Инфоурок Литература КонспектыУрок обобщение по сказкам Андерсена

Урок обобщение по сказкам Андерсена

Скачать материал

Мамедова С.И.

учитель русского языка и литературы

НСШ №1 им. Б. Кундакбаевой

пос. Балпык би Коксуского района

 

Тема. Урок обобщение по сказкам Андерсена.

Цели:

1. Показать детям, как происходило рождение сказки в поэтической душе писателя-сказочника.

2. Воспитание интереса к книге и процессу чтения.

3. Развитие познавательной активности, умения размышлять и делать самостоятельные выводы.

Форма: интеллектуальная игра.

Оборудование: портреты Андерсена, иллюстрации по сказкам Андерсена, презентация, магнитола, кроссворд.

Структура урока.

1. Вступительное слово учителя о теме и цели урока.

2. Представление участников игры (знатоков сказок Андерсена).

3. Викторина.

а) Объяснялки.

б) Загадалки.

в) Рассуждалки.

г) Обгонялки.

д) Разоблачалки.

4. Подведение итогов игры и урока.

5. Домашнее задание.

 Оформление.

1. Выставка рисунков-иллюстраций.

2. Выставка книг-сказок Г.Х.Андерсена.

3. Музыка Бетховена «Лунная соната»

4. Эпиграф.

5. Кроссворд, викторина.

6. Жетоны.

Материал подготовлен по сказкам Г.Х.Андерсена:

“Соловей”, “Дикие лебеди”,  “Огниво”, “Оле-Лукойе”, “Пастушка и трубочист”, “Дюймовочка”, “Снежная королева”, “Принцесса на горошине”, “Свинопас”, “Гадкий утёнок”, “Русалочка”.

В викторине и кроссворде, кроме названных, использовались сказки: “Ромашка”, “Гречиха”, “Стойкий оловянный солдатик”.

ХОД УРОКА

 

1. Вступительное слово учителя.

Начинаем путешествие в Данию, к великому сказочнику, известному во всём мире, Гансу Христиану Андерсену.

И несмотря на то, что родился он в 1805 году, а умер в 1875, мы всё же побываем у него в гостях, перелистаем страницы его сказок, услышим его голос, весёлый и грустный, добрый и ироничный.

В моём шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке словно дом…

Обложку-дверь откроешь второпях –

И ты вошёл, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.

И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…

Д. Кугультинов

 

Давайте и мы с вами откроем обложки-двери книг, книг со сказками Г.Х.Андерсена и войдём в этот замечательный волшебный мир. И сделать это нам помогут наши друзья книги, рисунки-иллюстрации, занимательные вопросы, чудесная музыка.      Сопровождать нас будут хитрые вопросы: объяснялки, загадалки, рассуждалки, обгонялки и разоблачалки.

 

Г.Х.Андерсен оставил нам богатое литературное наследие: два десятка пьес, пять романов, множество очерков и стихотворений. И всё-таки, главное, чем славен Г.Х.Андерсен, – это сказки. Их у него более 170.

В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь. Тихим, ровным голосом рассказчик повествует об обычных и необычных приключениях, защищает достоинство обиженных, мужественно вступая в борьбу со злом.

Все истории очень разные, иногда очень грустные, иногда смешные. Но при этом все истории остаются лиричными, поэтичными, напевными и с лукавинкой.

А пойдём мы в мир Андерсена вместе со знатоками его сказок . ”. Наши ребята прочитали очень много сказок Андерсена и готовы побороться за звание “Лучший читатель сказок Андерсена”. Итак, в путь!

- Ребята, а как вы думаете, откуда же приходили сказки к Андерсену? (В результате рассуждений появляется схема)

 

Задания викторины.

         Как начинаются русские народные сказки? Конечно: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»

У Андерсена всё иначе. Помните ли вы, какие сказки открываются словами:

1. -«Видали ли вы когда-нибудь старинный деревянный шкаф, совсем почерневший от времени?» (Пастушка и трубочист)

2. -«Шёл солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку»? (Огниво)

3. -«Ну, начнём! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь»? (Снежная королева)

А этот конкурс «Кто быстрее?»

          Русская пословица говорит: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». А мы с вами попробуем «поймать» слово и даже определить, из чьих уст оно «вылетело». Итак, кому из андерсеновских персонажей принадлежат следующие афоризмы? Надо назвать и сказку, и героя.

1. -«А король-то голый!» (Ребёнок «Новое платье короля»)

2. -«Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься». (Крот «Дюймовочка»)

3. -«Как добры все люди и все животные!» (Герда «Снежная королева»)

4. -«Не беда появиться на свет в утином гнезде, если вылупился из лебединого яйца!» (Автор «Гадкий утёнок»)

 

Кроссворд по сказкам Г.Х.Андерсена.

1. Героиня сказки, которая из-за любви к принцу превратилась в морскую пену. (Русалочка)

2. Замечательная певчая птица, по её имени названа сказка. (Соловей)

3. Как звали очень маленькую героиню? (Дюймовочка)

4. Имя мальчика, который умчался в царство льда к Снежной Королеве. (Кай)

5. Этот предмет лежит у меня в шкатулке, он помог принцессе стать женой принца и мешает спать на мягкой постельке. (Горошина)

6. Он был с одной ногой, т.к. его отливали из олова последним, но он стоял на ней так же твёрдо, как другие на двух и оказался самым замечательным из всех. (Солдатик)

7. Из чего шила Элиза рубашки для своих братьев? (Крапива)

 

(Звукозапись)

(Послушайте репортаж о судьбе сказочника Андеосена из Дании, от смотрителя музея

Датский волшебник и его сказки.

 

«В 1805 году в городе Оденсе в бедной каморке проживала молодая чета – муж и жена, бесконечно любившие друг друга, молодой башмачник и его жена. Только недавно вышедший в мастера муж своими руками сколотил всю обстановку сапожной мастерской, а также кровать. На эту постель 2 апреля 1805 года лёг живой плачущий ребёнок – я, Ганс Христиан Андерсен», _ так писал в своей биографической повести «Сказка моей жизни» великий датский сказочник о своём рождении.

Жизнь не сразу одарила писателя своими богатствами. Он должен был пройти долгий и нелёгкий путь, прежде чем превратиться из «гадкого утёнка» в прекрасного «лебедя».

Андерсен часто вспоминал о своём детстве. «Недалеко от пивоварни была мастерская старух-прядильщиц, куда я часто заходил и сделался любимцем старух за своё красноречие.

«Такой умный ребёнок!» – говорили они. Это мне  чрезвычайно льстило.

Я прослыл необыкновенно умным ребёнком, а наградой со стороны старух за мою болтовню служили мне сказки. Передо мной развернулся целый сказочный мир.

Но не сразу Андерсен стал писать сказки. Пробовал себя и на сцене, и учился в гимназии, приходилось и голодать. В 23 года будущий писатель стал студентом Копенгагенского университета. В 1835 году он издал первый сборник «Сказки, рассказанные детям». С этого момента и узнали датские дети своего нового и самого знаменитого сказочника.

 

«Мне шёл уже четырнадцатый год. Мать связала все мои пожитки в маленький узелок, договорилась с почтальоном, и тот обещал провезти меня в Копенгаген без билета».

И вот утром 6 сентября 1819 года 14-летний Ганс Христиан Андерсен увидел башни Копенгагена. Но не сразу он стал писать сказки. Он пробовал себя и на сцене, и учился в гимназии, ему приходилось и голодать. Наконец в 23 года будущий писатель стал студентом Копенгагенского университета.

В 1835 году он издал первый сборник «Сказки, рассказанные детям». С этого момента и узнали датские дети своего нового и самого знаменитого сказочника.)

 

- А в нашей картинной галереи иллюстрации представит нам гид (ФИО ученика) рисунки детей.

Иллюстрации к произведениям.

Объяснялки.

1. События этой сказки происходят в Китае, во дворце императора. Главным героем является маленькая чудесная птичка, которую пригласили жить при дворе, разрешили гулять на свободе два раза в день и раз ночью и приставили к ней 12 слуг; каждый держал её за привязанную к её ножке шёлковую ленточку. (Соловей)

2. Этому герою пришлось встретиться со старой безобразной ведьмой, со страшыми собаками-сторожами, прежде чем стать обладателем волшебного камня, который высекает огонь. (Огниво)

3. Это лучшая волшебная сказка Г.Х.Андерсена. Герои её – одиннадцать братьев и сестра, которых разлучила злая мачеха. Гордым красивым братьям-птицам помогает в этой сказке волшебство доброй феи Фаты-морганы, любовь и мужество их сестры Элизы, готовой пожертвовать собой ради их спасения. (Дикие лебеди)

 

Загадалки.

1. Эти герои живут в одной сказке Г.Х.Андерсена.

2. “Оба они молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки”.

3. Они совершают путешествие через трубу на крышу и обратно. (Пастушка и трубочист)

 

Рассуждалки.

 1. Это смастерил один сказочный герой. В нашей настоящей жизни это никаким волшебством не обладает. Это есть в каждом доме, в каждом учреждении и даже в каждой дамской сумочке.

Всё “доброе и прекрасное” в этом “уменьшалось донельзя, всё же негодное и безобразное, напротив, выступало ещё ярче, казалось ещё хуже. Лучшие из людей выглядели в этом уродами или казались стоящими кверху ногами и без животов”.

В сказке это разбилось. (Зеркало)

2. В субботу это “было похоже на большую китайскую чашку, расписанную голубыми деревьями и узенькими мостиками, на которых, кивая головами стояли маленькие китайцы”.

Эти предметы принадлежат одному герою из сказки Андерсена. Носит герой эти предметы под мышками. Один из этих предметов с картинками и раскрывается это над хорошими, послушными детьми, и тогда детям всю ночь снятся чудесные сны…

В настоящей жизни это мы используем в дождливую погоду. (Зонт)

 

Обгонялки

1.  Эта героиня была так упряма и избалована, что могла укусить свою мать за ухо. Но и её тронула история девочки, которая ищет своего названного брата. (Разбойница из сказки «Снежная королева»)

2. Он был “ужасно велик” и “совсем не похож на других”. Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры говорили: “Хоть бы кошка тебя утащила, несносного урода!”. (Гадкий утёнок)

3. В начале было ячменное зёрнышко, затем чудесный цветок тюльпана, а затем…(Дюймовочка)

4. Это самое дорогое, что было у принца, и предназначалось это в дар императорской дочке. Это положили в большие серебряные ларцы и отослали во дворец… (Роза и соловей из сказки «Свинопас»)

5. Эту вещицу, которая сослужила большую службу одному из принцев, отправили в музей. (Горошина)

 

Разоблачалки.

1. Речь пойдёт о сказке Г.Х.Андерсена “Русалочка”.

           На самом морском дне во дворце отца-царя жили пять принцесс-русалок. Самой красивой из них была младшая русалочка. С раннего детства они любили подолгу плавать на поверхности воды, у берега и наблюдать за людьми. В одну из бурь Русалочка спасла юного принца и полюбила его. Морской ведьме за её колдовство Русалочка отдаёт свои чудесные волосы. Зная, что принц женится на другой, Русалочка возвращается к сёстрам в море. (Всего 4 ошибки)

2.  Речь пойдёт о сказке Г.Х.Андерсена “Снежная королева”.

          В одном небольшом городке жили мальчик и девочка, Кай и Герда. Они часто сидели на балкончике, где росли прекрасные тюльпаны. Но однажды Кая, который катался на коньках, украла Снежная королева.

          Герда очень любила Кая и решила его найти. В этом девочке помогли учёные галки, принц с принцессой, которые дали Герде тёплую одежду и рукавички, маленькая разбойница и олень. Снежная королева заколдовала сердце Кая и превратила его в комок снега. Но горячие слёзы Герды и её любовь спасли мальчика. (Всего 5 ошибок).

 

Обобщение, рефлексия.

Какую особенность сказок Андерсена вы заметили? (Они интересные, чистые, поэтичные, светлые, обычное делают необыкновенным, они ироничны, мудры. Серьёзны, в них есть намёк, но его надо понять.)

 

Слова - помощники:

  1. Олицетворение
  2. Волшебство
  3. Гипербола
  4. Контраст
  5. Табу
  6. Мораль
  7. Спасительная магия
  8. Внешность
  9. Добро  и зло
  10. Лицемерие

 

Домашнее задание.

Напишите письмо Андерсену: поделитесь своими впечатлениями о прочитанной сказке.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок обобщение по сказкам Андерсена"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Проректор

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Материал подготовлен по сказкам Г.Х.Андерсена: “Соловей”, “Дикие лебеди”, “Огниво”, “Оле-Лукойе”, “Пастушка и трубочист”, “Дюймовочка”, “Снежная королева”, “Принцесса на горошине”, “Свинопас”, “Гадкий утёнок”, “Русалочка”. В викторине и кроссворде, кроме названных, использовались сказки: “Ромашка”, “Гречиха”, “Стойкий оловянный солдатик”. В разработке урока рассказывается, как происходило рождение сказки в поэтической душе писателя-сказочника, некоторые моменты из жизни писателя, рассказывает про сказки Андерсена. Прививается интерес к книге и процессу чтения. Проводятся викторина, конкурс «Кто быстрее?», объяснялки, обгонялки, рассуждалки, разоблачалки, загадки, кроссворд по сказакам Андерсена.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 198 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контрольная работа по литературе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Учебник: «Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.
  • Тема: А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава. Борис Годунов. Капитанская дочка
  • 30.12.2020
  • 723
  • 1
«Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.05.2020 455
    • DOCX 59.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ермакова Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ермакова Ирина Владимировна
    Ермакова Ирина Владимировна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 94900
    • Всего материалов: 242

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Мини-курс

Сенсорная интеграция: типовые и инновационные методы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Мини-курс

Введение в медиакоммуникации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе