Тема урока: «Аминокислоты».
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цели:
1. Сформировать представление
об аминокислотах как о бифункциональных соединениях; познакомить с
номеклатурой, изомерией, способами получения и химическими свойствами
аминокислот.
2. Совершенствовать умения
составлять уравнения химических реакций; Развивать умения анализировать,
сравнивать, делать выводы.
3. Воспитывать культуру общения
через диалог «учитель – ученик»; воспитывать такие личностные качества как
наблюдательность, внимательность, инициативность.
Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор,слайд-лекция.
Ход урока.
I.Актуализация знаний. Фронтальная беседа.
1. Какие вещества называются аминами? (ответы
учащихся), (слайд №3)
2. Какие вещества называются карбоновыми кислотами?
(ответы учащихся), (слайд №3).
3. Какие вещества можно назвать аминокислотами? (ответы
учащихся).
II. Изучение нового материала.
Определение записываем в тетрадь: аминокислоты –
это органические соединения, содержащие аминогруппу (-NH2 ) и карбоксильную группу
( -COOH).
Общая формула аминокислот: NH2 – R – COOH (слайд №4).
Номенклатура. Названия образуют от названий
соответствующтх кислот путем добавления префикса амино- и указанием места
расположения аминогруппы (1-,2-,3- или α-,β,γ-) (слайд №5)
Изомерия.
1. Углеродного
скелета (С ≥ 4) (слайд №6).
NH2 – C3H6 – COOH
γ β
α CH3
4 3 2 1
3 (β) 2 (α)
1
CH3 – CH2
– CH – COOH CH3 – C - COOH
NH2 NH2
2-аминобутановая
кислота 2-амино-2-метилпропановая
кислота
(α - аминомасляная
кислота) (α - амино- α - метилпропионовая
кислота)
2. Положения
аминогруппы (С ≥ 3) (слайд №7).
NH2
– C2H4 – COOH
β
α
β α
3
2
1
3 2 1
CH3
- CH – COOH CH2
– CH2 - COOH
NH2
NH2
2- аминопропановая
кислота 3- аминопропановая кислота
( α -
аминопропионовая ) (β - аминопропионовая)
3.Аминокислоты
изомерны нитросоединениям (слайд №8):
C3H7NO2
3 2
1
3 2 1
CH3
– CH – COOH CH3 – CH2 – CH2
–NO2
NH2
2 – аминопропановая
кислота 1 – нитропропан
Получение (слайд №9).
1.Гидролиз белков.
2.Замещение атома галогена на аминогруппу в
галогензамещенных карбоновых кислотах:
Cl –CH2 -COOH + 2NH3 → NH2
– CH2 –COOH + NH4Cl
хлоруксусная
кислота аминоуксусная кислота
Химические свойства (слайд № 10).
NH2 – R – COOH
основные
свойства кислотные свойства
------------------------------------------------------------------
амфотерные органические соединения
I.Основные свойства ( реакции с участием аминогруппы) (слайд №11)
1) с кислотами ( вспомним как амины взаимодействуют с
кислотами). По аналогии составьте уравнение с аминоуксусной кислотой
(самостоятельная работа с последующей проверкой):
HOOC – CH2 – NH2 + HCl → [ HOOC – CH2
– NH3 ] + Cl –
гидрохлорид аминоуксусной
кислоты
II.Кислотные свойства ( реакции с участием карбоксильной группы) (слайд
№12)
1)с основаниями (вспомним как карбоновые кислоты
взаимодействуют с основаниями ). По аналогии составьте уравнение реакции с
аминоуксусной кислотой ( самостоятельная работа с последующей проверкой):
NH2 – CH2 – COOH + NaOH → NH2
– CH2 – COONa + H2O
натриевая соль аминоуксусной
кислоты
Аналогично рассматриваются реакции с оксидами,
активными металлами, с солями слабых летучих кислот, реакция этерификации
(свойства 2 -5, слайды №13 -16).
III.Особые свойства аминокислот (слайд №17).
1.Взаимодействие внутри молекулы ( образование
биполярного иона):
NH2 – CH2 – COOH ↔ + H3N – CH2
– COO –
2. Водные растворы аминокислот имеют нейтральную,
щелочную или кислую среду в зависимости от количества функциональных групп.
3. Взаимодействие кислот друг с другом ( образование
пептидов) (слайд №18).
H2N – CH2 – COOH + H2N – CH2
–COOH → H2N
– CH2 – CONH – CH2 – COOH + H2O
- CO – NH – пептидная группа, связь между
карбонильным атомом углерода и атомом азота – пептидная связь.
III. Закрепление. Осуществить превращение (слайд №19):
Метан → ацетилен → этаналь → уксусная кислота →
хлоруксусная кислота → аминоуксусная кислота.
Самостоятельная работа с последующей проверкой ( слайд
№20).
Домашнее задание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.