Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Тема: Гидролиз солей
2 слайд
нейтральная
нейтральная
щелочная
кислотная
рН=7
рН=7
рН>7
рН<7
3 слайд
- +
H2O OH + H
H2 O
- +
[OH] = [H] – cреда нейтральная
+ -
NaCl Na +Cl
+ 2-
Na2CO3 2Na + CO3
3+ -
AlCl3 Al + 3Cl
NaCl
Na2CO3
AlCl3
Проблема: как объяснить избыток ионов
- +
ОН и Н ?
4 слайд
Гидролизом (от греч. гидро – вода, лизис – разложение) называют взаимодействие ионов соли с составными частями молекул воды, в результате которого образуется слабый электролит.
5 слайд
Соли, образованные:
NaOH
H2CO3
сильное основание
слабая кислота
Na2CO3
6 слайд
Соли, образованные:
AlCl3
Al(OH)3
HCl
слабое основание
сильная кислота
7 слайд
Соли, образованные:
CH3COONH4
NH4OH
CH3COOH
слабое основание
слабая кислота
8 слайд
Соли, образованные:
NaCl
HCl
NaOH
сильная кислота
cильное основание
9 слайд
Алгоритм составления уравнений гидролиза
1.Определить состав соли, т.е. указать каким по силе основанием и какой по силе кислотой образована данная соль.
2. Выписать формулу иона слабого электролита и написать уравнение взаимодействия его с одной молекулой воды; в результате получится краткое ионно-молекулярное уравнение гидролиза.
3.На основании краткого ионно-молекулярного уравнения написать молекулярное уравнение: исходные вещества известны (соль, вода); продукты гидролиза состоят из образовавшихся ионов и ионов соли, которые не участвуют в процессе гидролиза.
1
2
3
10 слайд
I.Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой.
- +
1. CH3COONa CH3COO + Na
слабый ион
- + - -
2. CH3COO + HOH CH3COOH + OH
(рН> 7 , среда щелочная)
3. CH3COONa + Н2О CH3COOH + NaOH
Вывод: соли, образованные сильным основанием
и слабой кислотой, гидролизуются по аниону и их
растворы имеют щелочную среду.
1
2
3
4
11 слайд
Если в состав соли входит анион слабой
3- 2- 2- 2-
многоосновной кислоты (PO4, SO3, S, CO3 ), то гидролиз сопровождается образованием кислой соли.
+ 2-
Na2CO3 2Na + CO3
cлабый ион
2- + - - -
CO3 + НОН HCO3 + OH
(pH>7, щелочная)
Na2CO3 + Н2О NaHCO3 + NaOH
гидрокарбонат натрия
1
2
3
12 слайд
II.Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой.
+ -
NH4Cl NH4 + Cl
слабый ион
+ + - +
NH4 + НОН NH3 · H2O + H (рН <7, кислотная среда)
NH4OH
слабое основание
NH4Cl + H2O NH3 · H2O + HCl
Вывод: соли, образованные слабым
основанием и сильной кислотой, гидролизуются
по катиону и их растворы имеют кислотную
среду.
1
2
3
4
13 слайд
Если в состав соли входит катион слабого
2+ 2+ 2+ 3+ 3+
многокислотного основания(Fe,Mg,Zn, Al, Cr), то гидролиз сопровождается образованием основной соли.
3+ -
AlCl3 Al + 3Cl
слабый ион
3+ + - 2+ +
Al + HOH AlOH + H (рН <7, кислотная среда)
AlCl3 + Н2O AlOHCl2 + HCl
гидроксохлорид алюминия
1
2
3
14 слайд
III.Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой.
- +
CH3COONH4 CH3COO + NH4
слабый ион слабый ион
- + + -
CH3COO + NH4 + НОН CH3COOH+ NH3 ·H2O
cлабая слабое
кислота основание
-5 -5
Кд (NH3·H2O) = 6,3·10 > Кд (СH3COOH)=1,75 ·10
cреда слабощелочная
Вывод: соли, образованные слабым основанием и cлабой кислотой, гидролизуются и по катиону и по аниону, растворы их могут иметь нейтральную,
слабокислую или слабощелочную среду.
1
2
3
4
15 слайд
IV.Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой.
+ -
NaCl Na + Cl
сильный сильный
ион ион
Вывод: такие соли гидролизу не
подвергаются, растворы их имеют
нейтральную среду.
1
2
16 слайд
Тест
1.Лакмус краснеет в растворе соли
1) FeSO4 2) KNO3 3) NaCl 4) Na2CO3
Ответ подтвердите уравнениями гидролиза.
2.Установите соответствие между составом соли и типом ее гидролиза.
Состав соли Тип гидролиза
А) BeSO4 1) по катиону
Б) KNO2 2) по аниону
В) Pb(NO3)2 3) по катиону и аниону
Г) CuCl2
Составьте уравнение гидролиза соли по аниону.
17 слайд
Домашнее задание
§ 16 с.171 – 180,
упр.№ 3,4,5 с.182
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тип урока - урок изучения нового материала. В ходе урока формируется представление о гидролизе и его типах; развиваются умения учащихся составлять ионные уравнения, определять среду растворов солей, устанавливать факт образования кислых и основных солей; развиваются навыки работы с химическими реактивами, источниками знаний, справочными таблицами, умения анализировать и делать выводы, а также активизируется познавательную деятельность учащихся в групповой работе по разрешению проблемной ситуации.
6 664 296 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Жуковская Ольга Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.