ТЕМА «Практическое применение орфограмм.
Звуко-буквенный разбор слов»
Цели:
- повторение
и систематизация знаний учащихся по теме «Фонетика»;
-закрепление правописания безударных гласных,
сомнительных согласных, ь и ъ разделительных знаков;
- развитие познавательной активности учащихся, творческого мышления, внимания;
-развитие умения использовать полученные знания
на практике;
-расширение словарного запаса учащихся;
-воспитание любви к русскому
языку, к слову, культуры речи.
1. Орг. момент.
Друзья мои! Я очень
рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе сочиним урок!
2.Блиц-опрос(на
доске карточки с вопросами, ученик выходит срывает листок, отвечает на вопрос)
-назовите гласные
буквы русского алфавита?
-как проверить
безударную гласную в слове?
-перечислите гласные
звуки?
-непарные звонкие
согласные звуки?
-какие буквы
обозначают 2 звука? В каких позициях?
3.Минутка
каллиграфии
-совокупность
букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке
(Алфавит)
1.В давние-давние времена письменности не было,
и, люди, чтобы передать информацию – рисовали. При Петре 1 появился новый
алфавит. Буквы в нем были похожи на наши, но назывались они по-другому. Наш
современный алфавит живет 80 лет.
АЛФАВИТ
1.Что такое алфавит?
Вам, ребята, он известен.
Буква в нем всегда стоит
На своем особом месте.
Учим, учим назубок
Алфавит мы дружно,
Чтобы он найти помог
В словарях, где нужно.
-Назовите 4-ую букву
русского алфавита?
-В минутке
каллиграфии мы пропишемГзаглавную буквы в соединении со строчной
ГггГггГгг
Назовите слоги, в которых
звукгмягкий, твёрдый
гагогегягыги
4.Составьте из букв слова. Расположите буквы по порядку
их следования в алфавите русского языка, полученные слова также запишите в
алфавитном порядке (записать, поставить ударение)
ТГАНЕ, ТИБН, ЩОБР, НЕТО, СЛИА.
(АГЕНТ, БИНТ, БОРЩ, ЕНОТ, ЛИСА)
Агент, бинт, борщ, енот, лиса.
Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются
звуки речи, ударение, слог.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Фонетический разбор –
И несложен он, и скор:
Надо нам сперва толково
Разделить на слоги слово
И – труда в том нет почти –
Ударение найти.
А потом на том же листике
Звукам дать характеристику.
Сколько букв и сколько звуков
Посчитать – и вся наука.
5.Фонетичкий
разбор слова ЕНОТ (на доске).
Енот-2 слога
е-й-согл,звонк,ягк
э-гласн,безуд
н-н-согл,звонк,тв
о-о-гласн,ударн.
т-т-согл,звонк,тв
4 б, 5 зв.
Карточки
некоторым ученикам
1.Прочитайте
слова. Выпиши в один столбик слова с мягкими согласными, а во второй-с твёрдыми
согласными.
Вазы, сядь, лютики,
сумка, рука, ров, тень, бабушка, Петя, ящики.
2.Прочитай.
Выпишите слова с разделительным мягким знаком.
Дарья решила
себе сшить платье. Илья забрался на последнее сиденье. С горки на санях
мальчики режут полозьями снег.
3.Спиши,подчеркни
в словах все звонкие согласные.
Мышка,
кошка, глазки, лапки,
Дружба,
книжки и тетрадки,
Шубка,
шапка и сапожки,
И
берёзка, и серёжки.
6.Работа по рядам
Было тёплое утро. На
деревьях уже лопнули почки. Показалась молодая травка. Цвели ивы. Дружно жужжали
пчёлы. Петя двигался по узкой тропе. На земле лежали часы с острой стрелкой.
Это был компас.
1ряд (выходит ученик к доске,
выписывает трёхсложные слова)
Тёплое,деревьях,лопнули,двигался,лежали,
жужжали.
2 ряд (выходит ученик к доске, выписывает
слова, в которых все согласные твёрдые)
Было,утро,молодая,травка,ивы,дружно,был,компас,
это.
3 ряд (выходит ученик к доске,
выписывает слова, в которых есть всегда мягкие согласные)
Почки, пчёлы,узкой ,часы,острой,стрелкой
7.Занимательная
минутка
Слова-матрёшки
Победа-беда, обед,еда
Бусы-усы
Машина-шина
Мель-мел, ель
Осадки-сад,оса
Удочка-дочка
Столб-стол, сто
Рыбак-рыба, бак
Физминутка «Звуки
речи»
Встать-гласные
Хлопать-согласные
8.Работа по рядам
«Кто быстрее?» вставить пропущенную букву в словах .К доске выходит каждый
ученик, вставляет букву
1.Зв..зда
К..за
Г..ра
С..сна
Л..са
2.Лыж..
Мыш..
Ш..шка
Ж..вот
Ж..вотное
3.Ч..сы
Щ..ку
Ч..шка
Ч..лок
Ч..деса
Один ученик с ряда,
объясняет орфограмму в словах.(безударная гласная; жи-ши; ча-ща,чу-щу)
9.Творчекий проект
«Составление текста»
Составить из слов
предложения, записать на доске, ответить на вопросы учителя.
Медведь нашёл яму под
деревом. Там много сухих листьев и веток. Он сделал берлогу и лёг. Тепло ему
под снегом.
1.Определи позицию
е,ё,юя в словах первого предложения.
2.Назови непарные
звонкие согласные во втором предложении.
3.Назови мягкие
согласные в третьем предложении.
4.Назови глухие
согласные и звонкие согласные в четвёртом предложении.
10.Работа по
книге.
Упражнение 293 стр.
107
Прочитайте пословицы,
объясните их значение.
1.Грамоте учиться- всегда
пригодиться.
2.Кто грамоте
горазд-тому не пропасть.
3.Сперва аз да буки,
а потом науки.
11.Тест
1.Сколько гласных
букв в русском языке:
А) 6
букв Б) 33 буквы В) 10 букв
2.
В каком слове 1 слог:
А) яма Б) кость
В) ухо
3.В
каком слове допущена ошибка:
А) пружына Б) пушистый
В) жизнь
4.В каком слове
нужно написать букву о?
А)м.шина б) к..пуста в) м.роз
5.Выбери, в каком
случае записано предложение.
А) В лесу
весело щебетали птицы.
Б) Снежинки,
смотреть, никогда, на лугу.
Ключ
1-В
2-Б
3-А
4-В
5-А
12.Итог урока
Д/З-стр 106,Упр
288
Спасибо за старание,
Ведь главное-желание,
А навык и умения
С годами к вам
придут.
Учитель: Телятова Анна Викторовна
2 категория,
СОШ № 31 г. Уральск
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.