НОУ НШ «Светлана»
Урок обучения грамоте
1 класс
Тема: Парные звуки по
звонкости-глухости З-С
Учитель:
Кузьмичева Екатерина Викторовна
Цели:
1.
Расширение
представления на примере звуков з и с, з и с о согласных, парных по
звонкости-глухости;
2.
Наблюдение
за различием в произношении и написании слов, оканчивающихся на согласный звук;
3.
Совершенствование
способа чтения, переход на чтение целыми словами;
4.
Развитие
творческого воображения и связной речи.
Предметные
умения:
научатся
проводить звуковой анализ слов, читать слова и предложения, объяснять
лексическое значение слов, выделять ударный слог, читать и работать по текстам,
составлять продолжение текста.
УУД:
Регулятивные: осуществлять действие по
образцу и заданному правилу.
Познавательные: формирование логических
действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей;
рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка способов и результатов
деятельности.
Коммуникативные: уметь осуществлять
кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, самоопределение и
самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений.
Личностные: используют адекватную
самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование:
интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, словарь русского языка
С.И. Ожегова, учебник Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева «Азбука 1 класс 2 часть»,
приложение к учебнику на электронном носителе, листы с заданиями для работы в
парах и индивидуально.
Ход урока
ОРГМОМЕНТ
СЛАЙД ИД №1
Дети стоят возле парт, приветствуют гостей, повернулись к
учителю.
Прозвенел звонок, начинается урок,
А чтоб урок пошёл каждому впрок,
Активней в работу включайся, дружок!
Сначала сядут те, у которых имя начинается с гласного звука,
теперь садятся те, у которых имя начинается с твёрдого согласного, и, наконец,
те, чьё имя начинается с мягкого согласного звука.
Молодцы! Никто не остался без места!
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Мы начинаем наш урок обучения грамоте
Учитель: Кто любит разговаривать?
Дети: Мы любим разговаривать!
Учитель: Тот должен выговаривать…
Дети: Мы будем выговаривать!
Учитель: Всё правильно и внятно!
Дети: : Всё правильно и внятно!
Учитель: Чтоб было всем понятно?
Дети: Чтоб было всем понятно!
- Всё, что я вам сообщала,- это речь. Вы отвечали на вопросы
– это тоже речь.
СЛАЙД ИД №2 – Выставляю вагончик «Речь»
- Какая бывает речь?
- Чем отличается речь устная от письменной? (Устную речь мы
говорим и слышим, а письменную - пишем и видим)
- Из чего состоит речь? (Из предложений)
Выходит ребенок и выставляет вагончик «Предложения»
- Из чего состоят предложения? (Из слов)
Выставляется вагончик «Слова» и т.д.
Получился паровозик: Речь-Предложения-Слова-Слоги-Звуки-Буквы
- На этом паровозике мы продолжаем путешествовать по стране
«Грамматика» . Обратимся к последнему вагончику.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- Какую букву мы изучали вчера? (з)
СЛАЙД ИД №3
- Дайте характеристику звуку, который обозначается этой
буквой
(з- согласный, звонкий, может быть твёрдым и мягким)
Поиграем в интерактивную игру (диск АЗБУКА 1 КЛАСС) «Найди
слова с твердым или мягким звуком З»
- Ребята, а кто это пытается спрятаться за буквой З? (зайчик)
- А знаете ли вы, что зайцев на земле около 30 видов, но
самыми распространенными являются заяц-русак и заяц-беляк.
- Кто помнит, чем они отличаются?
Сегодня у нас в гостях будут разные зайцы
СЛАЙД ИД №4
И этот заяц-беляк нас приглашает попрыгать по буквам. Все встали,
превратились в зайчат («лапки» перед грудью)
1 ученик у ИД передвигает зайца только по гласным ( в это
время дети прыгают)
2 ученик – только по глухим согласным
3 ученик – только по звонким согласным
- Дети сели.
Гласные А ы о и у выставляю в ряд – Какая
буква может быть лишней и почему? ( А- т.к. заглавная; и – т.к. обозначает
мягкость согласного)
СЛАЙД ИД №5
Зайчик предлагает вам отгадать загадки:
1.Она не корова, но, все же, пока дает ежедневно кувшин
молока.
Ей дай только волю – семь дней не пройдет - повсюду с
деревьев кору обдерет! (Вытаскиваем КОЗУ за верёвочку)
2. Нос стальной, хвост деревянный, все лето на лугу срезаю
сочную траву (Открываю шторку КОСА) – Слово «коса» имеет несколько
значений, какие? – Как называются такие слова? ( многозначные)
СЛАЙД ИД №6
Составьте схему слова КОЗА
Составьте схему слова КОСА
- Схемы одинаковые, в чем же различие?
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
1.Сегодня мы будем сравнивать звуки З-С, а также работать с
буквами, которые они обозначают. Откройте Азбуку на с.8
- Что обозначает условный значок на полях в верхнем левом
углу страницы?
- Какие буквы стоят рядом с этим значком?
- Какие звуки будем сравнивать?
Перед чтением проведем артикуляционную гимнастику «Шар»,
«Конфета», «Клоун»
- Читаем парами хором все слоги;
- 1 ученик читает только твердые слияния;
-2 ученик читает только мягкие слияния;
- Может быть, кто-то сам догадался, почему слоги расположены
парами?
- Какое основное различие между звонкими и глухими
согласными? (Звонкие произносятся с голосом, а глухие – без участия голоса)
- Произнесите и послушайте звуки З-С
- Какой из них звонкий? Какой глухой?
- Прочитайте только звонкие слияния
- Прочитайте только глухие слияния
2. Работа в парах
На листах у детей загадка:
Себя он раскрывает, тебя он закрывает.
Только дождичек пройдёт- сделает наоборот
- Прочитайте, решите, что это может быть, напишите отгадку,
поставьте ударение, разделите на слоги
Проверка фронтальная
3. Подготовка к чтению текста. Подведение к содержанию.
- Рассмотрите рисунок к тексту. Использует ли заяц зонтик по
назначению?
- Как вы думаете, это будет веселый рассказ?
4.Перед чтением проведем дыхательную гимнастику
5.Чтение текста по цепочке.
6.Творческое дополнение к тексту.
- Посмотрите на рисунок после текста и подумайте, что же
могло произойти с зайцем?
- История про зайца оказалась радостной или печальной?
7.Чтение слов, противоположных по значению.
- Сравните по значению слова: грустно-весело.- Как называются
такие слова? (Антонимы- слова, противоположные по значению)
- Прочитайте слова в столбиках. Можно ли их назвать словами,
противоположными по значению?
-Подберите сами слова, противоположные по значению, к словам
из второго столбика.
-Мы с вами составили рассказ или сказку? Докажите.
-Придумайте родственные слова к слову «сказка»
А в Словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова
предлагается 11 вариантов родственных слов. Сейчас Полина их прочитает, а вы
внимательно слушайте, все ли слова вам знакомы. (Открываю словарь, хорошо
читающий ученик читает все эти слова)
- Значение каких слов оказалось непонятным? О значении
непонятных слов можно справиться в словаре. Читаю.
8 Коммуникативно-речевая задача.
Используя эти пары слов, дайте советы зайцу, как нужно летать
на зонтике, чтоб не случилось беды? (Не высоко, а низко ; не далеко, а близко)
- Как вы думаете, какой из двух звуков звонкий З или глухой С
любит произносить заяц? (З). Но теперь наш заяц больной, ослаб, говорит очень
тихо, шепотом. Какие звуки ему сейчас легче произносить звонкие или глухие?
- Прочитайте слова в столбике (Звук-стук, звон-стон, зуб-суп)
- Какие слова хотел произнести заяц, а какие у него
получились?
9.Чтение скороговорки.
- Зайцу нужно потренироваться в произношении звука З
- Что ему в этом поможет? (Скороговорка)
- Прочитайте скороговорку в конце страницы.
10.Ну,и чтоб заяц совсем выздоровел, доктор ему выписал
рецепт
СЛАЙД ИД №7
«Капли в нос один раз в сутки»
Обратите внимание на слова «нос» и «раз».
-Как в них звучит последний звук?
-Почему же доктор написал в одном случае С, а в другом – З?
Не допустил ли он ошибки?
Надо изменить слова и послушать, как в них звучит этот звук.
11.Вы молодцы, ребята! Помогли зайчику выздороветь. И он
приглашает с ним потанцевать!
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
12.Закрепление полученных представлений.
Работа в парах
На листах задание: вставить пропущенные буквы З или С
Гла…, ква…, моро…, насо…, коло…, арбу…, капри…, голо…
Дети совещаются и вставляют нужные буквы.
В это время 2 ученика от каждого ряда работают на ИД
СЛАЙД № 8
Проверяем работу в парах с помощью веера букв, а работу на
ИД так:
-с получившимися словами «осень» и «зайка» составить 1
ученику вопросительное предложение, 2 ученику – восклицательное предложение.
13.А сейчас поиграем в театр. Предлагаем вашему
вниманию сценки по рассказам замечательного писателя-натуралиста Николая
Сладкова.
(Портрет автора на доске)
-Кто может объяснить значение «писатель-натуралист»?
- О чем пишет этот автор свои произведения?
Лиса и Заяц
− Почему это, Заинька, у тебя
такие длинные ушки? Почему это, серенький, у тебя такие быстрые ножки?
− А всё потому, Лисонька, что уж
очень у тебя шажки тихие да уж очень острые зубки!
-Почему именно так ответил заяц лисе?
Молодцы!
Слушая следующую историю, будьте
внимательны, постарайтесь запомнить, как по-разному называет зайца сорока
Сорока и Заяц
− Вот бы тебе, Заяц, да лисьи
зубы!
− Э-э, Сорока, всё равно плохо...
− Вот бы тебе, серый, да волчьи
ноги!
− Э-э, Сорока, невелико счастье...
− Вот бы тебе, косой, да рысьи
когти!
− Э-э, Сорока, что мне клыки да
когти? Душа-то у меня всё равно заячья...
-Какими словами обращалась к зайчику
сорока? (заяц, косой, серый- все эти слова обозначают одно и тоже, относятся к
одному предмету-зайцу, это близкие по значению слова – СИНОНИМЫ)
-Как понимаете выражение «заячья
душа»?
14.Молодцы, ребята, вы очень хорошо
работаете сегодня! И последнее задание: прочитать текст на листах. Но прежде
проведем РЕЧЕВУЮ РАЗМИНКУ
СЛАЙД ИД № 9
Са-са-са по лесу идет лиса;
Су-су-су было холодно в лесу;
Зу-зу-зу моем мы в тазу козу. (Когда
поднимаемся в гору-голос повышается, спускаемся -голос понижается)
Зайка
Папа у Шуры лесник. Он принёс сыну раненого зайца. Зайчик жил у Шуры всю зиму.
Мальчик лечил зверька. Шура давал зайцу морковку, капусту и другие овощи.
Пришла весна. Шура отнёс зайчика в лес.
Устраиваем
«Птичий базар»
-
Как называется рассказ?
-Посчитайте,
сколько в нем предложений? (7)
-Прочитайте
первое предложение. О ком в нем идет речь?
-Кто
такой лесник? (Лесной сторож)
-Прочитайте
третье предложение. Сколько в нем слов?
-Есть
ли в нем имя собственное?
-Как
его быстро нашли?
-Найдите
и прочитайте предложение с запятой. Зачем она здесь нужна?
-Есть
ли в этом рассказе союзы? (да, один «И»)-Обведите его в треугольник.
А
встретились ли вам предлоги? Какие? Возьмите их в кружок.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА
-Прочитайте
рассказ еще раз с карандашом в руках. Мальчики найдут и подчеркнут в нем все
слова с буквой З, а девочки с буквой С
Проверка
фронтальная
-Как
вы считаете, правильно ли поступил Шура?
СЛАЙД
ИД № 10
-Какая
пословица подходит к этому рассказу?
«Худо
тому, кто добра не творит никому»
«Каков
отец, такие и дети»
«За
двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»
«Мир
не без добрых людей»
ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ
-О
каких парных согласных звуках вы сегодня узнали?
-Какие
еще парные согласные звуки вы знаете?
-Был
ли сегодняшний урок для вас поучительным?
-Что
понравилось больше всего?
РЕФЛЕКСИЯ
СЛАЙД
№ 11
-А
сейчас вы должны оценить свою работу на уроке, как мы это делаем всегда. Если
вам было все понятно, то ставите в листе веселый смайлик, если что-то пока не
получилось –то спокойный смайлик, ну, а если совсем ничего не поняли и вам
требуются дополнительные разъяснения – то грустный смайлик.
Молодцы,
ребята! Я горжусь вами!
СЛАЙД
№ 12
-До
новых встреч!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.