Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок окружающего мира на тему

урок окружающего мира на тему

Скачать материал

Тема урока: Что такое глобус?

Тип урока : урок открытия новых знаний.        

Цель урока: развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу.

Задачи урока:

Предметные:

-познакомить учащихся  с понятием глобуса и карты полушарий;

-формировать понимание того. что глобус – это модель Земли;

-развивать представление о том, как происходили накопление, обобщение, фиксация географических знаний в истории человечества;

-ознакомить детей с расположением географических объектов на глобусе и карте полушарий;

Личностные:

-создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных нормах  морального поведения;

-понимание причин успеха в учёбе, понимание предложений и оценок учителя, одноклассников.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий;

-принимать роль в учебном сотрудничестве;

-выполнять учебные действия в устной , письменной речи и во внутреннем плане;

Познавательные :

-анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в группе, паре);

-строить сообщения в устной форме,  уметь находить ответ на заданный вопрос;

Коммуникативные:

-использовать адекватные речевые средства  в диалоге с учителем ,одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию;

-формулировать собственное мнение;

-учить навыкам взаимодействия в паре, группе;

-уметь осуществлять самоконтроль;

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, работа в парах, группах

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый.

Оборудование: глобус ,карта полушарий, интерактивная доска, презентация, муз. Композиция группы «Земляне», музыкальная композиция группы «ППК», цветная бумага, тесты, модель  машинки, самолёта, вертолёта.

 

                                                       Ход урока.

1.     Организационный момент.

- Ребята,  у нас сегодня необычный урок, урок – путешествие. А мы, необычные путешественники , мы – астронавты. Может кто-то знает, кто такие астронавты? ( Люди ,которые изучают космическое пространство) Итак, в путь.  ( звучит космическая музыка)

2. Повторение пройденного.

-Внимание, наш экипаж сбился с курса. В иллюминаторе неизвестное расположение планет. Давайте разберёмся и внесём название планет на нашу карту- схему (слайд  с изображением Солнечной системы без названия планет). Дети называют планеты по порядку  у доски.

Проблемная ситуация.

-Выбираем маршрут. Куда же мы полетим? Давайте полетим на Плутон. (ответ детей в группе « Нет. Плутон находится далеко от Солнца и , поэтому там очень холодно и темно)

-Хорошо, тогда полетим на Меркурий. (Ответ .Нет. Меркурий находится очень близко к Солнцу и , поэтому там очень жарко)

-Тогда. на Сатурн, там, наверное , ни холодно, ни жарко. ( Ответ. Нет. Сатурн окружён кольцами из камней и глыб , наш корабль разобьётся).

-А куда же мы полетим? ( Ответ .На Землю).

- Почему?  ( Ответ. На Земле - самые благоприятные условия для жизни).

-Итак ,летим на Землю!

3.Изучение новой темы.

- Мы приземлились на чудесной планете  Земля и переносимся в наши  научные лаборатории, их у нас целых три. В каждой будет работать своя группа учёных.

А) Формирование понятий «модель», «глобус».

- Как назвать одним словом предметы, лежащие на моём столе?

(лежат игрушки: самолёт, вертолёт, машинка)

-На что похожи эти игрушки? (Ответ.  На  машину, самолёт и вертолёт)

-Чем  они похожи  на настоящие   предметы?  ( Ответ.  Похожи формой)      

-Чем они отличаются от настоящих предметов? (Ответ. Размером).

- Как моно назвать эти предметы одним словом? ( Ответ .Модель).

-Как вы понимаете слово «модель»?

-Модель – это уменьшенное изображение предмета.

-Как называется предмет, который стоит у вас на партах? (Ответ. Глобус).

-Что такое  глобус? (Ответ. Глобус- это модель Земли. )

-Какую форму имеет глобус? ( Ответ. Глобус имеет форму шара). Как вы думаете .почему? Глобус -лат.слово, оно означает шар.

-Давайте запишем значение слова глобус  в наши листы исследований.

- А вот как выглядел первый глобус , расскажут нам девочки. (Рассказ и показ слайдов подготовленными учениками).

– Один из первых глобусов был создан греческим ученым Кратесом во II веке до н. э. Сам глобус не сохранился, но остался только рисунок, на котором даже не все обозначены материки. И это естественно. Мир, который знал древний человек, был очень мал.

Самый древний глобус, который дошел до нас, был создан в 1492 году немецким ученым М. Бехаймом. Сделан он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира.

– Какие глобусы бывают?

– Глобусы-сувениры, которые украшены золотом, серебром, драгоценными металлами.

– Глобус звездного неба. На нем изображены созвездия, Млечный Путь.

– Глобус стран мира.

– Глобусы с неровной поверхностью: все горы, все возвышенности на них выпуклые.

– Как устроен глобус?

– Когда мы смотрим на него, то превращаемся в космонавтов, которые смотрят на нашу планету из космоса. Что сразу бросается в глаза? (Глобус немного наклонен.)

– Почему глобус наклонили? (В таком положении Земля летит по орбите вокруг Солнца.)

– Что это за стержень торчит на Северном полюсе? (Стержень воспроизводит земную ось, вокруг которой вращается Земля.)

– Можно потрогать или увидеть земную ось? (На самой Земле никаких видимых полюсов-точек нет, и нельзя увидеть и пощупать земную ось. Их можно только вычислить математически.)

что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси?

– Посредине глобус пересекает горизонтальная синяя линия. Она называется экватором. Зачем нужен экватор?

Экватор делит Землю на Северное и Южное полушария. Покажите их на глобусе.

– Помните, что на Земле в природе такой линии нет. Ее вычислили математически.

 

 

4.Работа в  парах, группах.

-Сегодня на уроке вам предстоит изучить глобус, как когда –то ученые исследовали нашу Землю.

Задание для первой группы.  Найдите на глобусе океаны. Запишите их названия  на ваших лабораторных листах.

1._________________________________________________________________________ 2._________________________________________________________________________

3_________________________________________________________________________

4._________________________________________________________________________

Как называются одним словом все океаны мира? Запишите____________________________________________

Задание для второй группы.

1.     Определите самый большой материк. Запишите его название._____________________________________________________________

2.     Определите самый маленький материк. Запишите его название._____________________________________________________________

3.     Определите саамы большой океан. Запишите его название.___________________

4.     Определите самый маленький океан. Запишите его название._____________________________________________________________

5.     Определите самый холодный материк Земли. Запишите его название._____________________________________________________________

Задание для третьей группы.    

Запишите ,каким цветом на глобусе обозначены:

1Моря и океаны__________________________________________________________________

2.Горы__________________________________________________________________

3.Пустыни______________________________________________________________

4.Леса и степи___________________________________________________________________5.Как вы думаете ,отчего зависит  цвет воды  на глобусе ? ___________________________________________________________________

6 Как вы думаете ,отчего зависит  цвет гор на глобусе ? ________________________________________________________________

 По завершению задания ,выступает 1 представитель от группы, который показывает на карте ответы на свои задания.

5.Продолжение изучения новой темы.

- Ребята, скажите, удобно ли работать с глобусом? Вся ли поверхность  Земли видна? (Ответ. Работать с глобусом не всегда удобно. Видна только та часть поверхности земного шара, которая обращена к нам),

- Учёные условно разрезали глобус и перенесли на карту. Получилась карта полушарий с Западным и Восточным полушарием. На ней можно увидеть поверхность всего земного шара.

-Рассмотрите карту полушарий и скажите, что вы на ней видите?( Ответ. Огромные участки суши  и воды).

                                                               физминутка

6.Практическая работа в группах.

а)-А сейчас , ребята, вы будете работать в своих лабораториях. Первая группа будет делать  глобус из бумаги. Вторая группа поработает с  картой полушарий, разбейтесь на пары ,1 человек работает с картой Западного полушария,2 с картой Восточного полушария, нанесите на карту названия материков и океанов. Третья группа работает с глобусом, ваша задача, вырезать из бумаги контуры материков и  наклеить их на глобус.

б)Выступление детей.          

 

7.Итог урока.           

Учитель.

- Ну и теперь нам осталось подвести итог нашего исследования. И мне никак не обойтись без вашей помощи. Игра "Гонка за лидером" начинается! Учитель в быстром темпе читает предложения, дети каждой группы подбирают и показывают подходящие по смыслу слова: ГЛОБУС, ШАР, ВОДА, СУША,СНЕГ,ПЯТЬ,ШЕСТЬ,БЕРЕЧЬ. 
Модель Земли - ... . 
Это слово в переводе с латинского означает - ... . 
На глобусе синим цветом обозначена - ... , 
коричневым, желтым, зеленым - .
На земном шаре океанов - ... , 
материков

- Планета Земля наш общий дом и её надо - ... !

-Как называется модель Земли?

Чтение учеником стихотворения Е.Шкловского "Ты береги нас". 
  
Смотрю на глобус – шар земной. 
И вдруг вздохнул он, как живой. 
И шепчут мне материки: 
"Ты береги нас, береги!" 
В тревоге рощи и леса. 
Роса на травах, как слеза. 
И тихо просят родники: 
"Ты береги нас, береги!" 
Остановил олень свой бег: 
"Будь Человеком, человек. 
В тебя мы верим – не солги, 
Ты береги нас, береги!". 
Грустит глубокая река, 
Свои, теряя берега. 
И слышу голос я реки: 
"Ты береги нас, береги!" 
Смотрю на глобус – шар земной, 
Такой прекрасный и родной. 
И шепчут губы: "Не солгу. 
Я сберегу вас, сберегу!"
 

8.Рефлексия.

-Что сегодня нового вы узнали для себя?

-Оцените , пожалуйста, свою работу и работу группы на сегодняшнем уроке. Прикрепит кружок нужного цвета на наше чудо-дерево.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок окружающего мира на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по продажам

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: Что такое глобус?

Тип урока : урок открытия новых знаний.     

Цель урока: развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу.

Задачи урока:

Предметные:

-познакомить учащихся  с понятием глобуса и карты полушарий;

-формировать понимание того. что глобус – это модель Земли;

-развивать представление о том, как происходили накопление, обобщение, фиксация географических знаний в истории человечества;

-ознакомить детей с расположением географических объектов на глобусе и карте полушарий;

Личностные:

-создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных нормах  морального поведения;

-понимание причин успеха в учёбе, понимание предложений и оценок учителя, одноклассников.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий;

-принимать роль в учебном сотрудничестве;

-выполнять учебные действия в устной , письменной речи и во внутреннем плане;

Познавательные :

-анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в группе, паре);

-строить сообщения в устной форме,  уметь находить ответ на заданный вопрос;

Коммуникативные:

-использовать адекватные речевые средства  в диалоге с учителем ,одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию;

-формулировать собственное мнение;

-учить навыкам взаимодействия в паре, группе;

-уметь осуществлять самоконтроль;

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, работа в парах, группах

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый.

Оборудование: глобус ,карта полушарий, интерактивная доска, презентация, муз. Композиция группы «Земляне», музыкальная композиция группы «ППК», цветная бумага, тесты, модель  машинки, самолёта, вертолёта.

 

                                                       Ход урока.

1.     Организационный момент.

- Ребята,  у нас сегодня необычный урок, урок – путешествие. А мы, необычные путешественники , мы – астронавты. Может кто-то знает, кто такие астронавты? ( Люди ,которые изучают космическое пространство) Итак, в путь.  ( звучит космическая музыка)

2. Повторение пройденного.

-Внимание, наш экипаж сбился с курса. В иллюминаторе неизвестное расположение планет. Давайте разберёмся и внесём название планет на нашу карту- схему (слайд  с изображением Солнечной системы без названия планет). Дети называют планеты по порядку  у доски.

Проблемная ситуация.

-Выбираем маршрут. Куда же мы полетим? Давайте полетим на Плутон. (ответ детей в группе « Нет. Плутон находится далеко от Солнца и , поэтому там очень холодно и темно)

-Хорошо, тогда полетим на Меркурий. (Ответ .Нет. Меркурий находится очень близко к Солнцу и , поэтому там очень жарко)

-Тогда. на Сатурн, там, наверное , ни холодно, ни жарко. ( Ответ. Нет. Сатурн окружён кольцами из камней и глыб , наш корабль разобьётся).

-А куда же мы полетим? ( Ответ .На Землю).

- Почему?  ( Ответ. На Земле - самые благоприятные условия для жизни).

-Итак ,летим на Землю!

3.Изучение новой темы.

- Мы приземлились на чудесной планете  Земля и переносимся в наши  научные лаборатории, их у нас целых три. В каждой будет работать своя группа учёных.

А) Формирование понятий «модель», «глобус».

- Как назвать одним словом предметы, лежащие на моём столе?

(лежат игрушки: самолёт, вертолёт, машинка)

-На что похожи эти игрушки? (Ответ.  На  машину, самолёт и вертолёт)

-Чем  они похожи  на настоящие   предметы?  ( Ответ.  Похожи формой)  

-Чем они отличаются от настоящих предметов? (Ответ. Размером).

- Как моно назвать эти предметы одним словом? ( Ответ .Модель).

-Как вы понимаете слово «модель»?

-Модель – это уменьшенное изображение предмета.

-Как называется предмет, который стоит у вас на партах? (Ответ. Глобус).

-Что такое  глобус? (Ответ. Глобус- это модель Земли. )

-Какую форму имеет глобус? ( Ответ. Глобус имеет форму шара). Как вы думаете .почему? Глобус -лат.слово, оно означает шар.

-Давайте запишем значение слова глобус  в наши листы исследований.

- А вот как выглядел первый глобус , расскажут нам девочки. (Рассказ и показ слайдов подготовленными учениками).

– Один из первых глобусов был создан греческим ученым Кратесом во II веке до н. э. Сам глобус не сохранился, но остался только рисунок, на котором даже не все обозначены материки. И это естественно. Мир, который знал древний человек, был очень мал.

Самый древний глобус, который дошел до нас, был создан в 1492 году немецким ученым М. Бехаймом. Сделан он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира.

– Какие глобусы бывают?

– Глобусы-сувениры, которые украшены золотом, серебром, драгоценными металлами.

– Глобус звездного неба. На нем изображены созвездия, Млечный Путь.

– Глобус стран мира.

– Глобусы с неровной поверхностью: все горы, все возвышенности на них выпуклые.

– Как устроен глобус?

– Когда мы смотрим на него, то превращаемся в космонавтов, которые смотрят на нашу планету из космоса. Что сразу бросается в глаза? (Глобус немного наклонен.)

– Почему глобус наклонили? (В таком положении Земля летит по орбите вокруг Солнца.)

– Что это за стержень торчит на Северном полюсе? (Стержень воспроизводит земную ось, вокруг которой вращается Земля.)

– Можно потрогать или увидеть земную ось? (На самой Земле никаких видимых полюсов-точек нет, и нельзя увидеть и пощупать земную ось. Их можно только вычислить математически.)

что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси?

– Посредине глобус пересекает горизонтальная синяя линия. Она называется экватором. Зачем нужен экватор?

– Экватор делит Землю на Северное и Южное полушария. Покажите их на глобусе.

– Помните, что на Земле в природе такой линии нет. Ее вычислили математически.

 

 

4.Работа в  парах, группах.

-Сегодня на уроке вам предстоит изучить глобус, как когда –то ученые исследовали нашу Землю.

Задание для первой группы.  Найдите на глобусе океаны. Запишите их названия  на ваших лабораторных листах.

1._________________________________________________________________________ 2._________________________________________________________________________

3_________________________________________________________________________

4._________________________________________________________________________

Как называются одним словом все океаны мира? Запишите____________________________________________

Задание для второй группы.

1.     Определите самый большой материк. Запишите его название._____________________________________________________________

2.     Определите самый маленький материк. Запишите его название._____________________________________________________________

3.     Определите саамы большой океан. Запишите его название.___________________

4.     Определите самый маленький океан. Запишите его название._____________________________________________________________

5.     Определите самый холодный материк Земли. Запишите его название._____________________________________________________________

Задание для третьей группы.   

Запишите ,каким цветом на глобусе обозначены:

1Моря и океаны__________________________________________________________________

2.Горы__________________________________________________________________

3.Пустыни______________________________________________________________

4.Леса и степи___________________________________________________________________5.Как вы думаете ,отчего зависит  цвет воды  на глобусе ? ___________________________________________________________________

6 Как вы думаете ,отчего зависит  цвет гор на глобусе ? ________________________________________________________________

 По завершению задания ,выступает 1 представитель от группы, который показывает на карте ответы на свои задания.

5.Продолжение изучения новой темы.

- Ребята, скажите, удобно ли работать с глобусом? Вся ли поверхность  Земли видна? (Ответ. Работать с глобусом не всегда удобно. Видна только та часть поверхности земного шара, которая обращена к нам),

- Учёные условно разрезали глобус и перенесли на карту. Получилась карта полушарий с Западным и Восточным полушарием. На ней можно увидеть поверхность всего земного шара.

-Рассмотрите карту полушарий и скажите, что вы на ней видите?( Ответ. Огромные участки суши  и воды).

                                                               физминутка

6.Практическая работа в группах.

а)-А сейчас , ребята, вы будете работать в своих лабораториях. Первая группа будет делать  глобус из бумаги. Вторая группа поработает с  картой полушарий, разбейтесь на пары ,1 человек работает с картой Западного полушария,2 с картой Восточного полушария, нанесите на карту названия материков и океанов. Третья группа работает с глобусом, ваша задача, вырезать из бумаги контуры материков и  наклеить их на глобус.

б)Выступление детей.         

 

7.Итог урока.           

Учитель.

- Ну и теперь нам осталось подвести итог нашего исследования. И мне никак не обойтись без вашей помощи. Игра "Гонка за лидером" начинается! Учитель в быстром темпе читает предложения, дети каждой группы подбирают и показывают подходящие по смыслу слова: ГЛОБУС, ШАР, ВОДА, СУША,СНЕГ,ПЯТЬ,ШЕСТЬ,БЕРЕЧЬ. 
Модель Земли - ... . 
Это слово в переводе с латинского означает - ... . 
На глобусе синим цветом обозначена - ... , 
коричневым, желтым, зеленым - .
На земном шаре океанов - ... , 
материков

- Планета Земля наш общий дом и её надо - ... !

-Как называется модель Земли?

Чтение учеником стихотворения Е.Шкловского "Ты береги нас". 
  
Смотрю на глобус – шар земной. 
И вдруг вздохнул он, как живой. 
И шепчут мне материки: 
"Ты береги нас, береги!" 
В тревоге рощи и леса. 
Роса на травах, как слеза. 
И тихо просят родники: 
"Ты береги нас, береги!" 
Остановил олень свой бег: 
"Будь Человеком, человек. 
В тебя мы верим – не солги, 
Ты береги нас, береги!". 
Грустит глубокая река, 
Свои, теряя берега. 
И слышу голос я реки: 
"Ты береги нас, береги!" 
Смотрю на глобус – шар земной, 
Такой прекрасный и родной. 
И шепчут губы: "Не солгу. 
Я сберегу вас, сберегу!"
 

8.Рефлексия.

-Что сегодня нового вы узнали для себя?

-Оцените , пожалуйста, свою работу и работу группы на сегодняшнем уроке. Прикрепит кружок нужного цвета на наше чудо-дерево.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 908 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 426
    • DOCX 26.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Соболева Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Соболева Елена Ивановна
    Соболева Елена Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 10327
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 195 человек

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Мини-курс

Музыка в мире: народные и культурные аспекты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство переговоров: стратегии и тактики в различных сферах жизни

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Психологические аспекты родительства и развития ребёнка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе