Урок окружающего мира в 3 классе на тему «Здоровый
образ жизни»
Автор: Байлукова Наталья Анатольевна, учитель начальных
классов
Место работы: МБОУ СОШ № 111 г. Минеральные Воды
Предмет: окружающий мир
Тема: Здоровый
образ жизни
Класс: 3
Учебно-методическое
обеспечение: Плешаков А.А.
Мир вокруг нас. 3 кл. –М.: Просвещение, 2011.
Время реализации занятия: 45 минут
Цель урока: Ознакомить учащихся с правилами здорового образа жизни.
Задачи урока:
Образовательные:
Формировать убеждение
о необходимости сохранения личного здоровья;
совершенствовать
знания детей о правилах личной гигиены;
прививать умения правильной
организации труда и отдыха, навыки соблюдения режима дня, правильного питания,
закаливания.
Развивающие:
развивать общеучебные навыки: самоконтроль, самооценку,
умение слушать;
память, речь, мышление, внимание, творческие способности учащихся;
формировать навыки
самостоятельного поиска необходимой информации из разных источников, умение
анализировать и обобщать.
Воспитательные:
воспитывать отрицательное отношение к вредным привычкам, доброе
отношение к людям;
умение работать в группе, оказывать взаимопомощь.
Номинация для урока:
- Занятие, ориентированное на сохранение
физического здоровья.
Оборудование:
·
Экран, мультимедийный
проектор, компьютер.
·
Презентация к уроку.
- Мультфильм
«Мойдодыр» на CD-диске или онлайн просмотр на сервисе Youtube http://www.youtube.com/watch?v=Y47AQBMqMus
- Карточки с
индивидуальными заданиями для учащихся (Приложение).
- Плакаты учащихся о
вреде курения, алкоголя, наркотиков.
- Квадраты зелёного, синего и красного цвета у каждого ученика.
План проведения урока:
Этапы урока
|
Временная
реализация
|
I. Организационный момент.
|
1мин
|
II. Проверка домашнего задания.
|
5 мин
|
III. Формулировка темы и цели урока.
|
1 мин
|
IV. В гостях у доктора Чистота.
|
6 мин
|
V. В гостях у доктора Здоровая пища.
|
6 мин
|
VI. В гостях у доктора Режим дня.
Физминутка для глаз
|
5 мин
|
VII. В гостях у доктора Движение.
Физкультминутка
|
6 мин
|
VIII. О вредных привычках.
|
5 мин
|
IX. Закрепление пройденного материала
|
8 мин
|
X. Итог урока. Рефлексия
|
1 мин
|
XI. Домашнее задание.
|
1 мин
|
Урок окружающего мира с использованием мультимедийных
технологий проводится в форме игры-путешествия в страну Здоровячков, построен
на основе групповой работы с выполнением опережающих заданий к уроку.
Ход урока.
I. Организационный момент. (Слайд 2)
-Ребята, сегодня у нас урок здоровья. Девизом урока будут слова:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
II. Проверка домашнего задания.
-У нас в гостях мальчик по имени Заболейкин. (Слайд 3)А
зовут его так потому, что он очень часто болеет. Постоял на ветру – и
простудился. Промочил ноги в дождливую погоду – и опять слёг в постель.
-Как вы думаете, почему он так часто болеет простудными заболеваниями?
(Он незакалённый)
-Давайте расскажем Заболейкину, как правильно закалять свой организм и
уберечь себя и других от инфекционных болезней.
(Индивидуальная работа по карточкам - приложение)
-Пока учащиеся готовятся, ответьте на вопросы:
-Для чего нужно заниматься закаливанием?
-С помощью чего проводится закаливание? (С помощью воздуха, воды и
солнца.)
-Сделайте вывод.
-Надеюсь, что Заболейкин будет теперь закаляться и перестанет болеть.
III. Формулировка темы и цели урока.
-Ребята, а вы хотите быть здоровыми?
-Сегодня мы с вами отправимся в страну Здоровячков. Жители этой страны
ведут здоровый образ жизни. Это значит, что все они живут по
правилам сохранения и укрепления здоровья и следуют им не от случая к случаю, а
постоянно. (Слайд 4)
- Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Здоровый образ жизни».)
-В путешествии мы познакомимся с правилами здорового образа жизни
(ЗОЖ). (Слайд 5)
-Вы готовы к путешествию?
В путь дорогу собирайтесь,
За здоровьем отправляйтесь!
-Но не так просто попасть в страну Здоровячков – мы не знаем туда
дороги.
Путешествовать будем группами.(Ученики предварительно разделены на 5 групп
по 5-6 человек, специально рассажены по группам.) Каждой группе предстоит
выполнить задание: узнать волшебные слова, которые укажут дорогу в страну
Здоровячков. А помогут нам доктора, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно
и всем без выбора.
Кто они? Сейчас мы это узнаём.
IV. Первый знакомый – доктор Чистота.
1.
Беседа.
-Как умывается кошка?
(Она вылизывает себя языком.)
-А как другие животные ухаживают за собой?
(Слон из хобота обливает себя водой, обезьяны чистят
друг друга.)
-Не выносят грязи и беспорядка барсуки. Весной и
осенью они убирают и ремонтируют свои подземные дома.
Бурые медведи часто купают своих медвежат, держа их
за шиворот. Подросшие медвежата сами охотно идут в воду и долго там
барахтаются.
-Вспомним сказку К.Чуковского «Мойдодыр». (Просмотр
фрагмента из мультфильма)
-Для чего животные купаются и чистят своё тело?
-А зачем моется человек?
-Почему плохо быть грязнулей?
(Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши –
человек плохо слышит. Грязная кожа – человек плохо дышит. Грязные руки –
появляются кишечные заболевания.)
2.
У доктора Чистоты есть
помощники. Послушайте загадки, подготовленные ребятами 1-й группы, и отгадайте,
кто они.
(Слайды 6, 7)
Вафельное и
полосатое,
Гладкое и мохнатое,
Всегда под рукою.
Что это
такое? (Полотенце)
Целых 25 зубков
Для кудрей и
хохолков.
И под каждым под
зубком
Лягут волосы
рядком. (Расчёска)
Костяная спинка,
На брюшке щетинка.
По частоколу
попрыгала –
Всю грязь
повыгнала. (Зубная щётка)
Ей руки, ноги, спину
трут.
Скажите, как её
зовут? (Мочалка)
Гладко, душисто, моет
чисто,
Нужно, чтобы у
каждого было... (Мыло)
-Как вы заботитесь о
чистоте тела?
-Послушайте сказку о
микробах.
Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше
всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше
их становилось.
Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки,
кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов, особенно если
она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе – на
тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули
и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к
человеку. А там уж и до болезни рукой подать!
-Что помогает нам
победить микробов? (Чистота.)
-Расскажите, как
содержать в чистоте своё жилище и одежду.
-Доктор Чистота просит назвать 1-е правило ЗОЖ и тогда он скажет
волшебные слова, которые укажут дорогу в страну Здоровячков.
(Содержи
в чистоте тело, одежду, жилище.) (Слайд 8)
-А вот и волшебные
слова. Мы их вместе должны произнести.
От простой воды и мыла
У микробов тают силы. (Чтение хором)
V. Доктор Здоровая пища.
1. –Продолжим путешествие в страну Здоровячков и познакомимся с
доктором Здоровая пища.
-Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья.
Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.
-Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему? (Можно
провести как фронтальную, так и индивидуальную работу с тестом) (Слайд
9)
2. –Продолжите сказку: (групповая работа)
«Жил – был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только
сладкое. И с нею случилась беда».
-Какая случилась беда с принцессой?
-Посоветуйте королю, как можно вылечить принцессу. (Каждая группа
предлагает свой вариант ответа.)
3. –Расскажите, как правильно питаться. (Ответы учащихся 2-й группы)
4. Работа по учебнику (с. 158)
-Какое питание можно считать здоровым?
-Что значит «разнообразное» питание?
-Объясните, как понимаете пословицу «Овощи – кладовая здоровья».
5. Это интересно!
Слово «витамин» придумал американский учёный – биохимик Казимир Функ.
Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна,
жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин»,
получилось слово «витамин». Детям надо съедать в день 500 – 600
г овощей и фруктов.
6. –Отгадайте загадки об овощах и фруктах, подготовленные ребятами 2-й
группы.
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор.)
На грядке зелёный,
А в бочке солёный. (Огурец.)
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зелёные пятки. (Морковь.)
Сидит Ермошка
На одной ножке,
На нём сто одёжек
И все без застёжек. (Капуста.)
Круглое, румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко.)
Я вырос грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду, всех до слёз доведу. (Лук.)
- Какое меню вы составили дома на завтрак, обед, ужин? (Ответы
учащихся)
-Доктор Здоровая пища просит назвать 2-е правило ЗОЖ. (Правильно питайся.) (Слайд 12)
Волшебные слова: Прежде, чем за стол мне сесть,
Я подумаю, что съесть.
VI. Доктор Режим дня.
-Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд. Бывает,
что третьеклассник занят не меньше взрослого. Чтобы при этом сохранить
здоровье, надо обязательно чередовать труд с отдыхом.
-Расскажите, как правильно сочетать труд и отдых. (Ответы учащихся 3-й
группы)
-Какими видами отдыха нельзя чересчур увлекаться?
Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз». (Слайд 13)
1. Следите глазками за движением бабочки.
2.
Зажмурьте глаза, а потом
откройте их. Повторите 5 раз.
3.
Вытяните вперёд руку.
Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом
медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
4.
Посмотрите в окно вдаль 1
минуту.
3-е правило? (Правильно сочетай труд и
отдых.) (Слайд 14)
Волшебные слова: Помни твёрдо, что режим
Людям всем необходим.
VII. Доктор Движение.
- Послушайте
рассказ А.Дорохова «Молодые
старички».
Я знал
одного десятиклассника. Когда он проходил мимо моей комнаты, я всегда
догадывался, что это он, хотя моя дверь была закрыта. Лишь он один во всем
дворе еле волочил ноги, как старый-престарый дед.
А когда этот уже взрослый парень читал книжку, на него было больно смотреть. Он
не мог посидеть, чтобы не согнуться, и десяти минут! Сначала подопрет голову
одной рукой, потом другой и, наконец, ляжет грудью на стол. Такая немощная была
у него спина. В свои семнадцать лет он сгибался так, вроде ему было за
шестьдесят.
Почему же он вырос таким хилым?
Только потому, что никогда не занимался спортом и не признавал никакой
физической работы. Все шли на субботники — убирать школьный двор или сажать
деревья,— а он находил причину, чтобы уклониться от работы. Мальчики бежали на
физкультуру, а он оставался в классе, показав записку от врача, что его, мол,
освобождают — недавно у него был грипп или насморк. Вот так и стал он стариком
преждевременно.
Хотел бы ты стать таким? Наверное, нет. А для того чтобы развить и
укрепить свое тело, и не только мышцы, а и сердце, легкие, нервную систему, есть
три верных способа: утренняя зарядка, спорт и пребывание на свежем воздухе.
-К чему приводит малоподвижный образ жизни?
-Чем надо заниматься?
·
Делать
зарядку (Физкультминутка «Каждый день по утрам»)
Каждый
день по утрам
Делаем
зарядку (Ходьба на месте.)
Очень
нравится нам делать по порядку:
Весело
шагать, (Ходьба.)
Руки
поднимать, (Руки вверх.)
Приседать
и вставать, (Приседание 4-6раз.)
Прыгать
и скакать (10 прыжков.)
·
Играть в подвижные игры на
воздухе.
·
Заниматься физическим
трудом и физкультурой.
·
Заниматься спортом.
(Ответы учащихся 4-й группы)
-Кто из вас посещает спортивные секции?
-Чтение учащимся стихотворения И.Семёновой «Со здоровьем дружен спорт».
Со здоровьем дружен спорт.
Стадион, бассейны, корт,
Зал, каток – везде вам рады.
За старания в награду
Будут кубки и рекорды,
Станут мышцы ваши твёрды.
Только помните: спортсмены
Каждый день свой непременно
Начинают с физзарядки.
Не играйте с дрёмой в прятки,
Быстро сбросьте одеяло,
Встали – сна как не бывало.
- Назовите 4-е правило. (Больше
двигайся!) (Слайд 15
Волшебные слова: Люди с самого рождения
Жить не могут без движения.
VIII. Вредные привычки.
- Мы приближаемся к стране Здоровячков. Но на нашем пути препятствие –
вредные привычки.
- Какие вредные привычки разрушают здоровье?
Анализ ситуации.
- Послушайте рассказ и помогите герою разобраться в его проблеме.
У меня есть два друга: Коля и Толя. Коля очень
самостоятельный. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит как
взрослый. Девчонки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень
вредно: в сигаретах есть яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще болеют и
чаще умирают.
А Толя не выглядит так модно, как Коля с сигаретой. Но
Толя зато всегда бодрый, весёлый и сильный. Он занимается спортом.
А я всё думаю, что мне делать: закурить, как Коля, или
спортом заняться, как Толя?
-Где место ребят, которые хотят попасть в страну Здоровячков: рядом с
Толей или с Колей?
-Расскажите о вреде курения, алкоголя и наркотиков. (Ответы учащихся
5-й группы)
Обсуждение плакатов учащихся о вредных привычках. (Слайды 16-19)
5-е правило. (Не заводи вредных
привычек.) (Слайд 20)
Волшебные слова: Дым вокруг от сигарет,
Мне в том доме места
нет.
IX. Закрепление пройденного материала.
1.-Вот мы и добрались до страны Здоровячков. (Слайд 21)
Жители этой страны ведут здоровый образ жизни. Вы тоже есть среди них.
-Что значит вести здоровый образ жизни?
-Назовите главные правила ЗОЖ.
2.-Зная эти правила, вы разгадаете кроссворд (работа в группе).
1.
Утро начинай с
…
2.
Принимай прохладный …
3.
Мойся с мылом и …
4.
Причеши волосы …
5.
Занимайся …
6.
Ешь больше фруктов и …
7.
Не сиди больше 30 минут за
…
8.
Включай в свой распорядок
дня …
- Проверка. (Слайд 22)
- Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбике.
(Здоровье.)
3.- Продолжите пословицы: (Слайд 23)
·
Чистота – залог …здоровья.
·
Овощи – кладовая …здоровья.
·
Курить – здоровью …вредить.
·
Здоровье дороже …денег.
·
В здоровом теле – здоровый
…дух.
-Какие вы знаете пословицы о здоровье?
·
Здоров будешь - все
добудешь.
·
Аппетит от больного бежит,
а к здоровому катится.
·
Чтобы быть к труду
готовым, надо быть всегда здоровым.
·
Береги честь смолоду, а здоровье
под старость.
·
Кто вино любит, тот сам
себя губит.
·
От рюмки водки до могилы
путь короткий.
·
Держи голову в холоде,
живот в голоде, а ноги в тепле.
·
Живи с разумом, так и
лекарок не надо.
4. Игра «Хлопки» (Слайд 24, по щелчку лишнее слово исчезает)
-Хлопните в ладоши, если услышите слово, характеризующее здорового
человека: красивый, сутулый, сильный, ловкий, бледный, румяный,
стройный, толстый, крепкий, неуклюжий, подтянутый.
X. Итог урока. Рефлексия.
-Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не
позаботится о тебе лучше, чем ты сам. (Слайд 25)
Но характеристика здорового человека будет неполной, если мы будем
говорить только о физическом здоровье. Есть ещё и здоровье духовное. Надо
учиться любви к себе, к людям, к жизни. И тогда вы будете действительно
здоровы.
Запомните волшебные слова: Грубых слов не говорите,
Только
добрые дарите.
Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.
Оцените
свою работу на уроке:
·
Если вы полностью довольны уроком, считаете, что выложились
и отлично поняли новую тему урока, поднимите зелёный квадрат.
·
Если вы довольны своей
работой на уроке, но можете работать и активнее, поднимите синий квадрат.
·
Если вы ничего не поняли
на уроке, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять объяснил тему урока,
поднимите красный квадрат.
XI. Домашнее задание.
- Прочитать статью в
учебнике – с.154-157.
- Нарисовать запрещающие знаки к правилам ЗОЖ (творческое задание).
- Записать в словарик: здоровый образ жизни.
Список
использованной литературы и Интернет-ресурсов:
1.
Кляпышева А.А. Сборник
физминуток для детей. [www
документ] - URL: http://pedsovet.su/load/244-1-0-10177
2.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.
Тридцать уроков здоровья для первоклассников: методическое пособие. – М.: ТЦ
Сфера, 2003.
3. Человек и его окружение: сборник загадок:
1-4классы / сост. Е.М.Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Приложение
Карточка 1.
Как правильно закалять свой организм воздухом, водой, солнцем?
Выбери
правильные ответы и обведи их номера.
1.
Как можно быстрее.
2.
Постепенно.
3.
Постоянно, настойчиво.
4.
От случая к случаю.
Карточка 2.
Расскажи с помощью рисунков, как уберечь себя и других от инфекционных
болезней.
Объясни значение слов: инфекционные болезни, аллергия.
Карточка 3.
Почему во время болезни нужно строго выполнять предписания врача?
Объясни, как вызвать «Скорую помощь».
Запиши номер телефона «Скорой помощи» и свой домашний адрес.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.