Урок обучения грамоте
Тема: Звук [ж], буквы Ж,
ж. Письмо сочетания ЖИ-ШИ
Цель:
-
обучающая: систематизировать знания о звуке [ж]; правильно писать сочетания
жи-ши; обучать умению работать с текстом;
-
развивающая: развивать связную, литературно-грамотную речь; способствовать
развитию фонематического слуха; развивать умение правильно употреблять слова в
речи.
Тип
урока: обобщение и систематизация.
Вид
урока: урок-путешествие.
Оборудование:
у учителя: снеговик,
домик Деда Мороза, карточки-слова с пропущенными сочетаниями жи-ши, «сугроб»,
«гора», мультфильм «Снеговик-почтовик»), ключ ответов для самостоятельной
работы.
у
учащихся: карточки с заданиями двух уровней для каждого ученика, веера,
снежинки.
Ход урока
Организационный
момент.
-
Как живешь? Как идешь? Как даешь? А как берешь?
Как
шалишь? Как ночью спишь? Как сидишь? А как молчишь?
(дети
жестами показывают)
Сообщение цели
урока
- У нас сегодня необычный
урок, а урок-путешествие. Цель нашего урока – закрепить знания о букве Ж, ж.
Актуализация
опорных знаний
-
Сегодня мы отправляемся во владения Деда Мороза. Подарок для дедушки и
приглашение на елку готовы. Отнесем их, а вот кто будет нам помогать, узнаем,
посмотрев отрывок из мультфильма.
(Просмотр
отрывка из мультфильма «Снеговик-почтовик»)
-
Кто же будет нам помогать, чтобы мы не заблудились в дремучем лесу? (снеговик)
-
Да снеговик. Давайте слепим его.
Повторение
изученного
-
На какие две группы делятся все звуки в русском языке? (гласные и согласные)
-
Каких звуков больше гласных или согласных? (согласных)
-
Какие две буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным? (ъ, ь)
-что
обозначают буквы подчеркнутые синим цветом? (их звуки всегда твердые)
-что
обозначают буквы подчеркнутые зеленым цветом? (их звуки всегда мягкие)
-
Первый ком готов! Молодцы!
-
Лепим второй!
-
Узнайте, о каких звуках идет речь – эти буквы гласные, они обозначают твердость
согласных звуков. (а, о, у, ы, э)
-
А что объединяет гласные е, и, я, е, ё, ю? (придают мягкость согласным,
когда стоят после них)
-
Что мы знаем о гласных: е, я, ё, ю? (они обозначают два звука, когда
стоят вначале слова, после гласной и после ъ и ь)
-
Второй ком готов! Молодцы! Лепим третий ком!
-
Какую букву мы изучаем? (букву Ж, ж)
-
Эта буква появится у каждого из вас. Для этого возьмите уже известную вам букву
к и подумайте, как превратить ее в букву ж? ( раскрыть)
-
Мы получили букву Ж.
-
Какие стихи мы знаем о букве Ж?
(чтение
стихов о букве Ж)
1)
Это – ж,
А это – к.
Целый жук
И
пол жука.
2)
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж- ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
3)
Стала снежинка
Буквою Ж,
Солнце ее,
Не растопит уже!
-
Кто даст характеристику звуку [ж]? (согласный, звонкий, твердый)
-
Чтобы запомнить, что звук [ж] всегда твердый дома раскрасьте букву ж синим
цветом.
-
Третий ком готов! Пора отправляться в путь!
Работа
в прописи
-
Сделаем запись в наших бортовых журналах. (запись элементов букв)
Физминутка
для рук
Мы
писали, мы писали,
Наши
пальчики устали.
Раз,
два, три, четыре, пять,
Можно
ими помахать,
В
чистый ручеек руки опускаем
И
усталость с пальчиков,
Мы
водой смываем!
(Прописывание
строчной ж и заглавной Ж) Взаимопроверка
Работа
по теме урока
-
Ох, и много снега в этом году. Снеговик заметил
сугроб. Не провалиться бы в него.
-
Вставьте слоги жи-ши.
дру ма
? на ? на
пру ти
-
Что мы знаем о сочетаниях жи-ши?
-
Что объединяет эти слова?
-
Сугробы мы преодолели, а на пути снеговик заметил снежные горы.
-
Ребята, из слов убежали слоги, назовите слова только со слогом жи.
шала
. у. чи.
мы
.
е. мор.
Работа
с веерами
-
Каким по счету мы слышим звук [ж] в словах ужи, чижи, ежи, моржи?
(сообщение
о многозначном слове моржи)
Физминутка
-
Стынут руки, стынет нос. Видно близко Дед Мороз!
На
улице мороз, ну-ка взялись все за нос!
Ни
к чему нам бить баклуши,
Ну-ка
взялись все за уши.
Покружились,
повертелись,
Вот
и все мы отогрелись!
И
проведем, друзья, сейчас
Мы
упражнение для глаз! (нахождение предметов по периметру кабинета)
Самостоятельная работа
-
Мы долго шли по лесу, началась метель. Посмотрите,
какие красивые снежинки нашел снеговик. Найдите такие же у себя на партах.
Выполните задание по силам. (1. Соединить слово со схемой; 2. Соединить слово
со схемой, разделить слова на слоги, поставить ударение)
(проверка
по ключу ответов)
Работа
по учебнику
-
Трудный путь был у нас, отдохнем и поработаем по азбуке. (чтение рассказа Л.
Н. Толстого «Чиж»)
-
Ну и молодцы вы, ребята! Хорошо справились с заданиями. Впереди уже видны
владения Деда Мороза. Но, что это? Посмотрите на двери какая-то записка. Кто
прочтет? («Ушел за подарками! Дед Мороз.»)
-
Жаль, что мы не застали Деда Мороза дома, оставим ему наш подарок и приглашение
на елку. Пора отправляться в обратный путь.
Итог
урока
-
Пока идем домой, давайте подведем итог…
-
Я довольна, как работали сегодня …
-
А теперь хотелось бы услышать ваши впечатления об уроке.
Я
доволен …
Я
огорчен …
Мне
понравилось …
Я
хотел бы …
Самооценка
-
Возьмите на парте снежинку и прикрепите ее возле нашего
снеговика в зависимости от того, как вы поработали:
Очень
хорошо – над снеговиком
Хорошо – возле второго кома
Не доволен – возле первого кома
Самоанализ
урока обучения грамоте в 1 классе по теме
«Звук [ж],
буквы Ж,ж. Письмо слов с жи».
В
целях предупреждения переутомляемости детей, для поддержания познавательного
интереса на протяжении всего урока я провожу интегрированные уроки чтения и
письма.
Урок
обучения грамоте теме «Звук [ж], буквы Ж,ж» запланирован как урок закрепления
знаний по пройденной теме.
Я
поставила следующие задачи:
обучающие:
-
систематизировать знания о звуке [ж];
-
учить правильно писать сочетания жи-ши;
-
обучать умению работать с текстом;
развивающие:
-
развивать связную, литературно-грамотную речь;
-
способствовать развитию фонематического слуха;
-
развивать умение правильно употреблять слова в речи;
воспитывающие:
-
формировать интерес к родному языку, потребность писать грамотно;
-
воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность;
-
формировать навык сотрудничества, учебной активности.
Хорошему
эмоциональному настрою способствовала организация начала урока, был использован
небольшой отрывок из мультфильма. Мотивационный компонент
урока позволил провести эмоционально-положительный настрой на урок, создание
ситуации успеха, доверия. Я думаю, мне удалось активизировать
познавательный интерес учащихся.
Учебный
материал был подобран с учетом особенностей класса. На уроке был представлен
богатый наглядный материал, обеспечивающий поддержку процесса познания:
Снеговик, дом Деда Мороза, сугробы, снежные горы, технические средства
(телевизор) для просмотра отрывка из мультфильма, карточки-слоги,
карточки-снежинки с выбором задания по силам, картинки и предметы для
физминутки, снежинки для оценки работы на уроке.
Материал
урока полностью соответствовал требованиям программы, прослеживалась связь с
предыдущими уроками. Были закреплены знания о изученных
буквах, о звуке [ж] и буквах Ж, ж, о сочетаниях жи-ши. Я старалась, чтобы
структура урока соответствовала его содержанию и целям.
Цель,
которую я поставила перед учащимися, была осознана ими и принята к
осуществлению. Цель урока была реально достижимой, так как урок построен на
использовании ранее приобретенных знаний, умений и навыков учащихся, тема «Звук
[ж], буквы Ж,ж» изучалась на предыдущих уроках.
Выбранный
мною вид урока - урок-путешествие способствовал активизации мыслительной
деятельности учащихся и познавательного интереса.
Все
задания были доступны для выполнения. Подача материала в игровой и
занимательной форме позволили повысить заинтересованность учащихся к изучению
данной темы, что снимало напряженность и усталость учащихся на уроке.
Мною
были использованы фронтальный, индивидуальный и комбинированный виды опроса.
Ребята работали письменно и устно. С целью проверки усвоения знаний я провела
самостоятельную работу с поуровневой дифференциацией.
Между
этапами урока прослеживалась тесная связь. Учебная информация была преподнесена
на научном и доступном для детей языке.
Я
использовала на уроке следующие педагогические технологии:
поэтапное формирование
умственной деятельности; формирования речевой деятельности;
игровую (путешествие во владения Деда Мороза), информационную (работа с
многозначным словом), здоровьесберегающую (физминутки), коммуникативную; проблемно-диалогическое
обучение. Данные технологии позволили мне создать
условия для поддержания познавательного интереса на протяжении всего урока.
Ребята
продемонстрировали умения анализировать, выстраивать свою точку зрения, делать
выводы, показали прочные знания, умения и навыки. На протяжении всего урока я
старалась поддерживать мотивацию учащихся к учению.
Особое
внимание я уделила предупреждению утомляемости детей: проведена физминутка для
снятия утомляемости кистей рук, физминутка, зарядка для глаз. На уроке царила
атмосфера доброжелательности, санитарно-гигиенические требования к уроку были
соблюдены.
В
конце урока учащиеся участвовали в оценке качества своей работы. Я считаю,
урок полностью достиг поставленных целей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.