Разработка урока для 9 класса на
тему
» НЭП»
Цели:
1
Подвести учащихся к пониманию причин сущности основных мероприятий и
итогов НЭПа.
2Продолжить
формирование умений давать сравнительную характеристику исторических
событи ,работать с историческими документами ,делать вывод .
Учебное
оборудование : рабочая тетрадь ,хрестоматия по истории России 20 века.
План
изучения нового материала
1
Причины введения НЭПа
2Суть
и основные мероприятия НЭПа
3Итоги
и значение НЭПа
4
Противоречия НЭПа
НЭП причины политические :
1)события 1921 года опаснее чем Юденич Деникин вместе
взятые.
2)нужно
идти на соглашение с крестьянами тк они серьезная сила в стране .
3)необходимо
ужесточить борьбу с оппозиционными партиями.
Экономические
:
1)разорение
страны после Гражданской войны
А)Население
сократилось на 13 млн.человек б)промышленное производство уменьшилось в 7
раз в)транспорт в упадке г)добыча нефти на уровне конца 19 в д)с/х 67%
от довоенного уровня
2)голод
в Поволжье в 1921 году
Не
столько сильная засуха сколько конфискация у крестьян излишков
осенью 1920 года .Погибло не менее 5 млн человек (были примеры каннибализма
)
3)закрылись
64 крупных заводов
В
том числе Путиловский завод –краса революции
4) 7
миллионов беспризорников для решения проблемы подключили ВЧК.
В
этих условиях в марте 1921 года был созван 10 сьезд РКП(б)на котором принят
курс на НЭП-система экономических мероприятий сменивших политику «политику
военного коммунизма » и являющеюся ее полной противоположностью.
Мероприятия
:
1)отмена
продразверстки и введение натурального налога (меньше в 2 раза
обьявляли весной )
2)свобода
торговли
3)часть
средних и мелких предприятий промышленности передать в частные руки
4)введение
концессий
(концессия
–договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с
правом производственной деятельности)
5)отмена
принудительного труда
6)реформирование
системы оплаты труда
7)проведена
денежная реформа
(был
введен -золотой червонец который был равен 5,14 доллара
Социально -экономические итоги НЭПа
Положительные
|
Отрицательные
|
В с/х после засухи 1921 года и голода1922
года в 1925 году больше зерна собрали на 20,7%
|
Рост цен на товары
|
К 1927 году животноводство развито
|
Безработица
|
В селе основная масса крестьян стали
середняки
|
Жилищный вопрос
|
В промышленности к 1928 году достигнут
довоенный уровень по основным экономическим показателям
|
Аграрное перенаселение
|
з/п составляла 93,7% от довоенного
уровня продолжительность рабочего дня 7 часов при 6 днях работы
|
|
|
|
Социальные
противоречия :
Красные
наркоматы - революционные подпольщики
Красные
директора – рабочие и технические специалисты
Служащие
контор – барышни
Нэпманы(совбуры)-прежние
капиталисты
Рост
пролетариата в 1920 -1,7 млн человек
В
1928 году -8,5 млн человек
Рост
числа чиновников в 1917 году – 1 млн человек
В
1921 году - 2,5 млн человек
Альтернативы
НЭПу
Преображенский
ЕА- считал что в стране не была создана промышленная база для
претворения в жизнь социальных программ коммунизма .Если иностранные
государства брали деньги из своих колоний то у России их не было ,поэтому
деньги можно было взять только у крестьян .
Бухарин
НИ- считал что развивать экономику страны нужно только в союзе с
крестьянами .»Обогащайтесь развивайте свое хозяйство и не беспокойтесь
что вас прижмут ».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.