Инфоурок Химия Другие методич. материалыУрок на тему "аминокислоты"

Урок на тему "аминокислоты"

Скачать материал

                           Тема урока: «Аминокислоты».

 

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цели:

1.     Сформировать представление  об аминокислотах как о бифункциональных соединениях; познакомить с номеклатурой, изомерией, способами получения и химическими свойствами аминокислот.

2.     Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций; Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

3.     Воспитывать культуру общения через диалог «учитель – ученик»; воспитывать такие личностные качества как наблюдательность, внимательность, инициативность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,слайд-лекция.

 

Ход урока.

 

I.Актуализация знаний. Фронтальная беседа.

 1. Какие вещества называются аминами? (ответы учащихся), (слайд №3)

2. Какие вещества называются карбоновыми кислотами? (ответы учащихся), (слайд №3).

3. Какие вещества можно назвать аминокислотами? (ответы учащихся).

 

II. Изучение нового материала.

Определение записываем в тетрадь: аминокислоты – это органические соединения, содержащие аминогруппу (-NH2 ) и карбоксильную группу      

 ( -COOH). Общая формула аминокислот: NH2RCOOH (слайд №4).

  Номенклатура. Названия образуют от названий соответствующтх кислот путем добавления префикса амино- и указанием места расположения аминогруппы (1-,2-,3- или α-,β,γ-) (слайд №5)

Изомерия.

 

 1. Углеродного скелета (С ≥ 4) (слайд №6).

 

NH2C3H6COOH

 


 γ              β                α                                                                                                         CH3

 4                3              2             1                                                                           3 (β)       2 (α)         1

CH3 – CH2 – CH – COOH                                   CH3 – C - COOH

 


                   NH2                                                           NH2

 

 

2-аминобутановая кислота                       2-амино-2-метилпропановая 

                                                                  кислота

(α - аминомасляная кислота)                   (α - амино- α - метилпропионовая

                                                                       кислота)

 

2. Положения аминогруппы (С ≥ 3) (слайд №7).

 

NH2 C2H4 COOH

 


β                α                                                                                                            β                α

3              2             1                                                                                               3                2             1

CH3 - CH – COOH                                                    CH2 – CH2 - COOH    

          ‌                                                                        

         NH2                                                                   NH2                

2- аминопропановая кислота                         3- аминопропановая кислота

(  α - аминопропионовая )                              (β - аминопропионовая)

 

 

3.Аминокислоты изомерны нитросоединениям (слайд №8):

 

C3H7NO2

 

 

3                  2            1                                                                                                           3                  2            1 

CH3CHCOOH                                                          CH3CH2CH2NO2

 


            NH2                                                                                           

2 – аминопропановая кислота                                        1 – нитропропан

 

 

 

Получение (слайд №9).

1.Гидролиз белков.

2.Замещение атома галогена на аминогруппу в галогензамещенных карбоновых кислотах: 

Cl –CH2  -COOH + 2NH3 → NH2 – CH2 –COOH + NH4Cl

хлоруксусная кислота                                       аминоуксусная кислота  

Химические свойства (слайд № 10).

 

                                    NH2RCOOH

                    основные свойства                       кислотные свойства

                                ------------------------------------------------------------------

                                           амфотерные органические соединения   

I.Основные свойства ( реакции с участием аминогруппы) (слайд №11)  

1) с кислотами ( вспомним как амины взаимодействуют с кислотами). По аналогии составьте уравнение с аминоуксусной кислотой (самостоятельная работа с последующей проверкой):

 

HOOC – CH2 – NH2 + HCl → [ HOOC – CH2 – NH3 ] + Cl

                                                  гидрохлорид аминоуксусной кислоты

II.Кислотные свойства ( реакции с участием карбоксильной группы) (слайд №12)

1)с основаниями (вспомним как карбоновые кислоты взаимодействуют с основаниями ). По аналогии составьте уравнение реакции с аминоуксусной кислотой ( самостоятельная работа с последующей проверкой): 

 

NH2 – CH2 – COOH + NaOH → NH2 – CH2 – COONa + H2O

                                                      натриевая соль аминоуксусной кислоты

Аналогично рассматриваются реакции с оксидами, активными металлами, с солями слабых летучих кислот, реакция этерификации (свойства 2 -5, слайды №13 -16).

III.Особые свойства аминокислот (слайд №17).

1.Взаимодействие внутри молекулы ( образование биполярного иона):

 

 NH2 – CH2 – COOH ↔ + H3N – CH2 – COO

 

2. Водные растворы аминокислот имеют нейтральную, щелочную или кислую среду в зависимости от количества функциональных групп.

3. Взаимодействие кислот друг с другом ( образование пептидов) (слайд №18).

 

H2N – CH2 – COOH + H2N – CH2 –COOH →                                                                 H2N – CH2 – CONH – CH2 – COOH + H2O

 

- CONH – пептидная группа, связь между карбонильным атомом углерода и атомом азота – пептидная связь.

III. Закрепление. Осуществить превращение (слайд №19):

 

Метан → ацетилен → этаналь → уксусная кислота → хлоруксусная кислота → аминоуксусная кислота.

Самостоятельная работа с последующей проверкой ( слайд №20).

Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок на тему "аминокислоты""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-психолог

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока- урок объяснения нового материала. В ходе урока

формируется представление  об аминокислотах как о бифункциональных соединениях; учащиеся знакомятся с номеклатурой, изомерией, способами получения и химическими свойствами аминокислот,совершенствуются умения составлять уравнения химических реакций, а также умения анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывается культура общения через диалог «учитель – ученик»; воспитываются такие личностные качества как наблюдательность, внимательность, инициативность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,слайд-лекция.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 202 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 04.10.2020
  • 440
  • 0
«Химия. Базовый уровень», Габриелян О.С.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 333
    • DOCX 54 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жуковская Ольга Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Жуковская Ольга Анатольевна
    Жуковская Ольга Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4643
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 46 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия")

Учитель химии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек

Мини-курс

Hard-skills современного педагога

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные вызовы педагогической профессии: развитие профессионализма педагогов в контексте улучшения качества образования

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек