Живая и неживая природа
1класс
-
Добрый день! Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Посмотрите на них и подарите
улыбку.
-Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как
расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.
-1,2,3,
слушай и смотри…
-Сегодня
у нас урок окружающего мира, на котором вы продолжите раскрывать секреты того,
что нас окружает.
-Вспомните
и скажите, что относится к природе? (то, что нас окружает, но не создано руками
человека).
-Природа украшает
нашу жизнь. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка,
таинственный шепот леса! С каким наслаждением мы любуемся зеркальной гладью
рек, величественной громадой гор.
Посмотри,
мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это всё вокруг природа.
-К природе относится всё, что нас окружает: солнце, воздух,
вода, реки и озера, горы и леса, растения, животные и сам человек. К
природе не относится только
то, что сделано руками человека: дом, в котором ты живёшь, стол, за которым ты
сидишь, книга, которую ты читаешь.
-Внимательно
рассмотрите рисунки и определите, что относится к природе, а что сделано руками
человека.
Солнце,
дерево и муравей – это природа.
Чайник,
самолет, игрушки сделаны руками человека.
-Рассмотрите
картинки. Что здесь лишнее? (Рыба, ручей, облако, птица, бабочка, компьютер).
-На
какие группы можно разделить остальные предметы? (живая и неживая природа).
-Предположите,
о чём мы сегодня будем говорить на уроке.
-Прочитайте
тему урока. Продолжите мою мысль: сегодня на уроке вы должны научиться
различать предметы… (живой и неживой природы).
-Природой называется всё то,
что нас окружает и не сделано руками человека. Природа
делится на живую и неживую. К
неживой природе относятся солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо,
звезды. К живой природе относятся растения, животные и грибы.
-Рассмотрим
признаки живой и неживой природы.
На
доске изображены две звезды: морская и космическая.
-Какая
из звёзд дышит? Морская звезда дышит, а космическая звезда не дышит.
-Какая
из звёзд растёт? Морская звезда растёт, а космическая не растёт.
-Какая
из звёзд питается? Питается морская звезда, космическая не питается.
-Какая
из звёзд дает потомство? Морская звезда даёт потомство, космическая не даёт
потомства.
-Может
ли морская звезда жить вечно? Нет, она умирает.
Вывод:
Морская звезда относится к живой природе, так как она дышит, растёт, питается,
дает потомство и умирает.
Космическая
звезда относится к неживой природе, потому что она не дышит, не растёт, не
питается и не даёт потомство.
-Сделайте
вывод: что относится к живой и неживой природе.
-Итак,
природа имеет две формы, живую и неживую. Предметы
живой природы имеют
отличительные признаки:
1. Продолжительность
жизни – они растут;
2. питаются;
3. дышат;
4. дают
потомство;
5.
погибают.
Предметы
неживой природы таких признаков не имеют.
Рассмотрите
картинки и определите, частью живой или неживой природы являются данные
предметы.
*Цыплёнок
дышит, питается, растёт, даёт потомство, умирает. Значит, цыплёнок относится к
живой природе.
*Камень
не дышит, не питается, не растёт, не даёт потомства, разрушается. Значит,
камень относится к неживой природе.
*Подсолнух
растёт, питается, дышит, размножается семенами, погибает. Значит, подсолнух
относится к живой природе.
Распределите
предметы на две группы: живая и неживая природа. ИНТДоска1.
Физминутка
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Учитель: Ребята,
скажите, пожалуйста, а о каких объектах природы говорилось в стихотворении
физминутки? ( Ветер и деревцо).
- А к живой или неживой природе они относятся? ( Ветер –
неживая природа. Деревце – живая природа).
-Какое дерево является символом России? (Берёза)
–
А вы знаете, что листья и почки этого дерева являются лечебными? Отвар этих
листьев помогает при ангине, при заболевании почек. Воздух в берёзовом лесу
целебный.
Учебник
с.8, с.9 Работа в паре. Чтение !!!
-Продолжим
закрепление знаний. Интдоска 2.
-Представим
на минутку, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода.
Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать? Подумайте,
связаны ли между собой живая и неживая природа? Живая и неживая
природа связаны между собой. Давайте рассмотрим примеры таких
связей.
1.
Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных,
растений и сам человек.
2.
Без воды все живое погибает.
3.
Всё живое дышит воздухом. Воздух должен быть чистым.
-Прослушайте стихотворение и скажите, как
неживая природа помогает живой.
“Воробей
живёт под крышей,
В тёплой норке – домик мышки,
У лягушки дом – в пруду,
Домик пеночки – в саду.
Эй, цыплёнок, где твой дом?
– Он у мамы под крылом.
–
Назовите объекты живой природы, неживой.
-Как
вы думаете, могли бы люди жить без природы? Конечно, нет, вся наша жизнь связана с
природой. Мы дышим
воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают
животные и растения.
-
Тетрадь с.8-9
Продолжаем
работу.
ИНТдоска
3,4,5
-Можно
ли природу назвать нашим домом?
-Природа -
наш дом.
Человек должен беречь и охранять природу. Природа очень богата, но богатства её
не безграничны. И человек должен пользоваться этими богатствами бережно, как
разумный и добрый человек.
Для
рыбы нужна чистая вода. Будем охранять наши водоёмы.
В
лесах, степях, горах живут разные ценные животные. Будем охранять наши леса,
степи, горы. Будем любить и охранять природу – значит любить и охранять Родину!
Дома:
выполнить задания в тетради с. 8-9, вспомнить 1 загадку о природе.
Итог:
-Что нового узнали на уроке?
-Назовите
признаки живой природы.
-Какое
задание вам понравилось больше?
-Что
у вас вызвало затруднение?
-Оцените
свою работу на уроке.
-Я
хочу поблагодарить за работу на уроке…
Игра «Живое- неживое»
- Если тот объект, о котором я буду
говорить – живой, то вы хлопаете в ладоши, если неживой – то сидите тихо, как
будто замерли.
1. Стоит Антошка на одной ножке,
Его ищут, а он не откликается.
(Гриб)
2. Без рук, без ног, а ворота
открывает. (Ветер)
3. Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Никто не подбирает:
Ни царь, ни девица,
Ни красная девица. (Град)
4. Много рук, а нога одна. (Дерево)
5. Личный кран имеет он,
Чтоб полить свои шесть тонн. (Слон)
6. Конь бежит, земля дрожит. (Гром)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.