Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок ОРКСЭ"Да здравствует вежливость"

Урок ОРКСЭ"Да здравствует вежливость"

Скачать материал

 

Кузнецова Оксана Васильевна,

учитель высшей квалификационной категории,

педагогическое звание «Старший учитель»

Янтарненская общеобразовательная школа

I-III ступени Красногвардейский р-н

Республика Крым

 

Открытый урок ОРКСЭ

Модуль «Светская этика»

 4 класс

Тема: «Да здравствует вежливость и доброта!»

 

Учитель. -  Ребята, сегодня у нас необычный урок, у нас много гостей. Как радушные хозяева давайте поприветствуем наших гостей.(Дети повернулись и наклонили головку)

    - Повернитесь ко мне, а теперь повернулись друг к другу, улыбнитесь, чтобы у вас было хорошее настроение. А теперь я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне. Замечательно! Девочки сели, а теперь мальчики сели.

Тема нашего урока: «Да здравствует вежливость и доброта!»

     Ребята, вы слышали когда- нибудь, что-нибудь про этикет? Да,- скажите вы,- это: ни на кого ни чихай, на ноги не наступай, не ругайся, говори вежливо, дверью не хлопай…Правильно. «Этикет» в переводе с французского «правила поведения». И придуманы они не потому, что кому-то так захотелось, а потому, что людям с ними жить удобнее и радостнее.

 

Есть много разных правил поведения. Справедливых и добрых. Но нельзя забывать, что и в слове заключена великая сила. Недаром говорят: «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь». И это действительно так. Иногда от грубого слова, вылетевшего неожиданно, кому-то может быть плохо. Даже заболеть можно. Но словом можно и порадовать. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, помочь рассеять плохое настроение, даже вылечить…Послушайте очень мудрое стихотворение о великой силе слова.


Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя!


 

     - Ребята, вы любите путешествовать? Отлично. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по очень красивому и волшебному городу. В нем живут вежливые, добрые, веселые и гостеприимные люди. Как называется этот город, мы узнаем немного позже. Итак, чтобы отправиться в путешествие, нужно вспомнить вежливые слова.

     - На доске конверты, а в них волшебные слова. Ой! А что это? Слова выпали из конвертов и рассыпались. Сейчас мы с вами должны вспомнить эти слова и распределить по конвертам, чтобы в дальнейшем постоянно их употреблять в своей речи.

 

     На доске большие конверты. Все вежливые слова записаны на отдельных карточках.               

1.Слова- приветствия.(«здравствуйте»,« доброе утро», « добрый день») 2.Слова,обозначающие просьбу.       (« пожалуйста», « разрешите», «будьте добры»).

3.Вежливые формы извинений.( «извините», «простите», «извините, пожалуйста»)

4.Слова благодарности.( «спасибо», «благодарю»)

5.Слова- пожелания.( «спокойной ночи», «приятного аппетита»,  «до свидания»). - Ну вот, дорогие ребята, мы справились с заданием и теперь с уверенностью можем продолжить наше путешествие.

 - Верите вы или нет, но есть даже город, который так и называется- город Спасибоград. Жители этого города пользуются этими и другими вежливыми словами и выполняют все правила поведения. Послушайте стихотворение В.Аушева.


Вы когда-нибудь бывали

В городе Спасибоград?

Там на вежливом бульваре

Вежливо благодарят.

Там в переулке Гостевом

Зазывают в каждый дом,

Даже если вас не знают                                            

И никто вам не знаком.

Там на улице Веселья

Вас от грусти смех спасёт,

А на улице Везенья

Вам на друга повезёт!

 На проспекте Угощенья

 Вас на славу угостят.

Что вы любите?

 Варенье?

 Эскимо?                                                                                                                             Халву? Печенье?

Или, может, лимонад?

На проспекте Угощенья,

И на вежливом бульваре,

Где соскучитесь едва ли

И на улице Веселья,

Где забавное веселье,

И на улице Везенья,

Где чудесное везенье,

И в переулке Гостевом-

В этом городе кругом

Люди говорят друг другу,

Незнакомому и другу,

И особенно гостям:

«Очень рады,                                             


Если только захотите, не стесняйтесь-

Заходите!»

Скажут адрес, дом, подъезд                                                                                                  И «спасибо» за приезд.

- Извините, но за что же

Здесь такой почёт гостям?

А нельзя ль приехать тоже

Посмотреть на город нам?

-Приезжайте!

Всех ребят

Встретить рад

Спасибоград!


(В процессе чтения стихотворения ведущий показывает улицы на плане города)

Учитель.

        - Ну что, ребята, сходим в этот город? Конечно! Прямо сейчас мы и отправимся туда. А чтобы нам не заблудиться, будем ориентироваться по этому плану. ( Ведущий ещё раз перечисляет улицы города).

                                           Улица Везения

 - А начнём своё путешествие с улицы Везения, ведь там «чудесное везенье» и обязательно «на друга повезёт». Я знаю, что у каждого из вас есть много друзей. Но в город Спасибоград лучше взять настоящего друга, который никогда и нигде не подведёт.

        - Посмотрите внимательно друг на друга. Есть среди вас настоящие друзья? Давайте споём песню о настоящем друге и мысленно прошагаем с ним по улице Везения. ( Дети исполняют песню о дружбе)

 

 

                                                   Бульвар Вежливый

Учитель.

        - Пойдём дальше. Пройдём по Вежливому бульвару, где всегда «вежливо благодарят» и где вы «соскучитесь едва ли».

        - Есть много разных красивых вежливых слов, но очень важно употреблять эти слова вовремя и с правильной интонацией. Сейчас мы рассмотрим несколько проблемных ситуаций, которые часто случаются в нашей жизни и постараемся исправить ошибки детей.

Проблемные ситуации.

1.Девочка сидела в автобусе. Она всё время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась: она боялась, что девочка испачкает ей пальто.

       -Девочка, сиди спокойно. пожалуйста. Так нельзя всё- таки себя вести,- заметила соседка.

-А что я сделала?- возразила девочка. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

 - Правильно ли вела себя девочка?

 - Можно ли назвать «пожалуйста» девочки волшебным словом?

 - Почему?

2.Дети стоят, столпившись, и рассматривают иллюстрации в книжке. Данилу тоже хочется посмотреть, но сразу это сделать не удается.

 - Правильно ли ведет себя Данил?

 - Как должен поступить Данил в такой ситуации?

3.На перемене Влад бежал в столовую. Навстречу ему шла девочка. Он ее случайно толкает: «Не зевай, смотреть нужно!». Она падает и плачет.

Как должен был поступить Влад?

4.На перерыве Паша проходил по ряду, случайно задел учебники, которые лежали на краю парты и они упали.

 - Паша, что ты сделал?

 - Чего орешь? С каждым такое случается!

- Правильно ли поступил Паша?

 - Как бы вы поступили на его месте?

Ученик.


« Извини», «пожалуйста», «прости» и «разреши»-

Это не слова, а ключик от души.

Кроме нашей спутницы, таблицы умноженья,

Есть ещё таблица, таблица уважения.

Помните как азбуку,

Как дважды два:

«Спасибо» и «пожалуйста»-

Волшебные слова.

Всюду, где нескромному укажут от ворот,

Вежливый попросит, попросит и пройдёт.

Перед словом вежливым двери отворяются,

Пусть оно почаще, почаще повторяется.


Учитель.

 - Чтобы жизнь была счастливой, люди должны быть внимательны друг к другу. Не забывайте как можно чаще употреблять такие слова и выражения «извини», «благодарю», «спасибо», «пожалуйста» и др. От этих слов улучшается настроение и атмосфера вокруг.

 

 - Ребята, смотрите, а на Вежливом бульваре есть театр. Может быть сходим на одно из его представлений? А билеты на представление у вас есть? Нет! Как же нам попасть в театр? Кто знает?

 - Какое слово нужно сказать, покупая билет?(пожалуйста)

 - Вот, оказывается, как. Чтобы купить в театр билет, надо вежливое слово сказать.

 - Как нужно вести себя в театре?

 - Молодцы, ребята. Вежливые слова мы повторили, билет в театр у нас есть.

   Прошу всех на представление!

   Под музыку вбегает Буратино.

-А что вы тут делаете?

Дети : Здравствуй, Буратино!

Буратино: Ха, вот ещё глупости какие- здороваться!

Я и без этих глупых вежливых слов проживу.

Вот недавно Мальвина назвала меня невоспитанным и невежливым, а я так и не понял,почему.А дело было так.

Сцена «Буратино в гостях у Мальвины»

- Утром я проснулся веселый и здоровый как ни в чем не бывало. Мальвина ждала меня в саду, сидя за маленьким столиком. Я вышел к ней.

Мальвина. (осмотрела с головы до ног Буратино и поморщилась)

 - Садись за стол.(наливает в чашечку какао)

Буратино. ( садится за стол, подвернул под себя ногу. Печенье запихивает в рот целиком и глотает не жуя. В вазу с вареньем залезает прямо пальцами и с удовольствием их облизывает. Хватает кофейник и пьет какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на себя, на скатерть.)

Мальвина.- Буратино! Вы что делаете? Как вы себя ведёте? Вытащите из – под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.

 - Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?

Буратино. - Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.

Мальвина. - Невоспитанный, невежливый Буратино. Теперь я займусь вашим воспитанием.

 - Позавтракали. Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь. Займемся математикой.

 - У вас в кармане 2 яблока.

Буратино (улыбнулся) - Врете, ни одного…

Мальвина. - Я говорю, предположим, что у вас 2 яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

Буратино.-  Два.

Мальвина. - Подумайте, хорошенько.

Буратино (сморщился, думает) - Два.

Мальвина. - Почему?

Буратино. - Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись.

Мальвина.-  Глупый Буратино. У вас нет никаких способностей к математике. И к тому же вы глупый и невежливый.

Буратино. (удивляется)-  Ребята! Что я сделал не так? Подскажите?!

 

- Перечислите ошибки, которые сделал Буратино.

Ведущий. Давайте поблагодарим аплодисментами артистов и продолжим наше путешествие по Спасибограду.

                                                       Улица Веселья

      Мы выходим на улицу Веселья. Чтобы развеселиться, мы сыграем в одну игру. Я вам буду читать строчки стихотворения, а вы будете их заканчивать. Но договоримся, что вы будете не просто называть слово, но и изображать его. Начинаем!

Ученик.  Если это рыбка- у неё улыбка,

                Если это рыбочка- у неё...

                Если это рыба—у неё...

                Если это рыбина- у неё ...

                Если это рыбища—у неё ..

 - Чтобы до конца почувствовать настроение этой веселой улицы споем песню.

Песня « Если добрый ты...»

                                                  Переулок Гостевой

Ведущий.  - Так мы развеселились, что и не заметили, как подошли к переулку Гостевому. А раз переулок Гостевой, может, в гости к кому- нибудь сходим?

 Девочка.   Мальчик.

Я стол накрыла к чаю,                                      Я захотел устроить бал,

Я сегодня жду гостей.                                      И я гостей к себе позвал.

Я в прихожей их встречаю,                             Купил муку, купил творог,

Пусть они идут скорей!                                   Испёк рассыпчатый пирог.

Всех за стол я усажу.                                       Пирог, ножи и вилки тут-

« Угощайтесь!»- всем                                          Но что-то гости не идут.

Вот и гости тут как тут.                                   Я ждал, пока хватило сил,

Вот они к столу идут,                                       Потом кусочек откусил.

 Все садятся по местам.                                    Потом подвинул стул и сел,

Я сейчас им чаю дам.                                       И весь пирог в минуту съел

Всем друзьям и всем подружкам.                    Когда же гости подошли,

Разливаю чай по кружкам.                              То даже крошки не нашли.

Чай горячий, ароматный.

 Быть хозяйкой мне приятно!

 

 - К кому пойдём в гости? Почему?

(Приятно угощаться у тех , кто ждёт гостей.  Приятно угощаться у  вежливых людей.)

                                           Улица « Нельзя и Можно»

Учитель.  - Ребята, будьте внимательны, сейчас мы свернём на улицу Нельзя. Удивительно, почему в Спасибограде улица с таким названием-  «Нельзя?!».


Ученик


Весьма опасно это-

Не правда ли, друзья?-

 Когда кругом запреты:

 Нельзя! Нельзя! Нельзя!

 Их чуть не миллионы:

 Нельзя ломать кусты!

 Нельзя топтать газоны!

 Нельзя срывать цветы!

 Нельзя шуметь!

 Нельзя сорить!Нельзя.


                                                                                                                                                                            Да что там говорить!


 А людям – вот ведь странно!-

 Запретное –желанно.

 Удержишься едва ли,

 Нетрудно нас понять...

 А что, нельзя,

 Нельзя ли

 На можно поменять?

 Напомнить нам про то,

   Что можно кое-что:

   Беречь природу- можно,

   И можно не шуметь,

   И можно осторожно ходить-

   Не как медведь.

   И можно( даже надо!)

   Самим соображать,

   Что можно

   Тех, кто рядом,

   Любить и уважать



 

 

 

 

Учитель. – Мы к названию улицы Нельзя допишем «и Можно» и у  нас получится улица « Нельзя и Можно»



Поиграем в игру

«Это- можно , это- нельзя».

 (Детям выдаётся по 2 карточки с изображением солнышка и тучки.) Ведущий объясняет правила:

совершить хороший поступок- можно, « выглядывает солнышко», плохой- нельзя, « солнышко прячется за тучку».

-уступить место старшему в транспорте.

-нарисовать весёлую рожицу в книге лучшего друга.

- помочь пожилому человеку перейти улицу.

-помочь маленькой сестрёнке надуть воздушный шарик.

-выходя из школы, громко хлопнуть дверью.

-взять у мамы тяжёлую сумку.

-зевать, особенно громко во время занятия, праздника, спектакля.

-выбрать самый большой кусок торта с розочкой и потребовать положить его к себе на тарелку.

-закрывать рот и нос платком, когда чихаешь или кашляешь.

-бегом вбежать в автобус, торопясь занять место у окна, расталкивая при этом пассажиров.

-во время спектакля в театре жевать жвачку или есть печенье.

Учитель.  - Ребята, а куда же выходит улица « Нельзя и Можно»?

(Улица выходит к нашей школы)

- Значит наша школа тоже находится в городе Спасибоград. А это нас ко многому обязывает.Мы должны пользоваться вежливыми словами и выполнять правила поведения. Чтобы вы не забыли об этом, мы сейчас поиграем в игру

      «Словарь вежливых слов»

1. Растает ледяная глыба

От слова тёплого (спасибо).

2.Зазеленеет старый пень

Когда услышит (добрый день)

3.Если больше есть не в силах

скажем маме мы (спасибо).

4.Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте)

5.Когда нас ругают за шалости

Говорим (простите, пожалуйста).

6.И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят ( до свидания)

Музыкальный фон

Релаксационная пауза « Сердце Доброты»

       - Наше занятие подошло к концу.  Сегодня мы  вспомнили много хорошего, доброго и полезного. На доске вы видите большое сердце. Я назвала его «Сердце Доброты». А на парте у вас лежит солнышко и тучка. Я хочу, чтобы сейчас вы показали свое настроение и отношение к сегодняшнему уроку .

Если вам было сегодня весело, хорошо и интересно, если вы взяли для себя что-то полезное – прикрепите на сердце солнышко, а если что-то было не так – тучку.

Теперь у нас есть «Сердце Доброты», оно будет посылать нам своё тепло, желать добра и помогать в работе.

Вывод: Сердце, которое любит открыто для всех. Оно доброе и ласковое, а значит, такое сердце не будет способно на жестокость, зло по отношению к окружающим и миру природы.

- Нашим гостям мы хотим подарить частичку нашего доброго, любящего сердца, которое открыто для всех.

 - Ребята, вручите гостям наши сувениры и улыбнитесь.

- Улыбка добрый спутник человека. Человек улыбается в минуты радости. Он улыбается, когда встречает друга, когда видит родные глаза.

И дружба тоже начинается с улыбки.

Песня «Улыбка»

 

 

 

                

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок ОРКСЭ"Да здравствует вежливость""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заместитель директора

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Одной из актуальных задач современной школы является формирование нравственно-эстетической культуры.. обучающихся.Как известно, навыки и привычки морального поведения наиболее устойчивы тогда, когда они выработаны в младшем школьномом возрасте. 

На данном уроке дети закрепили знания о правилах приветствия, о поведении в общественных местах.Урок проведен в игровой форме, в виде путешествия по станциям. На уроке уделялось внимание эстетическим нормам поведения, формирование дружного коллектива, чувства уважения друг к другу.На уроке использовались различные игровые приемы, инсценирование. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 478 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 464
    • DOCX 71 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кузнецова Оксана Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кузнецова Оксана Васильевна
    Кузнецова Оксана Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 61981
    • Всего материалов: 85

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 299 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 147 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Мини-курс

Финансы и управление в медиакоммуникациях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические аспекты родительства и развития ребёнка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Национальная система учительского роста: путь к эффективности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе