Кузнецова Оксана Васильевна,
учитель высшей квалификационной категории,
педагогическое звание «Старший учитель»
Янтарненская общеобразовательная школа
I-III ступени Красногвардейский р-н
Республика Крым
Открытый урок ОРКСЭ
Модуль «Светская этика»
4 класс
Тема: «Да здравствует вежливость и доброта!»
Учитель. - Ребята, сегодня у нас необычный урок, у
нас много гостей. Как радушные хозяева давайте поприветствуем наших гостей.(Дети
повернулись и наклонили головку)
- Повернитесь ко
мне, а теперь повернулись друг к другу, улыбнитесь, чтобы у вас было хорошее
настроение. А теперь я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне. Замечательно! Девочки
сели, а теперь мальчики сели.
Тема нашего урока:
«Да здравствует вежливость и доброта!»
Ребята, вы слышали когда- нибудь, что-нибудь
про этикет? Да,- скажите вы,- это: ни на кого ни чихай, на ноги не наступай, не
ругайся, говори вежливо, дверью не хлопай…Правильно. «Этикет» в переводе с
французского «правила поведения». И придуманы они не потому, что кому-то так захотелось,
а потому, что людям с ними жить удобнее и радостнее.
Есть много разных
правил поведения. Справедливых и добрых. Но нельзя забывать, что и в слове
заключена великая сила. Недаром говорят: «Слово не воробей, вылетит - не
поймаешь». И это действительно так. Иногда от грубого слова, вылетевшего
неожиданно, кому-то может быть плохо. Даже заболеть можно. Но словом можно и
порадовать. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, помочь
рассеять плохое настроение, даже вылечить…Послушайте очень мудрое стихотворение
о великой силе слова.
Когда ты хочешь
молвить слово,
Мой друг, подумай –
не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом
души.
Оно одарит иль
ограбит,
Пусть ненароком,
пусть шутя,
Подумай, как бы им не
ранить
Того, кто слушает
тебя!
- Ребята, вы
любите путешествовать? Отлично. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по
очень красивому и волшебному городу. В нем живут вежливые, добрые, веселые и
гостеприимные люди. Как называется этот город, мы узнаем немного позже. Итак,
чтобы отправиться в путешествие, нужно вспомнить вежливые слова.
- На доске
конверты, а в них волшебные слова. Ой! А что это? Слова выпали из конвертов и
рассыпались. Сейчас мы с вами должны вспомнить эти слова и распределить по
конвертам, чтобы в дальнейшем постоянно их употреблять в своей речи.
На доске большие конверты. Все вежливые слова записаны
на отдельных карточках.
1.Слова-
приветствия.(«здравствуйте»,«
доброе утро», « добрый день») 2.Слова,обозначающие просьбу. («
пожалуйста», « разрешите», «будьте добры»).
3.Вежливые формы
извинений.( «извините»,
«простите», «извините, пожалуйста»)
4.Слова
благодарности.( «спасибо»,
«благодарю»)
5.Слова-
пожелания.( «спокойной ночи»,
«приятного аппетита», «до свидания»). - Ну вот, дорогие
ребята, мы справились с заданием и теперь с уверенностью можем продолжить наше
путешествие.
- Верите вы или нет, но есть даже город,
который так и называется- город Спасибоград. Жители этого города пользуются этими
и другими вежливыми словами и выполняют все правила поведения. Послушайте
стихотворение В.Аушева.
Вы когда-нибудь
бывали
В городе Спасибоград?
Там на вежливом
бульваре
Вежливо благодарят.
Там в переулке
Гостевом
Зазывают в каждый
дом,
Даже если вас не знают
И никто вам не
знаком.
Там на улице Веселья
Вас от грусти смех
спасёт,
А на улице Везенья
Вам на друга повезёт!
На проспекте
Угощенья
Вас на славу
угостят.
Что вы любите?
Варенье?
Эскимо? Халву?
Печенье?
Или, может, лимонад?
На проспекте
Угощенья,
И на вежливом
бульваре,
Где соскучитесь едва
ли
И на улице Веселья,
Где забавное веселье,
И на улице Везенья,
Где чудесное везенье,
И в переулке
Гостевом-
В этом городе кругом
Люди говорят друг
другу,
Незнакомому и другу,
И особенно гостям:
«Очень
рады,
Если только захотите,
не стесняйтесь-
Заходите!»
Скажут адрес, дом,
подъезд
И «спасибо» за приезд.
- Извините, но за что
же
Здесь такой почёт
гостям?
А нельзя ль приехать
тоже
Посмотреть на город
нам?
-Приезжайте!
Всех ребят
Встретить рад
Спасибоград!
(В процессе чтения
стихотворения ведущий показывает улицы на плане города)
Учитель.
- Ну что,
ребята, сходим в этот город? Конечно! Прямо сейчас мы и отправимся туда. А
чтобы нам не заблудиться, будем ориентироваться по этому плану. ( Ведущий ещё
раз перечисляет улицы города).
Улица Везения
- А начнём своё
путешествие с улицы Везения, ведь там «чудесное везенье» и обязательно «на
друга повезёт». Я знаю, что у каждого из вас есть много друзей. Но в город
Спасибоград лучше взять настоящего друга, который никогда и нигде не подведёт.
- Посмотрите
внимательно друг на друга. Есть среди вас настоящие друзья? Давайте споём песню
о настоящем друге и мысленно прошагаем с ним по улице Везения. ( Дети
исполняют песню о дружбе)
Бульвар Вежливый
Учитель.
- Пойдём
дальше. Пройдём по Вежливому бульвару, где всегда «вежливо благодарят» и где вы
«соскучитесь едва ли».
- Есть много
разных красивых вежливых слов, но очень важно употреблять эти слова вовремя и с
правильной интонацией. Сейчас мы рассмотрим несколько проблемных ситуаций,
которые часто случаются в нашей жизни и постараемся исправить ошибки детей.
Проблемные ситуации.
1.Девочка сидела в
автобусе. Она всё время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась: она
боялась, что девочка испачкает ей пальто.
-Девочка, сиди
спокойно. пожалуйста. Так нельзя всё- таки себя вести,- заметила соседка.
-А что я сделала?-
возразила девочка. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
- Правильно ли
вела себя девочка?
- Можно ли
назвать «пожалуйста» девочки волшебным словом?
- Почему?
2.Дети стоят,
столпившись, и рассматривают иллюстрации в книжке. Данилу тоже хочется
посмотреть, но сразу это сделать не удается.
- Правильно ли
ведет себя Данил?
- Как должен
поступить Данил в такой ситуации?
3.На перемене Влад бежал в столовую. Навстречу ему
шла девочка. Он ее случайно толкает: «Не зевай, смотреть нужно!». Она падает и
плачет.
Как должен был
поступить Влад?
4.На перерыве Паша проходил по ряду, случайно
задел учебники, которые лежали на краю парты и они упали.
- Паша, что ты
сделал?
- Чего орешь? С каждым
такое случается!
- Правильно ли
поступил Паша?
- Как бы вы
поступили на его месте?
Ученик.
« Извини»,
«пожалуйста», «прости» и «разреши»-
Это не слова, а
ключик от души.
Кроме нашей спутницы,
таблицы умноженья,
Есть ещё таблица,
таблица уважения.
Помните как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста»-
Волшебные слова.
Всюду, где
нескромному укажут от ворот,
Вежливый попросит,
попросит и пройдёт.
Перед словом вежливым
двери отворяются,
Пусть оно почаще,
почаще повторяется.
Учитель.
- Чтобы жизнь была счастливой, люди должны
быть внимательны друг к другу. Не забывайте как можно чаще употреблять такие
слова и выражения «извини», «благодарю», «спасибо», «пожалуйста» и др. От этих
слов улучшается настроение и атмосфера вокруг.
- Ребята, смотрите,
а на Вежливом бульваре есть театр. Может быть сходим на одно из его
представлений? А билеты на представление у вас есть? Нет! Как же нам попасть в
театр? Кто знает?
- Какое слово нужно
сказать, покупая билет?(пожалуйста)
- Вот, оказывается,
как. Чтобы купить в театр билет, надо вежливое слово сказать.
- Как нужно вести
себя в театре?
- Молодцы, ребята.
Вежливые слова мы повторили, билет в театр у нас есть.
Прошу всех на
представление!
Под музыку
вбегает Буратино.
-А что вы тут
делаете?
Дети : Здравствуй, Буратино!
Буратино: Ха, вот ещё глупости какие- здороваться!
Я и без этих глупых
вежливых слов проживу.
Вот недавно Мальвина
назвала меня невоспитанным и невежливым, а я так и не понял,почему.А дело было
так.
Сцена «Буратино в
гостях у Мальвины»
- Утром я проснулся веселый и здоровый как ни в чем не бывало.
Мальвина ждала меня в саду, сидя за маленьким столиком. Я вышел к ней.
Мальвина. (осмотрела с головы до ног Буратино и поморщилась)
- Садись за стол.(наливает в чашечку какао)
Буратино. ( садится за стол, подвернул под себя ногу. Печенье запихивает
в рот целиком и глотает не жуя. В вазу с вареньем залезает прямо пальцами и с
удовольствием их облизывает. Хватает кофейник и пьет какао из носика.
Поперхнулся, пролил какао на себя, на скатерть.)
Мальвина.- Буратино! Вы что делаете? Как вы себя ведёте? Вытащите из –
под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и
вилки.
- Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
Буратино. - Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
Мальвина. - Невоспитанный, невежливый Буратино. Теперь я займусь вашим
воспитанием.
- Позавтракали. Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не
горбитесь. Займемся математикой.
- У вас в кармане 2 яблока.
Буратино (улыбнулся) - Врете, ни одного…
Мальвина. - Я говорю, предположим, что у вас 2 яблока. Некто взял у
вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
Буратино.- Два.
Мальвина. - Подумайте, хорошенько.
Буратино (сморщился, думает) - Два.
Мальвина. - Почему?
Буратино. - Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись.
Мальвина.- Глупый Буратино. У вас нет никаких способностей к
математике. И к тому же вы глупый и невежливый.
Буратино. (удивляется)- Ребята! Что я сделал не так? Подскажите?!
- Перечислите
ошибки, которые сделал Буратино.
Ведущий. Давайте поблагодарим аплодисментами артистов
и продолжим наше путешествие по Спасибограду.
Улица Веселья
Мы выходим на улицу Веселья. Чтобы
развеселиться, мы сыграем в одну игру. Я вам буду читать строчки стихотворения,
а вы будете их заканчивать. Но договоримся, что вы будете не просто называть
слово, но и изображать его. Начинаем!
Ученик. Если это рыбка- у неё улыбка,
Если
это рыбочка- у неё...
Если
это рыба—у неё...
Если
это рыбина- у неё ...
Если
это рыбища—у неё ..
- Чтобы до конца
почувствовать настроение этой веселой улицы споем песню.
Песня « Если
добрый ты...»
Переулок Гостевой
Ведущий. - Так мы развеселились, что и не заметили,
как подошли к переулку Гостевому. А раз переулок Гостевой, может, в гости к
кому- нибудь сходим?
Девочка. Мальчик.
Я стол накрыла к чаю, Я
захотел устроить бал,
Я сегодня жду гостей. И
я гостей к себе позвал.
Я в прихожей их
встречаю, Купил муку, купил творог,
Пусть они идут
скорей! Испёк рассыпчатый пирог.
Всех за стол я усажу. Пирог,
ножи и вилки тут-
« Угощайтесь!»- всем Но
что-то гости не идут.
Вот и гости тут как
тут. Я ждал, пока хватило сил,
Вот они к столу идут, Потом
кусочек откусил.
Все садятся по
местам. Потом подвинул стул и сел,
Я сейчас им чаю дам. И
весь пирог в минуту съел
Всем друзьям и всем
подружкам. Когда же гости подошли,
Разливаю чай по
кружкам. То даже крошки не нашли.
Чай горячий,
ароматный.
Быть хозяйкой мне
приятно!
- К кому пойдём в
гости? Почему?
(Приятно угощаться у
тех , кто ждёт гостей. Приятно угощаться у вежливых людей.)
Улица « Нельзя и Можно»
Учитель. - Ребята, будьте внимательны, сейчас мы
свернём на улицу Нельзя. Удивительно, почему в Спасибограде улица с таким
названием- «Нельзя?!».
Весьма опасно это-
Не правда ли,
друзья?-
Когда кругом
запреты:
Нельзя! Нельзя!
Нельзя!
Их чуть не миллионы:
Нельзя ломать кусты!
Нельзя топтать
газоны!
Нельзя срывать
цветы!
Нельзя шуметь!
Нельзя
сорить!Нельзя.
А людям – вот ведь
странно!-
Запретное –желанно.
Удержишься едва ли,
Нетрудно нас
понять...
А что, нельзя,
Нельзя ли
На можно поменять?
Напомнить нам про
то,
Что можно кое-что:
Беречь природу-
можно,
И можно не шуметь,
И можно осторожно
ходить-
Не как медведь.
И можно( даже
надо!)
Самим соображать,
Что можно
Тех, кто рядом,
Любить и уважать
Учитель. – Мы к названию улицы Нельзя допишем «и Можно» и
у нас получится улица « Нельзя и Можно»
Поиграем в игру
«Это-
можно , это- нельзя».
(Детям выдаётся
по 2 карточки с изображением солнышка и тучки.) Ведущий объясняет правила:
совершить хороший
поступок- можно, « выглядывает солнышко», плохой- нельзя, « солнышко прячется
за тучку».
-уступить место
старшему в транспорте.
-нарисовать весёлую
рожицу в книге лучшего друга.
- помочь пожилому
человеку перейти улицу.
-помочь маленькой
сестрёнке надуть воздушный шарик.
-выходя из школы,
громко хлопнуть дверью.
-взять у мамы тяжёлую
сумку.
-зевать, особенно
громко во время занятия, праздника, спектакля.
-выбрать самый
большой кусок торта с розочкой и потребовать положить его к себе на тарелку.
-закрывать рот и нос
платком, когда чихаешь или кашляешь.
-бегом вбежать в
автобус, торопясь занять место у окна, расталкивая при этом пассажиров.
-во время спектакля в
театре жевать жвачку или есть печенье.
Учитель. - Ребята, а куда же выходит улица « Нельзя и
Можно»?
(Улица выходит к
нашей школы)
- Значит наша школа
тоже находится в городе Спасибоград. А это нас ко многому обязывает.Мы должны
пользоваться вежливыми словами и выполнять правила поведения. Чтобы вы не
забыли об этом, мы сейчас поиграем в игру
«Словарь вежливых слов»
1. Растает ледяная
глыба
От слова тёплого (спасибо).
2.Зазеленеет старый
пень
Когда услышит (добрый
день)
3.Если больше есть не
в силах
скажем маме мы (спасибо).
4.Мальчик вежливый и
развитый
Говорит при встрече (здравствуйте)
5.Когда нас ругают за
шалости
Говорим (простите,
пожалуйста).
6.И во Франции, и в
Дании
На прощанье говорят (
до свидания)
Музыкальный
фон
Релаксационная
пауза « Сердце Доброты»
- Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы вспомнили много
хорошего, доброго и полезного. На доске вы видите большое сердце. Я назвала его
«Сердце Доброты». А на парте у вас лежит солнышко и тучка. Я хочу, чтобы сейчас
вы показали свое настроение и отношение к сегодняшнему уроку .
Если вам было сегодня весело, хорошо и интересно, если вы взяли для
себя что-то полезное – прикрепите на сердце солнышко, а если что-то было не так
– тучку.
Теперь у нас есть «Сердце Доброты», оно будет посылать нам своё тепло,
желать добра и помогать в работе.
Вывод:
Сердце, которое любит открыто для всех. Оно доброе и ласковое, а значит, такое
сердце не будет способно на жестокость, зло по отношению к окружающим и миру
природы.
- Нашим гостям мы хотим подарить частичку нашего доброго, любящего
сердца, которое открыто для всех.
- Ребята, вручите гостям наши сувениры и улыбнитесь.
- Улыбка добрый спутник человека. Человек улыбается в минуты радости.
Он улыбается, когда встречает друга, когда видит родные глаза.
И дружба тоже начинается с улыбки.
Песня «Улыбка»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.