Урок
обучения грамоте по учебнику «Родная речь» 1 класс
Чуковский
К.И. «Телефон»
Цели: Продолжить знакомство с
произведениями раздела “И в шутку и всерьёз” (произведение К.И.Чуковского
“Телефон”), формировать умение определять жанр произведения; совершенствовать
навыки чтения целыми словами, развивать правильную выразительную речь; подвести
детей к самостоятельному формулированию правил телефонного разговора, развивать
дружелюбие в общении; воспитывать способность сопереживать, желание помогать; работать в творческом коллективе с распределением ролей и задач, развивать
речевые умения, воображение, память и внимание.
Учебные
материалы и оборудование: Учебник “Родная речь, 1
класс, под редакцией Клемановой Л.Ф., методические рекомендации к данному
учебнику, карточки для индивидуальной и групповой работы, компьютер, проектор
Ход
урока:
1.
Самоопределение
к деятельности (орг. момент)
Сегодня
мы начнём наш урок с разминки, с помощью которой настроимся на активную работу.
-
Если у вас хорошее настроение, потопайте ногами.
-
Если у вас есть домашнее животное, погладьте себя по голове.
-
Если вы любите шоколад, оближите губы
-
Если у вас в паре есть дружок, возьмитесь за руки.
-
Если любите читать книги, похлопайте в ладоши.
-
Если хотите получить удовольствие от урока, будьте активны.
Удачи
всем!
2.
Актуализация
знаний.
Выставка
книг.
На
перемене вы рассматривали книги на нашей выставке.
-Что
у них общего? (Их все написал Корней Иванович Чуковский) Слайд.
-
Чем они отличаются? (разные обложки, разные иллюстрации, разные по размеру,
толщине, разные названия, произведения)
Работа
в парах.
У
вас на столах конверты с цветными полосками. Что на них написано?
-
Послушайте запись и первым строчкам узнайте произведение. Узнав, возьмите в
общую руку полоску с названием.
Бармалей
–жёлтая полоска
Федорино
горе – розовая полоска
Мойдодыр
– белая полоска
Муха-цокотуха –
сиреневая полоска
Телефон -
оранжевая полоска
Молодцы,
вы отлично справились с заданием. Конечно же, произведения Корнея Ивановича
Чуковского все дети знают с самого раннего детства.
-
Для чего Чуковский их сочинял?
-
Чему учат его произведения, определите, выполнив в парах следующее задание.
3. Самостоятельная
постановка учащимися учебной задачи.
Возьмите
конверт с белыми полосками. Соедините полоску - название сказки с полоской,
на которой написано, чему оно учит маленьких читателей.
Проверка
+ слайд.
Бармалей
– слушаться родителей
Федорино
горе – поддерживать порядок доме
Мойдодыр
– следить за чистотой своего тела и одежды
Муха-цокотуха
– быть осторожным при выборе друзей
Телефон
- ?
-
Что обнаружили? (нет полоски для произведения Телефон)
-
Поставьте учебную задачу на урок. Что нам необходимо выяснить на уроке? (Прочитать
«Телефон» и узнать, чему хотел научить нас Чуковский)
4.
Речевая
разминка
Начнём
с речевой разминки. Для чего она нужна? (Для того, чтобы хорошо и чётко
произносить звуки, выразительно читать)
На
слайде слоги.
Вейкко поработает учителем. Все следят за ним.
ор
– ур – ар – мартышка ловит шар
ир
–ер –ор – пёс охраняет двор
ур
–юр –ер – зажёг сверчок торшер
ер
– ор – ёр – топор несёт бобёр
ар
–ир – ыр – мышь обожает сыр
ор
– ар – ур – червяк боится кур
-
Какой звук в чистоговорке повторяется чаще других? (звук р)
-
Этот звук сегодня встретится вам во многих словах. Постарайтесь запомнить
слова с этим звуком.
-
Что вы видите на экране? (ребус)
Расшифруйте
его и догадайтесь, кто будет главным героем нашей читательской разминки. (крокодил)
5.
Читательская
разминка
-
Для чего мы проводим читательскую разминку? (интересное задание, учимся
предполагать, что же будет дальше)
Возьмите
листы со стихотворением.
-
Прочитайте название. Предположите по названию, о чём стихотворение.
Читают
по 2 строки, придумывают продолжение.
В.
Лонг В
африканской речке Нил
Жил
зеленый крокодил.
У
него такая пасть –
Не
желай туда попасть.
В
пасти той зубов не счесть –
Сотен
пять, а может шесть.
И,
конечно, крокодил
Чистить
зубы не любил:
Для
огромной пасти
Нужно
много пасты,
Чистить
нужно целый день –
Крокодилу
просто лень.
Может
Доктор Айболит
Крокодила
убедит?
Добрый
доктор приходил,
Крокодилу
говорил:
«Если
сто зубов подряд
Вдруг
однажды заболят,
Крокодил
поймет тогда,
Где
ждала его беда!»…
Почему
стал белым Нил? –
Чистит
зубы крокодил.
-
Постучите кулачком по парте, кто из вас, ребята, чистит зубы каждый день утром
и вечером? Молодцы.
-
Ребята, сравните задания речевой и читательской разминки. Что общего в этих
двух заданиях? (Они о животных, в стихах, есть рифма)
6.
Определение жанра произведения (проблемные задания)
-
По закладке откройте произведение Корнея Ивановича Чуковского «Телефон». Приготовьтесь
следить за читающими и заполнить табличку.
Проверка
задания на слайде
название
|
автор
|
главный
герой
|
жанр
|
Телефон
|
Чуковский
|
Чуковский
|
Стихотворная
сказка
|
Вспомните,
что просили у Чуковского следующие герои. Найдите звуковые схемы соответствующих
слов.( на стенах – звуковые схемы слов)
Слон
- шоколад
крокодил
- галоши
зайчатки
- перчатки
цапли
- капли
мартышки
– книжки
7.
Музыкальная физминутка (на слайде)
Давайте
вместе с героями нашей сказки отдохнём.
8.
Творческое добывание знаний.
-
Сколько персонажей могут говорить по телефону? (двое или больше)
-
Давайте, выполнив следующее задание, узнаем, как называется разговор двух или
нескольких лиц.
-
Найдите на стенах класса букву, которая стоит пятой по счёту в алфавите (д)
-
Эта буква обозначает ударный гласный звук в слове «крокодил» (и)
-
Эта буква дважды встречается в слове «зайчатки». (а)
-
Эта буква обозначает мягкий согласный звук в слове «цапли» (л)
-
Эта буква трижды встречается в слове носорог. (о)
-
Эта буква в слове «носорог» последняя (г)
Прочитаем
хором, как называется разговор между двумя или несколькими лицами. (диалог)
-
А сейчас будем читать диалоги голосами героев, при этом искать непонятные
слова.
-
Кто позвонил автору первым? (слон)
-Какой
у него голос?
-
Какой голос у крокодила?
(На слайде непонятные слова)
В
парах
на карточках объясните значение непонятных слов, соединив стрелочками слово и
его значение. Один ученик у компьютера.
Дюжина
|
двенадцать
|
дребедень
|
ерунда,
чепуха
|
газели
|
вид
антилопы
|
галдели
|
громко
говорили
|
пуд
|
русская
мера веса (примерно 16 кг)
|
Чья
пара справиться, возьмите в общую руку карточку.
Проверка.
9.
Закрепление знаний в изменённой ситуации.
-
А сейчас мы будем сказку инсценировать.
-
Распределим роли и раздадим маски. (Реквизит: стол, два телефона, колокольчик)
-
Дома вы нарисовали рисунки к сказке. Возьмите их и встаньте в той
последовательности, как происходили события. Сказка в учебнике неполная, авторы
учебника сократили её.
-
А теперь посмотрите диафильм настоящего художника. Обратите внимание, каких
героев авторы учебника упустили? Диафильм озвучен голосом К.И.Чуковского. (слайд-фильм)
-
Каких персонажей упустили авторы учебника? (медведь, свинья, кенгуру)
-
С разными животными разговаривал Чуковский, а как менялось его настроение при
разговоре? (Он устал, стал раздражительным, хотел спать, а ему не давали)
-
В группах составьте правила телефонного разговора. Группа, выполнившая задание,
постройте домик.
1. Когда
звоните - здоровайтесь.
2. Говорите
вежливо, по делу и недолго.
3. Не звоните
очень поздно или рано.
4. Если не
туда попали – извинитесь.
5. Заканчивая
разговор, попрощайтесь.
Слайд
правила телефонного разговора Проверка задания
-
В парах на полосках белого цвета напишите, чему же научила вас эта сказка.
Зачитайте.
-
Вспомните, какую учебную задачу мы ставили на урок?
-
Зачитайте, чему вас научила сказка Чуковского «Телефон»?
-
Какие задания понравились?
-
Что было трудным?
-
Молодцы, урок окончен.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.