Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыУрок обществознания в 5 классе

Урок обществознания в 5 классе

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Я-гражданин России.docx

 

Урок обществознания в 5 классе.

Учитель: М.В.Бондаренко, учитель истории и обществознания высшей категории

МБОУ СОШ с.Талдан Амурской области.

 

Тема урока: Я - гражданин России!

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

Цели урока:

Образовательные:

1.      Сформировать  знания о том, кто такой гражданин

2.      Создать условия для формирования понятия прав и обязанностей граждан России,

3.      Сформировать представление о личностных качествах истинного гражданина

Развивающие:

1.      Создать условия для развития мышления у учащихся

2.      Способствовать развитию навыков работы с документами. 

3.      Развивать умение рассуждать, выражать свое отношение, делать выводы, обобщать, сопоставлять,

4.      развитие умений жить в обществе и быть успешным человеком.

Воспитательные:

1.      Подвести учащихся к пониманию роли ответственного гражданина, осознания своей причастности к судьбе страны.

2.      Воспитывать гражданские чувства, формировать активную жизненную позицию.

3.      Сформировать основы правовой и политической культуры, патриотизма и гражданственности

 

Ход урока:

Учитель:      

Кто по улице идёт?

Необычный пешеход.

У него пятьсот имён:

На заводе слесарь он,

В яслях – он родитель,

В кинотеатре – зритель,

А пришёл на стадион –

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук,

Для кого-то близкий друг.

Он – мечтатель в дни весны,

Он – защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду –

ГРАЖДАНИН (дети хором) своей страны!

 

Давайте попробуем догадаться о названии нашего сегодняшнего урока (при помощи наводящих вопросов). Да, сегодня тема нашего урока  «Я – гражданин России»  Посмотрите внимательно на название нашего урока. Скажите, это предложение? Чего не хватает, чтобы это стало предложением? (точки). А обязательно ли мы должны поставить точку? А какие знаки препинания по цели высказывания  в конце предложения вам известны? Что они обозначают?

1. Точка - в конце повествовательного и побудительного предложений, если в них дополнительно не выражены эмоции

2. Восклицательный знак –в конце любого предложения по цели высказывания ставится восклицательный знак, если в них дополнительно выражено чувство

3. Вопросительный знак - в конце вопросительных предложений

Что же нам поставить: утвердительную точку, сомневающийся вопросительный знак или восхитительный восклицательный знак? Давайте решим, справившись со следующим заданием:

            Задание: вставить пропущенные слова в текст:

Слово «гражданин» происходит от русского слова «горожанин». Этот термин означает, что человек принадлежит к постоянному населению государства, пользующийся его защитой, обладающий правами и обязанностями, подчиняющийся законам. Главные права и обязанности гражданина установлены в Конституции страны, гарантом которой является в нашей стране президент.

Выполняя задание, вы испытали затруднения. Можем ли мы наверняка утверждать, что знаем, кто такой гражданин. Значит, пока в конце нашего предложения поставим вопросительный знак.          Я – гражданин России?

Давайте запланируем работу на урок: Что должны узнать? Чему научиться?

Попробуем теперь выполнить это же задание, используя необходимую информацию.

1. Работа со словарями – найти  понятие «Гражданин».

2. стр. 107 учебника – о происхождении слова «гражданин»

           

Зачитывая определения из словаря, заполняет пропуски в задании

Гражданин - это лицо пользующееся защитой государства, наделенное совокупностью прав и обязанностей  (стр.108 учебника – отметить).

            2. Работая с текстом учебника, заполняет пропуски в задании.

Совместная работа, сравнение с эталоном.

Задание: в тетради составить однокоренные слова к слову «Гражданин». Работа с однокоренными словами (значение слово гражданка-как обращение).

Сплошной текст - Гражданство — устойчивая  правовая связь человека и государства, закрепленная правами и обязанностями. - запись в тетрадь, работа с эталоном.

Учитель: Как вы думаете, как становятся гражданами нашей страны? – работа с текстом Федерального Закона – совместное чтение вслух, обсуждение.          

Учитель: мы с вами записали, что гражданин обладает правами и обязанностями, а также определенными качествами гражданина.

Работа в парах: обратимся к нормативным документам (тексты Конституции, Федерального Закона) и рассмотрим, какими правами обладает Гражданин России. На доске – права, в парах одна статья Конституции, учащиеся выбирают нужные элементы, прикрепляют на доску в колонку «Имеем право на…», оставшиеся элементы переносят в колонку «Не имеем права на…» .

Работа со ст. 57-59 Конституции РФ,  восстановление  элементов схемы. На слайде схема, выполнять задание в рабочем листе.

Самопроверка и самооценивание работы о правах и обязанностях.

 

Возвращение к теме урока:

Учитель: можете ли вы теперь утверждать, что вы полноправные граждане своей страны. А вы не хотите изменить название урока  Давайте поставим точку в конце предложения в начале нашей темы.

Учитель: на схеме – любить Родину. Наверное, чтобы с любовью относиться к своей Родине,  нужно обладать определенными чертами.

Показать мандарин.

Как вы думаете, глядя на этот фрукт, о каких чертах гражданина мы можем сделать вывод (сплоченность, разнообразность – кислые, сладкие, горькие дольки)

А какими качествами должен обладать настоящий гражданин, любящий свою Родину, узнаем, воспользовавшись политическими правами.

Представим ситуацию «Выборы в лесу»


Выборы Царя зверей
Кандидаты: 
Медведь – сильный, выносливый
Волк– хищный, коварный, злой
Лиса – модная, хитрая 
Заяц –трусливый, хвастливый
Лев– мудрый, справедливый, честный
            Голосование, выявление наиболее важных черт гражданина, обсуждение.

 

Задания (дифференцированные по цвету):

1. более сложное: восстановить текст гимна, расставив в последовательности  строки.

1 (И). Славься, Отечество наше свободное –

2 (Т). Предками данная мудрость народная.

3 (А). Россия - любимая наша страна!

4 (П). Россия - священная наша держава!

5 (Ы). Славься, страна! Мы гордимся тобой!

6 (Р). Твое достоянье на все времена.

7 (О). Братских народов союз вековой.

8 (Т). Могучая воля, великая слава –

Прослушать гимн, сравнить с эталоном.

Ответ: 43861725 – ПАТРИОТЫ – Есть ли связь с гражданами?-обсуждение

 

2. менее сложное: установить соответствие даты и праздника

1.      12 июня

1 (Л). День Конституции России

2.      22 августа

2 (О). День России

3.      4 ноября

3 (Р). День государственного флага

4.      12 декабря

4 (Ё). День народного единства

 

1-2, 2-3, 3-4, 4-1 – ОРЁЛ – герб страны

Взаимопроверка по эталону, оценивание

Зная права и обязанности граждан нашей страны, рассмотрев личностные качества, мы легко сможем представить портрет истинного гражданина.

            Работа в группах: из предложенных иллюстраций и пословиц выбрать те, что характеризуют гражданское поведение, составить коллаж. Суметь объяснить свой выбор, почему не подошли другие иллюстрации.

Составление коллажей, представление у доски.

Учитель: выбирая подходящие иллюстрации, вы преимущественно выбрали те, где осуществляются какие-либо полезные дела.

Предлагаю отдохнуть и послушать стихотворение:

Две Бочки ехали: одна с вином,
Другая
Пустая.
Вот первая себе без шуму и шажком
Плетётся,
Другая, вскачь несётся;
От ней по мостовой и стукотня, и гром,
И пыль столбом;
Прохожий к стороне скорей от страху жмётся,
Её, заслышавши издалека,
Но как та Бочка ни громка,
А польза в ней не так, как в первой, велика.
Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку.
Кто делов истинно, — тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепку думу
Без шуму. 

            А вы знаете людей, прославивших нашу Родину громкими делами?

            На слайде: Пушкин, Гагарин, Суворов, Петр Первый, И.П.Лисин-Герой Советского Союза  и др.

            Велика история нашей страны, много  ей пришлось пережить за время нашей страны. Назовите героические страницы нашей истории (дети называют: Отеч. война 1812 г., Великая Отечественная война, Смута и другие.)  Но все смогли преодолеть русские люди. Мужество и героизм наших людей во все времена приводили в ужас наших врагов и вызывали восхищение потомков. Все эти факты из истории нашей страны вызывают какие – либо чувства в вас? Ответы детей: чувство гордости.

            Возвращение к названию темы.

            Не хотите ли вы что-либо изменить в названии темы (поставить восклицательный знак).

Я – гражданин России!

Я – гражданин России!
Не правда ль, звучит красиво? 
Смело, достойно, гордо!
Сказано как-то твердо!
Я – гражданин России!
И если б меня спросили,
Чем же я так горжусь?
Я бы ответил просто:
Не надо пустых вопросов!
Ведь моя родина – Русь!

 

Гражданственность – это нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед Родиной,  в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.

 

Иллюстрации бесхозяйственности. Беседа. Вывод: быть гражданином своей Родины - значит быть хозяином своей страны, а не гостем.

Обязательно ли чувство гражданственности долго проявляться в великих делах?

Давайте подумаем, что может сделать  для Родины школьник, который зависит от родителей? 

Учащиеся составляют перечень  полезных дел в рабочих листах, обсуждение.

Рефлексия:

Я научился… 

Я  запомнил…

Мне понравилось…

 

Учитель:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.   Н. Некрасов

 

Будьте же достойными детьми своего Отечества и прославляйте его!

 

Подведение итогов урока.

Домашнее задание (дифференцированное):

1) Составить кроссворд на тему "Гражданин России".

2) Подобрать из газет и журналов вырезки о гражданских поступках.

3) Сообщения о почетных гражданах Амурской области и Сковородинского р-на.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок обществознания в 5 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Маркетолог

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Я-гражданин России.pptx

Скачать материал "Урок обществознания в 5 классе"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Необычный пешеход.

слесарь 
родитель
 зритель
болельщик 
сын и внук
близкий...

    1 слайд

    Необычный пешеход.

    слесарь
    родитель
     зритель
    болельщик
    сын и внук
    близкий друг
     мечтатель
     защитник
    И всегда, везде и всюду –
    ………….. своей страны!
    Гражданин

  • Я – гражданин России

    2 слайд

    Я – гражданин России

  • Слово «гражданин» происходит от русского слова «_____________». Этот термин...

    3 слайд

    Слово «гражданин» происходит от русского слова «_____________». Этот термин означает, что человек принадлежит к постоянному ______________ государства, пользуется его _________________, обладает _____________ и ______________, подчиняется ____________. Главные __________ и _______________ гражданина установлены в ____________________ страны, гарантом которой является в нашей стране президент.

  • Я – гражданин России?

    4 слайд

    Я – гражданин России?

  • Что должны узнать? Чему научиться?

    5 слайд

    Что должны узнать?

    Чему научиться?

  • Слово «гражданин» происходит от русского слова «_____________». Этот термин...

    6 слайд

    Слово «гражданин» происходит от русского слова «_____________». Этот термин означает, что человек принадлежит к постоянному ______________ государства, пользуется его _________________, обладает _____________ и ______________, подчиняется ____________. Главные __________ и _______________ гражданина установлены в ____________________ страны, гарантом которой является в нашей стране президент.

    1. Работа со словарями
    2. Работа с текстом учебника на стр. 108-109
    горожанин
    населению
    обязанности
    права
    законам
    Конституции
    защитой
    обязанностями
    правами

  • Гражданство — устойчиваяправоваясвязьчеловекаигосударствазакрепленнаяправамии...

    7 слайд

    Гражданство — устойчиваяправоваясвязьчеловекаигосударствазакрепленнаяправамииобязанностями.

  • Гражданство — устойчивая правовая связь человека и государства, закрепленная...

    8 слайд

    Гражданство — устойчивая правовая связь человека и государства, закрепленная правами и обязанностями.

  • Федеральный закон «О гражданстве Р Ф» от 31.05.2002 N 62

    9 слайд

    Федеральный закон
    «О гражданстве Р Ф»
    от 31.05.2002 N 62

  • Конституция Российской Федерации

    10 слайд

    Конституция
    Российской Федерации

  • Знать
…Гражданин 
обязан…Выполнять
…Любить
…Беречь
…
Защищать 
…Платить 
…Бер...

    11 слайд

    Знать

    Гражданин
    обязан…
    Выполнять

    Любить

    Беречь


    Защищать

    Платить

    Бережно относиться

  • Знать
 праваГражданин 
обязан…Выполнять
обязанностиЛюбить
 РодинуБеречь
окруж...

    12 слайд

    Знать
    права
    Гражданин
    обязан…
    Выполнять
    обязанности
    Любить
    Родину
    Беречь
    окружающую
    среду

    Защищать
    Родину
    Платить
    налоги и
    сборы
    Бережно относиться
    к природным
    богатствам

  • Я – гражданин России?

    13 слайд

    Я – гражданин России?

  • Я – гражданин России.

    14 слайд

    Я – гражданин России.

  • Выборы в лесу.

    15 слайд

    Выборы в лесу.

  • Заяц –
трусливый, 
хвастливыйМедведь – 
сильный, 
выносливыйЛиса – 
модная,...

    16 слайд

    Заяц –
    трусливый,
    хвастливый

    Медведь –
    сильный,
    выносливый

    Лиса –
    модная,
    хитрая
    Волк–
    хищный,
    коварный,
    злой
    Лев–
    мудрый, справедливый, честный

  • 17 слайд

  • Задание 3 (на выбор):
1). восстановить текст гимна, расставив в последователь...

    18 слайд

    Задание 3 (на выбор):
    1). восстановить текст гимна, расставив в последовательности строки (записать цифры).
    1 (И). Славься, Отечество наше свободное –
    2 (Т). Предками данная мудрость народная.
    3 (А). Россия - любимая наша страна!
    4 (П). Россия - священная наша держава!
    5 (Ы). Славься, страна! Мы гордимся тобой!
    6 (Р). Твое достоянье на все времена.
    7 (О). Братских народов союз вековой.
    8 (Т). Могучая воля, великая слава –
    2). установить соответствие даты и праздника

  • 1. ПАТРИОТЫ1-3 ошибки – «4»4-5 ошибок – «3»2. ОРЁЛ1 ошибка – «4»2 ошибк...

    19 слайд

    1. ПАТРИОТЫ
    1-3 ошибки – «4»
    4-5 ошибок – «3»

    2. ОРЁЛ
    1 ошибка – «4»
    2 ошибки – «3»

  • Как вы представляете настоящего гражданина?

    20 слайд

    Как вы представляете настоящего гражданина?

  • Кто про свои дела кричит всем без умолку,В том, верно, мало толку.Кто делов...

    21 слайд

    Кто про свои дела кричит всем без умолку,
    В том, верно, мало толку.
    Кто делов истинно, — тих часто на словах.
    Великий человек лишь громок на делах,
    И думает свою он крепку думу
    Без шуму. 

  • 22 слайд

  • 23 слайд

  • 24 слайд

  • Я – гражданин России.

    25 слайд

    Я – гражданин России.

  • Я – гражданин России!

    26 слайд

    Я – гражданин России!

  • Гражданственность – это нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и...

    27 слайд

    Гражданственность – это нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед Родиной, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.

  • Быть гражданином своей Родины – значит быть хозяином своей страны, а не гостем.

    28 слайд

    Быть гражданином своей Родины – значит быть хозяином своей страны, а не гостем.

  • Какие практические дела может сделать школьник, который зависит от родителей?

    29 слайд

    Какие практические дела может сделать школьник, который зависит от родителей?

  • Я   научился…
Я   запомнил…
Мне   понравилось…

    30 слайд

    Я научился…
    Я запомнил…
    Мне понравилось…

  • Домашнее задание (на выбор): 1) Составить кроссворд на тему "Гражданин Росс...

    31 слайд

    Домашнее задание (на выбор):
    1) Составить кроссворд на тему "Гражданин России«,

    2) Подобрать из газет и журналов вырезки о гражданских поступках,

    3) Сообщения о почетных гражданах Амурской области и Сковородинского р-на.

  • Поэтом можешь ты не быть,Но гражданином быть обязан.А что такое гражданин?...

    32 слайд

    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.
    А что такое гражданин?
    Отечества достойный сын.
    Н. Некрасов

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок обществознания для учащихся 5 класса по учебнику под ред. Боголюбова. 

Тема урока: Я - гражданин России! (Данный урок представлен пятым по ходу изучения раздела «Родина»).

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Урок построен в соответствии с ФГОС второго поколения

Цели урока:

Образовательные:

1.     Сформировать  знания о том, кто такой гражданин

2.     Создать условия для формирования понятия прав и обязанностей граждан России,

3.     Сформировать представление о личностных качествах истинного гражданина

 

Развивающие:

1.     Создать условия для развития мышления у учащихся

2.     Способствовать развитию навыков работы с документами. 

3.     Развивать умение рассуждать, выражать свое отношение, делать выводы, обобщать, сопоставлять,

4.     развитие умений жить в обществе и быть успешным человеком.

 

Воспитательные:

1.     Подвести учащихся к пониманию роли ответственного гражданина, осознания своей причастности к судьбе страны.

2.     Воспитывать гражданские чувства, формировать активную жизненную позицию.

3.     Сформировать основы правовой и политической культуры, патриотизма и гражданственности

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 564 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Самостоятельная работа по теме "Развитие общества. Многовариантность общественного развития" 10 класс
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 3. Динамика общественного развития
Рейтинг: 5 из 5
  • 01.10.2020
  • 10983
  • 197
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
Презентация по обществознанию на тему" Динамика общественного развития" 7 класс
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 3. Динамика общественного развития
  • 30.09.2020
  • 855
  • 12
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 930
    • RAR 10.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бондаренко Марина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 12244
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к ЕГЭ по обществознанию в разделе «Право»

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель обществознания

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания обществознания в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 154 человека из 54 регионов

Мини-курс

Разделение имущества при банкротстве: правовые аспекты и мировое соглашение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Организация образовательного процесса в современном вузе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Восстановительные и медиативные практики в профилактике кибербуллинга

Перейти к трансляции