Урок
№38
Тема: « Гуморальная
регуляция. Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки
сердца. Функциональные сердечно – сосудистые пробы как средство личного
самоконтроля.»
Задачи:
- формирование новых понятий
«функциональная проба», «дозированная нагрузка»;
повторить и закрепить знания по
теме « Кровообращение»
- развивать умения учащихся
сравнивать, обобщать, делать выводы.
Уметь
проводить функциональную пробу сердечно –сосудистой системы
- воспитывать санитарно-
гигиеническую привычку к здоровому. образу жизни, показать
вредное воздействие гиподинамии, курения, алкоголя на
сердце и сосуды.
Оборудование: таблицы: «Значение тренировки
сердца», « Вред курения», « Вред алкоголя»,
Тип
урока: Комбинированный
Методы
обучения:
обьяснительно-иллюстративный ( беседа, рассказ), проблемный
Ход урока
1.Организация
начала урока
- Сообщение темы и
задач урока
2.Проверка
домашнего задания.
А)
Что такое автоматизм сердца?
Б) Как влияет на работу сердца центральная
нервная система?
2 задание
у нас следующее. Терминологический опрос.
Терминам, которые вы видите на таблице,
нужно дать определения
1. Кровообращение
2.Гипертония
3.Пульс
4.Гиподинамия
5.Инфаркт
6.Инсульт
3.Изучение новой
темы
- Гуморальная
регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы
заполнить таблицу вместе с учителем
Фактор
|
Сердце
|
Сосуды
|
Уровень
кровяного давления
|
Адреналин
|
учащает ритм и
усиливает сокращения
|
суживает (кроме
сосудов сердца)
|
повышает
|
Ацетилхолин
|
замедляет ритм и
ослабляет сокращения
|
расширяет
|
понижает
понижает
|
Тироксин
|
учащает ритм
|
суживает
|
повышает
|
Работа
сердца меняется при увеличении физической нагрузки, умственном напряжении,
эмоциональном состоянии.Философы и поэты отожествляют сердце с душой
человека, полагая, что именно сердцем человек любит, ненавидит, чувствует и
переживает. Так ли уж неправы философы и поэты?
-Горе, радость, волнение отражаются
на сердечной деятельности.
Работа сердца
меняется при увеличении физической нагрузки, умственном напряжении,
эмоциональном состоянии
---Представьте себе
только, какую колоссальную работу выполняет наше
сердце.
За 1 минуту оно
перекачивает около 6 литров крови , значит, за урок –240л.
Кровью,которую перекачивает сердце человека в течение
жизни, можно было бы наполнить 4375 железнодорожных цистерн. Работа
сердца очень значительна. В сутки она
равна170тыс.КДЖ
И это
приравнивается работе подъёмного крана, поднимающего груз,
равный 1 тонне на высоту 5 этажного дома. И всё это
выполняет орган, масса которого немногим более 300г.
---Почему же
такой совершенный механизм начинает давать сбои?
----В чём причина
заболеваний органов кровообращения?
--- Как
предотвратить массовую распространённость этих заболеваний?
----
Вот наша задача на сегодняшний урок.
4.
Учащимся составить Постер «Факторы, влияющие на здоровье
человека».
На
основн данного материала
----Здоровье
человека во многом зависит от него самого, от того образа жизни, который
он ведёт. Рассмотрим эти факторы: Медики утверждают, что на
50 % наше здоровье зависит от образа жизни.
___Что
такое здоровый образ жизни?
Здоровый образ
жизни - это система поведения человека, включая физическую
культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к
окружающим людям,обществу, природе.
---Не секрет, что причиной
широкого распространения сердечно- сосудистых
заболеваний,
является массовое распространение курения. К, сожалению, это
явление очень распространено среди молодёжи.
---- На деятельность сердца и
сосудов отрицательно влияет и алкоголь.
---От
образа жизни зависит состояние сердца и
сосудов.
---Обратите
внимание на таблицу. Можем ли мы определить ,
чем отличается сердце тренированного человека от
нетренированного?
--- Сердце
тренированного человека имеет хорошо развитую сердечную мышцу
левого желудочка, относительно большая полость сердца.
У нетренированного человека - сердечная мышца развита слабо, и,
следовательно, полость сердца значительна меньше?
---Что случается с человеком, если он
без тренировки выполняет какую-то физическую
нагрузку? Например, бег на 100 м.
---
А
почему это происходит?
При
физической нагрузке обмен веществ в организме возрастает,
усиливается потребление кислорода и питательных веществ,
больше выделяется продуктов распада. Поэтому работа сердца
усиливается, оно мало отдыхает, быстро устаёт.
У
тренированных людей сердце может за один толчок
выбросить много крови, поэтому
Оно не так
сильно бьётся, больше отдыхает, меньше устает. В
этом случае говорят: сердце работает экономно.
У
нетренированного человека сердечная мышца слабая и не
может вытолкнуть много крови.
В итоге
мышца сердца и мышца тела получают недостаточно
кислорода, или, как говорят, работают в условиях
кислородного голодания. В организме накапливаются
вредные продукты обмена веществ, что приводит к
более быстрому износу сердечной мышцы.
---
Следует
помнить, что в подростковом возрасте рост сети
кровеносных сосудов отстаёт от роста сердца. Поэтому
сердце затрачивает дополнительные усилия на проталкивание
крови через узкие просветы сосудов. В этот период нужны
физические нагрузки, но в пределах возможностей каждого.
--- Чтобы определить степень своей
тренированности и работоспособности проведём
функциональную
пробу. Функциональная проба – это реакция человека на
дозированную нагрузку. Каждый человек может выполнить
предложенную, измерить свою реакцию на неё, а
потом, сравнив полученные данные со средним
значением функциональных проб, выяснить, насколько она лучше
или хуже.
Выполним
функциональную сердечно- сосудистую пробу.
Сейчас вы получите
инструктивные карточки для выполнения практической работы.
Инструктивная карточка
«Функциональные сердечно – сосудистые пробы
как средство личного самоконтроля»
Фамилия__________________
Имя______________
Цель: Определить реакцию сердечно-сосудистой
системы на дозированную нагрузку
Оборудование: секундомер или часы с секундной
стрелкой
Ход работы.
1. Найдите пульс. Обычно принято
определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2-,
3- и 4-й пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава, нащупывают
артерию и прижимают ее к кости.
2.Подсчитайте
число ударов в спокойном состоянии за 10 секунд. Этот
показатель
умножьте на шесть и вы получите ваш пульс за 1 минуту.
3.Сделайте
10 приседаний в быстром темпе, снова подсчитайте число ударов за 10 секунд.
Этот показатель умножьте на шесть и вы получите пульс за 1 минуту.
4.После 5
минут отдыха в положении сидя подсчитайте пульс за 10 секунд. Определите
показания за 1 минуту.
5.Свои
результаты оформите в виде таблицы.
Число ударов за 1
мин.
в состоянии покоя
|
Число ударов за 1
мин.
после 10 приседаний
|
Число ударов за 1
мин.
после отдыха
|
|
|
|
6.Оцените свои
результаты.
Частота пульса в
возрасте 13-18 лет в норме составляет 60-90 ударов в
минуту. Результаты
хорошие, если частота пульса после приседаний повысилась на 1/3 или меньше от
результатов покоя; если наполовину-результаты средние, если больше, чем
наполовину – результаты неудовлетворительные. Частота пульса после приседаний
нормализуется спустя 2-3 минуты.
Сделайте вывод о
работе собственного сердца в покое и при нагрузке. Почему после
физической нагрузки частота пульса увеличилась?
В целях экономии
времени, задания и расчеты вы будете выполнять на этих карточках.
Подпишите свою
фамилию сверху и ознакомьтесь с инструкцией.
Вывод по
своим результатам.
---Как физическая нагрузка может повлиять
на работу сердца?
При физической
работе:
1.увеличивается объём
крови, протекающей через сердечную мышцу.
2.улучшается
снабжение её кислородом и питательными
веществами.
Это способствует
укреплению сердечной мышцы и её развитию.
5.
Закрепление материала
тест
« Да - нетка».
1.Постоянные
занятия физическим трудом и физической культурой
способствуют
развитию
и укреплению сердечной мышцы.
2.Никотин
вызывает сужение кровеносных сосудов.
3. « Перемежающаяся
хромота» - это результат неправильного питания.
4.Алкогольные
напитки, в том числе и пиво, нарушают кровообращение.
5.Гиподинамия
никак не сказывается на работу сердца и сосудов.
6.При
выкуривании сигарет успокаиваются нервы, снимается стресс.
7.Никотин усиливает
свёртываемость крови.
8.При
физической работе увеличивается объем крови, протекающей через
сердечную мышцу.
9.Сердечный
приступ может быть смертельным, если обширный участок
сердечной мышцы лишен кислорода.
10.Образ жизни
не влияет на продолжительность жизни человека.
Проверьте
себя: Если у вас 10 правильных ответов -------«5»
8-9 правильных ответов--------«4»
6-7 правильных ответов--------«3»
5и меньше правильных ответов—«2»
Правильные ответы:
1,2,4, 7, 8, 9. (Да)
6.Выводы
урока.
В заключении
урока подведём итог:
--Что
является причиной заболеваний сердца и сосудов?
--Как
предотвратить развитие болезней сердечно-сосудистой системы?
7.Итоги
урока. Выставление отметок.
8.Задание
на дом: параграф 32 Сочинение « О чём думает моё
сердце»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.