Конспект
урока «Лес - природное сообщество».
Урок построен на
основе технологии развития критического мышления, включающий в себя три
основных этапа: стадию вызова, стадию осмысления, рефлексию.
Данная технология
располагает огромным количеством приёмов и методов работы с информацией.
На стадии вызова активизируются
имевшиеся ранее знания; пробуждается интерес к теме; осуществляется
личностно-ориентированный подход, каждый ученик работает в зоне ближайшего
развития; определяются цели изучения предстоящего учебного материала, появляется
внутренняя мотивация. Использованы следующие приёмы:
- «мозговой штурм»,
кластер (составление вопросов). Фронтальная и парная форма работы.
На стадия осмысления
происходит непосредственная, целенаправленная, осмысленная работа ученика с
текстом. Процесс чтения сопровождается действиями ученика (в данном случае
использовалось «чтение с разметкой - ИНСЕРТ»). Также ребята отвечали на
эвристические (Согласны ли вы с утверждением?), проблемно-поисковые (докажите,
выскажите предположения) и творческие вопросы.
На стадии рефлексии
ученик формирует личностное отношение к тексту; фиксирует его либо с помощью
собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит
активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых
знаний.
При работе на данном
этапе учащиеся вернулись к кластеру.
Здесь использовался
ещё один приём технологии под названием «синквейн» - особое пятистрочное стихотворение.
Цель: показать тесную
взаимосвязь живых организмов в экосистеме «лес».
Задачи:
1.
Формировать
умение устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
2.
Обучать
умению преобразовывать текст в графическую модель;
3.
Развивать
умение работать с информацией на основе смыслового чтения;
4.
Воспитывать
бережное отношение к окружающему миру, к природе родного края.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Учитель: посмотрите,
друг на друга, улыбнитесь друг другу, ведь все мы друзья нам друг без друга нельзя.
2. Стадия вызова.
Вопрос: Как обычно начинаются сказки?
Ответ: В некотором
царстве, в некотором государстве.
Учитель: Мы сегодня с вами
побываем в одном удивительном царстве, в каком попробуйте догадаться.
( включается
аудиозапись «звуки леса»)
Учитель.
О чем говорится в загадке? Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой.
Дети. О лесе.
У. Почему вы так думаете?(Выслушиваются
ответы детей).
— Мы живем в лесной зоне (показ на карте).
Лесная зона тянется широкой полосой от Балтийского
моря до берегов Тихого океана. Найдите и покажите на карте наш город. Какие леса
встречаются в Тюменской области? Д. Лиственные, хвойные, смешанные.
- Подумайте, о чём можно говорить на уроке, тема которого «Лес»? Через
минуту
поделитесь своими предположениями с соседом?
-
Назовите свои
идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) записываю на
доску, задавая при этом вопрос: - Вы согласны с этими идеями?
-
Схема –
кластер (на доске)
3. Стадия осмысления.
- Чтобы понять, как
связаны эти понятия друг с другом, предлагаю вам прочитать текст
(Приложение 1). По ходу чтения вам разрешается делать
пометы на полях:
V - уже
знал;
+ - новое;
- - думал иначе;
? - не понял, есть вопросы.
Ученики
читают текст, делают пометы. Затем идёт обсуждение прочитанного. Обращаемся к кластеру.
-
Какие новые
сведения вы для себя отметили?
-
Всё ли вам понятно?
Какие появились вопросы? (отправляю уч-ся к источникам).
Физминутка.
-Какой вопрос мы ещё не рассмотрели?
(работа по иллюстрации учебника с. 124-125)
4. Животные леса.
Разнообразен животный мир леса: здесь
можно встретить не только млекопитающих (волк, медведь, белка, лиса,
заяц и др.), но и птиц (дятел, иволга, кукушка, дрозд и т. д.), насекомых
(пчёлы, мухи, бабочки, жуки, стрекозы), пресмыкающихся (змеи), земноводных
(лягушки, жабы) и червей.
Но нужно помнить о том, что животных в
лесу меньше, чем растений. В лесу всё взаимосвязано и неразрывно.
- Как вы относитесь
к этому высказыванию? Согласны ли вы с утверждением? Составьте цепи питания, пользуясь
иллюстрацией.
3. Рефлексия.
-
Обратите внимание на нашу схему. Что в ней вы можете изменить? Чем
дополнить? (дополнение
кластера).
-
Что можно
сказать о лесе, глядя на схему? (Лес - это связь, сообщество).
-
На каком
основании мы делаем такой вывод?
-
Напишите,
пожалуйста, небольшое сочинение на тему «Что случится, если… нарушить
равновесие в лесу?»
5.
Домашнее
задание (на выбор).
1. Составить синквейн на тему «Лес».
2. Найти интересную информацию и
подготовить сообщение об обитателях леса.
Приложение 1.
1. Лесные этажи.
Лес
можно сравнить с лестницей: каждая ступенька - это этаж. Учёные называют эти
этажи ярусами и располагают их в порядке уменьшения. Самые верхние
ярусы образованы деревьями (ели, сосны, берёзы и т. д.). Ниже
расположен ярус кустарников (малина, смородина, калина и др.). Ещё
ниже - травы и маленькие кустарнички (черника, брусника, кислица,
ландыш и др.). Самый нижний ярус - мхи и лишайники. Деревья получают
много света. Другим растениям леса его требуется меньше, поэтому они могут
жить в тени деревьев.
К
ярусам не относятся молодые, подрастающие деревца и те лишайники, которые
поселяются на стволах деревьев.
2. Нужны ли лесу грибы?
Грибы
не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы
состоят из шляпки, ножки и грибницы (подземная часть гриба). Грибы очень нужны в
лесу: 1) нити грибницы
срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им
всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями; 2) ими
питаются многие животные (олени, белки, сороки, слизни, насекомые);
3)__некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся; 4)
грибы способствуют разложению растительных остатков (пней, упавших
стволов и сучьев, отмершей листвы) и тем самым поддерживают круговорот
веществ в лесу.
3. О лесной подстилке и микробах.
Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности
почвы лесную подстилку. Под действием живущих в ней микробов, насекомых.
Личинок она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется
перегноем. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой
листвы. А некоторым животным (ежам, божьим * коровкам, медведям,
разным жукам лесная подстилка помогает выжить зимой: служит дополнительной
защитой от холодов.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.