Мамедова
С.И.
учитель
русского языка и литературы
НСШ №1
им. Б. Кундакбаевой
пос.
Балпык би Коксуского района
Тема. Урок обобщение по сказкам Андерсена.
Цели:
1. Показать детям, как происходило рождение
сказки в поэтической душе писателя-сказочника.
2. Воспитание интереса к книге и процессу
чтения.
3. Развитие познавательной активности, умения
размышлять и делать самостоятельные выводы.
Форма: интеллектуальная игра.
Оборудование: портреты Андерсена, иллюстрации
по сказкам Андерсена, презентация, магнитола, кроссворд.
Структура урока.
1. Вступительное слово учителя о теме и цели
урока.
2. Представление участников игры (знатоков
сказок Андерсена).
3. Викторина.
а) Объяснялки.
б) Загадалки.
в) Рассуждалки.
г) Обгонялки.
д) Разоблачалки.
4. Подведение итогов игры и урока.
5. Домашнее задание.
Оформление.
1. Выставка рисунков-иллюстраций.
2. Выставка книг-сказок Г.Х.Андерсена.
3. Музыка Бетховена «Лунная соната»
4. Эпиграф.
5. Кроссворд, викторина.
6. Жетоны.
Материал подготовлен по сказкам Г.Х.Андерсена:
“Соловей”, “Дикие лебеди”, “Огниво”,
“Оле-Лукойе”, “Пастушка и трубочист”, “Дюймовочка”, “Снежная королева”,
“Принцесса на горошине”, “Свинопас”, “Гадкий утёнок”, “Русалочка”.
В викторине и кроссворде, кроме названных,
использовались сказки: “Ромашка”, “Гречиха”, “Стойкий оловянный солдатик”.
ХОД
УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
Начинаем путешествие в Данию, к великому
сказочнику, известному во всём мире, Гансу Христиану Андерсену.
И несмотря на то, что родился он в 1805 году,
а умер в 1875, мы всё же побываем у него в гостях, перелистаем страницы его
сказок, услышим его голос, весёлый и грустный, добрый и ироничный.
В моём
шкафу теснится к тому том,
И каждый
том на полке словно дом…
Обложку-дверь
откроешь второпях –
И ты
вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок
– каждый книжный ряд.
И весь
мой шкаф – чудесный Книгоград…
Д.
Кугультинов
Давайте и мы с вами откроем обложки-двери
книг, книг со сказками Г.Х.Андерсена и войдём в этот замечательный волшебный
мир. И сделать это нам помогут наши друзья книги, рисунки-иллюстрации,
занимательные вопросы, чудесная музыка. Сопровождать нас будут хитрые
вопросы: объяснялки, загадалки, рассуждалки, обгонялки и разоблачалки.
Г.Х.Андерсен оставил нам богатое литературное
наследие: два десятка пьес, пять романов, множество очерков и стихотворений. И
всё-таки, главное, чем славен Г.Х.Андерсен, – это сказки. Их у него более 170.
В сказках Андерсена живут природа, любовь,
добро, честь. Тихим, ровным голосом рассказчик повествует об обычных и
необычных приключениях, защищает достоинство обиженных, мужественно вступая в
борьбу со злом.
Все истории очень разные, иногда очень
грустные, иногда смешные. Но при этом все истории остаются лиричными,
поэтичными, напевными и с лукавинкой.
А пойдём мы в мир Андерсена вместе со знатоками
его сказок . ”. Наши ребята прочитали очень много сказок Андерсена и готовы
побороться за звание “Лучший читатель сказок Андерсена”. Итак, в путь!
- Ребята, а как вы думаете, откуда же
приходили сказки к Андерсену? (В результате рассуждений появляется схема)
Задания
викторины.
Как начинаются русские народные
сказки? Конечно: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»
У Андерсена всё иначе. Помните ли вы, какие
сказки открываются словами:
1. -«Видали ли вы когда-нибудь старинный
деревянный шкаф, совсем почерневший от времени?» (Пастушка и трубочист)
2. -«Шёл солдат по дороге: раз-два! Раз-два!
Ранец за спиной, сабля на боку»? (Огниво)
3. -«Ну, начнём! Дойдя до конца истории, мы
будем знать больше, чем теперь»? (Снежная королева)
А
этот конкурс «Кто быстрее?»
Русская пословица говорит: «Слово –
не воробей, вылетит – не поймаешь». А мы с вами попробуем «поймать» слово и
даже определить, из чьих уст оно «вылетело». Итак, кому из андерсеновских
персонажей принадлежат следующие афоризмы? Надо назвать и сказку, и героя.
1. -«А король-то голый!» (Ребёнок «Новое
платье короля»)
2. -«Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой
не согреешься». (Крот «Дюймовочка»)
3. -«Как добры все люди и все животные!» (Герда
«Снежная королева»)
4. -«Не беда появиться на свет в утином
гнезде, если вылупился из лебединого яйца!» (Автор «Гадкий утёнок»)
Кроссворд по сказкам Г.Х.Андерсена.
1. Героиня сказки, которая из-за любви к
принцу превратилась в морскую пену. (Русалочка)
2. Замечательная певчая птица, по её имени
названа сказка. (Соловей)
3. Как звали очень маленькую героиню?
(Дюймовочка)
4. Имя мальчика, который умчался в царство
льда к Снежной Королеве. (Кай)
5. Этот предмет лежит у меня в шкатулке, он
помог принцессе стать женой принца и мешает спать на мягкой постельке.
(Горошина)
6. Он был с одной ногой, т.к. его отливали из
олова последним, но он стоял на ней так же твёрдо, как другие на двух и
оказался самым замечательным из всех. (Солдатик)
7. Из чего шила Элиза рубашки для своих
братьев? (Крапива)
(Звукозапись)
(Послушайте репортаж о судьбе сказочника
Андеосена из Дании, от смотрителя музея
Датский волшебник и его сказки.
«В 1805 году в городе Оденсе в бедной каморке
проживала молодая чета – муж и жена, бесконечно любившие друг друга, молодой
башмачник и его жена. Только недавно вышедший в мастера муж своими руками
сколотил всю обстановку сапожной мастерской, а также кровать. На эту постель 2
апреля 1805 года лёг живой плачущий ребёнок – я, Ганс Христиан Андерсен», _ так
писал в своей биографической повести «Сказка моей жизни» великий датский
сказочник о своём рождении.
Жизнь не сразу одарила писателя своими
богатствами. Он должен был пройти долгий и нелёгкий путь, прежде чем
превратиться из «гадкого утёнка» в прекрасного «лебедя».
Андерсен часто вспоминал о своём детстве.
«Недалеко от пивоварни была мастерская старух-прядильщиц, куда я часто заходил
и сделался любимцем старух за своё красноречие.
«Такой умный ребёнок!» – говорили они. Это
мне чрезвычайно льстило.
Я прослыл необыкновенно умным ребёнком, а
наградой со стороны старух за мою болтовню служили мне сказки. Передо мной
развернулся целый сказочный мир.
Но не сразу Андерсен стал писать сказки. Пробовал
себя и на сцене, и учился в гимназии, приходилось и голодать. В 23 года будущий
писатель стал студентом Копенгагенского университета. В 1835 году он издал
первый сборник «Сказки, рассказанные детям». С этого момента и узнали датские
дети своего нового и самого знаменитого сказочника.
«Мне шёл уже четырнадцатый год. Мать связала все
мои пожитки в маленький узелок, договорилась с почтальоном, и тот обещал
провезти меня в Копенгаген без билета».
И вот утром 6 сентября 1819 года 14-летний
Ганс Христиан Андерсен увидел башни Копенгагена. Но не сразу он стал писать
сказки. Он пробовал себя и на сцене, и учился в гимназии, ему приходилось и
голодать. Наконец в 23 года будущий писатель стал студентом Копенгагенского
университета.
В 1835 году он издал первый сборник «Сказки,
рассказанные детям». С этого момента и узнали датские дети своего нового и
самого знаменитого сказочника.)
- А в нашей картинной галереи иллюстрации
представит нам гид (ФИО ученика) рисунки детей.
Иллюстрации к произведениям.
Объяснялки.
1. События этой сказки происходят в Китае, во
дворце императора. Главным героем является маленькая чудесная птичка, которую
пригласили жить при дворе, разрешили гулять на свободе два раза в день и раз
ночью и приставили к ней 12 слуг; каждый держал её за привязанную к её ножке
шёлковую ленточку. (Соловей)
2. Этому герою пришлось встретиться со старой
безобразной ведьмой, со страшыми собаками-сторожами, прежде чем стать
обладателем волшебного камня, который высекает огонь. (Огниво)
3. Это лучшая волшебная сказка Г.Х.Андерсена.
Герои её – одиннадцать братьев и сестра, которых разлучила злая мачеха. Гордым
красивым братьям-птицам помогает в этой сказке волшебство доброй феи
Фаты-морганы, любовь и мужество их сестры Элизы, готовой пожертвовать собой
ради их спасения. (Дикие лебеди)
Загадалки.
1. Эти герои живут в одной сказке
Г.Х.Андерсена.
2. “Оба они молоды, оба из фарфора и оба
одинаково хрупки”.
3. Они совершают путешествие через трубу на
крышу и обратно. (Пастушка и трубочист)
Рассуждалки.
1. Это смастерил один сказочный герой. В
нашей настоящей жизни это никаким волшебством не обладает. Это есть в каждом
доме, в каждом учреждении и даже в каждой дамской сумочке.
Всё “доброе и прекрасное” в этом “уменьшалось
донельзя, всё же негодное и безобразное, напротив, выступало ещё ярче, казалось
ещё хуже. Лучшие из людей выглядели в этом уродами или казались стоящими кверху
ногами и без животов”.
В сказке это разбилось. (Зеркало)
2. В субботу это “было похоже на большую
китайскую чашку, расписанную голубыми деревьями и узенькими мостиками, на
которых, кивая головами стояли маленькие китайцы”.
Эти предметы принадлежат одному герою из
сказки Андерсена. Носит герой эти предметы под мышками. Один из этих предметов
с картинками и раскрывается это над хорошими, послушными детьми, и тогда детям
всю ночь снятся чудесные сны…
В настоящей жизни это мы используем в
дождливую погоду. (Зонт)
Обгонялки
1. Эта героиня была так упряма и избалована, что могла укусить свою мать
за ухо. Но и её тронула история девочки, которая ищет своего названного брата. (Разбойница
из сказки «Снежная королева»)
2. Он был “ужасно велик” и “совсем не похож на
других”. Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры говорили: “Хоть бы кошка тебя
утащила, несносного урода!”. (Гадкий утёнок)
3. В начале было ячменное зёрнышко, затем
чудесный цветок тюльпана, а затем…(Дюймовочка)
4. Это самое дорогое, что было у принца, и
предназначалось это в дар императорской дочке. Это положили в большие
серебряные ларцы и отослали во дворец… (Роза и соловей из сказки «Свинопас»)
5. Эту вещицу, которая сослужила большую
службу одному из принцев, отправили в музей. (Горошина)
Разоблачалки.
1. Речь пойдёт о сказке Г.Х.Андерсена
“Русалочка”.
На самом морском дне во дворце
отца-царя жили пять принцесс-русалок. Самой красивой из них была младшая
русалочка. С раннего детства они любили подолгу плавать на поверхности воды, у
берега и наблюдать за людьми. В одну из бурь Русалочка спасла юного принца и
полюбила его. Морской ведьме за её колдовство Русалочка отдаёт свои чудесные
волосы. Зная, что принц женится на другой, Русалочка возвращается к сёстрам в море.
(Всего 4 ошибки)
2. Речь пойдёт о сказке Г.Х.Андерсена
“Снежная королева”.
В одном небольшом городке жили
мальчик и девочка, Кай и Герда. Они часто сидели на балкончике, где росли
прекрасные тюльпаны. Но однажды Кая, который катался на коньках, украла Снежная
королева.
Герда очень любила Кая и решила его
найти. В этом девочке помогли учёные галки, принц с принцессой, которые дали
Герде тёплую одежду и рукавички, маленькая разбойница и олень. Снежная королева
заколдовала сердце Кая и превратила его в комок снега. Но горячие слёзы Герды и
её любовь спасли мальчика. (Всего 5 ошибок).
Обобщение,
рефлексия.
Какую особенность сказок Андерсена вы
заметили? (Они интересные, чистые, поэтичные, светлые,
обычное делают необыкновенным, они ироничны, мудры. Серьёзны, в них есть намёк,
но его надо понять.)
Слова
- помощники:
- Олицетворение
- Волшебство
- Гипербола
- Контраст
- Табу
- Мораль
- Спасительная магия
- Внешность
- Добро и зло
- Лицемерие
Домашнее задание.
Напишите письмо Андерсену: поделитесь своими впечатлениями
о прочитанной сказке.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.