Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыУрок обществознания "Познай самого себя" (6 класс)

Урок обществознания "Познай самого себя" (6 класс)

Скачать материал

Урок «Познай самого себя» (§ 4)

      Урок занимает важное место в обществоведческом курсе 6 класса. Он раскрывает условия становления личности, потребности и способности, проявление личностных свойств в основных видах деятельности.
Задача урока: раскрыть роль знаний о собственных способностях и возможностях, их правильной оценки для успешной самореализации личности.

План изучения нового материала

      1. Познание мира и себя.
      2. Что такое самосознание.
      3. На что ты способен.

Основные понятия: возможности, способности, самоанализ, талант, гениальность.
Урок
Эпиграфом к данному уроку может стать высказывание Л. Н. Толстого о сложности процесса познания человеком самого себя:

«Что я такое? С тех пор как существуют люди, они отвечают на это не словами, то есть орудием разума, а всей жизнью».

По определению возможности – это наличие условий, благоприятных для чего-либо, обстоятельств, способствующих чему-либо, а так же это внутренние силы, ресурсы.

Такими ресурсами является человеческий мозг, память, воображение, чувствительность органов слуха, обоняния, осязания. Возможности нормального человеческого мозга практически неограниченны. Память способна вместить 10 в 20 степени единиц информации. Примером может быть Александр Македонский, знавший в лицо своё 30 тыс. войско. У многих композиторов Моцарта, Рахманинова была феноменальная память. Например, художник Айвазовский рисовал картины по памяти. Феноменом мышления могут быть «люди-счетчики», которые решают в уме самые сложные математические задачи. Но и физические возможности человека неограниченны. В 1960г. тяжелоатлет Власов поднял 537кг, а 1975г. Алексеев поднял уже 615кг. Сама жизнь имеет среднюю и потенциальную продолжительность. Мислимов прожил 167 лет, а ученые считают, что естественный возраст границ человеческой жизни в среднем от 150-160 до 200 лет. Наши возможности ещё далеко не познаны и выходят за привычные границы. Но их можно выявить, например под гипнозом. Есть и просто удивительные возможности: передача мыслей на расстоянии – телепатия,  передвижение предметов усилием воли - телекинез. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Познание себя, самоанализ очень важны для человека, т.к. это дает возможность раскрыть и реализовать в себе скрытые способности (голос певца, художественные и физические способности). Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. О высокой степени одаренности, наличии таланта судят по результатам деятельности человека, которые должны отмечаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Гениальность – высшая ступень развития таланта, как общих (интеллектуальных), так и специальных способностей. Таких людей в истории известно мало примерно 400 человек, среди них Леонардо да Винчи, Михаил Ломоносов. Вывод заключается в «поиске» и развитии своих возможностей и способностей.

Человеку необходимо:

      — исследование способностей и возможностей, поиск вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать;
      — изучение себя как части природы, выявление своих биологических особенностей и потребностей;
      — понимание себя как части общества, группы (осознание своего духовного и нравственного «я»)... Исторически сложилось так, что это стремление «познать себя» было не только результатом развития пытливого ума и природной любознательности, но и естественной необходимостью и важнейшей потребностью, условием выживания человека и приспособления к окружающей действительности.

Объясните слова «самосознание», «самооценка».

      Во многих странах мира известны упражнения с четками на самовнушение как попытка дать самому себе нужные команды. Сделать четки несложно: нанижите на нитку деревянные, пластмассовые или стеклянные бусинки, каждая из которых отделена от других узелком. Их число 25. Перебирая каждую бусинку, нужно произносить важное для себя в данный момент высказывание. Например: «Я радуюсь контрольной работе. У меня все получится. Я докажу, что многое умею». И так 25 раз по числу бусинок. Постепенно можно заметить, как положительно влияет проговаривание фраз на поведение и состояние, главное — не делать данные упражнения «на ходу», в это время надо быть сосредоточенным и спокойным.
      Можно и для себя создать такую формулу самовнушения. Например: «Я с каждым днем все лучше владею собой», «Физика — мой любимый предмет», «Я могу быть внимательным» или др. Убедить в результативности этого метода поможет следующий факт: в 1920-е годы метод внушения был применен при лечении больных. Вместо лекарств французский аптекарь Эмиль Куэ стал рекомендовать своим пациентам самовнушение. По утрам и вечерам они произносили: «С каждым днем я чувствую себя все лучше и лучше». Метод оказался очень действенным, особенно для тех людей, которые в него верили.
      Известно, что бесталанных людей нет, природа каждого наградила какими-либо способностями, важно ими воспользоваться и уметь развивать.
      Важный спутник таланта — труд. Талант — это не более чем возможность осуществления творческих успехов, но далеко еще не мастерство. Талант не освобождает человека от работы, а предполагает большой творческий напряженный труд. Люди, чья талантливость в глазах всего человечества была бесспорна, — это всегда, без исключения, титаны труда. Ведь в процессе деятельности накапливается жизненный опыт, без которого никакое творчество невозможно. «Тысячи тонн словесной руды» потребовалось переработать гениальным А. С. Пушкину и Л. Н. Толстому, чтобы найти точное, единственно возможное слово, которое до сих пор восхищает нас в их произведениях.      Поэтому, можно  утверждать о необходимости соединения способностей человека и его деятельности, успешного поиска дела по душе.

«Быть может, в каждом убит Моцарт» — так оценивал влияние общественных условий на развитие творческих способностей человека писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

Не стоит дожидаться, когда проявятся твои способности и дарования или сложатся более благоприятные условия для их реализации. Если есть мечта, верь в свои способности, старайся всеми способами их развивать и уверенно двигайся к своей цели. Ведь «дорогу осилит идущий». Этот вывод прекрасно иллюстрирует рассказ о жизненном пути М. В. Ломоносова, сына крестьянина глухой Архангельской губернии, ставшего талантливейшим ученым своего времени.
Домашнее задание: прочитать & 4, ответить на вопросы «Как правильно оценить себя?», «Что нужно знать для объективной самооценки?», «Каковы причины и следствия ложной (завышенной или заниженной) самооценки для личности, окружающих ее людей?», «Знаешь ли ты свои сильные и слабые стороны?», «Как обрести большую уверенность в себе?».

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок обществознания "Познай самого себя" (6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по оценке имущества

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок «Познай самого себя» (§ 4)

      Урок занимает важное место в обществоведческом курсе 6 класса. Он раскрывает условия становления личности, потребности и способности, проявление личностных свойств в основных видах деятельности.
Задача урока: раскрыть роль знаний о собственных способностях и возможностях, их правильной оценки для успешной самореализации личности.

План изучения нового материала

1. Познание мира и себя.
      2. Что такое самосознание.
      3. На что ты способен.

Основные понятия: возможности, способности, самоанализ, талант, гениальность.
Урок
Эпиграфом к данному уроку может стать высказывание Л. Н. Толстого о сложности процесса познания человеком самого себя:

«Что я такое? С тех пор как существуют люди, они отвечают на это не словами, то есть орудием разума, а всей жизнью».

По определению возможности – это наличие условий, благоприятных для чего-либо, обстоятельств, способствующих чему-либо, а так же это внутренние силы, ресурсы.

Такими ресурсами является человеческий мозг, память, воображение, чувствительность органов слуха, обоняния, осязания. Возможности нормального человеческого мозга практически неограниченны. Память способна вместить 10 в 20 степени единиц информации. Примером может быть Александр Македонский, знавший в лицо своё 30 тыс. войско. У многих композиторов Моцарта, Рахманинова была феноменальная память. Например, художник Айвазовский рисовал картины по памяти. Феноменом мышления могут быть «люди-счетчики», которые решают в уме самые сложные математические задачи. Но и физические возможности человека неограниченны. В 1960г. тяжелоатлет Власов поднял 537кг, а 1975г. Алексеев поднял уже 615кг. Сама жизнь имеет среднюю и потенциальную продолжительность. Мислимов прожил 167 лет, а ученые считают, что естественный возраст границ человеческой жизни в среднем от 150-160 до 200 лет. Наши возможности ещё далеко не познаны и выходят за привычные границы. Но их можно выявить, например под гипнозом. Есть и просто удивительные возможности: передача мыслей на расстоянии – телепатия, передвижение предметов усилием воли - телекинез. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Познание себя, самоанализ очень важны для человека, т.к. это дает возможность раскрыть и реализовать в себе скрытые способности (голос певца, художественные и физические способности). Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. О высокой степени одаренности, наличии таланта судят по результатам деятельности человека, которые должны отмечаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Гениальность – высшая ступень развития таланта, как общих (интеллектуальных), так и специальных способностей. Таких людей в истории известно мало примерно 400 человек, среди них Леонардо да Винчи, Михаил Ломоносов. Вывод заключается в «поиске» и развитии своих возможностей и способностей.

Человеку необходимо:

      — исследование способностей и возможностей, поиск вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать;
      — изучение себя как части природы, выявление своих биологических особенностей и потребностей;
      — понимание себя как части общества, группы (осознание своего духовного и нравственного «я»)... Исторически сложилось так, что это стремление «познать себя» было не только результатом развития пытливого ума и природной любознательности, но и естественной необходимостью и важнейшей потребностью, условием выживания человека и приспособления к окружающей действительности.

Объясните слова «самосознание», «самооценка».

      Во многих странах мира известны упражнения с четками на самовнушение как попытка дать самому себе нужные команды. Сделать четки несложно: нанижите на нитку деревянные, пластмассовые или стеклянные бусинки, каждая из которых отделена от других узелком. Их число 25. Перебирая каждую бусинку, нужно произносить важное для себя в данный момент высказывание. Например: «Я радуюсь контрольной работе. У меня все получится. Я докажу, что многое умею». И так 25 раз по числу бусинок. Постепенно можно заметить, как положительно влияет проговаривание фраз на поведение и состояние, главное — не делать данные упражнения «на ходу», в это время надо быть сосредоточенным и спокойным.
      Можно и для себя создать такую формулу самовнушения. Например: «Я с каждым днем все лучше владею собой», «Физика — мой любимый предмет», «Я могу быть внимательным» или др. Убедить в результативности этого метода поможет следующий факт: в 1920-е годы метод внушения был применен при лечении больных. Вместо лекарств французский аптекарь Эмиль Куэ стал рекомендовать своим пациентам самовнушение. По утрам и вечерам они произносили: «С каждым днем я чувствую себя все лучше и лучше». Метод оказался очень действенным, особенно для тех людей, которые в него верили.
      Известно, что бесталанных людей нет, природа каждого наградила какими-либо способностями, важно ими воспользоваться и уметь развивать.
      Важный спутник таланта — труд. Талант — это не более чем возможность осуществления творческих успехов, но далеко еще не мастерство. Талант не освобождает человека от работы, а предполагает большой творческий напряженный труд. Люди, чья талантливость в глазах всего человечества была бесспорна, — это всегда, без исключения, титаны труда. Ведь в процессе деятельности накапливается жизненный опыт, без которого никакое творчество невозможно. «Тысячи тонн словесной руды» потребовалось переработать гениальным А. С. Пушкину и Л. Н. Толстому, чтобы найти точное, единственно возможное слово, которое до сих пор восхищает нас в их произведениях.      Поэтому, можно утверждать о необходимости соединения способностей человека и его деятельности, успешного поиска дела по душе.

«Быть может, в каждом убит Моцарт» — так оценивал влияние общественных условий на развитие творческих способностей человека писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

Не стоит дожидаться, когда проявятся твои способности и дарования или сложатся более благоприятные условия для их реализации. Если есть мечта, верь в свои способности, старайся всеми способами их развивать и уверенно двигайся к своей цели. Ведь «дорогу осилит идущий». Этот вывод прекрасно иллюстрирует рассказ о жизненном пути М. В. Ломоносова, сына крестьянина глухой Архангельской губернии, ставшего талантливейшим ученым своего времени.
Домашнее задание: прочитать & 4, ответить на вопросы «Как правильно оценить себя?», «Что нужно знать для объективной самооценки?», «Каковы причины и следствия ложной (завышенной или заниженной) самооценки для личности, окружающих ее людей?», «Знаешь ли ты свои сильные и слабые стороны?», «Как обрести большую уверенность в себе?».

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 997 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Индивидуальный итоговый проект "Влияние социальных сетей на формирование личности школьника""
  • Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.
  • Тема: § 5. Гражданское общество и государство
  • 30.09.2020
  • 657
  • 7
«Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.
Рабочая программа «СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА» для 10класса
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 3. Динамика общественного развития
  • 30.09.2020
  • 330
  • 5
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
Тема "Социальная сущность человека"
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 4. Социальная сущность человека
  • 30.09.2020
  • 324
  • 5
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1372
    • DOCX 18.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Cтатьева Марианна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Cтатьева Марианна Николаевна
    Cтатьева Марианна Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 21
    • Всего просмотров: 620759
    • Всего материалов: 187

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 113 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по обществознанию в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 145 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 907 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "История и обществознание")

Учитель истории и обществознания

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Мини-курс

Современные информационные технологии и информационная безопасность

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Основы изучения творческих дисциплин: введение в пропедевтику дизайна и изобразительного искусства

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Цифровая трансформация в управлении и информационных технологиях

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе