Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок окружающего мира "Лес-природное сообщество"

Урок окружающего мира "Лес-природное сообщество"

Скачать материал

Конспект  урока «Лес - природное сообщество».

 

 

Урок  построен на основе технологии развития критического мышления,  включающий в себя три основных этапа: стадию вызова, стадию осмысления, рефлексию.

Данная технология располагает огромным количеством приёмов и методов работы с информацией.

На стадии вызова активизируются  имевшиеся ранее  знания; пробуждается интерес к теме; осуществляется личностно-ориентированный подход,  каждый ученик работает в зоне ближайшего развития; определяются цели изучения  предстоящего учебного  материала, появляется внутренняя мотивация. Использованы следующие  приёмы:

- «мозговой штурм», кластер (составление вопросов). Фронтальная и парная форма работы.

На стадия осмысления происходит непосредственная, целенаправленная, осмысленная работа ученика с текстом. Процесс чтения сопровождается  действиями ученика (в данном случае использовалось «чтение с разметкой - ИНСЕРТ»). Также ребята отвечали на эвристические (Согласны ли вы с утверждением?), проблемно-поисковые (докажите, выскажите предположения) и творческие вопросы.

На стадии рефлексии ученик формирует личностное отношение к тексту; фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление  собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.

При работе на данном этапе учащиеся вернулись к кластеру.

Здесь использовался ещё один приём технологии под названием «синквейн» - особое пятистрочное стихотворение.

 

 

   Цель: показать тесную взаимосвязь живых организмов в экосистеме «лес».

Задачи:

1.      Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

2.      Обучать умению преобразовывать текст в графическую модель;

3.      Развивать умение работать с информацией на основе смыслового чтения;

4.      Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, к природе родного края.

Ход урока:

1.         Орг. момент.

Учитель: посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу, ведь все мы друзья нам друг без друга нельзя.

2.         Стадия вызова.

Вопрос: Как обычно начинаются сказки?

Ответ: В некотором царстве, в некотором государстве.

Учитель: Мы сегодня с вами побываем в одном удивительном царстве, в каком попробуйте догадаться.

( включается аудиозапись «звуки леса»)

Учитель. О чем говорится в загадке? Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню - земляникой,

Таню - костяникой,

Машеньку - орешком,

Петю - сыроежкой.

Дети. О лесе.

У. Почему вы так думаете?(Выслушиваются ответы детей).

— Мы живем в лесной зоне (показ на карте). Лесная зона тянется широкой полосой от Балтийского моря до берегов Тихого океана. Найдите и покажите на карте наш город. Какие леса встречаются в Тюменской области? Д. Лиственные, хвойные, смешанные.

 

-          Подумайте, о чём можно говорить на уроке, тема которого «Лес»? Через минуту
поделитесь своими предположениями с соседом?

-   Назовите свои идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) записываю на доску, задавая при этом вопрос: - Вы согласны с этими идеями?

-   Схема – кластер (на доске)

 

 

           3. Стадия осмысления.

- Чтобы понять, как связаны эти понятия друг с другом, предлагаю вам прочитать текст

(Приложение 1). По ходу чтения вам разрешается делать пометы на полях:

   V - уже знал;

+ - новое;

- - думал иначе;

? - не понял, есть вопросы.

Ученики читают текст, делают пометы. Затем идёт обсуждение прочитанного. Обращаемся к кластеру.

-  Какие новые сведения вы для себя отметили?

-  Всё ли вам понятно? Какие появились вопросы? (отправляю уч-ся к источникам).

Физминутка.

-Какой вопрос мы ещё не рассмотрели? (работа по иллюстрации учебника с. 124-125)

4. Животные леса.

Разнообразен животный мир леса: здесь можно встретить не только млекопитающих (волк, медведь, белка, лиса, заяц и др.), но и птиц (дятел, иволга, кукушка, дрозд и т. д.), насекомых (пчёлы, мухи, бабочки, жуки, стрекозы), пресмыкающихся (змеи), земноводных (лягушки, жабы) и червей.

Но нужно помнить о том, что животных в лесу меньше, чем растений. В лесу всё взаимосвязано и неразрывно.

- Как вы относитесь к этому высказыванию? Согласны ли вы с утверждением? Составьте цепи питания, пользуясь иллюстрацией.

     3. Рефлексия.

-  Обратите внимание на нашу схему. Что в ней вы можете изменить? Чем дополнить? (дополнение кластера).

-  Что можно сказать о лесе, глядя на схему? (Лес - это связь, сообщество).

-  На каком основании мы делаем такой вывод?

-  Напишите, пожалуйста, небольшое сочинение на тему «Что случится, если… нарушить равновесие в лесу?»

5.      Домашнее задание (на выбор).

1. Составить синквейн на тему «Лес».

2. Найти интересную информацию и подготовить сообщение об обитателях леса.

 

 

 

Приложение 1.

1.     Лесные этажи.

Лес можно сравнить с лестницей: каждая ступенька - это этаж. Учёные называют эти этажи ярусами и располагают их в порядке уменьшения. Самые верхние ярусы образованы деревьями (ели, сосны, берёзы и т. д.). Ниже расположен ярус кустарников (малина, смородина, калина и др.). Ещё ниже - травы и маленькие кустарнички (черника, брусника, кислица, ландыш и др.). Самый нижний ярус - мхи и лишайники. Деревья получают много света. Другим растениям леса его требуется меньше, поэтому они могут жить в тени деревьев.

К ярусам не относятся молодые, подрастающие деревца и те лишайники, которые поселяются на стволах деревьев.

2.    Нужны ли лесу грибы?

Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы состоят из шляпки, ножки и грибницы (подземная часть гриба). Грибы очень нужны в лесу: 1) нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями; 2) ими питаются многие животные (олени, белки, сороки, слизни, насекомые); 3)__некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся; 4) грибы способствуют разложению растительных остатков (пней, упавших стволов и сучьев, отмершей листвы) и тем самым поддерживают круговорот веществ в лесу.

3.    О лесной подстилке и микробах.

Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. Под действием живущих в ней микробов, насекомых. Личинок она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным (ежам, божьим * коровкам, медведям, разным жукам лесная подстилка помогает выжить зимой: служит дополнительной защитой от холодов.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок окружающего мира "Лес-природное сообщество""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок  построен на основе технологии развития критического мышления,  включающий в себя три основных этапа: стадию вызова, стадию осмысления, рефлексию.

Данная технология располагает огромным количеством приёмов и методов работы с информацией.

На стадии вызова активизируются  имевшиеся ранее  знания; пробуждается интерес к теме; осуществляется личностно-ориентированный подход,  каждый ученик работает в зоне ближайшего развития; определяются цели изучения  предстоящего учебного  материала, появляется внутренняя мотивация. Использованы следующие  приёмы:

- «мозговой штурм», кластер (составление вопросов). Фронтальная и парная форма работы.

На стадия осмысления происходит непосредственная, целенаправленная, осмысленная работа ученика с текстом. Процесс чтения сопровождается  действиями ученика (в данном случае использовалось «чтение с разметкой - ИНСЕРТ»). Также ребята отвечали на эвристические (Согласны ли вы с утверждением?), проблемно-поисковые (докажите, выскажите предположения) и творческие вопросы.

На стадии рефлексии ученик формирует личностное отношение к тексту; фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление  собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.

При работе на данном этапе учащиеся вернулись к кластеру.

 

Здесь использовался ещё один приём технологии под названием «синквейн» - особое пятистрочное стихотворение.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 106 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 413
    • DOCX 29.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Евграфова Любовь Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Евграфова Любовь Михайловна
    Евграфова Любовь Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 31197
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 254 человека из 50 регионов

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов

Курс повышения квалификации

Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Soft-skills современного педагога

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 18 регионов

Мини-курс

Современные информационные технологии и информационная безопасность

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая зрелость и стрессоустойчивость: основы развития личности и поддержки

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 98 человек из 43 регионов