МБОУ «СШ № 29» с углублённым изучением отдельных
предметов
Курсовая работа
В лес за грибами
Выполнила учитель
начальных классов
Седненкова
Валентина Петровна
Смоленск
2011
Цели:
1.
расширение и систематизация знаний о грибах;
знакомство с правилами сбора грибов.
2.
развитие познавательного интереса, кругозора,
речи, воображения учащихся, умения работать с текстовым материалом; развитие деловых
и эмоционально-положительных отношений к совместной деятельности.
3.
воспитание бережного отношения к природе
родного края, любознательности.
Тип урока: урок
закрепления изученного.
Форма проведения:
урок-путешествие.
Методы работы: объяснительно
– иллюстративные, частично – поисковые
( эвристические), словесные, наглядные,
практические, стимулирования интереса к учению ( познавательная игра).
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Инновационные технологии:
компьютерного обучения;
развивающего обучения;
личностно-ориентированного обучения;
словесной продуктивной и творческой деятельности.
Оборудование: компьютер, раздаточный материал (грибы, корзинка, картинки с
изображением грибов), учебник «Окружающий мир» О. Т. Поглазовой, В. Д. Шилина,
презентация Power Point. (электронное приложение к уроку)
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На экран все поглядели.
Постарайтесь догадаться,
Чем мы будем заниматься.
2. Объявление темы и
задач урока.
Учитель: – На
предыдущих уроках вы познакомились с грибами, многое о них узнали. А чем мы
сегодня будем заниматься, попробуйте догадаться сами, рассмотрев эти картинки
на экране.
Слайд №1 (лес,
корзина с грибами)
Ответы детей: (будем учиться собирать
грибы; пойдём в лес за грибами и т. д.)
Учитель: -
Сегодня мы отправляемся в лес за грибами.
(На слайде появляется надпись «В лес за
грибами»).
- Чтобы путешествие в лес принесло
всем радость и удовольствие, мы прежде должны будем хорошо подготовиться к
нему, а для этого повторим то, что вы раньше узнали о грибах.
3. Повторение и проверка ранее
полученных знаний.
1) Отгадывание загадок
Учитель:
Нам и лето, нам и осень
Чудеса всегда приносят,
Но грибы, что дарит лес,
Это чудо из чудес.
- Давайте вспомним о том, на какие
2 большие группы делят все грибы.
Дети: - Съедобные и несъедобные.
Учитель: - Угадайте, о каких грибах
идёт речь?
(Учитель читает загадки, дети
отгадывают, на экране появляются слайды с изображением грибов.)
Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью. Слайд
№2 (боровики)
Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)
Учитель: - Боровик
редко растёт в одиночку. Если нашли один гриб, где-то недалеко нужно искать
ещё.
Не спорю – не белый, я, братцы, попроще. Слайд
№3 (подберёзовики)
Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)
Он в осиннике родился, Слайд
№4 (подосиновики) Как
в траве не притаился,
Всё равно его найдём:
Шляпка красная на нём.
Вдоль лесных дорожек Слайд
№5 (сыроежки)
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай-
Это…(сыроежки).
На пеньке сидят братишки. Слайд
№6 (опята) Все
- в веснушках шалунишки. Эти
дружные ребята называются ... (опята)
Ходят в рыженьких беретах — Слайд №7 (лисички)
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Называются... (лисички)
В лесу, на радость людям, Слайд
№8 (маслята)
Средь
молодых сосенок,
В блестящей темной шляпке Растет
грибок ... (масленок)
В шляпе вогнутой, как в чашке,
Слайд №9 (рыжики)
Две купаются букашки
Среди веточек и шишек
Прячет шляпку сочный…(рыжик)
Учитель: - В
народе говорят: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в корзину кладут».
Какие ядовитые грибы вы запомнили?
Он в лесу стоял, никто его не брал, Слайд
№ 10 (мухоморы)
В красной шапке модной, никуда не годный. (Мухомор)
Знай, что этот гриб – обманка,
Слайд № 11 (поганки)
Враг наш – бледная… поганка. (Бледная поганка)
Эти дружные ребята называются… опята. Слайд
№ 12 (ложные опята)
Собирать их нам не сложно,
Но бывает гриб и ложный –
Жёлтый и без пелеринки.
Эти – не клади в корзинку. (Ложные опята)
2) Игра «Поставь буквы на
место»
Учитель: - А теперь поиграем в игру
«Поставь буквы на место». Перед вами названия известных грибов. Только буквы в
словах перепутались. Вы должны будете узнать грибы, расставив буквы на свои
места.
(Буквы на магнитах
прикреплены к доске).
Ш в о л к а н
у - волнушка
Д у з г р ь
– груздь
Р о к а с ы
ж е – сыроежка
Ч и с а к и
л - лисичка
Х о м у р о
м - мухомор
Учитель: - Мы
с вами вспомнили многие грибы и теперь можем смело отправляться в лес. Что
возьмём с собой?
Дети:
- Лукошки, ножики. Слайд № 13
(пустые лукошки)
4. Физкультминутка
По тропинке в лес пойдём,
Муравейник обойдём,
Перепрыгнем ручеёк
И присядем на пенёк.
Посидим, отдохнём
И опять пойдём.
Раз грибок, два грибок-
Положили в кузовок.
5. Изучение нового
1) Тест
Учитель: Вот мы и в лесу. Но что
это нам слышится, ребята?
(Включается аудиозапись стихотворения Геннадия Дергачёва
«Леший».
Прослушивается отрывок).
Слайд № 14 (Леший)
Учитель: - Ребята, Леший – хозяин
леса. Вы слышали, что он может запутать в лесу тех, кто вредит лесу, и тогда
трудно будет выбраться оттуда. Поэтому он должен убедиться в том, что мы пришли
с добром и не причиним вреда природе. Надо всегда помнить о том, что человек в
лесу – гость.
Леший впустит
нас в свои владения, если мы правильно ответим на его вопросы.
Слайд № 15
(Тест с вопросами и вариантами ответов даётся со слайдов;
учащиеся на планшетах указывают номера правильных ответов)
1. Как нужно собирать грибы?
Слайд № 16
1) срезать ножом
2) сбить палкой
3) вытянуть из земли
2. Что должен сделать грибник, Слайд
№ 17
если усомнился в сорванном грибе?
1) попробовать на вкус
2) срезать и положить в корзину
3) не брать гриб
3. Самый ядовитый гриб?
Слайд № 18
1) мухомор
2) бледная поганка
3) ложные опята
4. Царь грибов:
Слайд № 19
1) подберезовик
2) белый гриб
3) лисички
2) Работа с учебником
Учитель: – Молодцы, ребята! Но
Леший ещё должен убедиться в том, что вам знакомы правила сбора грибов.
Откройте учебник на стр. 21, прочитайте важные советы:
Учитель дополняет:
·
Не вырывай грибы – не разрушай грибницу.
·
Не собирай грибы в полиэтиленовые пакеты, т. к. они
там мнутся, разрушаются, возможно отравление.
Учитель: - Вот теперь нас Леший отпускает в свои владения. Можно смело собирать
грибы. Ой, сколько же их много.
На пригорке и
под горкой Слайд
№ 20
Под берёзкой и
под ёлкой,
Между соснами и
в ряд
В шапках
молодцы стоят
6.
Закрепление изученного
.
1) Работа
в парах
Учитель раздаёт конверты с разрезными картинками
грибов: каждая пара получает конверт, клей, лист белой бумаги
Учитель: - Каждой
паре необходимо собрать 2 картинки. Картинки со съедобными грибами нужно
наклеить на лист бумаги, вырезать и поместить в прорези корзины, прикреплённой
на доске.
Во время самостоятельной работы учащихся
звучит аудиозапись «Голоса птиц».
2) Подведение итогов самостоятельной
работы
Учитель: -
Посмотрите, ребята, сколько много вы собрали грибов. Проверьте, нет ли среди
них ядовитых. Давайте назовём все грибы, которые вы поместили в корзинку.
Ответы детей.
Учитель: - А
теперь назовите те грибы, которые вы не стали класть в корзинку.
Дети: - Мухомор.
Учитель:
Нам издали красная шапка видна
Лесного обманщика-хвастуна.
Ему к нам в корзинку попасть не придётся,
Пусть мухам на гибель в лесу остаётся.
- Ребята, у мухомора может быть и белая
шляпка Слайд № 21
У всех мухоморов обязательно есть бородавки,
по которым мы легко их можем узнать.
Какие ещё грибы вы не стали брать в корзину?
Дети: - Бледную
поганку, ложноопёнок, желчный гриб, чешуйницу гребенчатую, свинушку толстую,
волоконницу земляную, ложнодождевик, мухомор пантерный, паутинник
оранжево-красный.
Учитель: - Что же
мы тогда сделаем с этими грибами, раздавим их, чтобы никто не отравился?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель: -
Молодцы, правильно, нельзя давить. Несъедобные грибы лечат некоторых животных,
служат домом для насекомых, помогают деревьям добывать питание.
Поэтому оставим их. Пусть помогают лесу! А мы
запомним, что в нашей корзине нет им места!
Сложим их снова в конверты – а это означает,
что оставим их в лесу.
7. Подведение итогов
урока Слайд № 22
Учитель:
- Вот и заканчивается наш
поход за грибами. Кому из вас, ребята, он понравился? Чем он был полезным?
Учитель:
- Мир грибов богат и разнообразен. С
ними человек встречается не только в лесу. Покрылась плесенью корочка хлеба –
это грибы. Выросло на стене в сыром помещении что-то зеленое и скользкое –
опять грибы, испортилось яблоко – и это работа грибов. На
пользу человеку работают: грибы – хлебопеки, грибы – сыровары, грибы –
маслоделы, грибы – пивовары. На самом деле вкусный кефир готовит
кефирный грибок. Возьмем булочки. Какими пышными сделал их дрожжевой грибок –
хлебопек. А есть грибы, которые человек взял к
себе в союзники в самом важном: в борьбе за жизнь. Об этих и
других грибах вы узнаете на следующем уроке.
8. Рефлексия
Учитель:
- Ну, а нам пора возвращаться домой. Давайте
поапплодируем лесу за его щедрость и подарим ему своё весёлое настроение.
Улыбнитесь друг другу, если вам понравилось наше путешествие в лес.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.