МОУ “Краснозаводская средняя
общеобразовательная школа № 7»
конспект урока
по литературному чтению
(урок обучения грамоте)
с мультимедийной презентацией
«Употребление
букв Л,Н,Р для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Конкретизация
алгоритма чтения».
(1
класс)
Букварь В.В.Репкина,
Е.В.Восторговой, В.А.Левина (ч.1, 2010г.)
( система
Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)
Учитель
первой квалификационной категории
Романова Л.Н.
Цели урока:
1. Продолжить изучение способа обозначения
твёрдости и мягкости согласного звука гласными буквами а, я на примере
букв Л,Н,Р.
2. Воспитывать чувство товарищества, уважение
к ответам одноклассников.
3. Развивать внимание и мышление, речь,
интерес к предмету, умения анализировать и синтезировать, самооценку.
Задачи урока:
конкретизировать алгоритм чтения в слияниях согласного с гласным.
Тип урока: решение
учебной задачи с элементами моделирования.
Оборудование: мультимедийная
презентация, звуковые карточки, схемы- модели(букварь В.В.Репкина, с.58-60),
сигнальные карточки
Ход урока:
I. Мобилизующий этап.
- Ребята, давайте улыбнёмся друг
другу и свои улыбки подарим гостям.
- Ребята, а вы любите сказки? Тогда
отправимся в чудесный, таинственный мир сказки, где всегда совершаются чудеса.
Возьмем с собой внимание, свои знания, конечно же, дружбу и взаимовыручку. Вы
готовы? Тогда в путь.
Слайд 2. (на фоне музыки звучат
слова)
Добрую сказку помню я с
детства.
Хочу, чтобы сказку
послушал и ты.
Пусть подкрадется к
самому сердцу
И зародит в нем зерно
доброты.
- Мы превращаемся в звуковичков и попадаем в
сказочный город букв.
Слайд 3.
II. Создание ситуации успеха.
Звуковая зарядка
- Какие улицы есть в этом городе?
-пропоём гласные звуки;
-прочитаем буквы гласных
четко, но тихо;
-начнем громко, постепенно
затихая
-Назовите буквы (М,Н,Р,Л).Какие звуки они
обозначают? (Согласные, звонкие)
- Угадайте, какая сказка нас встречает?
Слушайте:
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет её домой. («Маша
и медведь»)
( А дорога – далека,
А корзинка – не легка,
Сесть бы на пенек.
Съесть бы пирожок…)
Слайд 4.
-Как зовут девочку? (Маша).
Произнесите первый звук ([м] ). Покажите его звуковую карточку ( ).
Охарактеризуйте звук (Согласный, звонкий, твердый)
- Кто нёс Машу домой? (медведь).
Произнесите первый звук ([м’] ). Покажите его звуковую карточку ( ).
Охарактеризуйте звук. (Согласный, звонкий, мягкий).
- Сравните эти звуки : - чем похожи?
(Согласный, звонкий )
- Чем различаются? ( [м] –
твердый, а [м’] – мягкий).
- Назовите букву для обозначения
этих звуков. (схема, см. Б. с. 58)
- Отчего же зависит мягкость и
твердость согласного звука?
( схема, см. Б. с. 58)
( схему дети читают хором)
- Вы так хорошо справились с заданием, Маша и
медведь приглашают вас поиграть в игру «Собери предметы».
Слайд 5.
- Рассмотрите предметы (малина, мороженое,
молоток, морковь, мешок, мяч).
- Поможем героям собрать предметы по первым
звукам. Маша собирает предметы, название которых начинается с твёрдого
согласного звука [м] – ей помогают девочки. Покажите нужную карточку.
- Медведь собирает предметы, название которых
начинается с мягкого
согласного звука [м’] – ему помогают
мальчики. Покажите нужную карточку.
(работают стоя)
- Будьте внимательны, я убираю предметы, а вы
поднимаете карточку - девочки или мальчики.
-Мальчики, какие предметы поймал медведь,
назовите (мешок, мяч).
Проверим. Слайд 6.
- Девочки, какие предметы поймала Маша,
назовите ((малина, мороженое, молоток, морковь).
Проверим. Слайд 7.
- Кто себя считает «Знатоком звуков»? Оцените сигналом.
III.Постановка и
решение частных задач.
-Идём дальше и попадаем на лесную полянку (Слайд
8),где нас встречают буквы (М,Н,Л,Р,)
Почему они вместе? Что их объединяет?
(Согласный, звонкий )
- Но буква М обозначает и мягкий, и твёрдый
согласный звук, а какой звук обозначают буквы Л, Н, Р? (Согласный, звонкий,
твердый )
( А могут ли они тоже обозначать мягкий звук?
- А мы сейчас понаблюдаем.
-Откроем букварь на с.59 (работа в парах, по
рядам)
1 ряд – верхние рисунки. Работу какой буквы
наблюдаем? (Л)
2 ряд – средние рисунки. Работу какой буквы
наблюдаем? (Н)
3 ряд – нижние рисунки. Работу какой буквы
наблюдаем? (Р)
- Задание: прочитайте 2слова по звуковой
модели и сравните только первый звук. Работаем тихо, не мешая товарищам.
(по сигналу «мы готовы» работа прекращается).
Проверка (« пара» ребят рассказывает о своих
наблюдениях, остальные оценивают сигналами)
- называют слово;
- произносят первый звук и
характеризуют его;
- называют букву для обозначения звука.
IV. Моделирование
Вывод – появляются схемы ( см. Б. с. 59).
- Какой вывод сделаем? (Буквы Л,Н,Р
работают также, как и буква М и могут обозначать и мягкий, и твёрдый согласный
звук.) Молодцы!
- Какие буквы при чтении помогут различать
твёрдость и мягкость согласных звуков?
(Гласные буквы а, я )
- Как они работают? ( схема, см. Б. с.60 )
- Посмотрите на стр. 60. Дядюшка Ага с нами
согласился. При чтении надо смотреть на гласную и если стоит гласная а - , то
согласный читаем …,
а если – я, то…
V.Физкультминутка (зарядка для глаз)
(Слайд 9)
VI. Конкретизация
алгоритма чтения.
Слайд 10. (чтение слогов)
- Мы снова на сказочной полянке, попробуем
прочитать слоги.
(чтение хором)
- Прочитаем слоги с мягким согласным, с
твёрдым согласным звуком.
- Кто себя считает «Знатоком слогов»? Оцените
свою работу сигналами.
Чтение слов
- А сможете прочитать слова?
- Тогда читаем по букварю (стр. 60)слова в
столбиках, расставляя пометы.
(работа по рядам; дети самостоятельно читают
слова по букварю, делая разметку).
- У кого получилось? Хотите почитать дома
родителям?
- Маша и медведь собрали эти слова в большую
корзину, давайте прочитаем их как взрослые.(Слайд 11)
Проверка. – Прочитайте имена собственные. Как
вы догадались? (Написаны с большой буквы) Что они обозначают? (Имена
людей).
- Кто себя считает «Знатоком слов»? Оцените
свою работу сигналами.
VII. Итоговая рефлексия.
- Покажите сигналом – понравился вам урок?
- На какой вопрос искали ответ? ( Как
работают буквы Л, Н, Р). Смогли ли ответить на этот вопрос?
- Какая буква командует твёрдыми согласными? (
а )
- А какая буква командует мягкими согласными?
( я )
- Оцените свою работу на уроке. Слайд 12.
-Я работал активно, у меня всё получилось,
урок прошёл удачно ( красный).
-Сегодня на уроке не все задания были не
такими уж лёгкими, но я справился, у меня получилось ( желтый ).
- Задания на уроке были очень трудными, я не
справился. Мне нужна помощь ( зеленый ).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.