|
История Казахстана 6 класс
|
Тема
|
Урок обобщения «Культура сакского периода эпохи раннего железа
(регионы Казахстана)»
|
Цели
|
- обобщить
знания об археологических памятниках эпохи раннего железа Восточного, Южного,
Центрального и Северного Казахстана;
- повторить
и углубить знания таких понятий, как «царские курганы», «тасмолинская
культура», «улыбай- тасмолинская культура», «золотой человек».
- применять
известные знания в новых условиях: заданиях для групп с применением ИКТ;
индивидуальном тестировании, ответах на «толстые» вопросы по теме
- способствовать
развитию навыков ИКТ: работы с поиском информации в интернете, создании
документов в программе Word, карты в Activstudio, видеоинтервью и озвучивания найденного видеофрагмента;
- развивать умение оценивать ответы других по выработанным
совместно критериям; - на примере
сенсационных археологических находок воспитывать чувства гражданственности и
патриотизма.
|
Ресурсы, оборудование
|
видеопроектор и компьютер, план и задания для групп, критерии
оценивания на доске, видеофизминутка, индивидуальные цветовые «сигнальные
карточки», «Оценочные листы» (каждому), «Листы ответов» (по количеству
групп), 2 варианта тестов (по количеству учеников)
|
|
|
Этапы урока
|
Действия учителя
|
Действия учащихся
|
Оргмомент
|
Проверка готовности к уроку учебных принадлежностей, приветствие
|
|
Этап 1 .
Определение темы и цели урока («вызов»)
|
Мотивационная беседа: Тема нашего урока обобщения
«Культура сакского периода эпохи раннего железа (регионы Казахстана)». Какие
знания нам необходимо обобщить? После обсуждения озвучивает цель в доступной
для учеников форме: применить известные знания в новых условиях, используя
информацию, найденную в интернете, создавая документы в программе Word, карту в Activstudio, видеоинтервью и озвучив найденный видеофрагмент.
Мы сегодня выступаем в роли картографов, историографов,
режиссеров и археологов. Для продуктивной работы вы получили опережающие
задания в группах, которые выполняли во внеурочное время. Выполненные
задания в ходе урока мы с вами оценим с помощью сигнальных карточек. Давайте
«Мозговым штурмом» выработаем критерии оценивания.
Открывает доску с критериями: Давайте сверим с теми, что на
доске:
1)
Соответствие выполненной работы заданию
2)
Оформление
3)
Четкая формулировка вопросов (понятность)
4)
Ораторское мастерство
5)
Артистизм, интересное содержание
Наша задача - представить свои задания, ответить группой на
вопросы других групп и оценить их выступления. На протяжении урока каждый
заполняет свой «Оценочный лист».
|
Отвечают фронтально
Называют критерии
|
Этап 2.
(«осмысление»)
|
План (задания для групп)
Группе «Археологи»
1.
Создайте в программе Word 3
коллажа об археологических памятниках, используя картинки в интернете,
найденные по описаниям этих памятников в нашем учебнике.
2.
Четко сформулируйте к ним 3 вопроса - задания в виде тестовых,
но без вариантов ответов
Группе «Режиссеры»
1.
Найдите видеофрагмент об изученных нами археологических
памятниках. Сами озвучьте его.
2.
Придумайте к данному фрагменту 3 вопроса тестового характера
без вариантов ответов
Группе «Картографы»
1.
Найдите в интернете карту Казахстана. Скопируйте ее в программе Activstudio
2.
В этой же программе надпишите важные археологические памятники
всех регионов Казахстана
3.
Прокомментируйте их местоположение
4.
Придумайте к этой карте 3 вопроса-задания тестового характера,
но без вариантов ответов
Группе «Историографы»
1.
Снимите костюмированное интервью с древним историком, в котором
должны прозвучать 3 вопроса - задания по цитатам этого автора о племенах,
проживающих в эпоху раннего железа на территории Казахстана
2.
Цитаты найдите в интернете и тексте учебника
Оглашает показанные большинством учеников оценки.
10-ый вопрос - от учителя: Найдите «лишнее»: Шиликтинские
курганы, Бесшатырские курганы, Берельский могильник
Предлагает взаимопроверку (диктует правильные ответы) и
оценивание «Листов ответов» по шкале: 10 правильных ответов- «5», 8-9 – «4»
, 6-7- «3», менее 5- «2».
|
Каждая группа представляет свои задания, остальные отвечают на
поставленные этой группой вопросы коллективно и заполняют «Лист ответов».
Индивидуально, с помощью сигнальных карточек, оценивают выступление групп.
Заполняют в «Оценочном листе» оценку за выступление группы, за
выполнение теста группой
Меняются «Листами ответов» между группами и проверяют, оценивая
по шкале.
|
Физминутка
|
Видео
|
Выполняют упражнения
|
Этап 3.
Закрепление
|
1. Вопрос на размышление: Почему в археологической науке
Казахстана сенсационными считают находки в Жетысу, Восточном и Западном
Казахстане?
2. Индивидуальное тестирование
Проверим в парах тест (через видеопроектор демонстрирует
варианты ответов)
Поставьте в «Оценочный лист» оценку за тест и оцените вклад
каждого в работу группы. Предлагает критерии (за каждый пункт - балл):
1)
Участвовал в обсуждении, как выполнить задание
2)
Находил необходимый материал
3)
Выступал (оформлял, снимался или снимал видеофрагмент, скачал
видео)
4)
Обсуждал ответы на вопросы других групп
5)
Принимал участие в подготовке ответа на вопрос- размышление
|
Ответ группы записывают и сдают учителю, а затем озвучивают
как вывод
Взаимопроверка в парах
Оценивают группой вклад каждого по критериям и вносят оценки
в «Оценочный лист»
|
Этап 4.
Домашнее задание.
|
Эссе «Знаменитый археологический памятник раннего железа»
|
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники
|
Этап 5.
Рефлексия
|
Вставьте в текст соответствующие слова:
1)Самым
интересным на уроке было …
1)
2) Я смог …
2)
3) Настроение- …, так как …
|
Индивидуальная работа по заполнению стикеров
|
|
|
|
Приложение
Тест «Обобщение в
период раннего железа»
I вариант
1.Аримаспы жили
в Казахстане:
А) Западном
В) Центральном
С) Южном
Д) Восточном
Е) Северном
2. В Северном Казахстане проживали племена:
А) аримаспов
В) исседонов
С) аргиппеев
Д) массагетов
Е) даев
3. «Царские» курганы расположены:
А) в Берельском могильнике
В) Шиликтинской долине
С) Бегазы-Дандыбае
Д) Алматинской области
4) Особенностью Центрального Казахстана
были:
А) «царские курганы»
В) «Бесшатырские курганы»
С) «сакские курганы»
Д) «курганы с усами»
Е) «малые курганы»
5. В кургане «Байгетобе» найден (ы):
А) первый «Золотой человек»
В) второй «Золотой человек»
С) третий «Золотой человек»
Д) мужчина и
женщина
Е) грифоны
6. Иссыкский курган находится в области:
А) Костанайской
В) Южно- Казахстанской
С) Карагандинской
Д) Акмолинской
Е) Алматинской
7. В Большом Берельском кургане обнаружили
захоронение:
А) человека и 16 лошадей
В) мужчины и женщины
С) 13 лошадей
Д) «Шиликтинского золотого человека»
Е) двух мужчин
8. Археологической культурой Северного
Казахстана является:
А) бегазы- дандыбаевская
В) ботайская
С) нуринская
Д) тасмолинская
Е) улыбай- тасмолинская
9. Узкий
коридор, расположенный от центра погребения с востока на запад:
А) грифон
В) дромос
С) саркофаг
Д) менгир
Е) самрук
10. Жители Северного Казахстана перешли от
оседлости к кочевому образу жизни:
А) в I тысячелетии до н.э.
В) во II тысячелетии до н.э
С) в III тысячелетии до н.э.
Д) в I тысячелетии н.э.
Е) в II тысячелетии н.э.
II вариант
1. Сарыарка
охватывает территорию Казахстана:
А) Западную
В) Центральную
С) Южную
Д) Восточную
Е) Северную
2. «Стерегущие
золото»- это
А) аргиппеи
В) исседоны
С) аримаспы
Д) савроматы
Е) тиграхауда
3. К. А. Акишев считает, что тасмолинская
культура относится к:
А) аргиппеям
В) исседонам
С) аримаспам
Д) савроматам
Е) тиграхауда
4. Всего в
Зайсанском районе крупных курганов:
А) 100
В) 10
С) 200
Д) 150
Е) 3
5. На латинском языке «обладателей
белогривых, быстроногих коней» называли:
А) аргиппеи
В) исседоны
С) аримаспы
Д) савроматы
Е) тиграхауда
6. Курган № 11
Берельского могильника в 1998-99 гг. изучала экспедиция:
А) Толеубаева А.
В) Алпысбаева А.
С) Черникова С.
Д) Маргулана А.
Е) Самашева З.
7. Карлыга, Борки, Покровка, городище
Актау находятся в Казахстане:
А) Западном
В) Центральном
С) Южном
Д) Восточном
Е) Северном
8. Курган
«Байгетобе» открыт профессором:
А) Толеубаевым А.
В) Алпысбаевым А.
С) Черниковым С.
Д) Маргуланом А.
Е) Самашевым З.
9. В Иссыкском кургане найдено(-а):
А) 16 лошадей
В) пятиугольная звезда
С) 4303 фигурки
Д) серебряная чаша с надписью из 26 знаков
Е) кольцо
10) Пятиугольная звезда найдена в кургане:
А) Байгетобе
В) «Золотом» (курган № 5 Шиликты)
С) Большом Берельском
Д) кургане №11
Е) Иссыкском
I вариант
II вариант
1) Д 1)
В
2) С 2)
С
3) В 3)
В
4) Д 4)
С
5) С 5)
А
6) Е 6)
Е
7) А 7)
Е
8) Е 8)
А
9) В 9)
Д
10) А 10) А
Лист ответов группы «Археологи»
1)-----------
2)-----------
3)-----------
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
11)
12)
13)
Лист ответов группы «Режиссеры»
1)
2)
3)
4) -----------
5) -----------
6) -----------
7)
8)
9)
10)
11)
12)
13)
Лист ответов группы «Картографы»
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7) -----------
8) -----------
9) -----------
10)
11)
12)
13)
Лист ответов группы «Историографы»
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10) -----------
11) -----------
12) -----------
13)
Оценочный
лист _______________________________________
|
Выступление
группы
|
Выполнение
заданий группой
|
Тест
|
Вклад
в работу группы
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.