Инфоурок Технология КонспектыУрок на тему: "Модульное оригами. Лебедь"

Урок на тему: "Модульное оригами. Лебедь"

Скачать материал

                      Тема урока: "Модульное оригами. Лебедь"

Давлетова Б.Е., учитель технологии СОШ№9, Казахстан, г.Уральск.

Предмет: технология

Оборудованиемультимедиа проектор, экран, компьютер, диск с презентацией.   

Форма использованияпроецирование на экран при фронтальной работе с классом.

Цели урока:

·       Обучение приемам работы в технике оригами.

·       Развитие навыков, умений по изготовлению модульного изделия в технике оригами.

·       Воспитание аккуратности и точности при изготовлении изделия в технике оригами.

Наглядные пособия: Слайды, инструкционные карты, готовое изделие «Лебедь», изготовленное в технике модульного оригами.

Материалы: Цветная и белая ксероксная бумага, чертежные принадлежности, ножницы.

Ход урока:

I. Организационный момент. Проверка присутствующих, заполнение журнала.

II. Объяснение нового материала.

Учитель:

          Сегодня мы с вами начнем знакомство с оригами.

Искусство оригами появилось в глубокой древности. Зародилось оно в Китае.  Две тысячи лет назад китайцы изобрели бумагу. Примерно тогда же и появилось искусство оригами. В Китае существовала очень интересная традиция: к похоронам родственники усопшего делали всегда бумажные домики, мебель, а также бумажные деньги. Позже искусство оригами было завезено в Японию. (Слайд  3-4)

Ученица№1:

              Японцы в оригами многое переняли из китайского народного творчества, но преобразили его на свой лад.

Из обыкновенной бумаги японцы воистину могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии считают, что бумажные шары-кусудамы, журавлики и другие изделия являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников.

 Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерам своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям.

(Слайд  5)

 Ученица№2:

         А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки? Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие. (Слайд  6)

Ученица№3:

Оригами - искусство складывания бумаги без применения ножниц, зародившееся в Китае, но достигшее наибольшего расцвета в Японии. Поэтому и родиной оригами считается Япония.

Слово «оригами» переводится с японского как «сложенная бумага». «Ками» – сходное звучание японских слов «бумага» и «Бог». Тесная связь между религиозным ритуалом и складыванием фигурок из бумаги налицо. Не случайно первые оригами появились в синтоистских храмах. Один из ритуалов с их использованием состоял в изготовлении  небольших бумажных коробочек Санбо. В них помещали кусочки рыбы и овощей, которые предназначались в дар богам. (Слайд  7-8)

 Ученица№4        

           В XII-XIV в. Оригами выходит за пределы храмов и завоёвывает императорский двор. Аристократия и придворные должны были обладать определёнными навыками и в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры, были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Ими удавалось порой выразить больше внимания, любви, чем это можно сделать словами. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. Вплоть до середины XIX века оригами превращается в популярный способ времяпровождения населения Японии. Именно тогда изобретаются фигурки, которые позже становятся классическими. Оригами в Японии- часть традиционной национальной культуры. Постепенно оригами распространилось по всему свету. (Слайд  9)

Ученица№5

      Развитие оригами, как направления современного искусства, связано с именем Акиры Йошизавы. Именно благодаря ему после второй мировой войны произошёл взрыв популярности оригами, который решил посвятить себя оригами и его развитию. Йошидзава создал то, что сегодня называется «оригамная азбука».

  В 1978 году он посещает СССР, где демонстрирует своё искусство в Москве, Ленинграде и Находке. В 1989г. в Москве и в 1991г. в Санкт-Петербурге создаются общественные организации центров оригами.

 Одно из первых упоминаний об оригами в российской отечественной литературе написано графом Львом Николаевичем Толстым. Он отметил самое важное, что с помощью оригами умение творить красоту своими руками люди могли передавать друг другу.

Сейчас оригами популярно во всём мире. Оно перестало быть просто искусством.

Оригами- великолепный способ снятия стрессов, прекрасный метод  обучения, да и просто увлекательное занятие.(Слайд 10,11,12)

Учитель:      Так что же такое оригами? (Слайд 13)

Оригами – древнее искусство складывания фигурок из бумаги.                                     

С японского языка слово оригами переводится как сложенная бумага. Техника оригами позволяет не только создать модели из целого листа бумаги – одномодульные модели, но и сложные, многомодульные трёхмерные конструкции. Трёхмерное оригами – это своего рода конструктор, детали к нему складываются из одинаковых прямоугольных листов бумаги. (Слайд 14,15,16,17,18) Маленький прямоугольный листок бумаги сворачивается в крошечный «волшебный» треугольник -  называемый модулем . (Слайд 19) Количество модулей зависит от объекта труда. Из одного листа  А4 путём последовательного сгибания пополам и разрезания по линии сгиба можно получить различное количество одинаковых заготовок для модулей. Соединяются модули между собой с помощью карманов  с использованием клея ПВА.

        Для занятий подойдёт любая бумага, но лучше использовать качественную, например бумагу для офисной техники форматом А4 , (белая или цветная), можно использовать газеты и журналы (глянцевые, достаточной плотности), а так же обои без ярко выраженного рисунка.  Готовую работу при желании можно покрыть краской.

     Работы, выполненные  в технике  «Модульное оригами» требуют немало времени, но при их выполнении мы не нуждаемся, ни в каких специальных инструментах или рабочем месте.

III. Практическая работа.

Вводный инструктаж:

Учитель:

– Сегодня, я вас научу, как сделать красивого и гордого  лебедя при помощи модульного оригами.(Слайд 20,21)

 Создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами – увлекательный и весёлый процесс. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.

Практическая работа будет проходить в следующем порядке:

1.Я по технологической карте поэтапно буду рассказывать и со своими помощницами тут же показывать выполнение элементов оригами.

2.Вы следом за нами будете выполнять те же элементы оригами.

Перед практической работой напоминаю вам технику безопасности:

1. Работать ножницами и другими режущими инструментами необходимо только по его прямому назначению.

2. Рабочую зону стола содержать в чистоте.

3. Внимательно слушать и следить за действиями учителя при объяснении материала.

 

А теперь разделимся на мини группы  по две ученицы

 

Для выполнение практической работы нам необходимо:

1.Изготовить  нужное количество модулей определённых цветов.

(458 белых модулей и 1 красный)

2.Собрать лебедя.

      Для  изготовление нужного количества и размеров модулей воспользуемся технологической картой

 Модуль складывается из прямоугольника цветной или белой бумаги. Соотношение сторон прямоугольника должно быть

примерно 1 : 1,5 (Слайд 22)

Учитель:

 Если длинную и короткую стороны формата А4 разделить на 4 равные части и разрезать по намеченным линиям, то получатся прямоугольники примерно 53×74 мм. (Слайд 23)

 Если длинную сторону формата А4 разделить на 8 частей, а короткую на 4 части, то получатся прямоугольники 37×53 мм. (Слайд 24)

Поэтому из листа бумаги формата А4 можно получить 2,4,8,16 или 32 части.

Размечаем  длинную и короткую стороны формата А4 на 0,2,4,8,16 части и разрезаем лист на прямоугольники.

1) Положи прямоугольник обратной к себе. Согни пополам.

2) Согни и разогни, чтобы наметить линию середины.

       Поверни «горой» к себе. (Слайд 25)

3) Согни края к середине

4) Переверни. (Слайд 26)

5) Загни уголки. (Обрати внимание: между сложенным уголком и верхним треугольником лучше оставлять небольшой зазор).

6) Подними края вверх. (Слайд 27)

7) Сложи треугольник.

8) Получившийся модуль имеет два уголка и два кармашка.(Слайд 28) Сделав множество модулей из бумаги разных цветов, можно получить модульный конструктор. (Слайд 29)

9)Сложенные по приведенной схеме модули, можно вставлять друг в друга различными способами и получать объёмные изделия. (Слайд 30)

Учитель:   В целях экономии времени мы с ученицами 7 в класса для вас изготовили нужное количество модулей и теперь приступим к изготовлению «Модульное оригами- лебедь» из треугольных модулей по следующей  схеме. (Слайд 31)

Это одна из наиболее простых схем лебедя из бумажных треугольников. Для создания такого лебедя нам понадобится 458 белых модулей и один красный (или оранжевый) для клюва; 56 белых модулей для подставки. (Слайд 32)

И так приступим.

1. Начинаем делать первые два ряда. Берем три модуля и располагаем их таким образом (два на короткой стороне, а третий на длинной) (Слайд 33)

 

 

2.Вставляем уголки двух модулей в кармашки третьего(Слайд 34)

 

 

 

3.Берем еще два модуля и подсоединяем к получившейся конструкции. (Слайд 35)

 Так выполняется первое кольцо. Оно состоит из двух рядов: внутренний ряд, модули которого стоят на короткой стороне, и внешний ряд, модули которого стоят на длинной стороне.

 

 

Каждый ряд состоит из 30 модулей. Собирай кольцо по цепочке, придерживая его руками. Последним модулем замкни концы цепочки. (Слайд 36)

 

4.Возьми 30  модулей и выполни третий ряд. Обрати внимание на то, что модули надеваются в шахматном порядке. (Слайд 37)

 

5.Дальше, аналогично третьему ряду надеваем модули четвертого и пятого рядаю.(Слайд 38)

 

6.Теперь берем двумя руками слева и справа полученную юбочку, большими пальцами аккуратно вдавливаем середину, выворачивая изделие. (Слайд 39)

 

 

Вместо юбочки получаем блюдечко. (Слайд 40)

 

Края аккуратно загибаем вверх придавая изделию вот такую форму:

Вид сбоку.(Слайд 41)

Вид снизу

7.Дальше надеваем шестой ряд состоящий из 30 модулей таким же образом, как и предыдущий (не забывая, что модули располагаются в шахматном порядке) Теперь надевать их нужно сверху. Проверь, чтобы расположение модулей было таким же, как в предыдущих рядах. (Слайд 43)

8.С седьмого ряда начинаем делать крылья.

Таким же образом как и в предыдущих рядах одеваем 12 модулей. Потом пропускаем два уголка (от двух соседних модулей) и одеваем еще 12 модулей. На пропущенном месте с двумя уголками будет шея, а на более широком участке - хвост. (Слайд 44, 45)                                                                  

9.В следующем ряду уменьшаем каждое крыло на один модуль. Соответственно в каждом крыле восьмого ряда будет по 11 модулей. (Слайд 46)

Вид сбоку. (Слайд 47)

 

 

10. Продолжай делать крылья, каждый следующий ряд, уменьшая на один модуль. 9 ряд: 20 модулей, 10 ряд: 18  модулей, пока  всего останется 2 модуля по одному на каждое крыло (по ходу выкладывания крыльев слегка их выгибаем, придавая нужную форму) (Слайд 48, 49)

 

поворачиваем лебедя к себе задом и делаем хвостик (тоже по принципу уменьшения на один модуль в каждом ряду) (Слайд 50)

Осталось сделать шею и голову лебедя. Для нее нам понадобится 19 белых и один красный модуль. В красном лучше заранее склеить уголки, чтобы клюв у лебедя не был раздвоенным. Собирается шея несколько по другому.

 Берем два модуля и располагаем вот так. (Слайд 51)

11.Вставляем уголки одного в кармашки второго. (Слайд 52)

 

и точно так же соберем все остальные, выгибая при сборке нужным образом. (Слайд 53)

 

 

12.Теперь аккуратно насаживаем шею на оставленные два уголка. Лебедь готов. (Слайд 54)

Можно сделать подставку в виде двух колец. В одном кольце — 26, в другом — 30 белых модулей. Соединяйте модули таким же образом, как при выполнении шеи. Кольца можно склеить и приклеить лебедя к полученной подставке. (Слайд 55, 56)

Тогда изделие примет вид: (Слайд 57)

 

 

 

Текущий инструктаж.

Контроль правильности выполнения задания.

Проверка выполненного задания.

IV. Закрепление темы.

Вопросы:

1. Родина оригами?(Китай, а получило развитие в Японии)

2. Какую бумагу можно использовать для изготовления оригами?(Офисную и любую другую)

3. С чего начинается изготовление модульного оригами?(с изготовления модулей)

4.  В чем заслуга Акиры Йошизавы?( благодаря ему после второй мировой войны произошёл взрыв популярности оригами)-один из основателей искусства оригами.

V. Итог урока.

VI. Домашние задание.

VII. Заключительное слово учителя:                    

                                    Значение занятий оригами.

     – Учёные утверждают, что детям полезно заниматься оригами. Занятия оригами:

учит совершать последовательные действия,

развивает способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев,

улучшает пространственное воображение и умение мысленно оперировать с пространственными предметами,

учит читать чертежи, по которым складываются фигурки,

развивает уверенность в своих силах и способностях,

стимулирует развитие памяти, развивает творческие способности и исследовательские навыки.

Занятия оригами помогают осваивать чтение и математику, улучшают почерк.

 Художники используют оригами, как способ выразиться творчески. Учёные, архитекторы и математики исследуют геометрию оригами для красоты или практических применений. Врачи используют оригами, чтобы помочь пациентам оправиться от болезни.

 Ученица№6   (Слайд 59)    

             Весь мир облетела история маленькой девочки Садако Сасаки, лишившейся родителей во время Второй мировой войны. Она жила в Хиросиме, в доме своего дяди. Садако заболела раком крови (лейкемией), и с этим страшным диагнозом её положили в больницу. Врачи не могли помочь девочке. На протяжении всей болезни Садако складывала из любых, попадавшихся в руки бумажек фигурки классических японских журавликов. Она верила в старинную легенду, о том, что тысяча таких сложенных фигурок может помочь ей в исполнении заветных желаний. Сначала Садако молилась о своём выздоровлении, однако, когда поняла, что умирает, то стала молиться о мире во всём мире. Садако успела сложить 644 журавлика.

Журавлика сложить можно следующим образом. (Слайд 61, 62)     

VIII. Уборка кабинета.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок на тему: "Модульное оригами. Лебедь""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Таргетолог

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока: · Обучение приемам работы в технике оригами. · Развитие навыков, умений по изготовлению модульного изделия в технике оригами. · Воспитание аккуратности и точности при изготовлении изделия в технике оригами. Значение занятий оригами. – Учёные утверждают, что детям полезно заниматься оригами. Занятия оригами: учит совершать последовательные действия, развивает способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев, улучшает пространственное воображение и умение мысленно оперировать с пространственными предметами, учит читать чертежи, по которым складываются фигурки, развивает уверенность в своих силах и способностях, стимулирует развитие памяти, развивает творческие способности и исследовательские навыки. Занятия оригами помогают осваивать чтение и математику, улучшают почерк. Художники используют оригами, как способ выразиться творчески. Учёные, архитекторы и математики исследуют геометрию оригами для красоты или практических применений. Врачи используют оригами, чтобы помочь пациентам оправиться от болезни.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 860 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.04.2020 626
    • DOCX 5.1 мбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сысуева Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сысуева Татьяна Николаевна
    Сысуева Татьяна Николаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80960
    • Всего материалов: 246

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель технологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 989 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика инструктажа и обучения в социальном учреждении по вопросам трудовой деятельности

180 ч.

3300 руб. 1650 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Басня как педагогическая технология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Технологии и анализ в медиакоммуникациях

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 72 человека из 33 регионов