Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок окружающего мира "Природные зоны. Арктика" (4 класс)

Урок окружающего мира "Природные зоны. Арктика" (4 класс)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урок окружающего мира Хикматуллиной Ф.К..docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

ФИО преподавателя

Хикматуллина Фирдалия Кариповна

Предмет, класс

Окружающий мир, 4 класс

Тема урока,

№ урока по теме

Природные зоны России

Ледяная зона. Арктика.

Длительность урока

45 мин

Тип урока, исходя из дидактических задач

Комбинированный урок

Форма проведения

Фронтальная

Актуальность использования средств ИКТ

Использование средств ИКТ повышает наглядность урока, интерес учащихся к учебному материалу, облегчает восприятие, способствует лучшему усвоению учебной информации

Цель урока

Сформировать у обучающихся представление о природе ледяной зоны.

Задачи урока:

Образовательные

познакомить с географическим положением Арктики, ее особенностями, растительностью и животным миром, ролью человека в жизни Арктики; учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы

Развивающие

развивать умение работать с картой, учебником, дополнительной литературой,

Воспитательные

воспитывать любовь к природе

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

компьютер, видеопроектор, экран, средства Microsoft Point

Образовательные ресурсы Интернет

Использованы материалы при составлении презентации

УРОК

Этап 1

Организационный момент.

Цель

Настроить детей на урок

Длительность этапа

2 мин

Вид(ы)  деятельности со средствами ИКТ

-

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная

Функции преподавателя

Организатор

Основные виды деятельности преподавателя

Организационная деятельность учащихся

Этап 2

Актуализация знаний

Цель:

Проверка полученных знаний

Длительность этапа

10 мин

Вид(ы) деятельности со средствами ИКТ

Презентация

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная

Функции преподавателя на данном уроке

Контроль  за усвоением знаний предыдущего материала

Основные виды деятельности преподавателя

Организация коллективной работы

3 этап

Изучение нового материала.

Цель

Объяснение нового материала

Длительность этапа

25 мин

Вид(ы) деятельности со средствами ИКТ

Презентация

Фома организации деятельности учащихся

Коллективная

Функции преподавателя на данном уроке

Организатор, координатор рассуждений учащихся

4 этап

Подведение итогов урока.

Цель:

Контроль полученных знаний

Вид(ы) деятельности со средствами ИКТ

Тест, подготовленный в Microsoft Word

Длительность этапа

6 мин

Основной вид деятельности

Тестирование

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная, индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе

Контроль результатов

5 этап

Домашнее задание.

Цель:

Провести инструктаж по выполнению домашнего задания

Вид(ы) деятельности со средствами ИКТ

-

Длительность этапа

2 мин

Основной вид деятельности

Информационная

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная

Функции преподавателя на данном этапе

Информационная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект

Тема: Ледяна зона. Арктика.

Цели: Сформировать у учащихся представление о природе ледяной зоны..

Задачи урока:

Образовательные - познакомить с географическим положением Арктики, ее характерными особенностями, растительностью и животным миром, ролью человека в жизни ледяной зоны; учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы;

Развивающие - развивать умение работать с картой, учебником, дополнительной литературой;

         Воспитательные -  воспитывать любовь к природе,  чувство бережного отношения к ней.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1часть,авторы О.Н.Федотова,  Г,В,Трофимова, УМК по ПНШ, рабочая тетрадь для самостоятельных работ, проектор, экран, презентация к уроку, контурные карты, теллурий, глобус.

                               I.            Организационный момент.

Проверка готовности детей к уроку.

                            II.            Актуализация знаний

- Что такое модель Земли? (глобус)

-  Внимательно посмотрите на глобус и ответьте, почему у глобуса "белая шапка"? (Обсуждение детей)

После обсуждения вывод: солнечные лучи скользят по поверхности Земли и слабо нагревают ее. Здесь постоянное царство льда и снега.  Лед никогда не тает, так как солнце не поднимается высоко, его лучи скользят и отражаются ото льда и снега. Растопить лед нежаркие лучи солнца не могут. Поэтому "макушка" глобуса - белая.

- Куда же направлена воображаемая ось нашей планеты?

 (Северный конец земной оси направлен всегда в одну сторону космоса: на Полярную звезду в созвездии Малой Медведицы).

- Как же мы назовем территорию, находящуюся  под созвездием Большой Медведицы, если это слово означает в переводе с греческого «арктикум» (Арктика)

                         III.            Изучение нового материала.

1. Знакомство с темой урока.

- Итак, тема сегодняшнего урока  «Арктика» (Слайд3)

- На столах у вас лежат таблицы, которую мы должны заполнить в течение урока. (Приложение 1)

- Что же такое Арктика?

 ( Арктика –  зона арктических пустынь, или ледяная зона) Показ на карте.

- Где расположена Арктика? (Она занимает острова Северного Ледовитого океана)   

 - Укажите зону Арктики в контурных картах, включая и северную часть полуострова Таймыр. (Дети отмечают и закрашивают ледяную зону, тем, кто затрудняется можно пользоваться картой)

 - Какой может быть природа этой зоны? (Ответы детей)

2. Знакомство с природой Арктики.

Слайд 4.Природа этой зоны очень сурова. Дуют сильные ветры, бушует пурга, температура нередко понижается до – 60С.

 Слайд 5. Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце не показывается, темнота. Только светит луна, мерцают звезды. Полярной ночью здесь можно наблюдать удивительное явление природы – полярное сияние. (Слайд 6)

Летом в Арктике – полярный день, несколько месяцев круглые сутки светло, но не тепло. Солнце невысоко поднимается над горизонтом. Температура поднимается на несколько градусов выше 0С.

3.Заполнение  таблицы.

- Итак, где находится ледяная зона? Чем покрыты океан и острова?

- Что такое полярный день, полярная ночь?

- Какая температура зимой, летом?  (Приложение 2)

- Как вы думаете, могут ли здесь быть растения и животные?

(Ответы детей по своим наблюдениям, знаниям: Арктика расположена на островах, значит, здесь могут быть, только самые неприхотливые к теплу. В Северном Ледовитом океане могут быть рыбы. Если есть рыбы, значит, есть другие животные, например, моржи, медведи, и т.д.)

4. Показ слайдов о растениях Арктики.

- В Арктике большие площади заняты каменными россыпями. Почвы почти нет. В летнее время снег местами тает и камни обнажаются. На них и растут лишайники.(Слайд 7)

- В южных районах можно встретить полярный мак, полярные ивы. Они высотой 5-10см, их легко принять за травянистые растения.(Слайд 8-11)

5.Показ слайдов  12-19 о животных  Арктики.

6.Заполнение таблицы.

7. Работа в группах. (Класс поделен на 4 группы)

 Ответить на вопрос «Как животные приспособились к условиям проживания в Арктике?

 Цель учащихся:  выявить особенность всех животных, живущих в Арктике.

 Тюлени

Белые медведи

Песцы

Птицы

(Работа с дополнительной литературой, рисунки с.68-69)

8. Обобщение.

Ответы группы-исследователей.

От каждой группы выступление о виде животного, как приспособился к условиям сурового климата.

Вывод. У всех животных длинная густая шерсть, наличие толстого слоя жира, оперение у птиц густое, много пуха. Белая окраска. Форма тела – обтекаемая, ластоногие, удобно плавать. У медведя широкие лапы, легче ходить по снегу.  (Слайд20)

9. Составление цепи питания.

- Как думаете, есть ли связь между растениями и животными?

Составьте цепь питания. (Каждой группе дается определенный вид растений и животных)

Каждая группа составляет цепь питания:

1 группа – рачки – рыбы – птицы

2 группа – рыба – тюлень – белые медведи

3 группа – водоросли – рачки – киты

4 группа – водоросли – рачки – рыбы – белые медведи

- Ребята, представьте, что вдруг рыбы исчезли. (Убрать в схемах). Что произойдет тогда?

Исчезнет один вид, будут исчезать и другие. Сделайте вывод. (Все в природе взаимосвязано)

10. Работа по учебнику.

По таблице (Приложение1.) выявить, что осталось незаполненным (деятельность людей)

- Люди с давних пор осваивают этот край. К сожалению, они наносят большой ущерб природе.

- Прочитайте статью учебника с.71-73 и ответьте на вопросы:

Почему люди с давних пор осваивают Арктику?

Почему некоторые животные и рыбы оказались на грани вымирания?

11.Ответы на вопросы.

В морях Арктики люди занимаются рыболовством.

Рыболовство запретить совсем нельзя, надо ограничить.

Запретить охоту, создать заповедники.

Закрыть Северный путь невозможно. Ограничить перевозки, предупредить о загрязнении моря, не выбрасывать мусор, вредные вещества с борта  судов.

 Вывод. Все в природе взаимосвязано. Человек невидимая нить связи со всем живым. Охраняя природу, мы будем охранять и себя.

 

 

                         IV.            Подведение итогов.

1.Проверка заполнения таблицы. (Приложение1)

- Давайте посмотрим, как мы заполнили таблицу.

- Что такое Арктика?

- Где расположена ледяная зона?

- Какие климатические условия в данной зоне?

- Какой  растительный мир?

- Какие животные обитают в Арктике?

- С  чем связана деятельность человека? (Приложение1)

2.Тест (Приложение2)

-Ребята, а теперь проведем тест, как вы освоили сегодняшний материал.

                            V.            Домашнее задание.

1 уровень. Прочитать с.65-73, ответить на вопросы.

2 уровень. Подготовить выступление о заповедниках (Таймыр, Врангель)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1. (Заполняется на этапах урока)

 

 

Зона:  Арктика

 

 

 

Царство снега и льда

 

Географическое положение

 

 

 

 

Северный Ледовитый океан

Северные моря, острова

 

Освещенность

 

 

 

 

Полярный день

Полярная ночь

Северное сияние

 

Растительный мир

 

 

 

 

Лишайники, мхи, полярный мак, водоросли, полярная ива

 

Животный мир

 

 

 

Рачки, рыбы, чайки, тупики, морж, тюлень, белый медведь

 

Деятельность человека

 

 

 

 

Научные станции, рыболовный промысел, охота, Северный морской путь

 

 

 

Приложение 2                                  

ТЕСТ «Арктика».

1. Природная зона арктических пустынь расположена…

1)      на островах Тихого океана

2)      на островах Индийского океана

3)      на островах Северного Ледовитого океана

2. Какая природная зона расположена на островах Арктики…

      1) ледяная зона

      2) зона тундры

      3) зона пустынь

3. Территория зоны …

     1) густо заселена людьми

     2) не имеет коренного населения

4. В ледяной зоне растут…

     1) кедры, березы, черемуха

     2) лишайники, мхи, полярные маки

     3) бузина, орешник, айва

5. В Арктике обитают животные…

     1) бобры, нутрии, хомяки

     2) волки, медведи, рыси

     3) моржи, тюлени, белые медведи

6. В какой строчке, верно, указаны птицы, обитающие в Арктике…

     1) чайки, гагарки, кайры

      2) соловьи, дятлы, воробьи

     3) попугаи, колибри, орлы

7. Найдите верную цепь питания:

     1) водоросли→ рачки → рыбы → гагарки → белый медведь

     2) водоросли → рачки → сайки → тюлени

8. Арктический заповедник расположен…

     1) на земле Франца Иосифа

      2) на Северной земле

     3) на острове Врангеля

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок окружающего мира "Природные зоны. Арктика" (4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор школы

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Арктика.pptx

Скачать материал "Урок окружающего мира "Природные зоны. Арктика" (4 класс)"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Природные зоны РоссииАрктика
Составитель :учитель начальных классов 
МБОУ «Ур...

    1 слайд

    Природные зоны России
    Арктика
    Составитель :учитель начальных классов
    МБОУ «Уруссинская гимназия»
    Хикматуллина Ф.К.

  • Почему у глобуса "белая шапка"?

    2 слайд

    Почему у глобуса "белая шапка"?

  • Арктика

    3 слайд

    Арктика

  • Арктика - это северная полярная область земли, в ней часто бушует пурга и дую...

    4 слайд

    Арктика - это северная полярная область земли, в ней часто бушует пурга и дуют холодные ветры, мороз в Арктике зимой достигает -60 градусов
    .

  • Полярная ночь Солнце более 24 часов (более суток) не появляется из-за горизо...

    5 слайд

    Полярная ночь
    Солнце более 24 часов (более суток) не появляется из-за горизонта.

  • Полярное сияние

    6 слайд

    Полярное сияние

  • Арктику населяют более 20 тысяч видов растений, животных, грибов и микроорга...

    7 слайд

    Арктику населяют более 20 тысяч видов растений, животных, грибов и микроорганизмов

  • Лишайники

    8 слайд

    Лишайники

  • Растительный покров Арктики представлен злаками, осокой, полярными маками, ку...

    9 слайд

    Растительный покров Арктики
    представлен злаками, осокой, полярными маками, кустарничками - ивняками, карликовыми березками, лишайниками, мхами




    олений мох - ягель
    Полярный мак





    Карликовая березка

  • Ива арктическая - самое северное дерево (кустарник) в мире, его ветки могут д...

    10 слайд

    Ива арктическая
    - самое северное дерево (кустарник) в мире, его ветки могут достигать 5 метров в длину, но они не поднимаются выше, чем на 10 см от земли. Таким образом ива защищается от ледяного ветра и растет под снежным покрывалом в течение всей зимы.

  • Растения Арктики - это основа жизни животных и человека. В пищу употребляют а...

    11 слайд

    Растения Арктики
    - это основа жизни животных и человека. В пищу употребляют арктическую морошку, сыроежки, лечебные травы и даже лишайники.

  • Животные АрктикиовцебыкАрктика — место обитания целого ряда уникальных животн...

    12 слайд

    Животные Арктики
    овцебык
    Арктика — место обитания целого ряда уникальных животных: овцебык, дикий северный олень, снежный баран, белый медведь.

  • Ледовые пустыни Арктикинаселены песцами, зайцами, леммингами, разными видами...

    13 слайд

    Ледовые пустыни Арктики
    населены песцами, зайцами, леммингами, разными видами птиц (тундряными куропатками, белыми совами, кайрами, гагарками, чайками, воронами).

  • Морскими обитателями Арктики являются: рыба сайка, рачки, моржи, тюлени, нарв...

    14 слайд

    Морскими обитателями Арктики являются: рыба сайка, рачки, моржи, тюлени, нарвалы, белухи.







  • Птичий базар

    15 слайд

    Птичий базар

  • Овцебык Самые крупные копытные Арктики - овцебыки, которые являются ровесника...

    16 слайд

    Овцебык
    Самые крупные копытные Арктики - овцебыки, которые являются ровесниками мамонта. Они отлично приспособлены к суровым условиям: длинная шерсть защищает от ветров, они неприхотливы в пище. Эти травоядные животные занесены в Красную книгу России. Они обитают только на острове Врангеля и на полуострове Таймыр, куда были завезены в середине 70-х годов.

  • Белый медведь — самый крупный наземный представитель млекопитающих отряда хищ...

    17 слайд

    Белый медведь
    — самый крупный наземный представитель млекопитающих отряда хищных. Его длина достигает 3 м, масса до 800 кг. Обычно самцы весят 400—450 кг; длина тела 200—250 см, высота в холке до 130—150 см. Самки заметно мельче (200—300 кг).

  • Белый медведь является символом Арктики, люди специально едут в Арктику, чтоб...

    18 слайд

    Белый медведь
    является символом Арктики, люди специально едут в Арктику, чтобы посмотреть и поохотиться на этих редких животных. Жители Арктики добывают белого медведя ради шкуры и мяса. В России охота на него полностью запрещена с 1956г

  • В суровых условиях Арктики одной из главных задач является сохранение тепла,...

    19 слайд

    В суровых условиях Арктики
    одной из главных задач является сохранение тепла, о постоянной борьбе животных с холодом свидетельствует их внешний облик - наличие толстого слоя жира (тюлень), густого меха (песец, северный олень, белый медведь), рыхлого оперения (белая сова) и толстых лап.

  • Опасности АрктикиИзменение климата грозит многим животным Арктики полным исче...

    20 слайд

    Опасности Арктики
    Изменение климата грозит многим животным Арктики полным исчезновением. В наибольшей опасности находятся белые медведи, так как при сокращении площади морского льда животные вынуждены переходить на побережье, где их кормовая база меньше.

  • Источникhttp://www.radostmoya.ru/proje…
http://www.tenkeli.ru/index.ph…
http:...

    21 слайд

    Источник
    http://www.radostmoya.ru/proje…
    http://www.tenkeli.ru/index.ph…
    http://qrok.net/48975-arktika
    uimages.yandex.ru


Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок оружающего мира в 4 классе по УМК "Перспективная начальная школа" разработан с применением ИКТ.Использование ИКТ на уроках повышает наглядность урока, интерес к учебному материалу,облегчает восприятие, способствует лучшему усвоению учебной информации.

Применяется на уроке частично-поисковый метод, где дети в ходе занятия заполняют таблицу с ответами на поставленные вопросы: о географическом положении, климате Артики, растительном и животном мире,  деятельности человека этой зоны, экологической ситуации и о мерах защиты Арткики.

В конце занятия проводится тестовая работа для закрепления знаний.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 271 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 922
    • RAR 9.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хикматуллина Фирдалия Кариповна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8751
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 351 человек

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 091 человек

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методология физического воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические основы профессиональной деятельности педагога-психолога

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе