Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок окружающего мира "Почва"

Урок окружающего мира "Почва"

Скачать материал

           Почва – важнейшая часть экосистемы.

Цели урока :

1. Познакомить учащихся с понятием “почва”, её свойствами и роли в экосистеме.

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить её научное обоснование в практической деятельности и в различных источниках. Расширять и углублять знания по данной теме.

3. Воспитывать умение работать в группе, взаимопомощь, ответственность, бережное отношение к природным богатствам.

ОБОРУДОВАНИЕ :, прозрачные стаканы с водой, палочки, фильтровальная бумага, лабораторное стекло, спиртовка ( у учителя),  штатив, держатель, , кусочки сухой почвы.           

 

 ХОД   УРОКА.

1.     Введение в тему. Постановка  целей и задач.

- Ребята, проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку.  У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Покажем им, как мы можем  дружно и складно работать.

- С какой темой  мы знакомились на прошлом уроке? ( Полезными ископаемыми)

- На какие группы можно разделить полезные ископаемые? ( твёрдые, жидкие, газообразные)

- Замечательно. Сейчас я вам покажу образцы полезных ископаемых, а вы попробуйте определить, к какой группе они относятся?

- Как вы думаете, что это такое?

-Правильно, ЗЕМЛЯ. Что вы можете сказать об этом веществе?

У слова  « земля» несколько значений.  Александр  Тетивкин  значения слова «земля» передал в своём стихотворении:

Сказала лопата: – Земля, чтобы рыть.

 Ботинки сказали: – Земля, чтоб ходить.

 А люди сказали: – Земля, чтобы жить.

 Какие значения слова «земля» раскрыты в этом стихотворении?(планета, верхний слой коры)

Одно из них – «почва», верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Сегодня объектом нашего изучения будет почва.

-Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны ответить в ходе урока?(Что такое почва? Из чего состоит почва?  Какими свойствами она обладает?)(на доске)

 

2.Групповая практическая работа.

-Каждый из вас, наверное, может ответить на первый вопрос нашей сегодняшней темы.  А сможете ли вы ответить на вопрос, из чего состоит почва?

-Для того, чтобы получить полные ответы на все интересующие нас вопросы, вы сегодня будете выполнять роль маленьких учёных.  Каждая группа будет проводить опыт, свои выводы записывать  на листках наблюдений.  И как все учёные, мы с вами должны помнить о правилах  техники  безопасности при работе. У каждого на столах имеется необходимое оборудование для проведения опытов и пошаговая инструкция. Ваша задача провести опыт, записать результат  на листочках.

Опыт 1 группы

1. Возьмите стакан с водой. 2. Добавьте туда почвы. 3. Размешайте стеклянной палочкой. Подождите немного и посмотрите  на дно. Что вы наблюдаете?

Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ___________________________________________. На дно выпал осадок. Это __________, поверх которого всплыли частички _______________________. Значит, в почве есть ____________.

 

(Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, останки живых организмов, всплыл мусор)

( В почве есть песок и глина, а также остатки различных листьев, иголок, насекомых).-Правильно, ребята! А вот эти остатки листьев, лапника, насекомых и составляет перегной – необходимую часть почвы. Почва без перегноя пустая, не плодородная, а ведь главное свойство почвы – это её плодородие!

 

Опыт 2 группы

1. Возьмите стакан с водой. Бросьте туда комочек почвы. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит, в почве есть __________________________.

(Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор).

 

Опыт 3 группы

1. Возьмите фильтровальную бумагу. 2. Насыпьте на нее немного почвы. 3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом . 4. Стряхните почву обратно в стакан. 5. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось _________________________________. Это ___________. Она появилась из почвы. Значит, в почве есть ________________. (Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор.)

 

Опыт 4 (проводит учитель)

-Я возьму стакан с водой, в которой долго находилась почва .Теперь несколько капель нанесу на лабораторное стекло и подержу его над огнём.

 - Что вы наблюдаете?

 Посмотрите, вода быстро испарилась, на стекле остался белый налёт. Как вы думаете, что это? Это соли. Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они под действием микробов, которые живут в почве. -Какой вывод мы можем сделать после этого опыта? ( В почве находятся соли, которые растворяются в воде).

Опыт 5 группы( свойство почвы)

1. Возьмите горшок с почвой. 2. Налейте туда немного воды. 3. Держите горшок над пустым стаканом. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва__________   воду.

-Каждая группа проделала свой опыт и сейчас нам расскажет о результатах опыта, сделает вывод.

 

А сейчас давайте вспомним ещё раз, из чего состоит почва и подведём итоги ко всему сказанному? (слайд)

А как вы думаете, зная состав почвы, можем ли мы получить её самостоятельно? Почему?

- А как же  образуется почва?         

-Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования  слоя почвы толщиной 5 см. Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка и глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но всё же, некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться и другие растения. Они дадут еще больше перегноя. В почве селятся и различные животные : насекомые и их личинки, кроты, полевки, мыши и другие. Они тоже повышают плодородие почвы. Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва, ведь в природе все взаимосвязано. Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли, которые используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А из перегноя снова образуются соли. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в  тела животных, и с остатками растений и животных – снова в почву. Ученые говорят : происходит круговорот веществ в природе.   

  -Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ -  прервался.  Что же произойдёт?

Тогда сразу исчезнут и растения и животные. А значит, не смогут жить и люди на планете Земля. Вот почему русский ученый В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогут, а вот без почвы – нет. На слайде  открывается  запись : 1см почвы образуется за 250-300 лет.      20 см – за 5-6 тысяч лет.

-Итак, вернёмся к основным вопросам, которые мы поставили в начале урока? Сможете ли вы сейчас дать ответы на эти вопросы?

-Подведём небольшой итог. Что такое почва?

-Из чего состоит почва?

-Какие свойства почвы вам известны?

-А сейчас я предлагаю вам проверить себя.

-Молодцы! Вы хорошо потрудились на уроке. Понравилось вам быть учёными? Я благодарю всех за помощь!   На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Почва».

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок окружающего мира "Почва""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по маркетингу (тур. агенства)

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок  окружающего мира в 3 классе. 

Первый урок, который знакомит  учащихся с понятием “почва”, её свойствами и роли в экосистеме. Учащиеся  ставять перед собой  проблему, выдвигают гипотезу и находят её научное обоснование в практической деятельности и в разлипокачных источниках. Вся работа по выявлению нового проводится в группах.

"Опыт 1 группы

1. Возьмите стакан с водой. 2. Добавьте туда почвы. 3. Размешайте стеклянной палочкой. Подождите немного и посмотрите  на дно. Что вы наблюдаете?..."

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 866 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 247
    • DOCX 18.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Козлова Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Козлова Светлана Николаевна
    Козлова Светлана Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2442
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по литературному чтению у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 95 человек из 33 регионов

Мини-курс

Библиотечная трансформация: от классики до современности с акцентом на эффективное общение и организацию событий

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы решения нестандартных математических задач

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История архитектуры: от классицизма до конструктивизма

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов