Муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 городского округа г.
Нефтекамск
Конспект
урока по географии
в 6 б классе
«Жизнь
в океане»
Нуриева
Роза Саитовна,
учитель
географии
г.
Нефтекамск
2013
ТЕМА: «Жизнь в
океане»
Цель: Продолжить
формирование у учащихся знаний об организмах, населяющих Землю.
Задачи:
1.
Познакомить учащихся о распределении живых организмов в океане в зависимости
от его глубины и географической широты места.
2. Рассказать
учащимся о факторах загрязнения океанов и объяснить необходимость его охраны и
защиты.
3. Продолжить
формирование умения работать с картами, схемами, учебниками.
Работать над
фразовой речью, ввести новые термины в активный словарь учащихся.
4. Побуждать
учащихся к пониманию красоты Мирового океана и его обитателей.
Пропедевтика
экологических знаний.
Оборудование: карты,
рисунки, учебники, книги, карточки, схемы, компьютер.
Словарь: планктон, нектон,
бентос, акватория, загрязнение акватории океана, нефтяная плёнка.
Ход
работы.
1.Организационный
момент:
-
Здравствуйте,
садитесь!
- Все одели
аппараты?
- Сегодня у
нас на уроке гости.
-
Старайтесь, как всегда следить за своей речью,
слушать внимательно.
2.Речевая работа.
У - Сегодня
дежурные звуки « З» и «С».
Давайте прочитаем
слова.
Д - Биосфера,
организм, поверхность, газ, воздух.
У - Ребята,
послушайте внимательно и повторите, правильно произнесите звуки «с», «з».
Д-Биосфера
Земли, морской организм, земная поверхность, углекислый газ, сухой воздух.
У - Хорошо, а
теперь прочитайте предложения про себя. Алёна, прочитай вслух. Д – Земля -
планета Солнечной
системы.
У
- А
теперь придумайте предложения с этим словом.
Д – Атмосфера
- это воздушная оболочка Земли.
- Атмосфера
предохраняет нашу планету от перегревания и охлаждения.
3. Повторение
изученного (фронтально).
У - Ребята,
давайте повторим, что мы знаем о Мировом океане.
-
Что такое Мировой океан?
Д
-
Мировой океан – непрерывный водный массив, окружающий материки.
У
-
А что такое шельф?
Д
–
Шельф - это подводная окраина материков.
У
-
Какова глубина шельфа?
Д
-
Глубина шельфа не более 200 м.
У
-
Покажите на карте.
-
Как это называется?
Д
-
Шельф.
У
- Сегодня
мы более подробно изучим животный и растительный мир океанов и морей.
Познакомимся с распределением живых организмов в океане и узнаем, что ему угрожает.
Мы
будем читать, заполнять схему, работать с картой, играть. Вы прочитаете сообщения
об обитателях Мирового океана.
4.
Работа над темой урока.
У - Тема
сегодняшнего урока «Жизнь в океане». Дима, прочитай.
Д - Жизнь в
океане.
У - Богат и
разнообразен растительный и животный мир океана. В настоящее время в океане
обнаружено около 160 тысяч видов животных и более 10 тысяч видов растений.
Посмотрите на схему на доске. На ней изображены глубины океана ( 0,100, дно),
солнышко и его лучики. Почему они так нарисованы вы узнаете во время урока.
Для начала давайте вспомним, какие морские организмы вы знаете?
Д
- Киты,
тюлени, осьминоги, медузы, морские черепахи, дельфины, рыбы, морские звёзды.
У
- Молодцы,
а ещё есть кораллы, зелёные водоросли, красные водоросли, бурые водоросли,
криль, актинии, электрические скаты, кальмары.
Я
неспроста так прикрепила картинки на доске, оказывается распределение жизни в
Мировом океане неравномерно. Наиболее богата живыми организмами мелководная
прибрежная часть океана - шельф. (Обозначить на схеме.)
- А как вы думаете почему?
Д
-
Здесь вода хорошо освещается, прогревается, богата кислородом.
У
- Так
вот, ребята, все организмы, живущие в океане, разделены на 3 группы
: планктон, нектон, бентос. Обратимся к словарю, давайте прочитаем.
Д-Планктон,
нектон, бентос, загрязнение океана, нефтяная пленка.
У
-
Что называется планктоном?
Д
–
Планктон - это мельчайшие растительные и животные организмы.
У
-
Посмотрим на схему, какие живые организмы его составляют?
Д
-
Планктон - зеленые водоросли, криль, медузы.
У
-
За ним идёт нектон. Что такое нектон?
Д
-
Нектон - активно передвигающиеся морские животные.
У
-
Посмотрим на схему. Какие живые организма его составляют?
Д
-
Нектон - рыбы, киты, тюлени, осьминоги, кальмары, дельфины, морские черепахи.
У
-
За ним идёт бентос. Что такое бентос?
Д
–
Бентос - организмы, живущие на дне.
У
-
Какие живые организмы его составляют?
Д
–
Бентос - кораллы, морские звёзды, актинии, электрические скаты, красные
водоросли, бурые водоросли.
У
-
Полярные воды бедны планктоном из-за низких температур и длинной, полярной
ночи. Наибольшее количество планктона наблюдается в умеренных поясах летом, в
тропическом поясе оно опять уменьшается из-за высокой солёности и температуры
воды. (Показ на карте)
Откройте учебник на странице 151, Алёна, прочитай 3 вопрос.
Д
-
В каком поясе освещённости Земли наилучшие условия для развития морских
организмов?
У
-
Найдите ответ на странице 150.
Д
-
Умеренные пояса Земли - самые рыбные районы Мирового океана.
У
-
Половину Мирового улова рыбы даёт Тихий океан. Продолжите предложение: Тихий
океан - это…
Д
-
это самый глубокий и самый большой океан на Земле.
5.
Закрепление материала. Компьютерная презентация.
У
-
А кого ещё вы знаете?
Д
–
Акула.
У
–
Акула, к какой группе относится? Прикрепи картинку.
Д
–
Акула относится к группе нектон.
(Игра
« Собери картинку»- для слабых учащихся)
6.
Чтение сообщений.
У
-
На дом я вам задавала подобрать в школьной библиотеке материал о самых
удивительных обитателях Мирового океана. (Выступления сопровождаются показом
слайдов) Компьютерная презентация.
7.Работа
с тетрадью.
У
– Откройте
тетради, запишите тему урока, словарь, обозначьте на схеме группы обитателей
океана.
8.
Рассказ о загрязнение океана.
Компьютерная
презентация.
У
-
Хозяйственная деятельность человека в океане приводит к загрязнению его
акваторий.
-
Прочитайте в словаре, что такое акватория?
Д
–
Акватория - водный участок.
У
-
Одним из наиболее опасных загрязнителей океанической среды является нефть. (
Серый тюлень попал в нефтяное загрязнение, у него нет шансов на выживание.) Загрязнение
нефтью гибельно не только для водных организмов, но, и для обитающих на
побережье птиц. (Нефть склеивает перья и шерсть морских обитателей, они теряют
водоотталкивающие свойства, и животные погибают.)
Один
грамм разлившейся нефти может затянуть плёнкой 10м2 водной
поверхности.
Демонстрация
опыта (в стакан с водой добавляется капля нефти).
-
Как это плёнка называется?
Д
–
Нефтяная плёнка.
У
-
А какие моря омывают Краснодарский край? Покажите.
Д
-
Чёрное море, Азовское море.
У
-
В Чёрном и Азовском морях есть млекопитающие и рыбы, которые охраняются и
занесены в Красную книгу.
- Костя, прочитай.
Компьютерная презентация.
Д
-
Черноморская афалина, осётр атлантический, угорь, черноморский лосось.
У
-
Если загрязнение океана будет продолжаться, то погибнут все его обитатели:
рыбы, млекопитающие, водоросли, кораллы. Океан станет безжизненным.
А что можете сделать вы для охраны океана?
Д
-
Выбрасывать мусор в урны, закрывать кран, мальчики дома должны следить за
автомобилем, чтобы не было утечки бензина, масла.
9.Итог
урока.
У
-
Наш урок подходит к концу. Подведем итог.
О чём мы сегодня говорили?
Д
-
Сегодня мы говорили о животном и растительном мире океана, о загрязнение акватории
океана.
У
-
Какие новые слова, выражения вы узнали?
Д
-
Планктон, нектон, бентос, акватория, загрязнение акватории океана, нефтяная
плёнка.
У
–
Что Вам понравилось, запомнилось?
Д
–
Понравилась игра, картинки, опыт, схема на доске.
У
-
Молодцы! Сегодня, Эля получает оценку …, Дима …, Костя …, Алёна …, Маша …
Д/З § 40,
ответить на вопросы.
Список
использованной литературы
1.
Н.В.
Болотникова. География. 6-8 классы. Уроки с использованием блочно-модульной
технологии. Волгоград: Учитель, 2008.
2.
Н.Н.
Петрова. География. 6 класс. Начальный курс. М.: Дрофа, 2008.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Компьютерная
презентация.
2. Иванов И.С. «Великая Россия», CD,
2007 г.
3. Петров Т.И., песня «Россия» (сл. И.Морковкина, муз. А.Зайкиной)
4. http://sitename.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.