Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок окружающего мира по теме: «Партизанская война против войск Наполеона»

Урок окружающего мира по теме: «Партизанская война против войск Наполеона»

Скачать материал

МБОУ «Бехтеевская средняя общеобразовательная школа Корочанского района  Белгородской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок по предмету:

«Окружающий мир»

4 класс

Тема: «Партизанская война против войск Наполеона»

                           

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                            Подготовила:

                                                                   Литвинова Татьяна Павловна,

                                                                    учитель начальных классов

                                                                 

 

 

 

 

 

 

2014 год

Слайд 1

Тема: «Партизанская война против войск Наполеона»

Проблема урока: «Найти ответ на вопрос: «Почему война 1812 года получила название Отечественная война?»

Слайд 2

Цели и задачи:

1. Познакомить с  ролью партизанского движения в годы войны 1812 года; основными этапами, героями;

2. Развивать речь, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

3. Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине, к её героям.

Оборудование:

·        Учебник «Окружающий мир 4 класс». Авторы Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. –М.: Вентана-Граф,  2004

·        Рабочая тетрадь № 2 к учебнику

·        Презентация.

·        Карта.

 

Ход урока:

 

1.     Оргмомент

На фоне музыки чтение отрывка:

Скажи-ка, дядя, ведь недаром,
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия,
Про день Бородина.

 

2.     Актуализация знаний. Введение в тему.

      - Сегодня на уроке мы продолжим историческое путешествие по нашей Родине.

- Чтобы узнать год нашего путешествия, надо решить математическую задачу:
“Этот год состоит из двух двузначных чисел; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе, меньше первого на 6 ”.
- Правильно, это 1812 год. Этот год был непростым для России. Что  вы знаете о нём?

- Почему войну с Наполеоном называют «Отечественной»?
Тема нашего урока « Партизанская война против войск Наполеона».

Слайд 3

- Прежде, чем мы начнём говорить об этой войне, нам нужно выяснить, что значит «Отечество»?  (выслушиваются ответы детей)

 - Вот как определяет это понятие С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова – авторы толкового словаря.

ОТЕЧЕСТВО – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

3.     Работа по теме урока.

- Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками-исследователями и поработать в клубе «Поиск истины» Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой войне. А так же в конце урока ответим на наш главный вопрос: «Почему войну 1812 года называют Отечественной?».  Для этого мы образуем группы. Каждая группа получит свое задание и подготовит выступление.

1 группа.

Проблема: «Исследовать причины отступления русских войск»

Инструкция:

1.                 Откройте текст учебника стр. 140

2.                 Используйте домашние заготовки.

3.                 Ответьте на вопросы:

а) В каком году началась война;

б) Между какими странами произошла война;

в) Кто первым начал войну и почему?

г) Кто возглавлял французскую армию?

д) Кто возглавил русскую армию?

е) Используя домашние заготовки, расскажите о великих полководцах России.

 

2 группа.

Проблема: «Главное сражение Отечественной войны 1812 года»

         Инструкция.

1.                 Откройте учебник на стр.139

2.                 Используйте домашние заготовки.

3.                 Ответьте на вопросы:

а) Какое главное сражение Отечественной войны 1812 года, где оно произошло, чем закончилось?

б)   В какой деревне Кутузов собирал генералов и что там было решено?

              в)  Герои Бородинской битвы

        

3 группа.

         Проблема: «Партизанское движение во время Отечественной войны 1812 года и окончание войны»

         Инструкция.

1.                 Откройте учебник на стр. 141-142

2.                 Используйте домашние заготовки.

3.                 Ответьте на вопросы:

а) Кто такие партизаны?

б) Кто возглавил партизанское движение?

в) Изгнание французской армии за пределы России.

в) Отметьте на карте путь наступления русской армии и путь отступления и бегства наполеоновской армии.

 

4 группа.

         Проблема: «Памятники  в честь победы в войне 1812 года».

         Инструкции:

1.                 Откройте учебник стр.142.

2.                 Используйте домашние заготовки.

3.                 Ответьте на вопросы:

а) Какие памятники были возведены в память о победе в Отечественной войне 1812 года?

б) Что они символизируют?

        

4. Изучение нового материала. Исследование учащихся.

 

1 группа  «Исследовать причины отступления русских войск»

- Давайте заслушаем историков 1 группы

- Ответы на вопросы-задания

- Великие полководцы России. (Сообщения)

- Ум М. И. Кутузова, его чувство предвидения, талант полководца очень помогли русской армии в борьбе с Наполеоном.

Как дальше развивались события, давайте обратимся к нашим историкам 2 группы.

 

2 группа. «Главное сражение Отечественной войны 1812 года»

- После назначения Кутузова главнокомандующим он выбрал место для генерального сражения у села Бородино в 124  км  от Москвы.

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки
Французы тут как тут.  

 Это сражение получило название «Бородинское».  

 

-  Главной задачей Бородинского сражения для М.И. Кутузова было перекрыть
обе дороги на Москву.                                                            

   Соотношение сил  было следующим:                                                                    

  - у французов – 130 000 солдат и 587 орудий;                                                     

  - у русских – 120 000 солдат и 640 орудий

- 26 августа (7 сентября) 1812 года в 5 часов 30 минут утра  грянул бой.                                                                                                                 Это было величайшее сражение, каких еще не знала Европа. Это сражение продолжалось 15 часов.  Обе стороны сражались отчаянно, стояли насмерть. Бородинское поле было усеяно телами убитых французов и русских. Это было очень страшное сражение. Горы трупов людей и  лошадей в несколько слоёв устилали овраги. Мужеству русских не было предела.  Ужасная была  картина, где находилась деревня Семеновское. Там сражение кипело как в котле.

Вам не видать таких сражений,
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел. 

 И после  ожесточенных боёв французы отступили, но не считали себя побеждёнными. Бородинское сражение не выиграл никто.                                                                                                        

- Узнав о больших потерях (около 60 тысяч убитыми), Наполеон приказал прекратить сражение и отвести войска. Кутузов остался доволен исходом боя. Наполеон не сумел прорвать оборону русских.  В Бородинской битве русские войска понесли огромные потери (свыше 40 тысяч убитыми). Была уничтожена половина армии. Французы тоже не досчитались многих тысяч солдат и офицеров, но у Наполеона ещё оставались резервные войска. Кутузов понимал, что, продолжая сопротивляться французам, он может потерять всю армию. Продолжать бой было очень рискованно. Кутузов отдал приказ: оставить Бородино и отвести войска к Москве. 
Один из дней воинской славы России установлен в честь Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией.

8 сентября - День воинской славы России - День Бородинского сражения

       -  После Бородинского сражения Кутузов собрал всех военачальников в деревне Фили в крестьянской избе на совет. Совет должен был решить давать ли ещё одно сражение Наполеону или отступить на Москву. Кутузов понимал, что Силы противника ещё велики, да ещё в распоряжении Наполеона были резервные войска, не участвовавшие в Бородинской битве. Если дать ещё один бой, то можно потерять армию. Кутузов сказал: “Доколе будет существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор сохраним надежду благополучно довершить войну, но когда уничтожится армия, погибнут Москва и Россия”. Кутузов приказал оставить Москву, объяснив это так: “Мы оставим Москву, но сохраним армию, а значит, и всю Россию».                                         

- На следующий день, 2 сентября, русские войска оставили Москву. “Глубокая печаль была на лицах воинов, и казалось, что каждый из них питал в сердце мщение за обиду, как бы лично ему причиненную”. (М.И. Кутузов). Вместе с армией население покидало город. Русская армия отступала по Рязанской дороге, а затем перешла на Калужскую дорогу и 21 сентября остановилась на берегу Нары, в селе Тарутине.

.  Сдача Москвы Наполеону.  

- А в это время Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе в ожидании депутатов от москвичей. Но как здесь не вспомнить известные строки А.С. Пушкина:

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

 

- Да, во всех завоёванных городах Наполеона встречали с почестями, преподносили ключи от города. Такого же приёма Наполеон ждал и от московских жителей. Московская депутация с ключами от города не пришла. Город был практически пуст. В различных частях города вспыхнули пожары. А вместо ключей Наполеон получил пустой город и страшные пожары в нём.

- Как себя чувствовал Наполеон в непокоренной Москве,  мы узнаем из сообщений наших историков.

       - После Бородина и гибели столицы стремление уничтожить захватчиков сделалось всенародным в полном смысле слова.

Давайте послушаем исследователей 3 группы.

 

3 группа. «Партизанское движение во время Отечественной войны 1812 года и окончание войны»

 

Слайд 4

- После московского пожара в Отечественной войне 1812 года произошёл крутой перелом. На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ.

Против армии Наполеона началась настоящая народная война. Крестьяне уходили в леса и формировали там партизанские отряды. В отряды приходили и помещики, чьи поместья разорили французы. Попавшие в плен русские солдаты бежали и тоже шли в партизанские отряды воевать с ненавистными французами. Вокруг Москвы действовали сотни отрядов партизан и ополченцев. Они изматывали французскую армию мелкими атаками и стычками. Жители русских городов собирали средства на поддержание русской армии и ополченцев.

 Кутузов говорил: «Партизаны мои наводили страх и ужас на неприятеля…»
Партизанские отряды действовали в сложных условиях. Нередко гусарам приходилось переодеваться в мужицкие кафтаны и отращивать бороды.
Чаще всего партизанские отряды устраивали засады и нападали на транспорт противника в пути, захватывали курьеров, освобождали русских пленных
Партизанские отряды не стояли на одном месте, они постоянно находились в движении, причем никто, кроме командира, заранее не знал, когда и куда направится отряд. Действия партизан были внезапны и стремительны. Налететь, как снег на голову, и быстро скрыться стало основным правилом партизан.

Кутузов понял, какую огромную пользу приносит русской армии развернувшаяся партизанская война. Он стал использовать партизанские методы нападения на французов. Кутузов приказал сформировать несколько конных отрядов. Их задачей было неожиданно появляться в тылу врага и наносить ему удары с тыла. Эти действия в тылу врага получили названия рейды.

Кутузов приказал формировать партизанские отряды из солдат и крестьян. А чтобы они действовали согласованно с русской армией, во главе рядов ставил офицеров. Первый такой отряд возглавил гусар Денис Васильевич Давыдов.

 

Сообщение о Д.Давыдове

Слайд 5-6

-Вот как писал о Денисе Давыдове Николай Зыков:

 Сквозь огни и дым пожара мчал врагам, с твоей толпой

 Вездесущ, как божья кара, страх нежданного удара

 И нещадный, дикий бой!

 

- Вместе с Кутузовым Денис Васильевич разработал план ведения партизанской войны против французской армии. Партизаны освободили десятки сел, деревень в Подмосковье и в Смоленской губернии. Рейды партизан в тылу врага нанесли огромный ущерб французам. Только за время пребывания в Москве в боях с партизанами Наполеон потерял почти 30 тысяч лучших солдат. Французская армия не могла более находиться в Москве. Она была измучена постоянными ударами партизан, голодом и наступившими холодами.

 

Слайд 7-8

Александр Никитич Сеславин

(1756—1816)

В начале Отечественной войны 1812 года был адъютантом генерала М. Б. Барклая-де-Толли. Александр Сеславин выказал особенную храбрость в битве при Бородине, а с началом партизанских действий получил в командование отдельный конный отряд. Позднее командовал Сумским гусарским полком, который в 1912 году к 100-летию Отечественной войны Указом Императора стал называться: «1-й гусарский Сумской генерала Сеславина полк».

Сеславин первый открыл выступление Наполеона из Москвы и движение его на Калужскую дорогу, благодаря чему российские войска успели преградить путь неприятелю у Малоярославца. Затем, неотступно следуя за французами, Сеславин доставлял о них главнокомандующему весьма важные сведения и наносил им всевозможный вред.

Слайд 9

Герасим Матвеевич Курин

Родился в 1777 году. Был предводителем крестьянского партизанского отряда, действовавшего во время Отечественной войны 1812 года в Вохонской волости (район нынешнего города Павловский Посад). Создал крестьянский отряд из 5300 пеших и 500 конных воинов в районе Богородска. В результате семи столкновений с наполеоновскими войсками Курин захватил в плен много французских солдат, 3 пушки. Благодаря историку Александру Михайловскому-Данилевскому к отряду Курина было привлечено широкое общественное внимание. За храбрость он был награждён Георгиевским крестом первого класса.

Г. М. Курин был в числе должностных лиц и наиболее уважаемых местных жителей, скрепивших своею подписью Акт об открытии Павловского Посада, образовавшегося из с. Павлова и смежных с ним четырёх деревень в 1844 году.

12 июня 1850 г. мещанин Герасим Матвеевич Курин в возрасте 73-х лет умер от старости и был похоронен на приходском кладбище.

Память о Курине

Слайд 10

Стулов  Егор Семенович

Когда французские части 3-его корпуса Великой армии маршала Нея в конце сентября заняли Богородск и стали высылать по окрестностям отряды для заготовки фуража и сьестных припасов, в селе Вохне (Павлово тож) собрался Волостной сход. На сходе было решено сформировать крестьянский отряд самообороны, возглавить который поручили Курину, в то время как Стулов возглавил импровизированную кавалерию отряда (около 500 человек). После этого Курин и Стулов отправились на поклон к командующему Владимирским ополчением князю Борису Голицыну, который поддержал инициативу крестьян и выделил им в поддержку отряд из двадцати казаков.

Во главе партизан и казаков Курин и Стулов имели семь столкновений с французами, отбивали захваченное французами продовольствие, захватывали пленных. Благодаря их действиям французские отряды не смогли проникнуть дальше на восток. За это Стулов был награждён Знаком отличия Военного ордена и введён в сословие Почётных граждан. Фактически, награда была очень скромной, любой офицер-дворянин мог рассчитывать на большее за гораздо меньшие заслуги, но такова была специфика сословного государства, каким была Российская Империя.

 

Слайд 11-12

Васили́са Ко́жина — участница Отечественной войны 1812 года

Крестьянка хутора Горшкова Сычёвского уезда Смоленской губернии, старостиха (жена старосты). Во время Отечественной войны 1812 года, помогая мужчинам, несколько раз участвовала в конвоировании захваченных ими пленных французов в город Сычёвка и однажды убила косой строптивого пленника. Заметка «Старостиха Василиса» появились в журнале «Сын Отечества» в 1812 г.: «Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели ещё несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: „Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!“ Один из пленных офицеров, раздражён будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался её. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мёртвый к ногам её, и она вскричала: „Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!“».

Слайд13

- Французы оставили Москву и двинулись обратно к реке Неман. Так народная война против Наполеона помогла сломить противника заставила его покинуть русскую землю.

 

Слайд 14

- Отступление французов было мучительным. Они жестоко голодали: в разоренных селах и деревнях не было ни куска хлеба. Партизаны громили обозы неприятеля с остатками продовольствия. Наступившая зима совершенно измучила французских солдат. У них не было теплого обмундирования  и обуви.  В разоренных избах французы находили кое-какую одежду. Все это надевали на себя. Чтобы согреть окоченевшие ноги, французские солдаты надевали крестьянские лапти, наматывали на ноги тряпки. Армия Наполеона превратилась в толпу оборванных бродяг.

Это было жалкое зрелище. Во французской армии начались болезни. Армия Кутузова все время шла рядом с французскими войсками. Но в решительный бой  с ними не вступала, а изматывала противника в небольших, но постоянных сражениях. Кутузов приказал не выпускать французов со старой Смоленской дороги и гнать их до самой границы. Русская армия тоже несла потери в боях с противником. Старый полководец Михаил Илларионович Кутузов ни на минуту не покидал своих солдат. Он  вместе с ними переносил все тяготы военного похода. Наконец армия Наполеона добралась до Смоленска. В разоренном городе французы смогли пробыть всего четыре дня. Надежды Наполеона пополнить в Смоленске запасы продовольствия не оправдались. Французская армия продолжила отступление. Вскоре русская армия взяла город Вязьму.

Около реки Березины армия Кутузова догнала французов и окончательно их разгромила. Наполеон чуть сам не попал в плен. Чудом ему удалось спастись. На другом берегу Березины «непобедимый» французский император бросил свою армию и бежал во Францию.

         Лишь жалкие остатки французской армии добрались до Немана и покинули территорию России. Кутузов сообщил императору Александру I:  «Неприятель полностью истреблен. Война закончена». Так в декабре 1812 года закончилась Отечественная война русского народа против армии Наполеона. Недолгое пребывание оккупантов во второй столице Российской империи закончилось.

  25 декабря было объявлено об окончании Отечественной войны.

 

Слайд 15

- Отечественная война принесла немало горя и страданий россиянам. Многие города были разрушены и сожжены. Но общая беда сплотила людей. Они все вместе поднялись на борьбу с захватчиками. Благодаря мужеству и героизму русских людей, отваге и выносливости солдат и офицеров, военному таланту полководца М.И. Кутузова над армией Наполеона была одержана великая победа.

- Давайте вспомним основные события, которые были освещены на уроке, просмотрев видеофильм об Отечественной войне 1812 года. (просмотр видеофильма)

- Откройте  рабочие тетради на стр. 39

- Выполните самостоятельно задание 85 (вставь в текст пропущенные слова)

- Проверка (устная)

Подвиги и беспримерное мужество защитников Отечества в дни войны 1812 года никогда не будут забыты потомками.

Давайте предоставим слово исследователям 4 группы.

4 группа. «Памятники в честь победы в войне 1812 года».

Слайд  16-25

Благодарные потомки хранят память о событиях Отечественной войны 1812 года

Памятник М.И. Кутузову и славным сынам русского народа. Поставлен в 1973 г., в год 160-летия кончины главнокомандующего, перед музеем-панорамой "Бородинская битва" (скульптор Н.В. Томский).

В тех местах, где проходили сражения русской армии, поставлены памятники погибшим. На Бородинском поле поставлены несколько десятков памятников погибшим воинам. Памятники воздвигнуты на средства родственников, друзей и благодарных россиян. В центре Бородинского поля возвышается огромная колонна. Это главный памятник русским солдатам.

В небольшом доме рядом с Бородинским полем расположился музей. Здесь хранятся орудия поля боя, ружья, сабли, полковые знамена. Под этими знаменам русские полки шли в атаку на неприятеля. С ними в руках русские солдаты истекали кровью и умирали, но врагу не сдавались. Хранятся в музее и некоторые личные вещи защитников Отечества: мундиры, письма, табакерки, курительные трубки. На том месте, где вовремя Бородинского сражения были построены земляные укрепления, стоит сегодня женский монастырь.

Бородинский мост. Сооружен в 1912 г. через реку Москву и соединяет Смоленскую и Б. Дорогомиловскую улицы.

Слайд 19-20

Панорама "Бородинская битва". Сооружена Францем Алексеевичем Рубо и открыта в 1912 г. в специально построенном павильоне на Чистых прудах в Москве. В 1918 г. она была демонтирована и после длительной реставрации вновь открыта для всеобщего обозрения к 150-летию битвы в 1962 г. в здании музея-панорамы на Кутузовском проспекте.

Слайд 21-22

Триумфальная арка. Была построена в 1829–1834 гг. (восстановлена в 1968 г.) по проекту архитектора О.И. Бове. Она повторяла триумфальные постройки Древнего Рима, возводилась из кирпича и была облицована белым известняком. Арку высотой 28 м венчает колесница, запряженная шестеркой лошадей, которой правит крылатая Богиня Победы.

Слайд 23

Храм Христа Спасителя. В самом центре Москвы на народные пожертвования был воздвигнут этот огромный и величественный памятник героям 1812 года. Лучшие живописцы Отечества трудились над украшением храма. Внутри на мраморных досках были начертаны названия всех полков, участвовавших в освободительной войне, и имена особо отличившихся офицеров и солдат. Золотой купол храма был виден за 30 верст от Москвы.

Слайд 24

Московский Манеж. Был построен в честь 5-й годовщины победы над Наполеоном для проведения парадов, смотров войск, строевых занятий и верховой езды. Сейчас это Выставочный зал.

Александровский сад. Назван в честь Александра I. Был открыт после Великого пожара 1812 г. Здесь протекала небольшая речка Неглинка, которую решили заключить в кирпичную трубу и в 1820 г. устроить сад, ставший местом памяти. Сюда к Вечному огню москвичи и гости столицы постоянно приносят цветы. Кутузовская изба. Стоит в месте, где в начале XIX в. действительно находился дом главнокомандующего русской армией Михаила Кутузова. Это был первый музей Отечественной войны 1812 года.

 

Слайд 25

Казанский собор, памятник М. Кутузову и гробница

        

- Два века отделяет нашу современность от великой победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, но это нисколько не умаляет ее огромного значения для истории России. Борьба с иноземными захватчиками пробудила тогда в народе высокие чувства любви к Родине, истинного патриотизма, гордости и чести, народного единения. У войны нет срока давности, нет цены. Подвиг русских солдат бессмертен. В этом году мы отмечаем 200-летие победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Слайд 26

- Давайте ответим на главный вопрос нашего урока: «Почему войну 1812 года называют Отечественной?» (Наполеон Бонапарт был уверен в скорой победе.  Однако здесь он встретил отчаянное сопротивление всего народа. Война 1812 года после того, как на защиту родины встал весь народ, превратилась в войну Отечественную. Поэтому войну 1812 года называют Отечественной.)

 

5.Закрепление изученного.

-  Давайте подведем итоги. Я предлагаю это сделать в виде «блиц опроса».

Слайд 27.

 

1. В каком году началась Отечественная война?

2. Какая страна напала на Россию?

3. Почему Наполеон нападал на разные страны?

4. Около какого города происходила Бородинская битва?

5. Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками?

6. Где происходило Бородинское сражение?

7. Почему русские военные решили оставить Москву?

8. Что происходило в Москве, когда туда вошли французы?

9. Кто был командиром одного из партизанских отрядов русской армии?

10. Какой памятник был сооружён в Москве в честь победы в Отечественной войне?

 

6. Итог урока.

- О каком историческом событии мы сегодня говорили?

Слайд 27.

-   Мне хотелось бы закончить урок словами  М. Алексеева:

«Грядущие поколения не простили бы нам, если бы мы забыли о подвигах великих предков, равно как и мы не простили бы им, если бы они предали забвению дела и подвиги наши, наших героев. Без патриотизма, без горячей любви к своей отечественной колыбели, земле предков, к традициям не родится и чувство единения со всем человечеством – чувство толерантности».

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.      Детская энциклопедия  Москва «Просвещение» 2007г.

2.     Михайловский-Данилевский А.И. Отечественная война 1812 года. Воспоминания современников. – М., 2004.

3.     1812 год. Бородинская панорама. – М., 1982 (1989).

4.     Фролов Б.П. «Да, были люди в наше время…» - М., 2005.

5.     Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. – М., 2004.

6.     Полководцы России. – М., 2005.




Интернет –ресурсы:

1.                 http://www.museum.ru./1812/ (сайт об Отечественной войне 1812 года, содержит ссылки на источники, научную и художественную литературу)

2.                 http://www.imda.ru (официальный сайт Военно-исторической ассоциации)

3.                 http://borodino.ru (сайт музея-заповедника «Бородино»)

4.                 http://genstab.ru (официальный сайт журнала «Сержант», посвящённого военно-исторической реконструкции)

5.                 http://tellur.ru (сайт российского электронного журнала «Мир истории)

6.                 hero-1812.narod.ru

7.                 voina1812.narod.ru/2.html

8.                 images.yandex.ru

 



 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок окружающего мира по теме: «Партизанская война против войск Наполеона»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Микробиолог

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Проблема урока: Найти ответ на вопрос: "Почему война 1812 года получила название Отечественная война?"  На уроке используется  работа в группах по исследованию дополнительных материалов из различных источников о партизанской войне 1812 года: о героях войны, об исторических памятниках, причинах поражения Наполеона, о главном сражении на Бородинском поле. Материалы к уроку были подготовлены учащимися. Урок сопровождается красочной презентацией с портретами героев партизанского движения, картинами сражений и  фотографиями исторических  памятников.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 729 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 511
    • DOCX 55.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Литвинова Татьяна Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Литвинова Татьяна Павловна
    Литвинова Татьяна Павловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 31762
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 267 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 589 человек

Курс повышения квалификации

Развитие творческих способностей для дошкольников и младших школьников

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 682 человека

Мини-курс

Архитектурное творчество для подростков (обучение детей от 12 лет и старше)

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Здоровые взаимоотношения: адаптация и развитие ребенка через привязанность и игрушки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек

Мини-курс

Налогообложение и компенсация потерь: предотвращение ошибок и снижение рисков

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе