Главная / Начальные классы / Урок окружающего мира «Экосистема поля» (3 класс)

Урок окружающего мира «Экосистема поля» (3 класс)

Скачать материал

Урок окружающего мира «Экосистема поля»

(3 класс)


Цели:

- дать представление о поле как об экологической системе;

-уметь объяснять значение круговорота веществ в природе;

-приводить примеры организмов разных профессий.

Оборудование: иллюстрации экосистем: озеро, болото, луг, лес, поле; иллюстрации полей: картофельного , пшеничного, хлопкового и т.д., иллюстрации культурных растений, сорняков и потребителей урожая.


Ход урока.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

1.Организационный момент.

Урок наш начнем,

Он о природе – природа наш дом!

- Здравствуйте, ребята! Уважаемые гости! Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку.

Самопроверка готовности рабочего места к уроку.

2.Актуализаци знаний.

-Посмотрите на доску, здесь записаны слова. Прочитайте их.

- Луг, болото, озеро, лес. Как вы думаете, что их объединяет? (Это названия экосистем).

-Экосистема- что это такое? ( Экосистема – это содружество живой и неживой природы, в котором организмы разных «профессий» поддерживают круговорот веществ).

-Давайте вспомним, что мы знаем об этих экосистемах?

(проводится работа в парах по Сингапурской структуре «ПЛЭЙСМЭТ КОНСЕНСУС»

Познавательные УУД.

1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2.Представлять информацию в виде схемы.

3.Постановка проблемного вопроса.

-Мы с вами повторили те экосистемы, которые изучили. Попробуйте догадаться, о какой экосистеме речь пойдет сегодня.

-Посмотрите на иллюстрацию. Что это такое? (овощи, хлеб)

-Как вы думаете, где выращивают овощи и хлеб? ( в садах, на полях). А может ли человек вырастить в саду большое количество овощей? (нет).

-Для чего же нужны нам поля? (ответы детей: чтобы собрать урожай и накормить большое количество людей, животных).

-Так о какой экосистеме сегодня пойдет речь на уроке? (Экосистеме поля). И наша задача – чем экосистема поля отличается от других экосистем?

Какие поля вы знаете? (пшеничное, картофельное и т.д.);

-Есть ли в нашем городе поля? Назовите, какие? (Пшеничные, картофельные, свекольные, кукурузные и т.д.)

-Рассмотрите фотографии разных полей. Какие у вас будут предположения? (на полях больше всего растет один вид растений, тот, который был посажен человеком).

3.Выявлять сущность, особенность объектов.

4.На основе анализа объектов делать выводы.

5.Обобщать и классифицировать по признакам.

6.Ориентироваться по учебнику.

7.Находить ответы на вопросы и иллюстрации.

4.Совместное открытие знаний.

Работа в учебнике.

-Прочитайте предложенный вам текст. Выделите отличительные особенности поля.

-Как человек ухаживает за полем и растением, которое на нем растет?

- Найдите в тексте объяснение главного отличия поля от природных экосистем? (поле – искусственная экосистема, созданная человеком; на поле выращивается одна культура, человек сначала поле вспахивает, затем засевает, вносит удобрения, поливает, удаляет сорняки, собирает урожай; если за полем не ухаживать, то оно зарастет сорняками и превратиться в природную экосистему). Ученики работают с текстом и отвечают на вопросы учителя.

-А хотите узнать, как раньше люди создавали поля?

( Учитель показывает презентацию «История поля»)

-Какие вы заметили сходства и отличия? ( ученики высказывают своё мнение).

Физминутка:

В поле я гуляю, ноги поднимаю ( руки на пояс, ходьба на месте)

Наклонюсь к цветам поближе (повороты вправо, влево)

Красоту их всю увижу, (повороты вправо, влево)

Нежный чудный аромат ( руки поочередно в стороны и на пояс)

Ощутить я тоже рад!

Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)

Много будет красоты (развести руки вверх).

-Какие из представленных организмов на фотографиях можно отнести к производителям, потребителям, разрушителям? ( Ученики рассказывают о потребителях, производителях и разрушителях полей, узнав из энциклопедии).

Производители – культурные растения.

Пшеница - одна из важнейших зерновых культур. Получаемая из зерен мука идет на выпечку белого хлеба и производство других пищевых продуктов.

Хлопок- это своего рода шерсть. Географическое происхождение хлопчатника – Южная Азия. На кустах высотой в 6, а то более 12 метров к осени вызревали худосочные коробочки с семенами. Коробочки с хлопком обычно собирают вручную, и это очень тяжелый труд. 

Историю картофеля в России связывают с Петровской эпохой.  Повсюду, первое время, картофель считался диковинным экзотическим овощем. Россия не была исключением. На дворцовых балах и банкетах его подавали как редкое и лакомое блюдо, посыпая его сахаром, а не солью.

Подсолнух на языке цветов – символ оптимизма, веселья и благополучия, цветок тепла и солнца.  Подсолнух, пожалуй, один из самых ярких цветов земли.  Является основной масличной культурой в России и на Украине и одной из важнейших масличных культур в мире. Промышленное производство подсолнечного масла впервые было запатентовано в 1716 году в Англии.

Рожь - ценная продовольственная и кормовая культура. Она является второй
после пшеницы хлебной культурой и выращивается в нашей стране свыше 1000лет.

Производители – сорняки.

Одуванчик . В природе можно встретить одуванчик повсеместно, да и в садах это частый непрошеный гость. Но с древних времён одуванчик используют в лечебных целях и называют «эликсир жизни» не зря: все части этого полезного растения – и корни, и листья, и цветки - имеют целебные свойства.

Потребители.

Полевая мышь живет на лугах, полях, на опушках смешанных и лиственных лесов. Ночью под покровом темноты разыскивают корм: семена диких и культурных растений, насекомых. Этот корм рассеян на большом пространстве луга или поля, и чтобы его найти, им приходится отбегать далеко от норки. В поисках корма помогают такие приспособления, как хорошо развитые ноги, способствующие быстрому бегу, и длинный хвост, выполняющий роль балансира.

Невинная внешность божьей коровки очень обманчива.  Божья коровка хищник и её в основном она промышляет охотой. Жертвами божьих коровок становятся малоподвижные мягкие насекомые, живущие огромными скоплениями и питающимися соками растений – в основном это тли. 

Разрушители.

Дождевые черви знакомы каждому, кто когда-либо держал в руках удочку или лопату, вскапывая огород. Их вклад в формирование плодородной почвы трудно переоценить. Эти неутомимые подземные труженики разрыхляют и перемешивают почву, увлажняют ее и насыщают кислородом.



Коммуникативные УУД.

1.Развиваем умение слушать и понимать других.

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Уметь работать в паре и группах.














Личностные результаты.

1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

5.Самостоятельное применение знаний.

Работа в рабочей тетради.

-Выполните задание из рабочей тетради 2 стр.33. Найдите ещё отличия поля от других экосистем . ( В экосистеме поля роль потребителя и разрушителя берет на себя человек. Круговорот веществ будет замкнут, только если человек ухаживает за полем).


Регулятивные УУД

1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом в тетради.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


6.Итог урока.

-Что вы узнали о поле? Какая это экосистема? (поле – это искусственная экосистема)

- Какое основное отличие поля от природных экосистем? (оно зависит от человека)

-Почему поле не может существовать без заботы человека? (Круговорот веществ на поле замыкает человек, если не ухаживать за полем, то оно со временем превратиться в природную экосистему).

-А теперь подведем итог вашей работы на уроке.(Учитель раздает детям лист самооценки)

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

7.Домашнее задание.

Выполнение двух заданий на выбор из рабочей тетради.




Урок окружающего мира «Экосистема поля» (3 класс)
Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Цели:

- дать представление о поле как об экологической системе;

-уметь объяснять значение круговорота веществ в природе;

-приводить примеры организмов разных профессий.

Оборудование: иллюстрации экосистем: озеро, болото, луг, лес, поле; иллюстрации полей: картофельного , пшеничного, хлопкового и т.д., иллюстрации культурных растений, сорняков и потребителей урожая.

 

Ход урока.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

1.Организационный момент.

Урок наш начнем,

Он о природе – природа наш дом!

- Здравствуйте, ребята! Уважаемые гости! Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку.

Самопроверка готовности рабочего места к уроку.

2.Актуализаци знаний.

-Посмотрите на доску, здесь записаны слова. Прочитайте их.

- Луг, болото, озеро, лес. Как вы думаете, что их объединяет?  (Это названия экосистем).

-Экосистема- что это такое? ( Экосистема – это содружество живой и неживой природы, в котором организмы разных «профессий» поддерживают круговорот веществ).

-Давайте вспомним, что мы знаем об этих экосистемах?

(проводится работа в парах по Сингапурской структуре «ПЛЭЙСМЭТ КОНСЕНСУС»

Познавательные УУД.

1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2.Представлять информацию в виде схемы.

3.Постановка проблемного вопроса.

-Мы с вами повторили те экосистемы, которые изучили. Попробуйте догадаться, о какой экосистеме речь пойдет сегодня.

-Посмотрите на иллюстрацию. Что это такое? (овощи, хлеб)

-Как вы думаете,  где выращивают овощи и хлеб? ( в садах, на полях). А может ли человек вырастить в саду большое количество овощей? (нет).

-Для чего же нужны нам поля? (ответы детей: чтобы собрать урожай и  накормить большое количество людей, животных).

-Так о какой экосистеме сегодня пойдет речь на уроке? (Экосистеме поля). И наша задача – чем экосистема поля отличается от других экосистем?

Какие поля вы знаете? (пшеничное, картофельное и т.д.);

-Есть ли в нашем городе поля? Назовите, какие? (Пшеничные, картофельные, свекольные, кукурузные и т.д.)

-Рассмотрите фотографии разных полей. Какие у вас будут предположения? (на полях больше всего растет один вид растений, тот, который был посажен человеком).

3.Выявлять сущность, особенность объектов.

4.На основе анализа объектов делать выводы.

5.Обобщать и классифицировать по признакам.

6.Ориентироваться по учебнику.

7.Находить ответы на вопросы и иллюстрации.

4.Совместное открытие знаний.

Работа  в учебнике.

-Прочитайте предложенный вам текст. Выделите отличительные особенности поля.

-Как человек ухаживает за полем и растением, которое на нем растет?

- Найдите в тексте объяснение главного отличия поля от природных экосистем? (поле – искусственная экосистема, созданная человеком; на поле выращивается одна культура, человек сначала поле вспахивает, затем засевает, вносит удобрения, поливает, удаляет сорняки, собирает урожай; если за полем не ухаживать, то оно зарастет сорняками и превратиться в природную экосистему). Ученики работают с текстом и отвечают на вопросы учителя.

-А хотите узнать, как раньше люди создавали поля?

 ( Учитель показывает презентацию «История поля»)

-Какие вы заметили сходства и отличия? ( ученики высказывают своё мнение).

Физминутка:

В поле я гуляю, ноги поднимаю ( руки на пояс, ходьба на месте)

Наклонюсь к цветам поближе (повороты вправо, влево)

Красоту их всю увижу, (повороты вправо, влево)

Нежный чудный аромат ( руки поочередно в стороны и на пояс)

Ощутить я тоже рад!

Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)

Много будет красоты (развести руки вверх).

-Какие из представленных организмов  на фотографиях можно отнести к производителям, потребителям, разрушителям? ( Ученики рассказывают о потребителях, производителях и разрушителях полей, узнав из энциклопедии).

Производители – культурные растения.

Пшеница - одна из важнейших зерновых культур. Получаемая из зерен мука идет на выпечку белого хлеба и производство других пищевых продуктов.

Хлопок- это своего рода шерсть. Географическое происхождение хлопчатника – Южная Азия. На кустах высотой в 6, а то более 12 метров к осени вызревали худосочные коробочки с семенами. Коробочки с хлопком обычно собирают вручную, и это очень тяжелый труд. 

Историю картофеля в России связывают с Петровской эпохой.  Повсюду, первое время, картофель считался диковинным экзотическим овощем. Россия не была исключением. На дворцовых балах и банкетах его подавали как редкое и лакомое блюдо, посыпая его сахаром, а не солью.

Подсолнух на языке цветов – символ оптимизма, веселья и благополучия, цветок тепла и солнца.  Подсолнух, пожалуй, один из самых ярких цветов земли.  Является основной масличной культурой в России и на Украине и одной из важнейших масличных культур в мире. Промышленное производство подсолнечного масла впервые было запатентовано в 1716 году в Англии.

Рожь - ценная продовольственная и кормовая культура. Она является второй
после пшеницы хлебной культурой и выращивается в нашей стране свыше 1000лет.

Производители – сорняки.

Одуванчик . В природе можно встретить одуванчик повсеместно, да и в садах это частый непрошеный гость. Но с древних времён одуванчик используют в лечебных целях и называют «эликсир жизни» не зря: все части этого полезного растения – и корни, и листья, и цветки - имеют целебные свойства.

Потребители.

Полевая мышь живет на лугах, полях, на опушках смешанных и лиственных лесов. Ночью под покровом темноты разыскивают корм: семена диких и культурных растений, насекомых. Этот корм рассеян на большом пространстве луга или поля, и чтобы его найти, им приходится отбегать далеко от норки. В поисках корма помогают такие приспособления, как хорошо развитые ноги, способствующие быстрому бегу, и длинный хвост, выполняющий роль балансира.

Невинная внешность божьей коровки очень обманчива.  Божья коровка хищник и её в основном она промышляет охотой. Жертвами божьих коровок становятся малоподвижные мягкие насекомые, живущие огромными скоплениями и питающимися соками растений – в основном это тли. 

Разрушители.

Дождевые черви знакомы каждому, кто когда-либо держал в руках удочку или лопату, вскапывая огород. Их вклад в формирование плодородной почвы трудно переоценить. Эти неутомимые подземные труженики разрыхляют и перемешивают почву, увлажняют ее и насыщают кислородом.

 

 

Коммуникативные УУД.

1.Развиваем умение слушать и понимать других.

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Уметь работать в паре и группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные результаты.

1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

5.Самостоятельное применение знаний.

Работа в рабочей тетради.

-Выполните задание из рабочей тетради 2 стр.33. Найдите ещё отличия поля от других экосистем . ( В экосистеме поля роль потребителя и разрушителя берет на себя человек. Круговорот веществ будет замкнут, только если человек ухаживает за полем).

 

Регулятивные УУД

1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом в тетради.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

6.Итог урока.

-Что вы узнали о поле? Какая это экосистема? (поле – это искусственная экосистема)

- Какое основное отличие поля от природных экосистем? (оно зависит от человека)

-Почему поле не может существовать без заботы человека? (Круговорот веществ на поле замыкает человек, если не ухаживать за полем, то оно со временем превратиться в природную экосистему).

-А теперь подведем итог вашей работы на уроке.(Учитель раздает детям лист самооценки)

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

7.Домашнее задание.

Выполнение двух заданий на выбор из рабочей тетради.

 

 

 



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Борисова Марина Анатольевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 6751
Номер материала 2289
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓