Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная
общеобразовательная школа №6»
Урок окружающего мира: «Откуда
берётся снег и лёд»
Подготовила
учитель начальных классов:
Стрельникова
Валентина Николаевна
2013
год
Тип урока:
ознакомление с новым материалом, урок-исследование.
Цели урока
1.
Познакомить детей со свойствами снега и льда.
2.Обобщить,
систематизировать знания о зиме, её характерных признаках, явлениях
природы.
3.Развивать
словарный запас, логическое мышление, внимание.
4.Развивать
интерес к познанию окружающего мира.
5.Воспитывать
любовь к природе, аккуратность.
Задачи урока:
- повторить, обобщить,
систематизировать знания о времени года - зима;
- проверить уровень усвоения
темы через мини тестирование;
- формировать и развивать
познавательные интересы о свойствах предметов, которые нас окружают;
- воспитывать умение работать в
парах;
Планируемые
достижения учащихся:
Усвоить, что снег и лед – это
замерзшая вода.
Оборудование
для учащихся:
- для каждой пары учеников
стаканчик со снегом и стаканчик со льдом для исследования;
- учебное пособие А. А.
Плешакова “Мир вокруг нас”.
для учителя:
- мультимедийный проектор и
экран;
Ход урока
I. Организационный
момент. Начинается
урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать!
-Поднимите
руку, кто знает, как зовут этого любознательного муравья. (Вопросик)
-За
что его назвали Вопросиком? (Задаёт вопросы)
-С
утра до вечера, а иногда и ночью он спрашивает обо всём на свете.
-А
кто отвечает на его вопросы? (Мудрая Черепаха)
-Муравьишка и
сегодня пришёл к нам с вопросами.
-Ребята посмотрите внимательно на
картинку. Скажите, какое время года на ней изображено? По каким признакам вы
определили, что на рисунке изображена зима? А как вы думаете, откуда
появились снег и лед?
II. Актуализация
знаний.
Закружили метели, песни вьюга поет.
До весенней капели вся природа заснёт.
Холод, песни метели и дорога пуста…
И закованы реки в прочный панцирь из льда.
- О каком времени года это
стихотворение? (О зиме). Зима она какая? Назовите, пожалуйста, зимние месяцы.
Какой месяц заканчивает год? А какой месяц год начинает?
2. Повторение.
- Сегодня мы продолжим говорить о
зиме, о зимних явлениях в природе, о признаках зимы.
III. Подготовка к
восприятию новой темы.
- Мы сегодня говорим о зиме.
Послушайте загадки. Отгадав их, вы поймете, какая тема нашего сегодняшнего
урока.
Загадки
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь его в окно. (Лед)
Всю зиму смирно лежит,
А потом убежит. (Снег)
- Как вы думаете, какая тема нашего
урока? (Лед и снег).
IV. Сообщение темы
урока.
- Тема нашего сегодняшнего урока
“Откуда берутся снег и лед?”.
- По вашему мнению, что такое лед?
А что такое снег? (Выслушиваются мнения детей).
V. Работа над
новым материалом.
- Сегодня у нас урок не простой. На
уроке, как настоящие ученые, мы будем заниматься исследовательской работой.
Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного.
Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия.
Мотивация.
Вот и мы с вами проведём опыт, но
чтобы сделать научные открытия, нужно быть очень наблюдательным.
VI.
Физкультминутка.
Солнце небо греет слабо.
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
VII.
Продолжение работы над новым материалом.
Формирование знаний о свойствах
снежинки.
- Ребята, кто с нами сейчас
отдыхал? Кого мы видели на экране? Где живет пингвин? А где живут белые
медведи? В чем особенность Арктики и Антарктики?
- Как вы думаете, где образуется
снег? (Рассуждения детей).
- Послушайте загадку, о чем она?
Дом её на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка, шестигранная
(…?)
Раньше думали, что снег-это
замерзшие капельки воды. Только недавно была разгадана тайна снежинок. Снег
никогда не родится из капелек воды.
Водяные пары поднимаются
высоко-высоко в небо, где очень холодно и сразу же, из водяных паров, образуются
крошечные льдинки-кристаллики. Но это ещё не снежинки. Кристаллик постоянно
растёт, развивается, и, наконец, превращается в удивительно красивую звёздочку,
у которой шесть хрупких, нежных лучиков. Нет ни одной снежинки, которая была бы
похожа одна на другую.
- Рассмотрите снежинки.
(Предлагается фото снежинок в увеличенном виде). Сколько лучей имеет каждая из
них?
Какую форму имеет снежинка? Все ли снежинки
одинаковые?
О какой тайне снежинок мы сегодня
узнали?
Формирование знаний о свойствах
снега.
Работа в парах.
Исследовательская работа. (Во время
проведения работы дети постоянно советуются друг с другом. На доске
слова-помощники: хрупкий, бесцветный, прозрачный, тают, вода.
В стакане – снег. Какого он цвета?
(Белый).Почему снег белый? Как вы думаете? (Рассуждения детей)
- Причина того, что снег белый
состоит в том, что каждая снежинка состоит из большого количества ледяных
кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение света от граней этих
кристалликов и делает снег белым.
- Посмотрите сквозь стакан. Можно
ли что-нибудь увидеть? Какой вывод мы делаем? (Снег непрозрачный).
- Потрогайте карандашом снег. Какой
он? (Рыхлый).
- Посмотрите, пожалуйста, что
сейчас происходит со снегом? (Он тает и превращается в воду)
- Молодцы! Вы отлично справляетесь
с работой! Свойства снега мы выяснили. Теперь будем выяснять свойства льда.
Формирование знаний о свойствах
льда .
- Подвиньте стаканчик со льдом к
себе поближе. Какого цвета лед? Лёд не имеет цвета, т.е. бесцветный.
- Посмотрите, ребята, что
происходит со льдом. (Он тает, превращается в воду).
Вывод: лёд- это вода только в
твердом состоянии.
VIII.
Закрепление изученного в сравнении
Учебник стр. 46-47.
- А теперь давайте еще раз
повторим, что мы узнали про снег и лед на нашем уроке. Откройте учебники на
стр. 46.
IX.
Работа в тетради.
-
На стр.20, задание 1 в тетради в два столбика записаны свойства льда и снега.
Нужно определить какие из них принадлежат льду, а какие снегу.
В
задании 2 дорисовать вторую половинку звездочки.
X.
Рефлексия.
-
У вас на партах лежат круги. Изобразите на них своё настроение. А теперь каждый
кружочек прикрепим на
доску. Вот с
каким настроением мы заканчиваем наш урок. Я думаю, что радость, доброта и
улыбка всегда помогут человеку.
Ты
улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя
поутру из ворот.
Понимаешь,
у каждого в жизни
Предостаточно
бед и забот.
Разве
любы нам хмурые лица
Или
чья-то сердитая речь?
Ты
улыбкой сумей поделиться
И
ответную искру зажечь.
XI.
Подведение итогов.
-
Что нового для себя вы сегодня узнали?
-
О чём сможете рассказать дома родителям?
- Молодцы! Все сегодня отлично
поработали. Кем мы с вами были на уроке? Скажите, пожалуйста, что вас сегодня
удивило на уроке? Над чем мы работали? Давайте вспомним свойства льда и снега.
- Спасибо за хорошую работу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.