Валентиновна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1642
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 188 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 147 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Мини-курс

Управление рисками и финансовое моделирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Разделение имущества при банкротстве: правовые аспекты и мировое соглашение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические аспекты работы с баснями Эзопа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе