1.– Рассмотрите «Букварь» на
с. 102. Будет ли сегодня на уроке знакомство с новой буквой?
– Как вы думаете,
почему?
1)
Давайте составим план урока.
Составление
плана урока.
План (примерный)
1. Чтение и анализ слов.
2. Чтение предложений.
3. Запись предложений и текста.
4. Работа с текстами.
– Что мы сейчас делали? (Составляли план
урока, т.е. учились организовывать свою деятельность.)
– Каким кружком мы отметим умение
организовать свою деятельность?
2) Чтение слогов. 5
На
доске –
карточки
со слогами.
–
Разделите слоги на группы: ви, ли, ра, не, ко, ты, ми, да, но, сы, па.
1-й
вариант: Ви, ли, не, ми – с мягкими согласными.
Ра,
ко, ты, да, но, сы, па – с твёрдыми согласными.
–
Что указывает на мягкость и твёрдость согласного?
2-й
вариант: Ви, ли, ра, не, ми, да, но – со звонкими согласными.
Ко,
ты, сы, па
– с глухими согласными.
3)
– В каких словах можно встретить эти слоги?
Звуко-буквенный
анализ 1-2 слов.
4)
– Найдите среди этих слогов слово. (Но.)
–
Что мы сейчас делали?
–
Какие знания повторили?
2. Работа в «Букваре».
1) – Кто запомнил, на какой
странице «Букваря» мы сегодня работаем?
– Откройте с. 102.
Чтение столбиков
слов.
– Сколько столбиков?
– Прочитайте все три столбика про
себя и подумайте, по какому признаку объединили слова? (1-й столбик –
слова из двух слогов; 2-й столбик – слова из области искусства; 3-й столбик
– названия животных.)
– Прочитайте слова 1-го столбика
так, как будто мы играем в мяч.
– Перечитайте слова 1-го столбика,
найдите мягкие согласные, которые слышим перед Е, и поставьте под ними
точку зелёным карандашом.
– Назовите мягкие согласные,
которые выделили.
– Какая буква стоит после буквы
мягкого согласного? (Е.)
– А какой звук слышим? ([э].)
2) Звуко-буквенный анализ (схема)
слова песок (1 слайд)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования
алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было
сделать?
– Удалось тебе
провести звуко-буквенный анализ?
– Ты сделал всё
правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам
или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика)
учились оценивать свою работу. Скоро такой значок мы будем ставить у себя
в дневнике.
3) – Прочитайте слово, называющее городскую подземную электрическую
дорогу. (Метро.) 2 слайд
– В каких городах есть такой транспорт?
– Прочитайте слово, в котором две
одинаковые буквы гласного звука. (Клевер.) 3 слайд
– А что это?
4) 2-й столбик:
– Прочитайте слова.
Объясните значение этих слов.
Театр – помещение, где идёт представление на сцене.
Опера – музыкальное произведение, предназначенное для исполнения в
театре, где действующие лица поют в сопровождении оркестра.
Оперетта – спектакль, где пение чередуется с разговорами и танцами. Песни
– стихотворные произведения для пения.
– Назовите в этих словах
мягкие согласные перед Е. ([т’], [п’].)
5) 3-й столбик:
– Прочитайте слова,
объясните их значение
Гиена – хищное собакообразное животное, питается падалью. 4 слайд
Енот – пушной зверь, собакообразный, с ценным мехом, питается
мелкими грызунами. 5
слайд
Леопард – хищное млекопитающее с пятнистой шерстью. 6 слайд
Медведь – крупное млекопитающее
животное с длинной шерстью; бывает бурым и белым. 7 слайд
– В каких словах буква Е
обозначает два звука? (Гиена, енот.)
7) – Подчеркните безударный слог
в словах 3-го столбика.
– Назовите безударные слоги в
словах.
– Есть ли в этих словах буква,
которая присутствует в каждом слове? (Да, это буква Е.)
8) – Что мы сейчас с вами делали?
Физминутка
3. Работа в прописи.
Выборочное
списывание с печатного текста (с. 24).
1)
Работа с текстом до чтения.
–
Интересно, у текста нет никакого названия, нет и иллюстрации. Как вы думаете,
почему?
–
А
что за карточка под текстом?
–
Что
хотел сказать автор при помощи карточки?
– Что нужно сделать, чтобы
придумать заголовок к тексту? (Надо прочитать.)
2)
Работа с текстом во время чтения.
а)
Чтение текста про себя.
б)
Выявление первичного восприятия.
–
О
чём рассказал текст?
–
О
каком месте рассказывает автор? (Это лес у реки.) 8 слайд
в)
Выборочное чтение.
–
Где
живёт старик? Чем он занимается?
–
А
кого называют лесником?
–
Почему
леснику надо быть смелым?
– Где находится лес? Прочитайте.
– Красивое, наверное, место:
река, лес и домик! Представили? 9 слайд
–
Прочитайте, какие
деревья растут в лесу.
– А какое это
время года?
– Докажите словами текста.
– Встретилось ли
вам в тексте маленькое слово с карточки?
– Прочитайте
предложение со словом но.
– Кто знает, какой
знак стоит перед этим словом?
– Зачем в этом
предложении использовали слово но? (Противопоставление.)
– Это новое для нас знание. Кто
сможет, запомните. (ЭТО ПРОПЕДЕВТИКА!)
3)
Работа с текстом после чтения.
–
Какое
название подойдёт к тексту?
–
А
какие предложения рассказывают про лесника?
– Давайте соединим
нужные предложения в одно так, чтобы из него можно было сразу понять, где
живёт лесник. (У реки на опушке леса домик лесника.)
4) Выборочное списывание по усмотрению учителя.
Подготовка к записи: анализ предложений.
Запись 1 и 5 предложений.
Самооценка.
– Что в выполненной работе у вас получилось лучше всего?
– В чём испытали
затруднения?
– В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом,
как, на ваш взгляд, вы справились с этим заданием в прописях.
– Как оценили свою работу? Почему?
–
Что мы сейчас делали?
–
Какое умение формировали?
4. Работа в «Букваре».
Чтение и работа с
группами однокоренных слов (с. 102).
1-я строчка:
– Прочитайте слова серьёзно,
деловито.
– А что значит дело? (Работа,
занятие, деятельность.)
– А что значит деловой,
деловые? (Знающий своё дело, толковый, дельный.)
– Что выделено в словах синим
цветом?
– Почему?
– Выделите корень во всех словах
этой строчки. (ЭТО ПРОПЕДЕВТИКА!)
– Какие это слова? (Однокоренные.)
– Прочтите на этой строчке слово
с приставкой. (Поделки.)
– Поставьте ударение там, где его
нет.
– Назовите корни с безударным
гласным.
– Какие гласные звуки в этих
слогах?
– А буква?
– Почему?
– Подчеркните буквы этих гласных
звуков.
– В каких словах эти гласные
ударные? (Дело, поделки.)
– Что интересного происходит с гласными в корнях слов?
– От чего зависит написание
гласного в корне? (ПРОПЕДЕВТИКА!)
2-я строчка:
– Прочитайте слова.
– Что значит вести? (Сообщения.)
– А как называют того, кто
приносит известие? (Вестник.)
– Произнесите это слово. Какой
звук не произносится? ([т].)
– Значит, произносится и пишется
слово по-разному. Обратите на это внимание!
– А как называют тех, кто
сигналит, подаёт вести? (Вестовые.)
– Что значит оповестил? (Всем
рассказал, принёс всем весть.)
– Какой корень во всех словах?
– Объединены ли они общим
смыслом?
– От какого из них образовались
все слова?
– Поставьте ударение.
– Найдите слова с безударным
гласным в корне.
– Почему в корне пишется буква Е?
– А в слове вестник –
буква т? (Корень в однокоренных словах пишется одинаково.)
–
Что мы сейчас делали?
–
Что нового о правописании слов узнали?
–
Какое умение формировали?
Физминутка
5.Работа в прописи
(с. 24).
1) Тренировка в написании букв В
и Е, слогов и слов.
а) – Какие буквы написаны на
первой строке?
– Почему эти буквы написали на
одной строке?
– Что общего в написании строчных
букв В и Е? (Есть петля, с неё начинаем написание буквы.)
– Обведите разными цветами эти
буквы и допишите до конца строки.
– Сколько букв гласных
поместилось на строке?
– Сколько букв согласных?
б) – Как соединить эти две буквы?
(Соединение буквы В с последующей буквой Е является средним.
Оно петельное, как и при верхнем соединении.)
Написание слога ве.
Самоанализ:
«Конкурс красоты» на лучшую букву и лучшее соединение.
2) Запись слов еле, если.
– Прочитайте слова на
следующих строчках.
– Замените слово еле
словом, близким по значению. (Едва.)
– Какие соединения нужны для написания
этого слова?
– Обведите слово, напишите
самостоятельно.
– Назовите все звуки в этом
слове, отметьте их цветными точками.
3) Аналогично проводится работа
со словом если.
4) Введение словарного слова
ветер. 10 слайд
а) – Что такое ветер? (Движение
потоков воздуха.)
б) – Какие загадки вы знаете про
ветер? («Без рук, без ног, а дверь отворяет».)
Физминутка
в) Звуко-буквенный анализ
слова.
Ученики находят
«опасное место»: несоответствие звука букве. Записывают слово, ставят
ударение, подчёркивают букву безударного гласного.
г) Записывают
однокоренное слово ветерок.
д) – О каком человеке
говорят: ветер в голове? (О легкомысленном человеке.)
– Что значит: бросать
слова на ветер? (Говорить без пользы или необдуманно, зря.)
– С ветерком – это
как? (Очень быстро.)
е) – Составьте предложения
со словом ветер (устно).
6. Работа в «Букваре».
Чтение текста «Лиса и
сорока» (с. 102
1) Подготовка к чтению
текста: чтение слов в рамке, объяснение понятий. Диалог – разговор
двух или нескольких лиц.
Монолог – речь одного человека, обращённая к себе, к слушателям,
к зрителям.
Вступление – начало произведения
(введение).
Герой – действующее лицо.
Роль – изображение актёром на сцене
действующего лица пьесы.
Реплики – слова каждого из героев в пьесе.
2) Работа с текстом.
а) Чтение заглавия и
рассматривание иллюстрации. 11 слайд
– Понятно ли по
картинке, что произошло?
б) Чтение текста (про
себя).
в) Чтение вслух по
предложению, диалог с автором.
Лиса и сорока.
На лесной опушке лиса
встретила сороку. (Интересно, о чём могут разговаривать лиса и сорока?)
– Какие вести,
сорока? (Кому принадлежит эта реплика? Как догадались? С какой
интонацией надо прочитать?)
– Мышки новые кладовые вырыли,
колоски несут.
– А медведи?
– Медведи малину поели, все кусты
поломали. А как твои дела, кумушка-лиса? (В каких отношениях лиса и
сорока? Какое слово подсказало?)
– Спешу в село. Там у деда Ивана
мно-о-го кур!
И лиса деловито в
село поспешила, а сорока полетела по своим делам. (А какие дела у
сороки?)
г) Вопросы после чтения.
– Догадались, зачем лиса
поспешила в село?
– Можете ли сказать, в какое
время года встретились сорока и лиса?
– Какое предложение
подтверждает это?
д) Выборочное чтение.
– Какие роли в этом сюжете могут
быть для актёров?
– Прочитайте вступление; диалог;
реплики лисы, сороки.
3) Работа с текстом после
чтения.
а) Творческий пересказ:
расскажите об этой встрече, если бы вы были лисой. (У вас получится монолог.)
б) – Распределим роли и
инсценируем это произведение.
– Какое предложение можно
подписать под картинкой?
в) – Какие новые слова узнали?
г)
– Мы прочитали текст, какое умение формировали?
7. Работа в прописи.
1) Наблюдение над словами леса и лиса.
– Рассмотрите картинки на с.
24.
– Что изображено на
картинке? (Леса и лиса.)
– Послушайте и произнесите эти
слова.
– Что заметили?
– Можно ли эти слова назвать
однокоренными? (Нет, они произносятся одинаково, но имеют разное лексическое
значение и по-разному пишутся.)
– Подберём однокоренные слова к слову
леса. (Лесной, лесник, лесовик, лес.)
– От
какого слова все они образовались?
– Какой корень?
– Какую букву напишем в середине?
– Подберём однокоренные слова к
слову лиса.
– От какого слова они
образовались?
– Какой гласный ударный?
Запись слов на
строчке.
Графически выделяем корень,
ставим знак ударения и подчёркиваем буквы, которыми слова отличаются.
Работа
в парах: запись слов из кроссворда: ведро,
ромашка, камыши.
Проверка орфографическим чтением.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.