Урок
окружающего мира "Осень. Природа готовится к зиме". 1-й класс
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
- Образовательные - вспомнить важнейшие понятия в данной теме (пасмурно, дождливо,
похолодало, теплее, одеваться, листопад; птицы : осёдлые, перелётные)
связав их друг с другом; познакомить с признаками осени: листья пожелтели,
опадают, похолодало, надо теплее одеваться, стало меньше птиц, улетают в
тёплые края; учить выделять главное, существенное в изучаемом материале.
- Развивающие -
развивать умения обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли;
развивать познавательный интерес.
- Воспитывающие -
воспитывать эстетическое восприятие учебного материала.
Оборудование:
- календарь природы,
- кроссворд,
- карточки для работы в парах,
- картина осени,
- аудиозапись П.Чайковский "Времена года.
Осень"
Структура урока.
- Минутка вхождения в день
- Определение темы урока
- Постановка проблемы и актуализация знаний
- Совместное "открытие" знаний.
Подводящий диалог.
- Первичное закрепление знаний
- Самостоятельное применение знаний
- Самооценка
- Подведение итогов
Ход урока
- Какой сегодня день: хмурый, пасмурный, светлый или
солнечный?
- Какое настроение вызывает у вас такая погода?
- А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение,
чтобы на душе стало тепло и спокойно - надо улыбнуться.
(Звучит отрывок песни)
От улыбки хмурый день светлей
От улыбки в небе радуга проснётся
Поделись улыбкою своей
И она к тебе ещё не раз вернётся.
- Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку, я
люблю вас, у вас такие солнечные лучистые улыбки, что глядя на них, ярче
становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своими улыбками тех, кто с вами
рядом. Улыбнитесь друг другу.
- Вы сегодня хотите узнать что-то новое?
- Для этого вам нужно разгадать кроссворд.
- Все слова в кроссворде связаны с каким временем года?
- Какая же у нас сегодня тема урока?
- Что это за время года?
- Какое время года идёт перед осенью? После осени?
Вывод: Действительно! Сегодня мы
узнаем особенности этого времени года, узнаем, какие осень любит краски,
нарисуем картину осени.
- Спланировать наши действия сможем с помощью картинок
- О чём говорят эти рисунки?
- Как это можно назвать одним словом? /погода/
- А где мы отмечаем погоду? / в календаре природы/
- Посмотрим на наш календарь. Каких дней было больше?
- Какой можем сделать вывод: что происходит с погодой осенью?
/ На ватман помещаются картинка солнца, закрытого тучами/
- У нас появился первый штрих картины осени.
- Похвалим себя / дети гладят себя по голове/ и немножко
отдохнём.
Физпауза. Об осени написано много
стихотворений. Вспомним одно из них. /Имитация слов стих - я/
Ветки голые стучат
Галки чёрные кричат
В тучах редко просинь-
Наступила осень
Появляются картинки мальчика и девочки /Увеличить из учебника/
- Что можете сказать об одежде ребят?
- Как связана погода со следующей картинкой?
- Хотите ли вы помочь одеться Лене и Мише по осенней погоде?
- Возьмите на партах карточки / карточки скопированы из
учебника/.
- Соедините стрелками подходящую к осени одежду.
- 1 вариант одевает Мишу,
- 2 вариант одевает Лену.
Проверка. Проверьте у кого так
/показ образца/
- Почему вы выбрали именно эти вещи?
- Наших ребят поместим на картинку
- Деревья какого времени года
изображены?
- Как вы догадались?
- Откроем учебник на стр. 54. Послушайте задание /на маленьких
картинках нарисованы предметы, по которым вы узнаете осенний лес. Соедините
предметы с их изображениями на общем рисунке/
- Кто не понял, как выполняется задание? /если такие есть,
объяснить/
Самостоятельная работа.
Проверка.
- Все нашли лося? Птичку-синичку? белку? берёзу? Караван птиц?
А листья?
- У кого возникли трудности?
- Какая картинка осталась?
- О каком изменении в природе вы можете сказать по этой
картинке? /осенью листья опадают с деревьев/
- А как назвать одним словом?
ЛИСТОПАД
- Так какие краски любит осень?
- У нас появился ещё один элемент на нашей картине осени.
Физпауза. Не только поэты пишут
стихи об осени, но и композиторы сочиняют музыку на осенние темы. Послушаем
осеннюю музыку П.Чайковского.
Расслабьтесь. Руки опустите на колени. Закройте глаза.
Представьте, что гуляете по осеннему лесу. /Звучит аудиозапись/
- Откройте глаза. Сядьте ровно. Вернёмся к рисунку в учебнике.
- На нашей картине художник нарисовал одних птичек, сидящими
на деревьях, а других - вдалеке.
- Почему птицы улетают?
- Как вы думаете, куда они летят?
- Вспомним, как называют таких птиц?
Вывод: Перелётные птицы улетают в
тёплые края, так как им становится голодно и холодно. Другие остаются с нами
зимовать.
- Хотите узнать, как они называются?
- Откройте учебник на стр.58
- Кто нашёл название этих птиц / дети читают/
- Назовите по картинкам осёдлых птиц.
- Так почему же их называют осёдлыми?
- А теперь прочитаем название перелётных птиц.
- Мы нанесли последний штрих на нашу картину.. Вот мы и
нарисовали картину осени.
- Посмотрите, какая красивая осенняя картина у нас получилась!
- Кто желает по ней рассказать об осени?
- Вы такие молодцы!
- Но мне хотелось бы всё таки, узнать можете ли вы выделить
предметы, которые чаще всего встречаются осенью.
- Откройте учебник на с. 55. Найдите задание со значком /карандашик/.Выделите
красным карандашом предметы, встречающиеся осенью./дети называют каждый предмет
и объясняют/.
- Так по каким признакам мы узнаём, что наступила осень,
прочитаем на стр. 55 в рамочке.
- Кто узнал что-то новое сегодня? Кто для себя сделал маленькое
открытие?
- У вас на партах лежат картинки. Посмотрите на них
внимательно и выберите ту картинку, которая покажет, как вы работали на уроке.
Покажите картинку своему соседу и мне.
- Я вижу, что почти все ребята замечательно работали на уроке.
Спасибо вам за работу! Молодцы!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.