Урок 2. Что такое общество?
Цели: ознакомить
учащихся с многогранностью понятия «общество»; развивать
учебно-исследовательские умения учащихся, работая по алгоритму с текстом
учебника.
Основные понятия:
общество, страна, государство, сферы общественной жизни.
Оборудование:
учебник, памятка «Алгоритм работы с текстом». План изучения нового материала
1.
Понятие «общество».
2.
Сферы жизни общества.
Ход урока
I.
Организационный момент
Предлагаю вам
подумать над высказыванием: «Сила людей заключается в том, что они все делали
коллективно, сообща» и прокомментировать иллюстрацию на с. 8.
(На доске
записывается тема и план урока.)
II.
Работа в группах по изучению понятия
Учитель организует
учащихся в группы и предлагает им дать определение понятию «общество».
Через 2 минуты
после начала работы лист каждой группы учитель забирает и передает соседям.
Делает это через каждый равный промежуток времени. В результате каждый раз
группа вынуждена дописывать то, что было начато другими, вносить свои мысли и
ассоциации. После того как круг замкнется и работы придут к группам, которые
начали их делать, учитель предлагает обсудить получившееся и попробовать
пояснить, как все элементы связаны с понятием «общество». Таким образом в ходе
занятия будет получено несколько разных определений одного понятия.
III.
Презентация результатов групповой работы
Представитель
группы дает определения понятия «общество».
IV.
Работа с текстом учебника
Учащиеся, читая
текст параграфа на с. 7—10, сравнивают собственные определения с
определениями, данными в учебнике. (Общество — это социальная организация
государства; общество — союз; общество — это семья; общество — это договор,
союз, заключаемый по поводу имущества; общество — страна; общество — народ;
общество — это объединение людей по интересам, по происхождению; общество — это
этап в историческом развитии народа или страны.) Записывают определения в
тетрадь.
V. Слово
учителя
Устройство
общества всегда вызывало большой интерес у людей. Многие ученые пытались найти
модель, образ, с помощью которого можно воспроизвести человеческое общество.
Его представляли в виде пирамиды, часового механизма, ветвистого дерева.
Современная наука
представляет общество в виде целостного социального организма, где каждая из
сфер выполняет особую функцию. Сфера — это одна из сторон жизни общества.
Обществознание выделяет четыре главные сферы общественной жизни: экономическую,
политическую, социальную, духовную.
VI.
Работа с текстом учебника
(Учащимся
предлагается самостоятельно заполнить таблицу.)
Особенности сфер
общественной жизни
Сфера
(сторон) Функция
Экономическая
Производство необходимых для людей товаров и
услуг и их распределение между ними. Предприятия и экономические отношения
между людьми
Политическая
Связана с государством и органами
государственной власти: президент, аппарат президента, парламент,
правительство, региональные органы власти, армия, милиция, налоговая и
таможенная службы
Социальная
Взаимодействие больших социальных групп общества: наций, народов, классов,
сословий и др. Учреждения, обеспечивающие жизнь и деятельность людей: магазины,
столовые, больницы, поликлиники, почта, клубы, парки культуры, стадионы и др.
Органы социальной защиты и социального обеспечения
Духовная
Относят культуру, науку,
образование, религию. Составные части: университеты, школы, музеи, театры,
художественные галереи, средства массовой информации, памятники культуры,
национальные художественные сокровища, церковь
VII.
Подведение итогов урока
(Учащиеся
зачитывают выводы по уроку на с. 12 учебника. Отвечают на вопросы.)
—
Как объяснить смысл понятий «общество», «сферы общественной жизни», «страна»,
«государство»?
— К
какой из сфер общественной жизни относятся:
1)
премьера спектакля в театре;
2)
покупка продуктов в супермаркете;
3)
сборка новых компьютеров на заводе;
4)
набор в армию;
5)
выпечка хлеба в пекарне;
6)
выборы президента;
7)
прием больных в поликлинике?
Домашнее задание
Прочитать § 1.
Практикум: задание 2. Выучить понятия «страна», «государство», «общество»,
«сферы общественной жизни».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.