Урок
Тема:
«Размножение и развитие организма».
Цель урока:
показать размножение как универсальное свойство живых организмов; дать понятие
о бесполом размножении и его формах; (выяснить чем половое размножение
отличается от бесполого) выяснить в чем биологическое значение процесса
оплодотворения познакомить уч-ся с этапами индивидуального развития организмов:
эмбриогенез и постэмбриональное развитие.
Оборудование и материалы:
схемы форм бесполого размножения, вегетативного размножения растений и
животных; схемы форм полового размножения; таблица со схемами сперматогенеза и овогенеза;
таблица «Этапы эмбрионального развития».
Базовые понятия и термины: зигота,
наружное оплодотворение, внутреннее оплодотворение, онтогенез, эмбриональный
период, дробление, бластула, гаструла, нейрула, зародышевые листки,
постэмбриональное развитие.
Концепция урока:
показать преимущества полового размножения перед бесполым; выяснить
закономерности эмбрионального развития животных; познакомить с периодами
постэмбрионального развития.
Структура
и содержание урока.
I Актуализация опорных знаний и мотивация
учебной деятельности.
1. Какие свойства живого вы помните?
2. В чем биологический смысл процесса
размножения?
3. Что вы помните о размножении растений
животных?
4. Как вы думаете, с чем связано
разнообразие процессов размножения живых организмов?
II Изучение нового материала
1. Размножение и его формы.
Для организмов характерна способность к
размножению и индивидуальному развитию. При размножении происходит увеличение
численности особей и передача генетической информации от родителей к потомкам.
В основе размножения лежат процессы половое размножение.
Предполагают, что в процессе эволюционного
развития живой природы первым возникло бесполое размножение. В его основе лежит
митоз. Новые организмы развиваются из одной или нескольких клеток тела
родительского организма. Все дочерние особи - точные копии материнского
организма и имеют двойной набор хромосом.
В половом размножении принимают участие
две родительские особи. У потомков появляются новые наследственные признаки. В
основе полового размножения лежит мейоз, в результате которого образуются
гаметы с одинарным набором хромосом.
2. Оплодотворение.
В результате оплодотворения (слияния
мужских и женских гамет) формируется зигота – первая клетка будущего организма.
В зиготе объединяется наследственная информация,
полученная от рожительских особей, и восстанавливается диплоидный набор
хромосом.
Оплодотворение бывает:
Наружное
(слияние половых клеток происходит в воде)
-позвоночные, обитающие в воде: рыбы,
земноводные)
-оплодотворение водорослей, споровых растений
связано с водой.
Внутреннее
(слияние половых клеток внутри женского
организма)
-наземные позвоночные животные;
-у семенных растений (внутри семязачатка)
Эмбриональный
период развития животных.
3. Процесс индивидуального развития особи
с момента образования зиготы до конца жизни организма называется онтогенезом.
Эмбриональный период онтогенеза начинается с момента образования зиготы.
Этапы эмбриогенеза
I – Дробление – клетки
делятся но не растут, зародыш приобретает вид небольшого полого шарика –
бластулы (стенки состоят из одного слоя клеток, а полость заполнена жидкостью)
II – На втором этапе на
одном из полюсов зародыша клетки интенсивно делятся митозом. Постепенно этот
участок впячивается во внутреннюю полость.
В результате образуется двухслойный
зародишь – гаструла.
Два слоя клеток, наружный и внутренний,
называются зародышевыми листками. Между ними закладываются третий зародышевый
листок. И с каждого зародышевого листка далее развиваются строго определенные
ткани и органы.
Из наружного зародышевого листка –
эктодермы формируется кожа и её железы, нервная система и органы чувств;
Из среднего зародышевого листка –
мезодермы – хрящевой и костный скелет, почки, мышечная половая и
сердечнососудистая системы;
Из внутреннего – экзодермы – легкие,
кишечные и пищевые железы.
4. Постэмбриональный период – начинается
после рождения особи. Существует два типа постэмбрионального развития.
Прямое развитие:
У пресмыкающихся
У птиц
У млекопитающих
Непрямое развитие:
У земноводных икринка – головастик –
лягушка
Икринка с неполным превращением
тараканы, кузнечики, стрекозы
С полным превращением
бабочки, жуки, пчелы
III Обобщение,
систематизация и контроль знаний учащихся.
1. В чем заключается преимущество полового
размножения перед бесполым?
2. Почему у животных, ведущих наземный
образ жизни, происходит внутреннее, а не наружное оплодотворение?
3. Опишите этапы эмбрионального развития
животного организма?
IV Домашнее задание § 4 с.
16-17.
Хронометраж урока.
Актуализация опорных знаний и мотивация
учебной деятельности…5 мин.
Изучение нового
материала………………………………………………30 мин.
Обобщение, систематизация и контроль
знаний учащихся……………8 мин.
Домашнее задание………………………………………………………....2
мин.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.