Инфоурок Биология Другие методич. материалыУрок на тему: «Размножение и развитие организма».

Урок на тему: «Размножение и развитие организма».

Скачать материал

Урок

Тема: «Размножение и развитие организма».

Цель урока: показать размножение как универсальное свойство живых организмов; дать понятие о бесполом размножении и его формах; (выяснить чем половое размножение отличается от бесполого) выяснить в чем биологическое значение процесса оплодотворения познакомить уч-ся с этапами индивидуального развития организмов: эмбриогенез и постэмбриональное развитие.

Оборудование и материалы: схемы форм бесполого размножения, вегетативного размножения растений и животных; схемы форм полового размножения; таблица со схемами сперматогенеза и овогенеза; таблица «Этапы эмбрионального развития».

Базовые понятия и термины: зигота, наружное оплодотворение, внутреннее оплодотворение, онтогенез, эмбриональный период, дробление, бластула, гаструла, нейрула, зародышевые листки, постэмбриональное развитие.

Концепция урока: показать преимущества полового размножения перед бесполым; выяснить закономерности эмбрионального развития животных; познакомить с периодами постэмбрионального развития.

Структура и содержание урока.

I Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

1. Какие свойства живого вы помните?

2. В чем биологический смысл процесса размножения?

3. Что вы помните о размножении растений животных?

4. Как вы думаете, с чем связано разнообразие процессов размножения живых организмов?

II Изучение нового материала

1. Размножение и его формы.

Для организмов характерна способность к размножению и индивидуальному развитию. При размножении происходит увеличение численности особей и передача генетической информации от родителей к потомкам. В основе размножения лежат процессы половое размножение.

Предполагают, что в процессе эволюционного развития живой природы первым возникло бесполое размножение. В его основе лежит митоз. Новые организмы развиваются из одной или нескольких клеток тела родительского организма. Все дочерние особи - точные копии материнского организма и имеют двойной набор хромосом.

В половом размножении принимают участие две родительские особи. У потомков появляются новые наследственные признаки. В основе полового размножения лежит мейоз, в результате которого образуются гаметы с одинарным набором хромосом.

2. Оплодотворение.

В результате оплодотворения (слияния мужских и женских гамет) формируется зигота – первая клетка будущего организма.

В зиготе объединяется наследственная информация, полученная от рожительских особей, и восстанавливается диплоидный набор хромосом.

Оплодотворение бывает:

Наружное

(слияние половых клеток происходит в воде)

-позвоночные, обитающие в воде: рыбы, земноводные)

-оплодотворение водорослей, споровых растений связано с водой.

Внутреннее

(слияние половых клеток внутри женского организма)

-наземные позвоночные животные;

-у семенных растений (внутри семязачатка)

Эмбриональный период развития животных.

3. Процесс индивидуального развития особи с момента образования зиготы до конца жизни организма называется онтогенезом. Эмбриональный период онтогенеза начинается с момента образования зиготы.

Этапы эмбриогенеза

I – Дробление – клетки делятся но не растут, зародыш приобретает вид небольшого полого шарика – бластулы (стенки состоят из одного слоя клеток, а полость заполнена жидкостью)

II – На втором этапе на одном из полюсов зародыша клетки интенсивно делятся митозом. Постепенно этот участок впячивается во внутреннюю полость.

В результате образуется двухслойный зародишь – гаструла.

Два слоя клеток, наружный и внутренний, называются зародышевыми листками. Между ними закладываются третий зародышевый листок. И с каждого зародышевого листка далее развиваются строго определенные ткани и органы.

Из наружного зародышевого листка – эктодермы формируется кожа и её железы, нервная система и органы чувств;

Из среднего зародышевого листка – мезодермы – хрящевой и костный скелет, почки, мышечная половая и сердечнососудистая системы;

Из внутреннего – экзодермы – легкие, кишечные и пищевые железы.

4. Постэмбриональный период – начинается после рождения особи. Существует два типа постэмбрионального развития.

Прямое развитие:

У пресмыкающихся

У птиц

У млекопитающих

Непрямое развитие:

У земноводных икринка – головастик – лягушка

Икринка с неполным превращением
тараканы, кузнечики, стрекозы

С полным превращением

бабочки, жуки, пчелы

 

III Обобщение, систематизация и контроль знаний учащихся.

1. В чем заключается преимущество полового размножения перед бесполым?

2. Почему у животных, ведущих наземный образ жизни, происходит внутреннее, а не наружное оплодотворение?

3. Опишите этапы эмбрионального развития животного организма?

 

IV Домашнее задание § 4 с. 16-17.

 

Хронометраж урока.

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности…5 мин.

Изучение нового материала………………………………………………30 мин.

Обобщение, систематизация и контроль знаний учащихся……………8 мин.

Домашнее задание………………………………………………………....2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок на тему: «Размножение и развитие организма»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по связям с общественностью

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Начало новой жизни сопровождается очень важным событием - оплодотворением.

Во время оплодотворения вде гаплоидные половые клетки сливаются в одну диплоидную зиготу - первую клеточку будущего организма, которая некоторое время спустя начнет делится митотическим способом, развиваясь в зародыш.

Онтогенез - индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении), споры или от момента отделения от материнской особи (при беспполом) до смерти. У многоклеточных животных в составе онтогенеза принято различать фазы эмбрионального (под покровом яйцевых оболочек) и постэмбрионального (за пределами яйца) развитие, а у живородящих животных пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез. Термин "онтогенез" впервые был введен Э.Геккелем в 1866 году. В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 980 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку биологии в 11 классе (по учебнику «Биология. 11 класс : углубленный уровень / под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. – М. : Просвещение, 2019)
  • Учебник: «Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: § 10. Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции
  • 04.10.2020
  • 1161
  • 37
«Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 396
    • DOCX 16.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ганенко Галина Семеновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ганенко Галина Семеновна
    Ганенко Галина Семеновна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4855
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 95 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 809 человек

Мини-курс

ФАОП: индивидуализированное образование и коррекционная работа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами и стоимостная оценка в современном бизнесе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стартап: стратегия, развитие, и инвестиции

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе